Дмитрий Иванович Журавский

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 21:04, реферат

Краткое описание

Дми́трий Ива́нович Жура́вский (17 (29) декабря 1821, село Белое, Курской губернии; ныне Курской области — 18 (30) ноября 1891, Петербург) — русский учёный и инженер, специалист в области мостостроения и строительной механики; строитель знаменитого Веребьинского моста Николаевской железной дороги (в настоящее время — Октябрьская железная дорога). Лауреат Демидовской премии 1855 года.По окончании института Журавский был назначен на изыскания, проектирование и строительство Николаевской железной дороги между Петербургом и Москвой.

Файлы: 1 файл

Реферат. Дмитрий Иванович Журавский..docx

— 59.41 Кб (Скачать)

Николаевская  железная дорога.      

Дми́трий Ива́нович  Жура́вский (17 (29) декабря 1821, село Белое, Курской губернии; ныне Курской области  — 18 (30) ноября 1891, Петербург) — русский  учёный и инженер, специалист в области  мостостроения и строительной механики; строитель знаменитого Веребьинского  моста Николаевской железной дороги (в настоящее время — Октябрьская  железная дорога). Лауреат Демидовской  премии 1855 года.По окончании института Журавский был назначен на изыскания, проектирование и строительство Николаевской железной дороги между Петербургом и Москвой.

Дорога строилась  по прямому варианту, что потребовало  возведения 278 искусственных сооружений, в том числе 184 моста, 69 каменных и  чугунных труб и 19 путепроводов.                                        Руководил строительством мостов американский инженер Д. В. Уистлер. В качестве базового проекта использованы чертежи американского инженера и изобретателя Уильяма Гау.Суть проекта заключалась в том, что мостовой пролёт являлся деревянной фермой с раскосами, стянутой поперечными железными стержнями (использование двух материалов в несущих конструкциях было новшеством).                                                                                                    Металлические элементы сделали мост значительно прочнее без существенного увеличения веса сооружения.                                                                                                                                                                  Дмитрий Журавский теоретически перепроверил и усовершенствовал систему Гау: он доказал, что чем ближе к опорам, тем больше нагрузка на вертикальные тяжи и раскосы, и предложил делать элементы фермы разной толщины в зависимости от их расположения.Эти предложения были поддержаны Уистлером и использованы во всех мостах на дороге.                                                                                       Наиболее крупные железнодорожные мосты спроектированы и построены под его руководством.                   По окончании этих работ Журавскому было поручено подготовить проекты мостов, над которыми тот и проработал несколько лет.                                                                                                                           Затем ему была поручена постройка Веребьинского моста, этот особо сложный проект был успешно воплощён в решетчатой конструкции, состоящей из 9 пролетов по 54 м.                                      Для них было найдено оптимальное отношение крайнего и среднего пролетов неразрезной фермы.                                                                                                                                                                   Позднее была проверена и признана правильность его расчётов и неоспоримость его приоритета.          Эти доказательства позднее были подкреплены трудами французского инженера Ж. Бресса. Успешное окончание строительства Веребьинского моста послужило началом пути учёного и прославило Журавского как мостостроителя.                                                                                                Теория расчёта мостовых ферм стала выдающиймя вкладом в строительную науку, а автор Академией наук был удостоен большой Демидовской премией.

                                                                                                                                                                                                                   Руководящая и научная работа.                                                                                                                                         В эти же годы он вёл активную научную работу, исследовал прочность дерева при различных типах нагружения, а также изучал прочность рельсов при низкой температуре.Затем в 1877 году назначен директором департамента железных дорог и получил в своё ведение технически-инспекторский комитет.                                                                                                                                          Находясь на этом посту в период 1877-1889 годов он осуществил ряд важных мероприятий по увеличению провозной способности Российских железных дорог.                                                                                      В 1883—1889 годах Журавский также был членом Совета МПС (с 1886 года назывался Совет по железнодорожным делам).                                                                                                                                                        В «Журнале Министерства путей сообщения», «Русском Вестнике», «Современнике» и других журналах печаталось немало его статей по железнодорожному делу.                                                                                                                     Журавским впервые была разработана теория расчёта многорешётчатых деревянных ферм с железными тяжами (т. н. ферм Гау), которая была успешно использована им при проектировании мостов через реки Веребья, Волга, Волхов и др.                                                                                       Благодаря этим исследованиям, появилась возможность сооружать и безотказно эксплуатировать раскосные фермы пролётом до 60 м (размеры которых до этого назначались эмпирически, в связи с чем происходили обрушения построенных мостов). Журавский впервые (1855) предложил метод определения касательных напряжений в изгибаемых балках и установил наличие в стенках балок косых усилий (главных напряжений).                                                                                                                                                              Сочинение «О мостах по раскосной системе Гау», над которым он работал около десяти лет, было удостоено Демидовской премии (1855).                                                                                                              Формула Журавского для касательных напряжений:

                                                                                                                                      где Q — поперечная сила; S*x — статический момент отсечённой части поперечного сечения относительно оси х, F* — площадь отсечённой части поперечного сечения, yc — расстояние от центра отсечённой части поперечного сечения до оси х, Jx — главный осевой момент инерции полного сечения, by — ширина сечения в той точке, для которой находится напряжение.

Из формулы следует, что касательные напряжения меняются по высоте сечения в соответствие с параболической зависимостью, причём максимальные значения, представляющие интерес, наблюдаются на нейтральной  линии, проходящей через центр площади  сечения.

Например, для прямоугольного сечения b×h (b, h — ширина и высота сечения соответственно):

Для круглого поперечного  сечения радиуса R:

   

В качестве примера  ниже представлены распределения касательных  напряжений для прямолинейных балок  постоянных прямоугольного (b = 2 см, h = 4 см) и круглого поперечных сечения  при Q = 10 кН. Красная линия на рисунках соответствует напряжениям в  круглом сечении, синяя — в  прямоугольном. На левом рисунке  сравниваются балки одинаковой массы, на правом — одинакового момента  сопротивления изгибу.

 

Итог жизни.                                                                                                                                                                                                                        Журавский умер в 1891 году, являясь признанным авторитетом в области мостостроения. Похоронен на Митрофаниевском кладбище Санкт-Петербурга.                                                                                   Он на практике применял разработанные теории став одним из основоположников научного подхода к строительству мостов.

Память о Журавском                                                                                                                                                               Бюст знаменитого строителя мостов, создателя расчета раскосных ферм и теории скалывания при изгибе установлен в Колонном зале ПИИПС в 1897 году.                                                                                                                                                                    Именем Журавского Д.И. названа улица в г. Донецке (Украина)                             

Информация о работе Дмитрий Иванович Журавский