Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 18:01, курсовая работа
Цель работы: разработать методику для преподавания на уроках изобразительного искусства, на тему: традиционный костюм воронежской области.
Задачи:
- изучить особенности и основные характеристики одежды крестьян Воронежской области;
- разработать и апробировать программу преподавания элементов традиционного костюма воронежской области на уроках изобразительного искусства для учащихся начальных классов;
Введение…………………………………………………………………………………2
Глава I. История изучения и отличительные особенности традиционного костюма воронежской области……………………………………………………….6
1.1. Из истории традиционного костюма воронежской области…………………...6
1.2. Стилевые признаки традиционного воронежского костюма………………...12
1.3. Общие сведения об одежде……………………………………………………..17
Глава II. Методические разработки для изучения традиционного костюма воронежской области на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе………………………………………………………...36
2.1. Развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительному искусству………………………………………………………………………………..36
2.2. Создание методической разработки урока изобразительного искусства на тему « Традиционный костюм воронежской области»…………………………………….43
2.3. Дидактический материал в организации урока изобразительного искусства...52
Заключение…………………………………………………………………………….57
Список литературы………………
Применение разнообразных художественных материалов и техник в процессе выполнения заданий. На занятиях изобразительного искусства детям 8-10 лет для выполнения заданий предлагаются такие материалы, как акварель, гуашь, цветные мелки, уголь, черная тушь, пластилин и глина и др. В начале обучения в классе изобразительного искусства педагог обычно сам предлагает детям художественный материал с учетом поставленной задачи. По мере накопления опыта, формирования навыков изобразительной грамоты к выбору этого материала все чаще привлекаются сами дети. В дальнейшем дети самостоятельно выбирают наиболее подходящие для воплощения замысла художественные материалы.
Результаты практических наблюдений свидетельствует о том, что использование разнообразных художественных материалов и изобразительных техник учащимися активизирует интерес к процессу изображения предметов и явлений действительности. Например, создание витража специальными витражными красками. Ребята в ходе такой практической работы хорошо усваивают понятие «витраж», замечают его присутствие в окружающей жизни.
Творческое задание представляет собой задание, содержащее творческий компонент, для решения которого ребенку необходимо использовать знания, приемы или способы решения, никогда им ранее в рисовании не применяемые. Наибольший творческий потенциал содержат рисунки, выполняемые по воображению. Частое применение рисования по воображению приучает учащихся постоянно думать и искать различные варианты выполнения заданий.
О роли наблюдения перед рисованием с натуры. При рисовании с натуры важную роль для развития творческих способностей детей 5—10 лет играет тренировка их наблюдательности, организация целенаправленных наблюдений окружающей действительности.
Наблюдения перед проведением творческих заданий и упражнений играют существенную роль в совершенствовании глаза ребенка, в развитии способности замечать различные цветовые оттенки предметов. Осмысление и анализ увиденного с эстетической точки зрения, наслаждение, испытываемое от созерцания предметов, активизирует детей к непосредственному творчеству. А. А. Мелик-Пашаев пишет, что эстетическое отношение к миру — незаменимая психологическая первооснова всякого художественного творчества. Он отмечает, что эстетическое отношение к миру, присущее художественно одаренному человеку, преобразует весь непрерывный поток жизненных впечатлений в потенциальное содержание художественных замыслов [8, с. 33].
Систематические упражнения по наблюдению с натуры приводят к тому, что ребята начинают замечать тончайшие изменения в природе, видеть едва заметные оттенки цвета и цветового тона.
Знакомство с творчеством художников — одна из форм работы в структуре методической системы. В исследованиях вопроса о роли бесед по изобразительному искусству выявлено, что развитие способности воспринимать художественное произведение необходимо начинать с развития внимания, наблюдательности, чуткости к художественному образу — это подчеркивали Я. Н. Волков, Н. В. Краснов, В. С. Кузин, Е. В. Шорохов.
Знакомство 5- 10-летних детей с произведениями искусства необходимо строить с учетом создания таких ситуаций, которые уводили бы детей от восприятия только схемы произведения, не давали бы им сосредоточиться на внешней, видимой стороне картины, помогали подойти к картине без сложившихся штампов восприятия. Педагог не заставляет детей рассмотреть, вглядеться, полюбоваться работой, а ставит их в условия, активизирующие воображение. Предлагает задания, которые настраивают детей на рассматривание картины, пробуждают творческий подход к интерпретации увиденного.
Умение встать на точку зрения другого, понять и почувствовать его изнутри, развитие сопричастности ко всему окружающему в мире, ещё наблюдение становится источником художественных замыслов, — все эти качества развиваются специальными заданиями для детей 5-10 лет. Например, при первых опытах рассматривания работ художников ребятам предлагается выбрать картину, созвучную с их настроением. Дети в этом случае очень тщательно рассматривают картины, оценивая настроение каждой работы, сопоставляя его со своим. При всей простоте этого задания ребятам приводится проделывать огромную умственную и духовную работу, которая происходит благодаря нестандартной установке на восприятие (рассмотрите и оцените картину с точки зрения настроения, соотнесите ее со своим состоянием). Аргументы в пользу выбранного решения ученики приводят элементарные, но они доказывают, что дети очень тонко чувствуют живопись при соответствующей установке на восприятие.
Условием развития детского творчества, является интеграция различных видов искусства.
Объединение разных видов деятельности одним тематическим содержанием создает возможности для расширения ассоциативных связей, творческого осмысления темы, обеспечивает глубокое познание и эмоциональное переживание ребенком образов, созданных в изобразительной деятельности, музыке, литературе.
Рассмотрим пример интегрированного занятия «Изобрази в рисунке то, что ты увидел и повествовал в музыке», на основе прослушивания музыкального произведения Л. Бетховена «Весело— грустно», его небольшого анализа.
Во время прослушивания детям предлагалось постараться увидеть в музыкальном произведении какие-то жизненные явления, почувствовать смену настроений и подумать, что и как можно изобразить в рисунке.
Необходимо отметить эмоциональность, активность детей, их увлеченность при выполнении этого задания. Во всех рисунках передавалось настроение музыки изобразительными средствами. Кроме того, некоторые музыкальные фрагменты получили яркую, необычную для детей этого возраста изобразительную трактовку.
Вяление задачи интеграции и взаимодействия искусств немыслимо без творческой среды, общения между детьми и педагогическим коллективом на уровне сотворчества.
Разработка занятий с учетом интеграции видов искусств гарантирует повышение уровня развития творческих способностей. Знания детей пополняются знаниями о музыке, литературе, театре и т. д., что не может не сказаться на общем культурном уровне детей.
Необходимым условием развития творческих способностей личности является обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству ребенка, выражающегося в поддержке добровольного выбора ребенком вида деятельности, обеспечении необходимыми материалами для нее, эмоциональной поддержке его успехов.
Позитивное отношение родителей к изобразительному творчеству можно сформировать с помощью работы педагога дополнительного образования с семьей.
В ходе формирующего эксперимента педагог дополнительного образования осуществляет широкое просвещение родителей по следующему кругу вопросов:
• значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей;
• формирование позитивных отношений между детьми и взрослыми;
• нравственное, эстетическое, воспитание детей;
Основная цель работы - развитие творческих способностей детей через комплексные развивающие занятия с непосредственным участием родителей.
Для активной творческой деятельности по изобразительному искусству необходимо создать комфортную атмосферу, полную интересных, неожиданных переживаний, которая способствует удовлетворению внутренних потребностей само выражения в творчестве. Педагогу необходимо самому уметь находить неожиданную точку зрения на предмет, явление или произведение искусства, новый поворот в трактовке темы, нестандартное применение уже известных предметов. Только тогда занятия будут эффективны [9].
2.2. Создание методической
разработки урока
Тема урока: «Традиционный костюм воронежской области».
Цель урока: Выполнить традиционный воронежский костюм красками, на формате А4.
Задачи урока:
1) развить интерес к народному искусству, формирование художественного вкуса;
2) развить у детей
3) познакомить учащихся с особенностями костюма воронежской области;
4) научить детей рисовать фигуру человека в традиционном костюме с его особенностями;
5) воспитать у учеников трудолюбие, внимание, усидчивость и аккуратность.
Методы обучения:
1) наглядные методы обучения (метод иллюстраций, метод демонстраций);
2) словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение);
3) практические методы обучения (творческие упражнения);
4) частично-поисковый метод обучения;
5) методы стимулирования
учебной деятельности
Оборудование для учащихся: акварельная бумага, акварельные или гуашевые краски, простой карандаш, ластик, кисти, тряпка, баночка для воды.
Оборудование для учителя: наглядные пособия, таблицы: иллюстрации с воронежскими костюмами; образец элементов традиционного орнамента.
План урока:
1.Беседа о традиционном костюме.
2.Пропорции человеческого тела.
3.Постановка художественной задачи.
4.Выполнение учащимися небольшого эскиза, где определяется колорит и основной характер костюма.
5.Обсуждение эскизов.
6.Работа над окончательным вариантом.
7. Подведение итогов и обсуждение лучших работ.
Ход урока:
1. Беседа о традиционном воронежском костюме.
Здравствуйте ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с жителями нашего края, узнаем историю воронежского костюма и нарисуем женский и мужской костюм воронежцев.
Народная одежда Воронежского края долгое время сохраняла самобытные черты, определяющие этнические и локальные особенности раз личных групп населения: покрой, способ ношения той или иной детали, использование украшений, орнаментацию. Большое место в одежде отводилось различным символическим и магическим приемам, направленным на обеспечение продления рода, благополучия и богатства людей, а также на защиту их от неблагоприятного воздействия со стороны злых сил. Такие магические обряды уходят корнями в толщу веков и имеют тесную связь с древнейшими религиозно-магическими представлениями. Несмотря на свою архаику, многие из них продолжают бытовать и в настоящее время.
Женская и мужская одежда изготавливалась из льняной, конопляной, шерстяной или полушерстяной ткани домашней выработки, а также из тканей фабричного производства: шёлковых, шерстяных, хлопчатобумажных, парчовых.
Верхняя одежда была одинаковой и для мужчин, и для женщин, различало их только большее или меньшее количество украшений. Верхняя одежда использовалась и в качестве обрядовой, при этом первостепенное значение имела шуба и вообще меха [14, c. 79].
Комплекты мужской и женской одежды являлись своего рода стандартом, которого придерживались русские люди, жившие в том или ином районе Воронежского края. Однако в рамках этого стандарта можно было обнаружить значительную вариантность костюма, что вообще присуще традиционной культуре. Крестьяне носили: женщины –понёвный тип одежды, девушки–сарафанный. Полный набор понёвного комплекса состоял из понёвы, рубахи, запана, завески, или фартука, покромки, гаруса, одного-двух монист и каскада бус, головных уборов: «кички», или «сороки», кокошника, комплектов платков, шалей и «подшальников», шубы дублёной или крытой и набора обуви.
Понёвный комплекс предназначался только для замужней женщины. Понёва –это юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или хлопчатобумажной ткани, стянутая на талии узким пояском. Понёвы Воронежской губернии по богатству и художественным качествам были самыми красочными нарядами из всех губерний.
В Воронежской губернии самой распространённой была понёва с чёрными клетками – «черноглазка». Размер клеток на понёве указывал, много или мало земли имеют крестьяне в селе. Понёвы делились на праздничные и будничные.
Основу женского костюма повсеместно составляла рубаха. Шилась она длиной до пояса из домотканой холстины, позже – из покупной фабричной ткани. Эта часть одежды во многих местах называлась «станушкой». Рукава рубахи замужней женщины украшались богаче и ярче, чем рукава девичьей рубахи. Каждая женщина имела в своём сундуке целый набор рубах на любой случай жизни: будничные, праздничные, воскресные, для свадьбы, для престольного дня.
Одной из важнейших составляющих женского костюма Воронежского края был передник. Его носили девушки и женщины в комплексе с понёвой, юбкой и сарафаном. Были зафиксированы следующие разновидности передников: туникообразный, нагрудный, поясной.
По яркости, цветовой броскости и богатству украшений девичий сарафанный комплекс был несколько беднее женского понёвного, но не менее красив. Он состоял из чёрного шерстяного сарафана, рубахи, головного убора -клеёнки, которую в некоторых местах называли обручем, набора платков и шалей, набора обуви, перешитой шубы, корсетки, нашейных украшений: кругового и висячего мониста или каскада стеклянных бус.
Основной частью комплекса девичьей одежды в Воронежской губернии был глухой многоклинный сарафан из тонкой шерстяной ткани домашней выделки, всегда чёрного цвета. Шился он из 6-7 клиньев, расположенных сзади, и одного прямого сквозного полотна–спереди.