Мебель рококо. Мастер Томас Чиппендейл

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 19:00, реферат

Краткое описание

Рококо стало блестящим завершением стиля барокко. В наследство от предыдущего столетия XVIII век получает особое эстетическое сознание, в котором высокоразвитый художественный вкус становится важнее многих других человеческих качеств. Вкус предполагал умение не только отличить прекрасное и знать, как его воссоздать, но и умение глубоко наслаждаться творением. Если для барокко необходима вся гамма эмоций – от радости до трагедии, то для наслаждающихся рококо – лишь изысканно тонких, изящных.

Файлы: 1 файл

мебель чиппендейл.doc

— 68.00 Кб (Скачать)
justify">     С 1760г в работах Чиппендейла  начинает ощущаться сильное влияние  архитектора, исповедовавшего классицизм в искусстве - Роберта Адама, с  которым Чиппендейл совместно работал  над несколькими крупными проектами: Дом лорда Хервуда (Harewood House) и Монастырь Ностелл (Nostell Priory). Классические модели мебели архитектора Адама были изумительно просты. Именно они повлияли на развитие русских мебельных форм в конце XVIII - начале XIX вв. Постоянным же партнером Чиппендейла был обойщик мебели Джеймс Ренни (James Rannie), а когда Ранни умер его работу продолжил один из бывших подмастерьев Ренни - Томас Хейг (Thomas Haig), который и стал деловым компаньоном Чиппендейла.

      

Мебель  Томаса Чиппендейла 

     Определенную  роль в судьбе стиля рококо сыграло открытие мебельщиками свойств красного дерева (махагони), попавшего в Европу в 1725 году с английским судном, капитан которого, плывя с Ямайки, использовал его в качестве балласта. Чиппендейл одним из первых стал английским краснодеревщиком. Податливая для инструментов резчика древесина, которую везли в Англию с Кубы и из Гондураса, была удобна для изготовления как крупных, так и мелких деталей с их тонкой резной проработкой. Она оказалась подходящей также и для облицовки местных материалов.

     Еще в конце 40-х годов XVIII века Чиппендейл резко уменьшает массивность  мебели, изыскивает пропорции, делающие изделия более легкими по зрительному  ощущению, изящными в целом и в  деталях. Существенное отличие его  мебели от французской заключалось  и в том, что он не скрывал фактуру дерева под левкасом, краской и позолотой, как это делали французские мастера, а покрывал поверхности только воском. И все же он не отходит от "стиля королевы Анны" полностью. Более того, он соединяет воедино черты прежней мебели с объемными рокайльными украшениями в виде раковин и завитков. Также значительное место в арсенале его декоративных средств заняли мотивы, почерпнутые из поздней готической архитектуры и декоративного искусства Китая. Оригинально переработав и весьма органично соединив все эти разнородные элементы, Чиппендейл выработал собственный стиль, который еще при жизни мастера стал называться его именем. Характерная особенность стилистики Чиппендейла уже в это время - полное отсутствие попыток применить технику интарсии, маркетри или мозаики для декорирования поверхностей изделий. Только естественные текстура и цвет махагони, усиленные вощением. Следует отметить, что вторая половина XVIII века - время быстрого превращения Англии в мировую колониальную империю первой величины. Британские политики, интеллектуалы и деятели бурно развивавшейся промышленности не могли мириться с гегемонией Франции как законодательницы моды и вкусов. Они искали собственные корни и идеалы. И, конечно, "экстренный оригинальный продукт", соответствующий их желаниям, мог оказаться лишь эклектическим смешением из разных источников, но непременно мирового значения. С решением этой задачи в дизайне мебели блестяще справился Томас Чиппендейл, соединив чопорную умеренность барочного "стиля королевы Анны", экзотический колониальный аромат Востока, космическую математичность готики, "вечные" античные мотивы классицизма, изобретательную изысканность рококо. Без сомнений, Чиппендейл явился зачинщиком той стилевой эклектики, которая наметилась в европейской архитектуре и прикладном искусстве в последней четверти XVIII века (во "втором классицизме") и буйно расцвела в XIX веке (ампир, бидермейер и псевдостили). Успех Чиппендейла в большой степени объясняется тем, что он талантливо сумел следовать главному для "дикого капитализма" коммерческому закону: выигрывает тот, чей продукт по нраву наибольшему числу потребителей. Однако условия, в которых в то время работали английские мастера мебели, были, по сравнению с Францией, весьма неблагоприятными для реализации честолюбивых устремлений. Имела место мощная конкуренция, а главное - в Англии не было ничего подобного тому простому институту формирования моды, который давно существовал во Франции, где новые веяния возникали и реализовывались при королевском дворе, а затем "спускались" с вершины пирамиды до низов общества. В Англии, по сути, не было королевских архитекторов, живописцев, оружейников, мебельщиков и т. д., не было и королевских мастерских. Об огромной популярности каталогов Чиппендейла говорит, в частности, тот факт, что их экземпляры приобрели Екатерина II, Людовик XVI и Томас Джефферсон (президент США с 1901 года). Новые гравюры Чиппендейла прозрачно намекали на возникшие изменения в моде XVIII века. Появились некоторые классические веяния: прочность, основательность, величие. Стали пользоваться все большей популярностью такие декоративные украшения, как головы титанов и классических греческих божеств, львиные лапы и лавровые венки.  

     Заключение 

     Множество экземпляров удивительно-прекрасной мебели 18 столетия во все времена приписывалось авторству Чиппендейла, имя которого стало хрестоматийным в истории искусства. Однако, при тщательной проверке оказывалось, что оригинальной работе мастера принадлежат из них лишь единицы. Проекты Чиппендейла во множестве копировались мастерами разных стран, а его рекоммендациями из каталога “Gentleman and Cabinet-Maker's Director” пользовались, как в Европе, так и в Северной Америке. Но, даже в тех случаях, когда какие-то изделия уверенно определяются экспертами, как производство мастерской великого английского дизайнера, все равно нельзя сказать наверняка, что непосредственно сам Чиппендейл работал над их созданьем. Поскольку фирма Чиппендейла имела множество клиентов, в ней работало много профессиональных мастеров, которые выполняли наибольший объем производства.

     Эксперты  считают, что Чиппендейл отнюдь не изобрел  новый стиль, а, скорее, явился новатором, легко и свободно применявшим  в своих работах фантазию, вдохновленную  новыми экзотическими мотивами и  событиями, происходившими в XVIII веке. Однако...почему-то ни один из современных мастеров не менее бурного XX столетия не удостоился той чести - представлять свою эпоху в истории хотя бы мебельного дизайна...  
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература:

  1. Кес Д. Стили мебели. М: Издательство В. Шевчук, 2005-с.272
  2. Мак-Коркодейл, Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней. – М.: Искусство, 1990. – 245с.
  3. Прахт П. Мебель и архитектура. М., 1993. -  с.168
  4. Соболев Н. Н. Стили в мебели. М.: Сварог и К. - 2000 – с. 168
  5. Соколова  т.м. Художественная мебель. М.: Сварог и К.- 2000 -с.163

Информация о работе Мебель рококо. Мастер Томас Чиппендейл