Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 18:41, реферат
Иван Иванович Шишкин - не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов. Шишкин знал русскую природу 'ученым образом' (И. Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Из этого знания и этой любви родились образы, которые давно стали своеобразными символами России. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу.
В 70-е годы в произведениях Саврасова все более ощущается печаль, тревога, а то и острая тоска: "Лунная ночь. Болото" (1870, ГТГ), "Закат над болотом" (1871, ГРМ).
Под впечатлением личной трагедии (смерть дочери в 1871г.) Саврасов создает одно из самых драматических своих полотен "Могилы над Волгой" (1874, частное собрание).
В конце 70-х годов художник тяжко заболевает, в творчестве его заметны черты упадка. Но и в поздний период появляются подлинно поэтические произведения, и среди них - "Рожь" (1881, ГТГ), "Зимний пейзаж" (частное собрание), "Северная деревня", "Весна. Огороды" (1883, Пермская гос. художественная галерея).
Нелегкими оказались
для художника последние
Его ученик И.И.Левитан
писал: "Не стало одного из самых
глубоких русских пейзажистов, с
Саврасова появилась лирика в живописи
пейзажа и безграничная любовь к своей
родной земле. Да, покойный Саврасов создал
русский пейзаж, и эта его несомненная
заслуга никогда не будет забыта в области
русского художества".
| ||||||||||
ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН
(1844-1930)
Репин Илья Ефимович [24.7(5.8).1844, Чугуев, ныне Харьковской области, - 29.9.1930, Куоккала, Финляндия, Репино Ленинградской области], русский живописец. Родился в семье военного поселенца. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художников (конец 1863) у Р.К.Жуковского и И.Н.Крамского и в петербургской АХ [1864-71; в 1873-76 пенсионер (стипендиат) в Италии и Франции]. Член Товарищества передвижных художественных выставок. Действительный член петербургской АХ (1893). В годы учёбы Репин сблизился с оказавшими на него большое влияние И.Н.Крамским и другими членами Артели художников, а также с В.В.Стасовым, познакомившись с эстетикой революционных демократов, он стал убеждённым её приверженцем. В 1860-е гг. Репин работает над учебными академическими произведениями и одновременно, вне стен АХ, - над портретами, жанровыми картинами и рисунками. В некоторых академических произведениях на мифологические и религиозные сюжеты ему удалось добиться жизненности образов, выразительной психологической характеристики действующих лиц ("Воскрешение дочери Иаира", 1871, Русский музей, Санкт-Петербург). Одарённость, наблюдательность и страстный темперамент художника, умение использовать позу, жест модели для её образной характеристики отчётливо проявились уже в его ранних портретах (портреты В.Е.Репина, 1867, Третьяковская галерея.; Р.Д.Хлобощина, 1868, и В.А.Шевцовой, 1869, - оба в Русском музее). В эти годы Репин создал большой групповой портрет "Славянские композиторы" (1871-72, Московская консерватория), в который, добиваясь, естественности группировки действующих лиц, ввёл жанровые элементы.
С начала 70-х гг. Репин
выступает как художник-
Более удачны пейзажи
этого периода, явившиеся важным
шагом в овладении Репин
С 1882 Репин жил в
Петербурге. Конец 1870-х - 1880-е гг. наиболее
плодотворный период в творчестве художника.
Появление на выставках его лучших картин,
проникнутых идеями освобождения народа,
борьбы с самодержавным строем, было событием
в художественной и общественной жизни
России. В 1880-х гг. Репин много работал
над темой революционного движения. Сочувствуя
революционерам, видя в них героев борьбы
за народное счастье, Репин создал целую
галерею положительных образов, ярко и
правдиво отразив и силу, и слабость разночинского
революционно-демократического движения
("Отказ от исповеди", 1879-85, "Арест
пропагандиста", 1880-92, "Не ждали",
1884-88, - все в Третьяковской галерее). В
центральном произведении цикла - "Не
ждали" - изображена сцена возвращения
ссыльного домой. В образе революционера
звучит трагическая тема трудной судьбы
героя. Репин показал зрителю сложную
гамму переживаний членов семьи, встречающих
отца, сына, мужа. Композиционное построение
картины с его чёткостью, необходимой
для монументального полотна, обусловлено
психологическими взаимоотношениями
героев; картина напоена воздухом и светом,
для передачи которых Репин пользуется
чистыми и светлыми цветами, составляющими
единую цветовую гамму. Изображая героическое
и возвышенное в жизни рядовых людей, Репин
придавал бытовому жанру то высокое значение,
которое раньше имела лишь историческая
живопись. В 1870-80-е гг. Репин создаёт и лучшие
портреты. В них проявились его демократизм,
его любовь к человеку, глубокий психологизм.
В грандиозной портретной галерее, созданной
Репиным, как и в жанровых картинах, раскрылись
существенные черты русской жизни - столь
ярки в социальном плане и столь много
говорят о своей эпохе эти портреты [В.В.Стасова
(1873), А.Ф.Писемского (1880), М.П.Мусоргского
(1881), Н.И.Пирогова (1881), П.А.Стрепетовой
(1882), А.И.Дельвига (1882), Л.Н.Толстого (1887)
- все в Третьяковской галерее; В.В.Стасова
(1883), Русский музей]. Высокого мастерства
достигает Репин в 80-е гг. и в графике, в
частности в портретном рисунке; графическая
манера Репина к этому времени становится
свободной, способной передавать натуру
во всём многообразии и красоте (рисунок
"Девочка Ада", 1882, Третьяковская
галерея, и "Невский проспект", 1887,
Русский музей, - оба карандаш). В 1880-1900-е
гг. Репин много работает над иллюстрациями.
Репин был также выдающимся художником в области исторической живописи. Его интерес к прошлому определялся вопросами, поднимавшимися современностью. Репина привлекали сильные натуры, судьбы которых связаны со значительными историческими сдвигами, привлекали психологические и драматические задачи ("Царевна Софья", 1879, Третьяковская галерея). Картина "Иван Грозный и сын его Иван" (1885, Третьяковская галерея), поражающая силой переданных в ней страстей и экспрессией их выражения, прозвучала как обличение деспотизма.
Последним значительным историческим произведением Репина была картина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1878-91, Русский музей), главным героем которой стал свободолюбивый народ, мужественно отстаивающий свои интересы. В 1890-е гг. Репин, переживая известный творческий кризис, временно порвал с передвижниками. В его статьях и письмах проскальзывают мысли, позволявшие современникам считать Репина отступником от идей демократической эстетики, но к концу 90-х гг. Репин вернулся на прежние позиции. В поздний период при отдельных удачах, Репин уже не создал картин равных произведениям 1870-80-х гг. Лучшие произведения 1890-1900-х гг. - это графические портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным творческим, артистическим началом (портрет Э.Дузе, уголь, 1891, Третьяковская галерея), а также впечатляющие остротой социальных характеристик и живописным лаконизмом портреты-этюды к монументальному групповому портрету "Торжественное заседание Государственного Совета" (выполнен совместно с художником Б.М.Кустодиевым и И.С.Куликовым, 1901-03, Русский музей). Глубоко народное, тесно связанное с передовыми идеями своей эпохи, творчество Репина - одна из вершин русского демократического искусства. В 1894-1907 Репин преподавал в АХ (в 1898-99 - ректор), став учителем И.И.Бродского, И.Э.Грабаря, Д.Н.Кардовского, Б.М.Кустодиева и многих др. После 1917 Репин, живший в усадьбе "Пенаты" в Куоккале (с 1899), оказался за рубежом. (Куоккала до 1940 принадлежала Финляндии.) Живя в Финляндии, Репин не порывал связей с Родиной, мечтал вернуться в СССР. В "Пенатах", где он умер и похоронен, в 1940 был открыт мемориальный музей. Мемориальный музей Репина есть также в Чугуеве. В 1958 в Москве открыт памятник Репину (бронза, гранит, скульптор М.Г.Манизер, архитектор И.Е.Рожин).
|
ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ СУРИКОВ
(1848-1918)
Василий Иванович Суриков родился в сибирском городке Красноярске 12 января 1848 года в казачьей семье. С Ермаком пришли с Дона его предки по отцовской линии, от которых он унаследовал гордый, вольнолюбивый характер. Мать также была из старинной казачьей семьи Торгошиных. Петр и Илья Суриковы, как и Василий Торгошин, упоминаются среди участников Красноярского бунта 1695—1698 годов. Суриков гордился своим происхождением и писал об этом: "Со всех сторон я природный казак... Мое казачество более, чем 200-летнее". Не осталась для него бесследной и художественная одаренность родителей. Отец его, страстный любитель музыки, великолепно играл на гитаре и считался лучшим певцом Красноярска; мать, прекрасная вышивальщица, обладала врожденным художественным вкусом. Истоком формирования понятий Сурикова о красоте была Сибирь, с суровостью, подчас жестокостью нравов, с мужеством людей, удалью народных игр, с "древней русской красотой" девичьих лиц, с величественной природой, живым дыханием истории.
Чтобы поддержать семью после смерти отца, Суриков вынужден служить канцелярским писцом. Иногда приходилось, вспоминал он позднее, "яйца пасхальные рисовать по три рубля за сотню"; однажды он выполнил на заказ икону "Богородичные праздники".
Рисунки Сурикова привлекли внимание красноярского губернатора П.Н.Замятина, и тот ходатайствовал перед Советом Академии о зачислении Сурикова учеником. Из Петербурга пришел положительный отзыв о работах, но с оговоркой, что стипендия назначена не будет. Помог богатый золотопромышленник П.И.Кузнецов, любитель искусства и коллекционер, который взял на себя расходы по содержанию молодого художника. В середине декабря 1868 года с обозом Кузнецова Суриков отправился в дорогу, длившуюся два месяца. К экзаменам в Академию Суриков оказался недостаточно подготовленным. Он поступил в школу Общества поощрения художеств к М.В.Дьяконову и за три летних месяца освоил трехгодичный курс. 28 августа 1869 года Суриков успешно сдал вступительные экзамены в Академию художеств, его приняли вольнослушателем и зачислили в головной класс. Осенью следующего года он уже работает над первым самостоятельным произведением "Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге" (1870, ГРМ).Учился Суриков в Академии успешно, брал от занятий все возможное.Блестящие достижения у молодого живописца были в композиции, недаром товарищи называли его "композитором".