Леонардо да Винчи как величайший живописец

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:25, реферат

Краткое описание

Леонардо да Винчи принадлежит к тем личностям мировой истории, чья известность и чья слава не ограничиваются пределами одной страницы или одной эпохи. Гениальный художник, неутомимый исследователь явлений природы, выдающийся инженер и мыслитель, Леонардо да Винчи, может быть, в гораздо большей степени чем другие знаменитые представители эпохи Возрождения, соединил в своей деятельности все многообразие чаяний, идей и интеллектуальных метаний ренессанской личности. Феномен Леонардо да Винчи поражает не только размахом и разносторонностью постоянных и решенных вопросах в различных сферах человеческой деятельности, но и атмосферой некоторой таинственности, порожденной обстоятельствами биографии художника, сложностью языка, которым он себя в разных областях знания и искусства выражал.

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………………2
2. Высокое и позднее возрождение………………………………………….4
3. Жизнь……………………………………………………………………….6
4. Веррокьо и Леонардо………………………………………………………9
5. Флорентийская живопись около 1480 г…………………………………13
5.1.Действие и движение……………………………………………………..14
5.2.Поклонение волхвов……………………………………………………...16
5.3.Святой Иероним…………………………………………………………..17
5.4.Мадонна с младенцем…………………………………………………….18
5.5.Мадонна Бенуа и мадонна Литта………………………………………...20
5.6.Мадонна дель Гарофано …………………………………………………21
5.7.Мадонна в скалах из Лувра………………………………………………22
6.Леонардо в Милане………………………………………………………..26
6.1.Тайная вечеря……………………………………………………………..31
6.2.Портреты ………………………………………………………………….33
6.3.Джиневра Бенчи…………………………………………………………..35
6.4.Улыбка…………………………………………………………………….36
6.5.Картон с изображением Святой Анны…………………………………..37
6.6.Джоконда………………………………………………………………….38
6.7.Святая Анна с Марией и младенцем Христом………………………….40
6.8.Иоанн Креститель………………………………………………………...41
7.Неистовство страстей и старость………………………………………...43
8.Вывод……………………………………………………………………....46
9.Приложение………………………………………………………………..47
10.Список литературы………………………………………………………..49

Файлы: 1 файл

Леонардо да Винчи как величайший живописец.doc

— 329.50 Кб (Скачать)

«Тайная вечеря»  – в трапезной монастыря Санта-Мария  делле  Грацие  (1495  –

1497),  а   также  несколько  портретов.  Как  ваятель  он  создал  модель  в

натуральную величину колоссальной конной статуи Франческо Сфорцы  (которая,

однако, не была отлита в бронзе  и  уничтожена  во  время  оккупации  Милана

французами  в 1499 г.), а позднее, после 1511 г.,  разработал  проект  другой

конной статуи – Джан Джакомо Тривульцио.

    За  Мадонной в  скалах  последовало   произведение,  выполнение  которого

стало особенно мучительным  для  Леонардо  и  которое  представляется  самым

значительным  из написанного,  –  по  крайней  мере  среди  известной  нам  и

сохранившейся его живописи, - речь идёт о Тайной вечере  в  монастыре  Санта

Мария делле  Грацие. Пожалуй, ни одно произведение искусства не сравнится  по

своей значимости с этой росписью, от которой ныне сохранилась  лишь  бледная

тень того, что  представало взору вскоре после её завершения художником.

    С   точки  зрения  религиозной   она   имеет   универсальное   значение:

протестанты и  католики без колебания признают  её  воплощением  центрального

момента  в  христианской  идее  спасения  Евхаристии  –  таинства,   которое

произошло во время  трапезы Христа и апостолов в  иудейский  праздник  Пасхи;

известны копии  и подражания этой композиции в среде  верующих.  Но  не  менее

важна её роль и  с художественной  точки  зрения.  В  этом  последнем  случае

можно говорить о многочисленных версиях росписи в различных видах  искусства

и в различных  техниках (существуют  выполненные  по  ней  шпалеры,  гравюры,

деревянная  резьба), о многочисленных упоминаниях  её в литературе, начиная  с

современника  Леонардо Маттео Банделло, посвятившего работе Леонардо одну  из

своих новелл, и  кончая тем, как описал её Гете, увидев в мае 1788 года.

    Наконец,  ни одно произведение не  доставляло  обществу  столько  забот,

связанных с  решением вопроса о его сохранении и реставрации. Роспись  начала

разрушаться вскоре после того, как мастер её  выполнил,  и  уже  во  времена

Вазари (1568 год) изображение было с трудом различимо. С  конца  XVIII  века

начинаются  реставрации, по правде говоря, почти  все  довольно  неудачные  и

способствовавшие  постепенному  ухудшению   общего   вида   росписи   –   за

исключением  недавней,  выполненной  под  руководством  Пелличоли,   которая

восстановила  всё,  что  поддавалось  восстановлению  (например,  поверхность

стола  и  фигуру  Иуды).  Эти  реставрации  предпринимались   администрацией

различных  правительств,  сменяющих  друг  друга  в  Миланском   государстве

(сначала австрийского,  а  в  конце  XIX  века  –  Королевства  объединённой

Италии). Подобное отношение  к  росписи  свидетельствует  об  её  неизменной

славе.

    И  действительно, в ней мы находим  исключительное очарование  содержания

и формы, возможно,  никогда  не  достигавшееся  в  подобной  мере,  если  не

считать фресок Рафаэля в ватиканских станцах, где,  впрочем,  господствующую

роль играет эффект  иллюстративности.  В  Тайной  вечере  показано  массовое

действие: слова  стремительным ветром отзываются в  кругу апостолов,  группами

по три человека обсуждающих потрясшее их откровение Учителя:  «Один  из  вас

предаст меня» (Евангелие от Матфея, XXVI, 21). И сразу как бы  нарушается

ясность  окружающего  их  интерьера  с  его  классической   архитектурой   и

пропорциями,  и   присутствующие   осознают   неизбежность   разыгрывающейся

трагедии. Прозрачное небо летнего дня, виднеющееся за ними в  глубине  через

три окна – реальная черта, которую Леонардо вводит  в  изображение  поистине

человеческой   драмы,   мастерски   подчиняя   её    высочайшей    гармонии,

пронизывающей всю  окружающую  среду.  Годы,  ушедшие  на  разработку  темы,

многочисленные  подготовительные рисунки,  показывают, что  выполнению  этого

шедевра  предшествовали  различные  композиционные  решения,  и  –  согласно

Банделло –  работа над ним была  сопряжена  с  постоянным  чередованиям  дней

мучительных размышлений  и нескольких минут, когда  художник  быстро  наносил

на поверхность  стены несколько мазков кистью. Это  внушает мысль  о  том,   с

каким трепетом Леонардо работал над этим произведением,  самым  значительным

из когда-либо  созданных  в  живописи.  В  композиции,  колорите,  трактовке

персонажей  мы ощущаем то творческое напряжение,  с  которым  художник  писал

Тайную  вечерю;  до  сих   пор   она   производит   исключительно   глубокое

впечатление, свидетельствуя о величии  и  новаторстве  творения  мастера  из

Винчи.

    По  сравнению с Тайной вечерей другие произведения Леонардо, выполненные

им во время  пребывания  в  Милане,  отступают  на  задний  план,  при  всём

многообразии  его  остальной  деятельности.   По   заказу   двора   Леонардо

декорировал так  называемую Сала делле Ассе в Кастелло Сфорцеско. Следы  этой

росписи были обнаружены во время реставрации 1893 года.  Леонардо  изобразил

сложное переплетение перевитых шнуром  ветвей  деревьев,  оставив  открытыми

лишь небольшие  уголки неба; изображение  заполняет  консоли  свода,  образуя

нечто вроде  зелёной перголы,  в  центре  которой  выделяется  герб  Лодовико

Сфорца. Первоначальный вид росписи был изменён в  конце XIX века, но идея  её

в  своей  натуралистической  живости,   несомненно   принадлежит   Леонардо.

Возможно, однако, что техническое исполнение  росписи он  частично  поручил

своим ученикам.

    Наряду  с обязанностями придворного  декоратора и организатора церемоний,

приёмов и  празднеств  по  случаю  бракосочетания  Джан  Галеаццо  Сфорца  с

Изабеллой  Арагонской  в  1490  году,  Леонардо  должен   был   следить   за

осуществлением  проекта по мелиорации,  которую  Сфорца  задумал  провести  в

своих владениях  вблизи Виджевано.  Тем  самым  мастер  на  практике  доказал

собственные познания в области гидравлики, упомянутые им в том самом  письме

к Лодовико Моро, о котором говорилось выше. Одновременно художник  продолжал

заниматься  проблемами, связанными с отливкой монумента Франческо  Сфорца,  и

писал(если атрибуции  историков правильны) портреты лиц,  имевших  какое-либо

отношение к  дворцу Сфорца, о чём далее будет  сказано подробней.  Этот  объём

работ свидетельствует  о росте славы Леонардо да Винчи, к тому времени и  без

того уже  немалой.

    Последним  произведением, созданным мастером  до вторжения в Милан короля

Франции и его  армии, был картон  с  изображением  Святой  Анны  с  Марией  и

младенцем Христом, ныне находящийся  в  лондонской  галерее.  Использованный

здесь Леонардо пирамидальный принцип построения  композиции  оказал  большое

влияние на итальянскую  живопись начала XVI века.  Но  и  само  по  себе  это

произведение  является  неповторимым  образцом,  сочетающим  в  себе  красоту

формы,  гармонию  композиции  и  глубину  концептуального  содержания.   Оно

выступает  логическим  завершением  поисков  мастером  способа  выражения  в

живописи человеческих чувств, который не нарушал бы формального  равновесия,

лежащего  в  основе  всякого  художественного  опыта.  После  гармонического

соединения  в Тайной вечере  фигур  апостолов,  охваченных  общим  порывом  в

ответ на слова,  произнесённые  их  учителем,  логика  формального  развития

закономерно привела  Леонардо  к  трактовке  компактной  группы  из  картона

Святая Анна с Марией и младенцем  Христом.  Где  лица  персонажей,  кажется,

обращают  друг к другу чувства, таящиеся в их душе (и участники сцены  вовсе

не разобщены, как это видится некоторым  критикам).

    В  Милане Леонардо  собрал  вокруг  себя  последователей  и  учеников  –

Мельци, Марко  д’Оджоно, Чезаре  да  Сесто,  Больтраффио,  Салаино  и  многих

других. Он обучал их с щедростью и почти отеческим  отношением и, как,

    например, в случае  с  Салаино,  мальчиком   замечательной  красоты,  но

слабым  и  эксцентричным.  Итак,  интенсивная  работа  –  характерная  черта

миланского  пребывания  Леонардо,  которое,  как я старался  это показать,

стало, пожалуй, и самым важным  периодом  его  жизни  учёного,  художника  и

человека.

 

 

   6.1.Тайная  вечеря.

    Тайная  вечеря  была  заказана  Леонардо   (возможно   в   1494   году)

доминиканским монастырём Санта Мария делла Грацие. Церковь  этого  монастыря

герцог Лодовико  избрал  местом  для  своей  семейной  капеллы,  а  также  в

качестве мавзолея Сфорца; в 1492 году, обновив  старую  постройку,  Браманте

сделал здесь  заново барабан купола и пресвитерий. Фреска должна была  занять

северную  стену  трапезной  монастыря.  Леонардо  отдал   более   трёх   лет

разработке  целой серии подготовительных  эскизов,  штудий  и  рисунков.  Над

этим произведением  он трудился с 1495 по 1498 год (в посвящении Моро  своего

трактата  «О  божественной  пропорции»,  сделанном  8  февраля  1498   года,

францисканец  Лука Пачоли из Борго Сансеполькро, математик и друг  художника,

утверждал, что  видел роспись уже завершённой).

    Сюжет  Вечери так  же  стар,  как   христианское  искусство,  но  лишь  в

монастырских  росписях  он  переносится  в  трапезные,  или  рефектории,  где

обычно  находилась   настенная   живопись   больших   размеров.   В   первых

подготовительных  зарисовках Леонардо, очевидно, стремился  дать  традиционную

схему композиции с Иудой-предателем, сидящим  с  противоположной  от  Христа

стороны стола, но уже с самого начала «в  его  концепции  темы  господствует

стремление   трактовать   заявление   о   предательстве   как    центральный

драматический мотив» (Хейденрайх). Следовательно, в леонардовском  понимании

Тайной   вечери    преобладающее   место   занимает   человеческий    аспект

совершающейся  драмы,  а  не  сакральный  и  мистический  момент  собственно

установления  таинства Евхаристии, когда Христос,  взяв  хлеб  и  чашу  вина,

предлагает  их ученикам со словами: «Примите, ядите…»  (Евангелие  от  Марка,

XIV, 22-23).

    В  окончательном варианте композиции, Иуда изображён сидящим  за  столом

рядом с Христом  и апостолами. Только его поведение  выделяет  его  из  числа

других персонажей композиции, внимающих словам Учителя. В то время  как  все

либо взволнованно повернулись к Христу,  либо  ошеломлённо  обсуждают  смысл

сказанного  им, он отодвигается от общей драмы, оставаясь в  одиночестве  под

гнётом   предательства.   Новизна   воплощения   темы   не    ограничивается

нетрадиционным  расположением  участников  события,  но     распространяется

также на их характеристики. Они различаются не  пояснительными  надписями  с

соответствующими  именами, но  мастерски  трактуются  средствами  живописного

языка. Сцена  заключает  в  себе  комплекс  собственно  зрительных  намёков,

которые художник черпает  из  евангельской  традиции  и  из  агиографической

литературы  (особая  роль  интерьера  в  изображении  сообщества  апостолов;

внутренняя  связь между  фигурами;  характер  отношения  каждого  апостола  к

своему Учителю  и т.д.). Кроме  того,  это  новаторство  ясно  сказывается  в

оригинальности  живописной  техники,   применённой   здесь   Леонардо.   Она

позволила художнику усложнить колористический строй композиции,  передать

атмосферу и  то пространственное окружение, в котором  происходит  событие,  с

несравненно более  тонким мастерством, чем  то  свойственно  любому  творению

Раннего Ренессанса.

    Этот  шедевр стал знаменитым сразу  же  после  завершения,  и  традиция,

основанная  на  нескольких  источниках,  сообщает,  что  французский  король

Франциск I хотел  вырезать всю стену рефректория  с росписью, чтобы увезти  её

на  родину.  Согласно  другому  историческому  факту;  роспись   сохранилась

невредимой  во время бомбардировки в 1943 году, когда бомбами были  разрушены

потолок рефектория и почти вся  апсида  церкви  Санта  Мария  делле  Грацие.

Плохая сохранность  композиции,  постоянно  вызывавшая  сожаление  по  поводу

того, что  её  нельзя  увидеть  в  первоначальном  состоянии,  приписывалась

историографией  искусства (Вазари) технике, использованной  в  ней  Леонардо.

Напротив,  недавние  реставрации  и  более  внимательное  чтение  источников

показывают, что порча росписи  произошла  от  влажности  стен  рефектория  и

всего интерьера  церкви. Однако  идея,  воплощённая  художником,  торжествует

над переходящим, придавая этой драме поистине универсальный  масштаб.

 

 

 

       6.2.Портреты.

    «Итак,  ты должен иметь приспособленный двор со стенами,  окрашенными  в

чёрный цвет, с несколько выступающей над  этими  стенами  крышей.  Этот  двор

должен быть шириной в десять локтей, длиной в двадцать и высотой  в  десять.

И если ты не закроешь его навесом,  то  рисуй  портретное  произведение  под

вечер или когда  облачно или туманно. Это совершенное  освещение».

    Говоря  о живописном творчестве  Леонардо,  относящемся  к  его  первому

миланскому  пребыванию,  необходимо  также  остановиться  на   создании   им

портретов,  о которых   свидетельствуют   некоторые   современные   мастеру

Информация о работе Леонардо да Винчи как величайший живописец