Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 19:00, реферат
Рококо стало блестящим завершением стиля барокко. В наследство от предыдущего столетия XVIII век получает особое эстетическое сознание, в котором высокоразвитый художественный вкус становится важнее многих других человеческих качеств. Вкус предполагал умение не только отличить прекрасное и знать, как его воссоздать, но и умение глубоко наслаждаться творением. Если для барокко необходима вся гамма эмоций – от радости до трагедии, то для наслаждающихся рококо – лишь изысканно тонких, изящных.
ВВЕДЕНИЕ
Рококо стало блестящим завершением стиля барокко. В наследство от предыдущего столетия XVIII век получает особое эстетическое сознание, в котором высокоразвитый художественный вкус становится важнее многих других человеческих качеств. Вкус предполагал умение не только отличить прекрасное и знать, как его воссоздать, но и умение глубоко наслаждаться творением. Если для барокко необходима вся гамма эмоций – от радости до трагедии, то для наслаждающихся рококо – лишь изысканно тонких, изящных.
"Изящный"
– ключевое слово данной эпохи. Именно
тогда наблюдается уход от жизни в мир
фантазии, театрализованной игры, мифических
и пасторальных сюжетов с обязательным
налётом эротизма. Поэтому даже у выдающихся
мастеров изделия хотя и декоративны,
грациозны, но несколько поверхностны.
Мастер Томас Чиппендейл
Английская мебель середины XVIII века в метрополии, а затем и в английских владениях Нового Света, обязана деятельности великого мастера - краснодеревщика и впоследствии дизайнера мебели Томаса Чиппендейла (Родился в 1709, крещен 5.6.1718, Отли, Йоркшир, — похоронен 13.11.1779, Лондон), создавшего новый стиль в мебели - ныне стиль Чиппендейла (Chippendale style). Т. Чиппендейл происходил из семьи столяра. Детство и юность Томаса прошли со столярными инструментами в руках, среди стружек и лаков, в окружении свежепахнущих резных деталей кресел, стульев и зеркальных рам в стиле "королевы Анны", на изготовлении которых специализировался Чиппендейл-старший. Семья мечтала о том, что их сын продолжит дело отца.
Никто из родственников и соседей не предполагал, что сын простого резчика прославится на весь мир, и через несколько лет после его смерти в их краях будет поставлен памятник "Великому гражданину города Отли". Памятник сэру Томасу Чиппендейлу. О ранних годах жизни мастера почти ничего не известно. Нет ни семейных хроник, ни портретов. С уверенностью можно сказать лишь то, что Томас обучался грамоте, счету и рисованию, наблюдал за работой отца и помогал ему, постигая секреты ремесла. В 1739 году в возрасте 21 года он покинул Отли, перебравшись в Лондон. Там Чиппендейл начал работать резчиком по дереву, а вскоре всерьез увлекся мебельным делом. В 1748 году он празднует свое тридцатилетие, но ни славы, ни богатства пока не ждет. В том же году он играет свою первую свадьбу с Кэтрин Редшоу. По-видимому, женился он "на деньгах", потому что венчание состоялось примерно за год до открытия Томасом собственной мастерской в Лондоне, что требовало довольно значительных средств. В этом же году у Чиппендейла родился первенец, названный так же Томасом, который впоследствии, после смерти отца, возглавит уже всемирно прославленную мастерскую.
В Англии процветало огромное количество столярных предприятий, производивших мебель. В Лондоне основная их масса была сосредоточена на северной границе Вестминстера, на St. Martin's Lane (улице Святого Мартина). Сюда Чиппендейл и перебрался через пять лет после своей свадьбы, в 1753 году. Успехи в продаже мебели его изготовления позволили ему организовать здесь более крупную мастерскую.
Цех Чиппендейла был по сравнению с предприятиями соседей – небольшим. Однако, для новатора, человека огромной энергии, который, более чем заурядный краснодеревщик был полностью погружен в технические аспекты своего ремесла, это было, фактически, предприятие, производившее обширный ассортимент самых разных проектов мебели, изготовленной в модных стилях рококо, который принес славу мастеру при жизни и увековечил его имя в памяти грядущих поколений.
Однако, в те времена, когда Чиппендейл только начинал свою работу в Лондоне, “генеральным направлением” в оформлении домашних интерьеров был стиль “Queen Anne”. Мебель декорировали, вырезая на ней раковины и листья. При королеве Анне Стюарт в дизайне впервые появились “китайские мотивы”, а для завершения работы над мебелью мастера стали широко применять и усовершенствовать лак.
Королева Анна правила страной приблизительно с 1702г по 1714г. И в Англии начала восемнадцатого столетия с именем королевы связывали тот стиль мебели, которой присутствовал в оформлении ее дворцов, но на который она сама, кстати, никоим образом не оказывала никакого влияния. Многие из ее придворных, государственных деятелей, и даже более бедных англичан старались подражать оформлению королевских резиденций, собирая и коллекционируя в своих домах какие-то отдельные предметы “королевской обстановки”.
События, происходившие в социальной жизни общества, меняли его уклад. Появлялись новые традиции и забавы: чаепития, кофейные и игровые комнаты, для оформления которых требовались совершенно новые формы мебели. И конечно, жители английских колоний стремились перенимать быстро изменяющиеся манеры и моды своей старой Родины. Новым предметом домашнего интерьера в середине XVIII столетия, в частности, становится “шкаф-секретер”. Такие шкафы заказывали важные аристократические персоны, приближенные к правительству.
Английский средний класс остро нуждался в качественной, модной мебели, соответствующей возрастающему уровню благосостояния населения.
В
1754г Томас Чиппендейл публикует
свою книгу “Gentleman and Cabinet-maker's Director”
(“Указатель для клиентов и краснодеревщиков”)
- роскошный каталог, в который помещает
160 гравюр и первое описание пяти классических
направлений в архитектуре, которые он
применил для создания мебели.
Английская
мебель середины XVII века
Своеобразие английской мебели XVIII столетия, самым характерным мастером которой был Чиппендейл, во многом обязано тесной связи мастеров-мебельщиков с архитекторами, которая особенно усилилась во второй половине XVIII в. Это явление способствовало единому решению интерьера, а также наложило свою печать на дизайн мебельных изделий с точки зрения большего понимания пропорциональных соотношений и характера отбора декоративных элементов.
Первое
издание “Указателя”
Долгие годы “Указатель” Чиппендейла оставался наиболее влиятельным руководством для мастеров и заказчиков. Появление новых методов производства и передовой для того времени технологии позволили краснодеревщикам в неограниченных количествах воспроизводить проекты, представленные в этой замечательной книге Чиппендейла. Успех ее у специалистов и читателей был настолько велик, что понятие “Chippendale” стало основным для, фактически, всей мебели, изготовленной из красного дерева в середине XVIII века. Сам же Чиппендейл до конца своей жизни оставался одним из многих бизнесменов и краснодеревщиков с улицы Сен.Мартин, из мастерской которого в 1750-1775 гг выходила качественная, модная мебель. “Указатель” же был по сути – уменьшенным собранием проектов мебели, разнообразные стили которой были доступны дворянству в середине XVIII века.
Тридцать лет- с 1750 по 1780 гг- в английском мебельном дизайне главенствовал стиль “Chippendale”. После появления первого издания “Указателя” - эта книга принесла мастеру популярность и славу. Мебель, созданная по эскизам Чиппендейла, была прочной, долговечной и комфортабельной. Еще при жизни Чиппендейл достиг более высокой известности, чем любой другой английский дизайнер и, несомненно, его работы оплачивались по более высоким счетам, чем на самом деле стоили. Его книга, которую по праву можно назвать так же и первым торговым каталогом, сделала огромную рекламу проектам Чиппендейла. В американской Вирджинии, Томас Джефферсон (будущий президент США), интересовавшийся не только политикой, но всеми новыми веяниями в общественной жизни, приобрел копию второго издания “Указателя” Чиппендейла (в настоящее время эта книга хранится в собрании “Jefferson Collection” Библиотеки Конгресса США).
За первой публикацией “Указателя для клиентов и краснодеревщиков” Томаса Чиппендейла последовала вторая - дополненная новыми гравюрами и проектами, что более чем стимулировало появление новых модных направлений – эта книга немедленно вызвала соревнование между дизайнерами. В 1750г, Томас Джонсон (до тех пор неизвестный Лондонский резчик по дереву) опубликовал серию гравюр сюрреалистического дизайна, которые включали большое разнообразие и богатство декоративных мотивов. В орнаментах отделки мебели появились сюжеты из басен Эзопа; металлические кружева; искусно вырезанные на красном дереве фонтаны и струящиеся водопады. Среди привычных украшений рококо - листьев и деревянных завитушек, возникли китайские иероглифы, фигурки животных и птиц, маски, дельфины, бабочки и кузнечики. Увядающему английскому рококо словно перелили свежую кровь.
Чиппендейл никогда не повторялся в своих проектах. Каждый из его заказчиков приобретал уникальные модели, существовавшие лишь в одном экземпляре. Мебельный цех Чиппендейла занимался не только производством отдельных фурнитурных изделий, но и решением интерьера в целом. Например, в поместье Ностел-прайори - все, вплоть до дверных молотков, делалось по проекту и под наблюдением мастерской Томаса. Сам Чиппендейл принимал непосредственное участие в ее работе, а также заключал подряды с мастерами тех специальностей, которых не было в его фирме (часы, гардинное полотно, зеркала и т. д.).
Главным заказчиком и покровителем Чиппендейла был английский аристократ сэр Джилберт Хескот (Sir Gilbert Heathcote). По его заказу Чиппендейл поставлял мебель для резиденции Хескота – “Норменшон Холл” (Normanton Hall, Rutland) и для его городских домов в Фулхэме (Fulham) и на площади Гросвенор (Grosvenor Square). Даже для церемонии похорон своей матери сэр Джилберт заказал стулья в мастерской Чиппендейла.
Любимым материалом Чиппендейла было темное, до блеска отполированное, неокрашенное красное дерево. Он был прекрасным резчиком и любил украшать свою мебель искусным орнаментом. Часто мебель инкрустировалась различными фигурными декорациями: листьями, раковинами, и запутанными готическими узорами; “китайской решеткой”; лентами; различными мотивами рококо, заимствованными у мебели эпохи Луи XV.
Однако,
в отличие от изделий французских
мастеров рококо, мебель Чиппендейла
была очень целесообразна и
Лучшими проектами Томаса Чиппендейла эксперты считают его стулья и кресла с резными, “ленточными” спинками. Причем, формы спинок отличались большим разнообразием: в контурах центральных вертикальных планок часто угадывались силуэты изящной скрипки или высокой вазы. С неисчерпаемой выдумкой мастер варьировал ленточные орнаменты; трельяжи; узоры, образованные комбинациями С-образных элементов. Для ножек стульев Чиппендейла характерна изогнутая форма, с вырезанной “ступней” в форме птичьей лапки, орлиными когтями сжимающей шар. Иногда орлиные когти заменялись львиной лапой или просто наплывом.
Все типы мебели, изготовленной искусным мастером - изумительны: от обыкновенных умывальников до великолепных книжных шкафов, столов, диванов, часов, отделок для церковных органов, кроватей с четырьмя декоративными колоннами, зеркал, обеденных, кофейных и ломберных столиков. Для украшения этих предметов использовалось такое огромное разнообразие декоративных мотивов, что, по признанию специалистов -очень трудно как-то упорядочить или классифицировать их.