Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:25, реферат
Леонардо да Винчи принадлежит к тем личностям мировой истории, чья известность и чья слава не ограничиваются пределами одной страницы или одной эпохи. Гениальный художник, неутомимый исследователь явлений природы, выдающийся инженер и мыслитель, Леонардо да Винчи, может быть, в гораздо большей степени чем другие знаменитые представители эпохи Возрождения, соединил в своей деятельности все многообразие чаяний, идей и интеллектуальных метаний ренессанской личности. Феномен Леонардо да Винчи поражает не только размахом и разносторонностью постоянных и решенных вопросах в различных сферах человеческой деятельности, но и атмосферой некоторой таинственности, порожденной обстоятельствами биографии художника, сложностью языка, которым он себя в разных областях знания и искусства выражал.
1. Введение……………………………………………………………………2
2. Высокое и позднее возрождение………………………………………….4
3. Жизнь……………………………………………………………………….6
4. Веррокьо и Леонардо………………………………………………………9
5. Флорентийская живопись около 1480 г…………………………………13
5.1.Действие и движение……………………………………………………..14
5.2.Поклонение волхвов……………………………………………………...16
5.3.Святой Иероним…………………………………………………………..17
5.4.Мадонна с младенцем…………………………………………………….18
5.5.Мадонна Бенуа и мадонна Литта………………………………………...20
5.6.Мадонна дель Гарофано …………………………………………………21
5.7.Мадонна в скалах из Лувра………………………………………………22
6.Леонардо в Милане………………………………………………………..26
6.1.Тайная вечеря……………………………………………………………..31
6.2.Портреты ………………………………………………………………….33
6.3.Джиневра Бенчи…………………………………………………………..35
6.4.Улыбка…………………………………………………………………….36
6.5.Картон с изображением Святой Анны…………………………………..37
6.6.Джоконда………………………………………………………………….38
6.7.Святая Анна с Марией и младенцем Христом………………………….40
6.8.Иоанн Креститель………………………………………………………...41
7.Неистовство страстей и старость………………………………………...43
8.Вывод……………………………………………………………………....46
9.Приложение………………………………………………………………..47
10.Список литературы………………………………………………………..49
профессиональные способности, в том числе в качестве инженера гражданских
сооружений и конструктора военных машин. Ломбардский город ему оказал
благосклонный приём. Вместе с живописцами, братьями Де Предис, он жил в
квартале Порта Тичинезе и уже в 1483 году был приглашён написать алтарный
образ для капеллы Иммаколата в церкви Сан Франческо Гранде. Так он создал
Мадонну в скалах, один из вариантов которой находится в Париже, а другой –
в Лондоне. Мучительной и неблагодарной для Леонардо стала в эти годы работа
над бронзовым памятником Франческо Сфорца; подготавливая его, он вынужден
был выполнять множество набросков, рисунков, эскизов, моделей и пробных
отливок. В 1489-1490 годах вввиду предстоящего бракосочетания Джан Галеаццо
Сфорца с Изабеллой Арагонской художник был занят декорированием Кастелло
Сфорцеско.
Постепенно
деятельность Леонардо
году он вёл гидравлические работы, отдавая много сил осуществлению проекта
по мелиорации Ломбардской равнины, предпринятой Сфорца. Тем не менее, в
1495 году мастер
приступил к выполнению
Санта Мария делле Грацие, почти целиком поглотившей его внимание. А год
спустя французский король Людовик XII вторгся в Миланское герцогство.
Леонардо покинул город, переехал в Мантую, а затем Венецию; в 1503 году он
вернулся во Флоренцию, где наряду с Микеланджело получил заказ на роспись
Зала Большого Совета в Палаццо Синьории. Леонардо должен был изобразить
здесь Битву при Ангиари, Буонарроти – Битву при Кашине. Как и в ряде других
случаев, поиск новых технических средств для выполнения композиции помешал
художнику довести работу до конца. Вероятно, в том же году он написал
Джоконду.
С июня 1506 по сентябрь 1507 года Леонардо снова в Милане, где с 1512
года правил новый герцог, Максимилиан Сфорца. 24 сентября того же года
Леонардо вместе со своими учениками переехал в Рим; здесь он вел разного
рода математические и научные изыскания. Из Рима художник наезжал в
различные места, всякий раз туда возвращаясь.
В мае 1513 года Леонардо принял приглашение французского короля
Франциска I приехать в Амбуаз. Здесь, где Леонардо прожил до самой смерти.
Он занимался оформлением празднеств и продолжал разработку гидравлических
проектов, предусматривающих использование рек Франции. 23 апреля 1513 года
художник составил завещание, упомянув в нём всех, кто был ему близок. 2
мая того же года жизнь Леонардо оборвалась. Он был похоронен в церкви Сан
Фьорентино в Амбуазе. Во время религиозных войн в XVI веке могила его была
осквернена, а останки рассеяны.
4. Верроккьо и Леонардо.
Юноша, прежде всего, должен учиться перспективе; потом мерам каждой
вещи; потом копировать рисунки хорошего мастера, чтобы привыкнуть к хорошим
членам тела; потом срисовывать с натуры, чтобы утвердиться в основах
изученного; потом – рассматривать некоторое время произведения рук
различных мастеров; наконец, - привыкнуть к фактическому осуществлению
работы в искусстве.
У Андреа Верроккьо (род. 1435) была одна из самых передовых
мастерских во Флоренции, где создавались произведения различных видов
искусства, от мраморной скульптуры и изделий из бронзы до живописи. Его
фигура завершала наиболее плодотворный период развития флорентийского
Ренессанса. Далёкий от героического стиля Мазаччо и Донателло, он, наряду с
современными ему художниками, такими, например, как братья Поллайоло,
достиг более
натуралистической трактовки
Верроккьо широко известны (бронзовый Давид в Барджелло, группа Неверие Фомы
на фасаде церкви Ор Сан Микеле и памятник Коллеони в Венеции), то с его
живописью сопряжено много неясного. Единственная картина, замысел и
исполнение
которой принадлежат
мнению исследователей, представляет собой соединение различных живописных
стилей. Фигуры Христа и Святого Иоанна исполнены со свойственной художникам
флорентийской школы конструктивностью рисунка; линия, очерчивающая
пластические объёмы, заключает в себе движение, напоминая скульптуру
мастера. Совсем иной характер имеют написанные, как уже говорилось,
Леонардо ангел в левой части композиции и пейзаж. Примечательно, что,
пройдя обучение в мастерской Андреа, художники (подобно Боттичелли и
Перуджино) продолжали ориентироваться на его искусство. Бесспорный
авторитет и слава мастерской, благодаря которым она получала много заказов,
повлияли на решение сер Пьеро отдать сюда своего сына обучаться живописи.
Действительно, Леонардо смог найти здесь средства выражения, отвечавшие его
творческим задачам. Первый его опыт воплотился в отведённой ему для работы
части композиции Крещения. Андреа Верроккьо умер в Венеции в 1488 году.
Уже
в первой живописной работе
– изображение ангела и
верроккьевской картины, Леонардо обнаружил зрелость технического
мастерства (владение рисунком и колоритом), равно как и формального языка.
Написанные им детали заметно отличаются от остальной части картины. Жёсткая
трактовка пальмового дерева и как бы металлический характер пространства
слева от него так же как и фигур Христа, и протянувшего над ним руку
Иоанна Крестителя, не имеют ничего общего ни с фигурой подростка, чей
нежный профиль моделирован мягкой светотенью, играющей на его длинных,
струящихся волосах, ни с тем пространством, которое открывается над
головами ангелов. Это видение природы несравненно более сложное, чем
схематичные пейзажи, характерные для флорентийской живописи Раннего
Возрождения: река, извивающаяся в долине со стилизованными очертаниями
кипарисов и серебристых тополей. Там все формы подчинены передаче
протяженности и пропорциональных соотношений пространства, окружающего
человека, здесь – границы отсутствуют, и ощущается широкое дыхание природы,
которую можно исследовать и постичь.
Живописный язык Леонардо
сравнению с манерой его учителя или помощников последнего, вместе с ним
принимавших участие в выполнении картины. Но эта новизна является
следствием влияния мастерской Верроккьо на формирование молодого
живописца, хотя очевидно, что достигнутые и м художественные результаты
носят глубоко личный и оригинальный характер. Леонардо демонстрирует
исключительные познания в области человеческой анатомии, совершенное
владение передачей движения, замечательное мастерство моделировки форм,
использующее, в частности, эффекты подвижной светотени и пристальное
наблюдение за проявлениями человеческих чувств. Несомненно, черты эти
соотносятся скорее со скульптурой Верроккьо, чем с его живописью, образцов
которой, впрочем, дошло до нас крайне мало. Как бы то ни было, все это
явилось следствием обучения Леонардо у Андреа, обогатившего техническими
познаниями юношу, проявившего выдающиеся способности к искусству. Верроккьо
дал ему возможность сделать первые шаги на пути художественного
самовыражения, где Леонардо оказался столь непохожим на других мастеров и
столь более сложным. Непосредственной близости к манере учителя тут не
видно, но художественное развитие Леонардо было бы немыслимым без
многогранного наследия Верроккьо. Связь учителя и ученика следует
рассматривать именно в таком плане.
5.Флорентийская живопись
Начальный
период развития выдающейся
1519) неотделим от положения дел во флорентийской культуре: в ней он
формируется как художник и весьма скоро полемически на неё реагирует. Даже
обширные и
разнообразные
в области естественных наук, вызываются и, похоже, даже определяются
реакцией на эстетизирующий идеализм флорентийского неоплатонического
кружка.
Период около 1480 года был для Флоренции временем относительной
стабильности в политическом отношении. В результате жестокого подавления в
1478 году
последних выступлении
утвердилось фактическое правление Лоренцо ди Пеьро де(Медичи. Он опирался
на народное одобрение и сохранял власть отчасти потому, что во Флоренции
отсутствовала политическая фигура, способная постепенно привести к замене
собственно синьории, пусть формально признававшей выборные органы и
традиционные государственные институты, республиканской формой правления.
Более того, Лоренцо Медичи сделался, согласно выражению Макьявелли,
«маятником равновесия» в политике Италии, стремясь удержать мирное
соотношение между господствующими силами полуострова ( Миланом, Венецией,
Папским государством, Неаполем). Нарушение такого равновесия, несомненно,
отдало бы Италию в руки монархий, подобно Франции и Испании, объединяющих
вокруг королевской власти всё национальные территории и потому могущих
позволить себе экспансию за пределы собственных государственных границ.
Кроме того, этот период во Флоренции отмечен интенсивностью творческой
жизни. Если она и перестала быть единственным в Италии сосредоточением
передового и в качественном отношении самого высокого искусства ( в это
время развивались такие художественные центры, как Урбино и Мантуя, а семья
живописцев Беллини в Венеции подготавливала там пору её наивысшего
расцвета; меценатство пап в Риме вызвало к жизни те художественные
начинания, которые в следующем столетии превратили его в абсолютный центр
итальянского искусства), то всё же здесь ещё сохранялась атмосфера
оживлённого соревнования между художниками. В 1466 году ушёл из жизни
последний представитель первого поколения ренессансных художников –
Донателло; в 1469 году умер самый интересный из живописцев второго
поколения Фра Филиппо Липпи, положивший начало отмеченному особой
привлекательностью повествовательному стилю в искусстве. Флоренция также
была свидетельницей деятельности Алессо Бальдовинетти (1424-1499), уже
упоминавшегося Андреа Верроккьо (1435-1488), Антонио (ок. 1432-1498) и
Пьеро (1441-1496) Поллайоло, Доменико Гирландайо (1449-1494), если называть
имена наиболее крупных мастеров.
Такую
среду, складывавшуюся из ряда
индивидуальностей и различных
художественного выражения, нашел во Флоренции Леонардо, делая свои первые
шаги в школе Андреа Верроккьо.
5.1.Действие и движение.
Последней и незавершённой работой первого флорентийского периода
является «Поклонение волхвов». Сюжет этот чаще всего появляется во
флорентийской живописи кватроченто. Обратившись к нему в 1481-1482 гг.,
Леонардо высказывает своё отношение ко всей предыдущей традиции, ведущей
начало от Лоренцо Монако и нашедшей незадолго до того своё выражение у
Боттичелли (ок. 1477), который отказывается от сакрального характера
изображаемой сцены и превращает её в предлог для прославления семейства и
учёного двора Медичи. Леонардо явно имеет в виду эту картину,
превозносящую религиозный пиетизм неоплатонического придворного кружка,
когда трактует ее тему в символическом, а не в историческом или сказочном
ключе.
Композиции
Поклонение волхвов
работа. Вещь эта удивительна во многих отношениях, в частности, тем, что
кажется переполненной целой толпой персонажей, и впечатление это усиливает
фантастический контраст между фигурами в светлом и группами, почти совсем
затемнёнными, - контраст, не в последнюю очередь создаваемый самим
беспокойным очарованием незавершённости. Этапы работы над композицией
можно восстановить по дошедшим до нас рисункам мастера. Но если, с одной
стороны, они показывают, что, расширяя традиционную концепцию Поклонения
волхвов, Леонардо вскоре отказался от подробной трактовки священного
события, уделяя больше внимания изображению человеческой толпы, то, с
другой, картину из Уффици нельзя рассматривать как простой результат
последовательности набросков. Скорее, она является плодом интереса
Информация о работе Леонардо да Винчи как величайший живописец