Летопись жизни Ивана Ивановича Шишкина

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 18:41, реферат

Краткое описание

Иван Иванович Шишкин - не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов. Шишкин знал русскую природу 'ученым образом' (И. Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Из этого знания и этой любви родились образы, которые давно стали своеобразными символами России. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 489.50 Кб (Скачать)

Большой золотой медали, дающей право на заграничную командировку, он не получил. Суриков заканчивает  Академию в звании классного художника I степени. Когда через полгода он "в виде исключения" получил возможность уехать за границу, то попросил взамен этого разрешить ему выполнить заказ по росписи московского храма Христа Спасителя. Подготовительные работы Суриков выполнял в Петербурге, лишь уточняя и Москве необходимые детали.

С июня 1877 года художник окончательно переехал в Москву, сделав в течение двух лет фрески, изображающие четыре Вселенских собора. Больше Суриков  никогда на заказ не писал.

В 1878 году Суриков  женился на Елизавете Августовне Шарэ, внучке декабриста П.П.Свистунова. Счастливая семейная жизнь и относитсль-ная материальная обеспеченность позволили художнику "начать свое" — обратиться к образам русской истории. "Приехавши в Москву, попал в центр русской народной жизни, сразу стал на свой путь", — вспоминал он.

Казалось, заговорили сами стены древнего города, к которым  вопрошал художник. В его воображении  вставали образы минувшего, возникал замысел  картины, которая представлялась ему "потрясающей". "Утро стрелецкой казни" (1878—1881, ГТГ) действительно потрясает. Но не ужасами смерти, а мощью характеров, трагедийностью одного из переломных этапов российской истории. "Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь", — пишет Суриков об этом полотне.Стрельцы, идущие на смерть, полны достоинств

Архитектурный пейзаж с Василием Блаженным, который Сурикову "кровавым казался", не просто исторический фон, он композиционно увязан с движением  массы. "Торжественность последних  минут" художник передает не только в гордой красоте русских людей, но и в той живописной палитре, которая вобрала в себя тона рассветного неба, цвета одежд и куполов собора, узорочье дуг на телегах и даже сверкание ободьев колес. Уже в этой картине проявились замечательные достоинства Сурикова - колориста, живописные поиски которого определялись мыслями и чувствами, владевшими художником. "Когда я их задумал, — писал Суриков, — у меня все лица сразу так и возникли. И цветовая краска вместе с композицией, я ведь живу от самого холста, из него все возникает".

Картина прямо на выставке была куплена П.М.Третьяковым. Если в "Стрельцах" показана трагедия массы, складывающаяся из судеб отдельных  людей, то в картине "Меншиков в  Березове"(1883, ГТГ) Суриков сконцентрировал  внимание на одном сильном характере, в личной драме которого был отзвук трагедии России. Каким бы чисто бытовым эпизодом ни был подсказан Сурикову "узел" действия его будущей картины, созданный в ней образ приобретает историческую значимость...

Низкая изба, освещенная неярким светом свечи, крохотное слюдяное оконце покрыто причудливыми морозными узорами. Огромной фигуре Меншикова тесно под этими низкими потолками, в этой избенке. Этому сильному и властному человеку привычны иные масштабы жизни. С Меншиковым трое его детей. Все они должны были стать вершителями честолюбивых замыслов отца. Должны были... Ситуация драматична. И талант Сурикова помог уловить в ней красоту и тонкость проявления человеческих чувств, передать их в облике героев картины и колористическом строе.

... Первый эскиз "Боярыни Морозовой" появился в 1881 году; непосредственно к работе над картиной Суриков приступил три года спустя, написав "Меншикова в Березове" и побывав за границей. На этот раз Суриков обратился к образу сподвижницы протопопа Аввакума — Ф.П.Морозовой. И вновь трагическая судьба сильной и страстной натуры для художника неотделима от судеб народа, который противился никоновским церковным реформам. "Я не понимаю действий отдельных исторических лиц без народа, без толпы, — писал Суриков, — мне нужно вытащить их на улицу". При этом "толпа" у него не безлика, а слагается из ярких индивидуальностей.

Суриков хотел показать, как Морозова пробуждает в людях  различные чувства, одновременно являясь  средоточием этих чувств.

Поражает сила эмоционального воздействия всех компонентов полотна: формы, цвета, линейной композиции. Картина национальна не только по сюжету, восходящему к событиям XVII века, но и по типажу, архитектуре, характерному зимнему пейзажу, по трактовке цвета, звучная ясная сила которого сродни светлому мировосприятию русского народа. Суриков сумел выразить в великолепной живописи "Боярыни Морозовой" (1887,ГТГ) душевную стойкость, самоотверженность, красоту русских людей.

Вняв советам родных, Суриков вместе с дочерьми едет в  Сибирь, в Красноярск. В картине "Взятие снежного городка" (1891, ГРМ), появившейся после трех исторических полотен, заметны прямые истоки огромного жизнелюбия художника, которое помогло победить горе и невзгоды. Этим жизнелюбием В.И.Суриков наделял и героев своих произведений.

В 1891 году Суриков возвращается в Москву. "Необычайную силу духа я из Сибири привез", — отмечает он. Художник принимается за работу над новым полотном "Покорение Сибири Ермаком"(1895, ГРМ).

"Главное в картине—движение, — говорил художник,—храбрость  беззаветная — покорные слову полководца идут". Пейзаж картины: уходящие ввысь вершины гор, окутанные пеленой облаков, то темные, то сверкающие холодным голубоватым блеском — позволяет зрителю острее ощутить трудности перехода, почувствовать значительность подвига суворовских чудо-богатырей.

Несколько лет работал  Суриков над своим последним  большим полотном "Степан Разин" (1907—1910, ГРМ). Картина давалась ему  нелегко, и художник возвращался  к ней уже после того, как  работа была показана зрителям.

Картина поражает ощущением приволья. Она красива перламутровыми переливами красок, воздухом, пронизанным солнечными лучами, общей поэтичностью. Красотой природы как бы подчеркивается тяжелая дума атамана, словно отделяющая его от хмельного веселья казаков.

Очевидно, целью Сурикова было передать внутреннее состояние этого сильного мятежного характера. Об этом свидетельствуют и его слова, сказанные художнику Я. Д. Минченкову: "Сегодня я лоб писал Степану, правда теперь гораздо больше думы в нем?"

Последний созданный  Суриковым исторический образ — образ Пугачева; сохранился эскиз 1911 года, изображающий предводителя крестьянского восстания заключенным в клетку...

В 1912 году на выставке Союза русских художников экспонировалась  картина Сурикова "Посещение царевной женского монастыря" (ГТГ). Историко-бытовой характер этого полотна сближает его с подобными же работами А.Рябушкина и С.Иванова.

Значительно искусство  Сурикова-портретиста. Прежде всего  — это прекрасные этюды к историческим полотнам и "Снежному городку". Глубоко  раскрыты характеры в "Портрете доктора А.Д.Езерского" (1911, частное собрание), "Портрете человека с больной рукой" (1913, ГРМ), "Автопортретах" (1913, ГТГ; 1915, ГРМ); удивительно красивы женские образы в сто портретных произведениях.

Умер Суриков 6 марта 1916 года и похоронен рядом с женой в Москве, на Ваганьковском кладбище.

 
Посещение царевной женского монастыря. Картины художника Василия Сурикова

 

  Вид памятника Петру I на Сенатской площади

Сергей  Васильевич Рахманинов

1873 - 1943

 
 
 
Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта (1 апреля по новому стилю) 
1873 года в имении своих родителей Онег, недалеко от Новгорода. Отец 
композитора, Василий Аркадьевич, сын Варвары Васильевны и Аркадия 
Александровича Рахманиновых, происходил из дворян Тамбовской губернии. 
Мать, Любовь Петровна, была дочерью Софьи Александровны и Петра Ивановича 
Бутаковых, постоянно живших в Новгороде. 
Склонность к музыке была характерной чертой Рахманиновых. Она ярко 
проявилась у деда композитора Аркадия Александровича Рахманинова. Отличный 
пианист, ученик Дж.Фильда, он выступал в благотворительных концертах и в 
музыкальных салонах Тамбова, Москвы, Петербурга, был знаком с видными 
музыкантами своего времени. Музыкальная одаренность С.В.Рахманинова 
обнаружилась уже в раннем детстве. С 4-х лет, он начал обучаться игре на 
фортепиано, сначала под руководством матери, затем А.Д.Орнатской, знакомой 
родителей композитора. На начало 1880-х годов приходятся тяжелые невзгоды, 
обрушившиеся на семью Рахманиновых: разрушение материального благополучия 
семьи, продажа Онега, переселение в Петербург. Осенью 1882 года С.В. 
Рахманинов поступает на младшее отделение Петербургской консерватории и 
поселяется в семье Трубниковых. 
Однако, нелады в семье, отсутствие правильного надзора за мальчиком и его 
ранняя самостоятельность мало способствуют учению. 
Самым близким человеком для Рахманинова в те годы была его бабушка 
С.А.Бутакова. По окончанию каждого года занятий в Петербургской 
консерватории она берет внука к себе в Новгород или близлежащее имение 
Борисово. Там они посещают церкви, слушают духовную музыку. Большое 
впечатление произвели на юного композитора звон колоколов и служба в 
монастырях и соборах. 
Так как занятия С.В.Рахманинова в Петербургской консерватории в 
течение трех лет шли плохо, то мать его по совету А.И.Зилоти решает 
перевести сына в Московскую консерваторию и отдать на воспитание профессору 
Н.С.Звереву. 
Николай Сергеевич Зверев был выдающимся музыкальным учителем и 
воспитателем, о чем свидетельствует быстрый рост его нового ученика. 
Огромное значение для юного музыканта имела художественная и 
интеллектуальная атмосфера дома Зверева. Рахманинов посещает концерты 
замечательных пианистов А.Н.Есипова, А.И.Зилоти, А.Г.Рубинштейна и др., 
знакомится с С.И.Танеевым, В.И.Сафоновым, П.И.Чайковским, дружбой и 
поддержкой которого Рахманинов очень дорожил. Именно в годы пребывания у 
Зверева Рахманинов усвоил то умение трудиться, которое помогло впоследствии 
вести на редкость интенсивную и разностороннюю работу композитора, пианиста 
и дирижера. 
Громадные успехи С.В. Рахманинова и по классу фортепиано, и по 
специальной теории с каждым годом все ярче выделяли его среди учеников 
консерватории. 
В конце 1889 года Рахманинов уходит от Н.С.Зверева и находит 
пристанище в семье Сатиных - Александра Александровича и Варвары 
Аркадьевны. Перейдя весной на следующий курс консерватории Сергей 
Васильевич проводит лето с Сатиными в их имении Ивановка Тамбовской 
губернии, которое стало его любимым местом отдыха и его лучшей творческой 
лабораторией на всю жизнь. 
Еще в годы учения в Московской консерватории выступления Рахманинова 
проходили с большим успехом. З0 января 1892 года, он дает 
свой первый самостоятельный концерт, в котором выступает не только как 
пианист, но и как автор ряда произведений. 
29 мая 1892 года С.В.Рахманинов заканчивает консерваторию, с большой 
золотой медалью, его имя заносится золотыми буквами на мраморную доску в 
Малом зале консерватории. Дипломной работой молодого композитора явилась 
одноактовая опера "Алеко",которая была поставлена в Большом театре, а 
позднее в Киеве, где композитор впервые встал за дирижерский пульт. 
Сезон 1982-93 гг. стал началом артистического пути "свободного 
художника" Рахманинова. Он выступает в концертах в Москве, Харькове 
и других городах. 
Смерть П.И.Чайковского 25 октября 1893 года была большим ударом для 
Рахманинова. Под влиянием тяжелой утраты он написал Элегическое трио, 
посвятив его памяти Чайковского. 
С весны 1894 года он начинает педагогическую работу в Мариинском 
женском училище и Елизаветинском институте. 
Крупнейшим созданием молодого композитора является Первая симфония, 
написанная в 1895-97 гг. Однако необычность симфонии и ее 
неудачное исполнение А.К.Глазуновым привели к провалу, который тяжело 
переживался автором. Большое значение в это время имела для композитора 
моральная поддержка и забота близких ему людей. Лето 1897 года он проводит 
в семействе Скалон, в их нижегородском имении Игнатово. 
С 1897 года начинается дирижерская деятельность Рахманинова на посту 
второго капельмейстера оперного театра С.И.Мамонтова. В мамонтовском театре 
произошла встреча Рахманинова с Ф.И.Шаляпиным, с которым композитор 
поддерживал дружеские отношения всю жизнь. Летом 1898 года Рахманинов с 
артистами Русской частной оперы приезжает в Крым, где встречается с 
А.П.Чеховым. 
В начале 1899 года Рахманинов прошел курс лечения у врача-гипнотизера 
Н.В.Даля, что значительно улучшило его физическое и моральное состояние. 
Весной 1899 года состоялась первая концертная поездка С.В.Рахманинова 
за границу в Англию. 
На первые годы нового столетия приходится начало новой главы в 
летописи жизни и творчества Рахманинова. Великий музыкант испытывает мощный 
прилив творческих сил, наступает расцвет его гениального таланта 
композитора, пианиста, дирижера. Рахманинов создает новые произведения, 
выступает в концертах в Вене, Москве, Петербурге и провинции, с 1904 года 
занимает пост капельмейстера Большого театра. 
В связи с частыми концертными выступлениями и дирижерской 
деятельностью творческая деятельность Рахманинова сокращается. Борьба между 
тремя специальностями красной нитью проходит через всю его музыкальную 
жизнь. 
В 1902 году Рахманинов женится на своей двоюродной сестре Н.А.Сатиной 
и отправляется в свадебную поездку в Италию, Швейцарию, 
Германию. По возвращению он на несколько месяцев останавливается в 
Ивановке. 14 марта 1903 года в семье Рахманиновых родилась дочь Ирина, 21 
июня 1907 года Татьяна. 
События 1905 года заставляют Рахманинова несколько раз выступать в 
печати в поддержку демократических реформ. 
Начиная с 1906 года Рахманинов, порвав с театром, проводит три зимы в 
Дрездене (летом семья Рахманиновых возвращалась в Ивановку). Посвятив 
большую часть времени композиторской деятельности, Сергей Васильевич все же 
дает концерты и в Европе, и в России как дирижер и как пианист. 
Осенью 1909 года Рахманинов впервые посещает Америку, где выступает в 
сольных и симфонических концертах. На пороге 1910-х годов в творчестве 
С.В.Рахманинова находят отражение ощущения назревавших внутренних сдвигов в 
русской жизни. В произведениях этих лет усложняется, становится более 
напряженным их эмоционально-образный строй, усиливается интеллектуальное 
начало. 
Кроме плодотворной композиторской деятельности и частых выступлений в 
концертах, Рахманинов принимает деятельное участие в Российском музыкальном 
издательстве. 
Став в 1910 году совладельцем Ивановки Сергей Васильевич увлекается 
"сельскохозяйственной деятельностью". Любимым отдыхом для него становится 
езда на автомобиле, приобретенном в 1912 году. 
Разразившуюся мировую войну 1914-1918 гг. Рахманинов воспринимает как 
тяжелейшее испытание для России. С первого же "военного сезона" Сергей 
Васильевич стал постоянно участвовать в благотворительных концертах. В то 
же время он проводит серию концертов в память А.Н.Скрябина. 
Февральская революция 1917 года была радостным событием для 
Рахманинова. Вскоре, однако, чувство радости сменилось тревогой, которая 
все нарастала в связи с развертывающимися событиями. Октябрьская революция 
была встречена композитором с тревогой. По его мнению, в связи с ломкой 
всего строя, артистическая деятельность в России могла прекратиться на 
многие годы. Поэтому, в декабре 1917 года, выехав на гастроли в Швецию, 
вместе с семьей, С.В.Рахманинов уже больше не возвращался в Россию. 
В течение нескольких месяцев Рахманинов концертировал в Скандинавии, 
обосновавшись с семьей в Дании. В ноябре 1918 года Рахманиновы переехали в 
Америку и поселились в Нью-Йорке. 
Расставание с Родиной стало трагическим фактом биографии Рахманинова и 
на 8 лет прервало его композиторскую деятельность. 
В Америке, в течение многих лет, Рахманинов пользовался услугами 
концертного бюро Чарльза Эллиса. 
Давая концерты в Америке и в Европе, Рахманинов достиг прочного 
артистического и материального благополучия, но не обрел утраченного при 
отъезде из России душевного покоя. В течение многих лет он оказывал помощь 
сотоварищам по профессии, проводил благотворительные концерты. 
Начиная с 1924 по 1939 годы Рахманиновы проводили лето в Европе, 
возвращаясь осенью в Нью-Йорк. 
В 1926 году С.В.Рахманинов вернулся к композиторской деятельности и в 
течение года им были написаны четвертый концерт и "три русские песни" для 
хора с оркестром. 
Усиленная, непрекращающаяся работа Сергея Васильевича начинала 
отражаться на его здоровье, но несмотря на это он не прекращал своей 
концертной деятельности. 
В 1930 году С.В.Рахманинов приобретает участок земли в Швейцарии, 
недалеко от Люцерна. С весны 1934 года Рахманиновы прочно обосновываются в 
этом имении, которое было названо "Сенар" и напоминало композитору об 
Ивановке. Здесь он прожил творчески плодотворную пору своей зарубежной 
жизни. 
В 1941 году, переживая за судьбу своей Родины, С.В.Рахманинов проводит 
концерт, весь сбор которого передает русскому генеральному консулу. 
Последний концертный сезон, несмотря на плохое самочувствие, 
Рахманинов начинает 12 октября 1942 года. 17 февраля 1943 года состоялся 
его последний концерт, после которого, из-за болезни, Рахманинов вынужден 
был прервать турне. 
28 марта 1943 года С.В.Рахманинова не стало. Он был похоронен на 
русском кладбище в Кенсико, недалеко от Нью-Йорка.
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Летопись жизни Ивана Ивановича Шишкина