Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:25, реферат
Леонардо да Винчи принадлежит к тем личностям мировой истории, чья известность и чья слава не ограничиваются пределами одной страницы или одной эпохи. Гениальный художник, неутомимый исследователь явлений природы, выдающийся инженер и мыслитель, Леонардо да Винчи, может быть, в гораздо большей степени чем другие знаменитые представители эпохи Возрождения, соединил в своей деятельности все многообразие чаяний, идей и интеллектуальных метаний ренессанской личности. Феномен Леонардо да Винчи поражает не только размахом и разносторонностью постоянных и решенных вопросах в различных сферах человеческой деятельности, но и атмосферой некоторой таинственности, порожденной обстоятельствами биографии художника, сложностью языка, которым он себя в разных областях знания и искусства выражал.
1. Введение……………………………………………………………………2
2. Высокое и  позднее возрождение………………………………………….4
3. Жизнь……………………………………………………………………….6
4. Веррокьо и  Леонардо………………………………………………………9
5. Флорентийская  живопись около 1480 г…………………………………13
5.1.Действие  и движение……………………………………………………..14
5.2.Поклонение  волхвов……………………………………………………...16
5.3.Святой Иероним…………………………………………………………..17
5.4.Мадонна с  младенцем…………………………………………………….18
5.5.Мадонна Бенуа  и мадонна Литта………………………………………...20
5.6.Мадонна дель  Гарофано …………………………………………………21
5.7.Мадонна в  скалах из Лувра………………………………………………22
  6.Леонардо  в Милане………………………………………………………..26
6.1.Тайная вечеря……………………………………………………………..31
6.2.Портреты  ………………………………………………………………….33
6.3.Джиневра  Бенчи…………………………………………………………..35
6.4.Улыбка…………………………………………………………………….36
6.5.Картон с  изображением Святой Анны…………………………………..37
6.6.Джоконда………………………………………………………………….38
6.7.Святая Анна  с Марией и младенцем Христом………………………….40
6.8.Иоанн Креститель………………………………………………………...41
  7.Неистовство  страстей и старость………………………………………...43
  8.Вывод……………………………………………………………………....46
  9.Приложение………………………………………………………………..47
10.Список литературы………………………………………………………..49
нового понятия о красоте, не связанной более с канонами или законами
пропорциональности и следовательно бесконечно более свободной. В самом
деле, женский образ как бы соткан из света, который его окутывает,
обтекает, пронизывает. Проникая из глубины, свет постепенно смягчается в
прозрачном покрывале, затем снова сгущается в складках одежды, между
прядями волос и наконец разливается по лицу и рукам, позволяя
почувствовать, как бьётся под прозрачной кожей горячий ток крови. Напрасно
задаваться вопросом, что означает загадочная улыбка женщины, какие чувства
таятся у неё в душе. Это не какое-то конкретное чувство, а разлитое на лице
ощущение радости полноценного бытия в совершенном равновесии мира природы.
Таким образом, Леонардо преодолевает вечную дилемму между идеей и её
реализацией; размышляя о живописи, представляющейся ему средством
одновременно выражения и визуализации, он постепенно находит адекватный
живописный язык для воплощения своей концепции мира. «Образ, создаваемый
рукой художника, должен прежде пройти длительный процесс вынашивания его
духом» (Маринони). Справедливо заключить, что в Джоконде Леонардо, наконец,
воплотил приоритет интеллекта и искусства. В гармонии, достигнутой таким
путем, заключается величие и значение картины.
6.7.Святая Анна с Марией и младенцем Христом.
К теме Мадонна с младенцем и святой Анной Леонардо уже обращался в
миланский период творчества, когда выполнил картон с изображением этих
фигур (ныне в Национальной галерее, Лондон), который, однако, никогда не
был переведён в живопись. Картина, которую мы рассматриваем, не является
его версией либо повторением: композиционная структура её самостоятельна, а
концептуальное содержание отлично от воплощённого в картоне. На фоне цепи
гор, возникающих из туманных испарений, как бы постепенно придавая форму
хаосу первоначального творения. Вырисовывается пирамидальная группа Святой
Анны, Марии и младенца Христа, который тянет к себе ягнёнка, символ будущей
жертвенной миссии. Едва уловимая улыбка, играющая на лицах персонажей,
выражает общую настроенность композиции. В ней есть прекрасные куски
живописи (горы, группа с младенцем Христом, дерево справа), однако они
слабо связанны между собой и далеки от эмоционального, волнующего
собеседования, предстающего в лондонском картоне. Характерную леонардовскую
трактовку движения, сплетающего отдельные элементы в групповое построение –
замысел, безусловно новаторский, оказавший влияние на последующих
художников, - мы находим в жесте Мадонны, призывающей к себе младенца, в то
время как тот тянется в сторону, стремясь играть с ягнёнком.
    Это 
незавершённое произведение 
его учениками в период пребывания во Флоренции в 1508 году. Оно было
заказано для алтаря церкви Сантиссима Аннунциат. Вместе с манускриптами и
другими работами мастера картина перешла после его смерти к Франческо
Мельци. В 1629-1630 годах, во время войны с Мантуей, она была найдена
французами в Казале Монферрато. В1810 году картина экспонировалась в
парижском музее. Известны многочисленные реплики, написанные как
художниками круга Леонардо, так и мастерами, далёкими от его школы
(например, нидерландскими). Использованная Леонардо композиция нашла
отражение в творчестве живописцев, близких ему по времени: Мадонна Рафаэля
и Святое семейство (или Тондо Дони) Микеланджело, которые придерживаются
схемы построения, лежащей в основе данной картины. Это показывает, с каким
интересом относились современники к произведениям, созданным Леонардо.
6.8. Иоанн Креститель.
    Из 
полумрака слабо выступает 
звериная шкура, прикрывают тело, указывают на то, что на картине изображен
Иоанн Креститель, или Предтеча. Обращенный к небу указательный палец его
правой руки – ещё один мотив, связанный с иконографией этого святого,
пришедшего в мир, чтобы проповедовать покаяние, которое «расчистит путь»
грядущему явлению Мессии. На лице, выделенном светом, с острым, почти
фавнообразным овалом, обрамлённом каскадом кудрявых волос, играет
загадочная интригующая улыбка, которая не согласуется с образом
аскетического пророка, жившего в пустыне и питавшегося саранчой и всякой
дикой пищей.
История этого произведения, обнаруживающего то ли манерность, то ли
поиска языка экспрессии, покрыта тайной. В источниках оно не фигурирует под
названием Иоанн Креститель: Вазари говорит об «ангеле» из медичейских
коллекций, приписывая его Леонардо, и в его описании эта картина очень
напоминает Иоанна Крестителя. Находившаяся около ста лет в Англии, она
затем перешла во владение французских королей.
Это произведение было переработано, возможно, самим мастером, а
возможно, его учениками. Можно думать, что первой идеей художника было
изобразить благовествующего ангела, если только это согласуется со странной
фигурой, вызывающей у зрителя скорей чувство неловкости, чем восторженного
изумления. В ней различим тот же дух иронии, что характерен для Джоконды,
однако здесь отсутствует пейзаж, на который могла бы проецироваться эта
ирония, отражая более сложные связи между человеком и природой. В силу
этого Иоанн Креститель производит на зрителя странное, даже двусмысленное
впечатление. Между тем, картина безусловно принадлежит к кругу работ
Леонардо, а по своему замыслу является одной из самых новаторских,
поскольку в фигуре Святого Иоанна мастер синтезировал свои поиски средств
выражения чувств и природы человека в целом. Перегруженный символикой и
иллюзиями, этот образ, кажется, существует на грани загадки и реальности.
Доказательством его воздействия на современников выступают многочисленные
копии и варианты композиции, сохранившиеся до наших дней. Исследователи
датируют картину концом римского – началом французского периода творчества
Леонардо (1514 – 1516).
7.Неистовство страстей и старость.
Наряду с работой над картинами, Леонардо выполнил множество
   рисунков, 
покрывающих страницы его 
   уже отмечалось, 
представляет собой 
типа машин, а также штудии научного порядка, связанные с его занятиями
   математикой, 
музыкой, анатомией и 
входящие в какую либо из этих категорий, а скорее отражающие ход
интеллектуальной работы Леонардо, характеризуя его личность отчетливей
любого документа. В них обнаруживаются повороты мысли художника –
раздумья, обретающие в его творчестве не только изобразительную, но и
литературную форму. Таковы, например, так называемые предсказания,
   скрывающие 
за мрачно-торжественным тоном 
рассказа представление о 
   рода 
предметах, животных и 
       
Аналогичным образом в 
фигур – как то можно видеть в Сидящем старике, свидетельстве размышлений
   Леонардо 
о старости – реализуется 
живописи с философией, то есть с представлением о мире в его физическом и
духовном измерениях. К концу жизни мастера в его искусстве преобладают
апокалиптические мотивы. Подобная тенденция допускает различные
интерпретации: быть может, это раздумья художника перед лицом
приближающейся смерти, придающей особый акцент теме конца мира и
человечества. И не исключено также, что образы эти косвенно отражают
   горечь 
Леонардо, не сумевшего осуществить 
многие свои замыслы, 
   работу 
из-за одержимости поисками 
Леонардо случай незавершённой работы - –то Битва при Ангиари. Внимания
   заслуживает 
не только судьба этой 
   позволяла 
дать изобразительное 
людей. Произведение было заказано - как и парная Битва при Кашине
Микеланджело – гонфалоньером Флорентийской республики Пьеро Содерини в
августе 1504 года для украшения стен зала Большого Совета в Палаццо
Синьории. Многие рисунки Леонардо изображают столкновения всадников и
яростные сражения вооружённых мужчин; в них разрабатывалась тема росписи
и её центральный мотив: схватка за знамя. Документы с достаточной
   точностью 
фиксируют момент появления 
предназначалась, - 1505 год. Поскольку смешанная техника живописи, к
которой прибег художник, нуждалась в просушивании, в зале зажгли огонь,
однако из-за её огромных размеров желаемый результат не был получен, но
вместо этого на поверхности картины появились частичные наплывы краски.
Представление о центральной части композиции дают сохранившиеся с
неё копии, среди них – рисунок Рубенса. Изображена ужасная схватка между
четырьмя всадниками и тремя пешими воинами за овладение боевым стягом.
   Впервые 
у Леонардо экспрессия в 
границ возможного. Глаза воинов вытаращены, рты широко открыты в крике,
придающем мужество себе и устрашающем врага. Даже лошади изображены с
полным бешенства взглядом и с ногами, переплетёнными в этой борьбе.
   Коловращение 
втягивает в свой 
Кажется почти невероятным, что художник, написавший Джоконду с
тончайшим чувством меры в выражении иронии, был способен столь ужасную
сцену. Тем не менее, леонардовские идеи постепенно охватывали всё более
   обширную 
сферу воплощения,  образуя  
некую  универсальную  систему.
место в ней занимает и категория неистовства страстей и смерти.
Несколько отвлекаясь от хода изложения, укажем ещё на одно
   произведение, 
которое, несмотря на плохое 
состояние сохранности, в 
то мере возмещает утраченное: речь идет о Леде, известной лишь по
подготовительным рисункам и повторениям последователей Леонардо. Она
расширяет список не дошедших до нас картин мастера, хотя в общем-то не
относится к рассматриваемой в данном случае теме.
То, что мысли о смерти и созерцание вселенских катастроф
сопровождали позднее творчество мастера, доказывает также изображение
катаклизмов на рисунках под номерами 12378 и 12383 в Виндзорском
манускрипте Леонардо. В первом из них видим, как грандиозный смерч
мгновенно окутывает многолюдный город, скалистую гору и небо, сливая их в
едином водовороте, похожем на колоссальный взрыв. Во втором, где исчезают
все признаки человеческого обитания, море и небо обращаются друг в друга
бурей невероятной силы, сметающей всякое сопротивление на своем пути. Это
своего рода Страшный суд, последний день мира, воплощенный в образах
разрушительных сил природы, для выражения которых художник, однако,
находит принцип своего рода гармонии.
В соответствии с сопутствующей его искусству философскому
истолкованию явлений Леонардо стремился выразить свою собственную
концепцию космического разрушения: уравнивание, слияние в единстве всех
   элементов 
неизбежно совпадает с 
завершается история творения. Леонардовская система не могла бы прийти к
более логическому заключению. И завершающей точкой подобного видения
природы может служить образ художника с интеллектом и взглядом мудреца,
чьи черты, одновременно ясные и суровые, Леонардо запечатлел в
   Автопортрете, 
- художника, который глубже 
и законы мира и человеческих чувств и выразить их на возвышенном языке
искусства.
8.Вывод.
К Леонардо да Винчи, может быть больше, чем ко всем другим деятелям
Возрождения, подходит понятие universale. Этот необыкновенный человек всё
знал и всё умел – всё, что знало и умело его время; кроме того, он
предугадывал многое, о чём в его время ещё не помышляли. Так, он
Информация о работе Леонардо да Винчи как величайший живописец