Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 18:41, реферат
Иван Иванович Шишкин - не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов. Шишкин знал русскую природу 'ученым образом' (И. Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Из этого знания и этой любви родились образы, которые давно стали своеобразными символами России. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу.
народов
Иван Иванович Шишкин - не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов. Шишкин знал русскую природу 'ученым образом' (И. Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Из этого знания и этой любви родились образы, которые давно стали своеобразными символами России. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Его называли лесной богатырь-художник, царь леса, старик-лесовик, его могли сравнивать со старой крепкой сосной, мохом поросшей, но, скорее, он подобен одинокому дубу со своей знаменитой картины, несмотря на множество поклонников, учеников и подражателей. Шишкин родился в Елабуге в семье небогатого купца 13 января 1831 г. Отец художника, Иван Васильевич Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором Истории города Елабуги. Он был единственным из близких, кто поддержал (после долгих колебаний) желание сына стать художником. Стремясь привить сыну интерес к истории, он привлекал его к археологическим раскопкам древнего Болгарского царства на Волге, где Иван Васильевич помогал московскому профессору К. И. Невоструеву. В 1844 году отец отдал мальчика в Казанскую гимназию, там будущий художник нашел себе несколько товарищей, с которыми мог рисовать и рассуждать об искусстве. Однако уклад гимназии, по словам самого Шишкина, препятствовал его стремлениям и наклонностям, и он после летних каникул 1848 года не вернулся в гимназию, чтобы не стать чиновником. Строки автобиографии, написанной в третьем лице, позволяют узнать о занятиях молодого Шишкина, получившего свободу от гимназии с ее узкой формалистикой. В 1852 году Шишкин поступает в Московское училище живописи и ваяния, получает хорошую подготовку под руководством А. Н. Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова). В 1856 Ч 1860 годах он продолжает обучение в Петербургской Академии художеств у пейзажиста С. М. Воробьева. Успехи молодого художника, отмеченные золотыми и серебряными медалями, подтверждают отзыв его прежнего наставника Мокрицкого, в связи с поступлением Шишкина в Академию: Лишились мы отличного и даровитого ученика, но надеемся увидеть в нем со временем отличного художника, если он с той же любовью будет заниматься в Академии. Развитие его идет стремительно. За свои успехи Шишкин получает последовательно все возможные награды. Твердость его руки вызывает изумление: многим его тщательно сделанные, сложные пейзажные рисунки пером и тушью кажутся гравюрами. Экспериментирует в литографии, изучает различные способы печати, присматривается к офорту, не очень в те времена распространенному в России. Стремится к уверности, сходству, портретности изображаемой природы уже в ранних работах. В 1858 Ч 1859 годах Шишкин часто бывает на Валааме, суровая, величественная природа которого ассоциировалась у юноши с природой родного Приуралья. В 1860 году за два валаамских пейзажа Шишкин получает Большую золотую медаль и право на заграничную командировку. Однако он не спешит за границу и весной 1861 года отправляется в Елабугу, где много пишет на природе, которой только может быть существенная польза для пейзажиста. За границу Шишкин едет только в 1862 году. Берлин и Дрезден не произвели на него особого впечатления: сказывалась и тоска по родине . Оживился Шишкин лишь в Праге, где встретился со многими чехами; народ все прекрасный и охотно говорят по-русски. Он восхищается рисунками славянских типов крупного чешского реалиста 60-х годов прошлого века - Йозефа Манеса. В 1863 году в Цюрихе Шишкин посещает мастерскую живописца и гравера Р. Коллера, где знакомится с техникой офорта. Горные пейзажи Швейцарии оставили художника равнодушным; вскоре вместе с воспитанниками Академии Л. Л. Каменевым и Е. Э. Дюккерком Шишкин начинает работать в Тевтобургском лесу близ Дюссельдорфа. Исполненные пером рисунки привлекли внимание многочисленных ценителей искусства. Сам художник вспоминал об этом: Где и куда ни пойдешь, везде показывают Ч пошел вот этот русский, даже в магазинах спрашивают, не вы ли тот русский Шишкин, который так великолепно рисует. В 1865 году Шишкин возвращается в Россию и за картину Вид в окрестностях ДюссельдорфаФ (1865) получает звание академика. Шишкин быстро входит в круг интересов отечественной художественной жизни, бывает на четвергах Артели художников. 'Громче всех, - вспоминает Репин, - раздавался голос богатыря И. И. Шишкина. Немало нарисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми от работы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно чудом или волшебством каким от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней'. Теперь он с наслаждением пишет 'русское раздолье с золотой рожью, реками, рощами и русской далью', которые снились ему в Европе. Один из первых его шедевров можно назвать песней радости Ч Полдень. В окрестностях Москвы (1869). Он и дальше предпочитает ясность, полдень, яркий солнечный свет, лето, полноту жизни Ч Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии (1872), Рожь (1878), Среди долины ровныя (1883), Лесные дали (1884) и другие, где раскрываются особенности русского национального пейзажа. Эти работы намечали направление, которое развивалось впоследствии Товариществом передвижных художественных выставок. Вместе с И. Н. Крамским, В. Г. Перовым, Г. Г. Мясоедовым, А. К. Саврасовым, Н. Н. Ге и другими в 1870 году он становится членом-учредителем Товарищества. И. Н. Крамской, высоко ценивший искусство Шишкина, помогавший ему, вплоть до того, что предоставлял свою мастерскую для работы над конкурсной картиной Мачтовый лес в Вятской губернии (1872, эта картина сейчас называется Сосновый бор), писал о достоинствах Шишкина: Шишкин нас просто изумляет своими познаниями... И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел, и не задумывается, как, что и почему... тут он все знает, я думаю, что это единственный у нас человек, который знает природу ученым образом... Шишкин Ч : это человек-школа. На Вторую выставку передвижников Шишкин представил картину УВ лесной глуши, за которую в 1873 году получает звание профессора. При помощи затененного переднего плана и пространственного построения композиции (где-то в глубине, среди чахлых деревьев виден слабый солнечный просвет) художник дает возможность ощутить сырость воздуха, влажность мхов и валежника, проникнуться этой атмосферой, словно оставляя зрителя наедине с гнетущей глухоманью. И как настоящий лес, этот пейзаж открывается зрителю не сразу. Полный деталей, он рассчитан на долгое рассматривание: вдруг неожиданно замечаешь лисицу и улетающую от нее утку. И, напротив, полна приволья, солнца, света, воздуха его известная картина Рожь (1878). Картина эпична: она словно синтезирует черты национального характера русской природы, то родное, значительное, что видел в ней Шишкин: Раздолье. Простор. Угодье, рожь. Божия благодать. Русское богатство...Ф За иллюзорную выписанность деталей Шишкина часто упрекали. Многие художники находили его живопись неживописной, называли его картины раскрашенным рисунком. Тем не менее его картины, при всей их детализации, всегда дают целостный образ. И это образ мира, который Шишкин не может смазать произвольными движениями собственной души. В этом смысле он далек от нарождавшегося в 1880-х гг. в русской живописи пейзажа настроения. Даже самое малое в мире несет в себе частицу большого, потому его индивидуальный облик не менее важен, чем изображение целого леса или поля (Травки, 1892; Сныть-трава. Парголово, 1884 или 1885). Вот почему малое никогда не теряется в его программных картинах. Оно выходит на первый план, как будто нам под ноги, каждой травинкой, цветком, бабочкой. Потом мы переводим взгляд дальше, и он теряется среди безбрежных просторов, вобравших в себя все. Поэтическим чувством проникнуто полотно Среди долины ровныя (1883), в нем сочетаются величие и задушевная лирика. Названием картины стали строки из стихотворения А. Ф. Мерзлякова, известные как народная песня. Но картина не является иллюстрацией стихов. Ощущение русского раздолья рождает образный строй самого полотна. Что-то радостное и вместе с тем задумчивое есть в широко распахнувшейся степи (именно такое ощущение вызывает свободная, незамкнутая композиция картины), в чередовании освещенных и затемненных пространств, в засохших стеблях, словно стелющихся под ноги путнику, в величественном дубе, возвышающемся среди равнин. Несмотря на успехи Шишкина в пейзажной живописи, близкие друзья настойчиво советовали ему обратить внимание на выразительные средства, в частности, на передачу световоздушной среды. Да и сама жизнь требовала этого. Достаточно вспомнить колористические достоинства известных к тому времени произведений Репина и Сурикова. Потому в картинах Шишкина Туманное утро (1885) и Сосны, освещенные солнцем (1886) привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и цвета. Это и великолепный по красоте и верности в передаче атмосферного состояния образ природы, и наглядная иллюстрация такого равновесия между предметом и средой, между общим и индивидуальным. Это же свойственно пейзажам Дубы (1887), Золотая осень (1888), Мордвиновские дубы (1891), Осень (1892), Дождь в дубовом лесу (1891). В 1891 году в Академии художеств состоялась персональная выставка Шишкина (более 600 этюдов, рисунков и гравюр). Художник мастерски владел искусством рисунка и гравюры. Его рисунок претерпел такую же эволюцию, как и живопись. Рисунки 80-х годов, которые художник выполнил углем и мелом, гораздо более живописны, нежели рисунки пером, относящиеся к 60-м годам. В 1894 году вышел альбом И. И. Шишкина . 8 марта 1898 года художника не стало.
Картины Мясоедова(Нажать
для увеличения) Поздравление
молодых в доме помещика Бегство
Григория Отрепьева из корчмы на литовской
границе Дедушка
русского флота Земство
обедает Чтение
положения 19 февраля 1861 года Опахивание
Молебен
на пашне о даровании дождя Самосожигатели
Дорога
во ржи Страдная
пора Осенний вид в Крыму |
Биография Григория Мясоедова(1834-1911)
Григорий Григорьевич Мясоедов родился в селе Паньково Тульской губернии и принадлежал к старинному дворянскому роду. В детстве мальчик много читал, часто рисовал. Отец всячески поощрял его интерес к художеству. Свое обучение
будущий художник начал в Орловской
гимназии, где рисование преподавал профессиональный
художник И. А. Волков. В 1853 году он поступил
в Академию Художеств. Непростая
ситуация сложилась между художником
и его отцом. Отец полностью лишил сына
материальной помощи, и лишь написанный
в 1857 году с натуры портрет отца примирил
их. В 1861 году за полотно
«Поздравление молодых в доме
помещика», Мясоедов получил малую
золотую медаль. В 1862 году Мясоедов окончил Академию Художеств по классу исторической живописи, получив большую золотую медаль за композицию «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» и был поощрен пенсионерской поездкой.
В 1863 году он посетил
Италию, Германию, Бельгию, Швейцарию,
работал в Париже, Испании. В Риме он занимался
в частной Академии. В 1867 году он живет
во Флоренции, где знакомится с семьей
опального А.И.Герцена, с литературоведом
А.Н.Веселовским, и с семьей художника Николая Ге. Здесь же он создал
картину на сюжет «Божественной комедии»
«Франческа да Римини и Паоло да Паоленто».
В 1869 году он вернулся
в Россию. В Москве пишет картину
«Заклинание», за которую получил звание
академика. В конце 1860-х
годов, находясь за границей, Мясоедову
пришла идея организации Товарищества передвижников. 16 декабря 1870 года состоялось
первое общее собрание членов ТПХВ, где
было избрано правление, в состав которого
вошел и Мясоедов. Он стал автором первого
устава ТПХВ и оставался бессменным членом
правления в течение сорока лет. 29 ноября 1871 года
в Петербурге открылась I передвижная
художественная выставка, показанная
затем в Москве, Киеве и Харькове. Мясоедов представил
на эту выставку картину «Дедушка
русского флота», а в марте 1872 года
открылась II передвижная выставка,
на которой экспонировалось самое
значительное полотно
Мясоедова – «Земство
обедает». Эта картина принесла успех
художнику. В картине раскрыта главная
задача передвижнического реализма –
«стремление к реальному и повседневному»,
отмеченному В.В.Стасовым. Действие картины
разворачивается в тихом провинциальном
городишке. У подъезда земской управы
расположилась группа крестьян. Один крестьянин
дремлет, а другие спокойно едят скудный
обед. Рядом, в самом доме, только что отобедали
господа. Через открытое окно видно как
лакей старательно вымывает посуду, множество
бутылок и графинов. В картине изображена
бедность в контрасте с богатством. Главными
героями картины становятся крестьяне.
Художник запечатлел разнообразие их
характеров, их особую красоту и душу. В довольно короткий
срок художником была написана картина
«Чтение манифеста 19 февраля 1861 года».
В картине раскрывается иной аспект
той же темы - судьба крестьянства, обманутого
в своих ожиданиях. В 1876 году художник
переселился на хутор близь Харькова.
Он увлекся садоводством и огородничеством.
С этого момента можно отметить начало
спада в его творчестве. Меняется его отношение
к крестьянской жизни. Мясоедова привлекали
темы, раскрывающие народные поверья и
традиции. В картине «Опахивание»
изображен древний языческий
обряд, защищающий скотину от болезни
и смерти: крестьяне опахивают
деревню от злых духов, впрягая в плуг
обнаженных девушек. В картине «Молебен
на пашне о даровании дождя» передано
эмоциональное напряжение крестьян, просящих
помощи Всевышнего в засушливое лето.
В 1882-1884 художник
работает над историческим полотном «Самосожигатели».
В нем художник изобразил момент самосожжения
иступленных фанатиков-староверов в горящей
избе. В 1880-е годы Мясоедов
работает над пейзажами. Он создал картину
«Дорога во ржи». На картине изображена
фигура одинокого странника среди бескрайнего
ржаного поля. В 1880-е пейзажи
Мясоедова получили признание публики.
Он выбирал простые мотивы, неброские
виды южного Крыма. Среди этюдов встречались
и марины. В конце 1880-х
Мясоедов живет в Полтаве в
большой усадьбе с садом, парком
и прудом. Осенью и зимой художник
уезжал в Крым. Одной из последних его
работ стала картина «Зреющие нивы». В 1890-1900 годах
в его произведениях Как и многие
передвижники Мясоедов в 1890-е года пережил
кризис. Он осознавал, что его время безвозвратно
ушло. Незадолго до смерти он собирался
исполнить три больших картины под единым
названием «Святая Русь». Умер Григорий Григорьевич в 1911 году, в своем имении Павленки близ Полтавы. |
Пристань в Ялте |
Лесной ручей |
Осенний пейзаж |
Портрет шахматиста А.Д. Петрова |
Портрет старухи |
Автопортрет |
АЛЕКСЕЙ КОНДРАТЬЕВИЧ САВРАСОВ
(1830-1897)
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) - замечательный русский художник-пейзажист, один из членов-учредителей Товарищества передвижников, родился в Москве.
Алексей Кондратьевич
Саврасов родился 24 мая 1830 года в семье
московского купца третьей
В ранней юности у
будущего художника обнаруживаются
незаурядные способности к
На средства И. В. Лихачева, мецената, члена Совета Московского художественного общества, Саврасов в числе учащихся летом 1849 года едет на юг России и пишет виды Одессы и Малороссии. За программные работы этого года художника награждают похвальным листом, а 25 сентября 1850 года он кончает Училище и получает звание неклассного художника за картины "Вид Московского Кремля при луне" и "Камень у маленького ручья".
Первые пейзажи Саврасова непосредственно связаны с традициями академической школы. В академической пейзажной живописи 40-50-х годов преобладало романтическое направление, к нему был близок и учитель Саврасова. В юношеских произведениях Саврасова - "Вид Москвы с Воробьевых гор" (1848, ГТГ), "Вид Кремля в ненастную погоду" (1851, ГТГ) - сказалось внешнее влияние романтизма. Однако пейзажи Саврасова отличались живыми наблюдениями, искренностью чувств.
Летом 1854года художник работает у Финского залива под Петербургом. На осенней выставке в Академии художеств (6 октября 1854 г.) привлекли внимание две его картины: "Вид в окрестностях Ораниенбаума" и "Морской берег в окрестностях Ораниенбаума", за которые художнику присваивается звание академика.
В Москве Саврасов снова
участвует в выставках Училища живописи
и ваяния, а после смерти своего учителя
в 1857году становится руководителем пейзажного
класса. Преподавание идет успешно, Саврасова
окружают любящие друзья и ученики.
В том же году он женится на Софье Карловне Герц, сестре известного археолога и историка искусства. В их доме собираются художники, деятели искусства, меценаты (в том числе и П.М.Третьяков), читаются литературные новинки, ведутся оживленные беседы, споры по вопросам, волновавшим в то время русское общество.
Особенно дружен был А.К.Саврасов с В.Г.Перовым , инициатором создания Товарищества передвижных выставок. В. Г. Перов помогал художнику писать фигуры бурлаков в картине "Волга под Юрьевцем", Саврасовым же написан пейзаж в картинах Перова "Птицелов" и "Охотники на привале".
Для русского искусства 60-е годы прошлого столетия были временем утверждения национального характера русского пейзажа. Все чаще пейзажисты обращаются к изображению преимущественно сельской среднерусской полосы, стремятся правдиво передать красоту родной земли.
Много работает Саврасов в окрестностях Москвы: "Вид в селе Кунцево" (1855, ГТГ), "Вечерний пейзаж" (1861, Гос. художественный музей Латвийской ССР), "Сельский вид" (1867, ГТГ).
Весной 1862года по предложению
Общества любителей художеств А.К.
Наиболее значительным произведением Саврасова 60-х годов была картина "Лосиный остров" (1869, ГТГ), удостоенная первой премии на конкурсе Московского Общества любителей художеств. Отмечая эту удачу, один из современников писал об умении художника "поэтично пе-ренесть на полотно знакомый каждому из нас клочок природы из окрестностей Москвы". Величавый и торжественный сосновый бор стоит, как страж раскинувшихся далей.Ясный летний день.На лугах мирно пасется стадо. Тщательно разработана в пейзаже каждая деталь: кусты, деревья, трава на поляне. Здесь художник раскрывает значительность обычного и повседневного в природе. Картина "Лосиный остров" относится ко времени расцвета творчества художника. Последующие годы ознаменованы созданием лучших его произведений. В декабре 1870 года А.К.Саврасов вместе с женой едет на Волгу. Он живет в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце. Картина "Печерский монастырь под Нижним Новгородом" (1871, Горьковский гос. художественный музей) - одно из самых больших полотен художника и первый из известных его волжских пейзажей. Саврасов покорен величавой торжественностью, необъятными просторами волжской природы, ее органической связью с жизнью человека, с жизнью русского народа.
В широкую панораму пейзажа естественно вписаны дома слободки с садами, зеленеющие луга, синие лагуны, песчаные отмели, и над всем - возвышающийся белокаменный монастырь. Природа и человек в картине едины.
"Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством", - пишет художник П.М.Третьякову. Одна за другой появляются картины "Волга под Юрьевцем" (1871, местонахождение неизвестно), "Разлив Волги под Ярославлем" (1871, ГРМ) и, наконец, "Грачи прилетели" (1871, ГТГ), появившаяся на Первой передвижной выставке, восторженно принятая всеми.
"Пейзаж "Грачи
прилетели" есть лучший, и он,
действительно прекрасный, хотя
тут и Боголюбов, и барон
Клодт, и И.И.(Шишкин. - О. И.). Но
все это - деревья, вода и
даже воздух, а душа есть только
в „Грачах"", - писал И.Н.Крамской
Ф.А.Васильеву. Появлению картины предшествовали
этюды с натуры, написанные художником
в Ярославле и в селе Молвитиново близ
Костромы.
Неяркий и тонкий колорит, построенный на мягких сочетаниях серых, коричневых, белых и голубых тонов, передает перламутровую нежность весенних красок. В северной природе после долгой зимы пробуждение наступает медленно. Снег долго лежит на полях, коченеют на ветру деревья, и вдруг все наполняется легким трепетом жизни, радостным гомоном птиц. Белоствольные березки тонкими ветвями устремляются к легким облакам, голубеющему небу, под теплым дуновением ветра розовеют и набухают почки, шумные грачи вьют гнезда. Воздух весенний, легкий, прозрачный и ясно видны высокая каменная церквушка с шатровой колокольней и широкие просторы полей с рекой вдалеке.
"Какая простота! - писал И.И.Левитан . - Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу". Никто до Саврасова не мог так глубоко и поэтично раскрыть красоту и лиричность русского пейзажа. Картина "Грачи прилетели" способствовала успеху Первой передвижной выставки. С тех пор Саврасов прочно связал свою творческую деятельность с Товариществом передвижных выставок.
Многие произведения художника, которые появлялись на выставках передвижников, были написаны в Поволжье. Саврасов бывал под Нижним Новгородом и под Казанью, но больше всего любил места между Ярославлем и Костромой. Его картины многообразны по передаче состояния природы, диапазону чувств. В пейзаже "Разлив Волги под Ярославлем" (1871, ГРМ) спокойная мощь русской природы, "разливы рек, подобные морям".
В одних произведениях природа предстает обновленной, ликующей - "Проселок" (1873, ГТГ), "Радуга" (1875, ГРМ), в других - взволнованной, поэтически приподнятой - "Вечер. Перелет птиц" (1874, Одесская картинная галерея).