Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:25, реферат
Леонардо да Винчи принадлежит к тем личностям мировой истории, чья известность и чья слава не ограничиваются пределами одной страницы или одной эпохи. Гениальный художник, неутомимый исследователь явлений природы, выдающийся инженер и мыслитель, Леонардо да Винчи, может быть, в гораздо большей степени чем другие знаменитые представители эпохи Возрождения, соединил в своей деятельности все многообразие чаяний, идей и интеллектуальных метаний ренессанской личности. Феномен Леонардо да Винчи поражает не только размахом и разносторонностью постоянных и решенных вопросах в различных сферах человеческой деятельности, но и атмосферой некоторой таинственности, порожденной обстоятельствами биографии художника, сложностью языка, которым он себя в разных областях знания и искусства выражал.
1. Введение……………………………………………………………………2
2. Высокое и позднее возрождение………………………………………….4
3. Жизнь……………………………………………………………………….6
4. Веррокьо и Леонардо………………………………………………………9
5. Флорентийская живопись около 1480 г…………………………………13
5.1.Действие и движение……………………………………………………..14
5.2.Поклонение волхвов……………………………………………………...16
5.3.Святой Иероним…………………………………………………………..17
5.4.Мадонна с младенцем…………………………………………………….18
5.5.Мадонна Бенуа и мадонна Литта………………………………………...20
5.6.Мадонна дель Гарофано …………………………………………………21
5.7.Мадонна в скалах из Лувра………………………………………………22
6.Леонардо в Милане………………………………………………………..26
6.1.Тайная вечеря……………………………………………………………..31
6.2.Портреты ………………………………………………………………….33
6.3.Джиневра Бенчи…………………………………………………………..35
6.4.Улыбка…………………………………………………………………….36
6.5.Картон с изображением Святой Анны…………………………………..37
6.6.Джоконда………………………………………………………………….38
6.7.Святая Анна с Марией и младенцем Христом………………………….40
6.8.Иоанн Креститель………………………………………………………...41
7.Неистовство страстей и старость………………………………………...43
8.Вывод……………………………………………………………………....46
9.Приложение………………………………………………………………..47
10.Список литературы………………………………………………………..49
«Тайная вечеря»
– в трапезной монастыря Санта-
1497), а также несколько портретов. Как ваятель он создал модель в
натуральную величину колоссальной конной статуи Франческо Сфорцы (которая,
однако, не была отлита в бронзе и уничтожена во время оккупации Милана
французами в 1499 г.), а позднее, после 1511 г., разработал проект другой
конной статуи – Джан Джакомо Тривульцио.
За Мадонной в скалах последовало произведение, выполнение которого
стало особенно мучительным для Леонардо и которое представляется самым
значительным из написанного, – по крайней мере среди известной нам и
сохранившейся его живописи, - речь идёт о Тайной вечере в монастыре Санта
Мария делле Грацие. Пожалуй, ни одно произведение искусства не сравнится по
своей значимости с этой росписью, от которой ныне сохранилась лишь бледная
тень того, что представало взору вскоре после её завершения художником.
С точки зрения религиозной она имеет универсальное значение:
протестанты и католики без колебания признают её воплощением центрального
момента в христианской идее спасения Евхаристии – таинства, которое
произошло во время трапезы Христа и апостолов в иудейский праздник Пасхи;
известны копии и подражания этой композиции в среде верующих. Но не менее
важна её роль и с художественной точки зрения. В этом последнем случае
можно говорить о многочисленных версиях росписи в различных видах искусства
и в различных техниках (существуют выполненные по ней шпалеры, гравюры,
деревянная резьба), о многочисленных упоминаниях её в литературе, начиная с
современника Леонардо Маттео Банделло, посвятившего работе Леонардо одну из
своих новелл, и кончая тем, как описал её Гете, увидев в мае 1788 года.
Наконец, ни одно произведение не доставляло обществу столько забот,
связанных с решением вопроса о его сохранении и реставрации. Роспись начала
разрушаться вскоре после того, как мастер её выполнил, и уже во времена
Вазари (1568 год) изображение было с трудом различимо. С конца XVIII века
начинаются реставрации, по правде говоря, почти все довольно неудачные и
способствовавшие постепенному ухудшению общего вида росписи – за
исключением недавней, выполненной под руководством Пелличоли, которая
восстановила всё, что поддавалось восстановлению (например, поверхность
стола и фигуру Иуды). Эти реставрации предпринимались администрацией
различных правительств, сменяющих друг друга в Миланском государстве
(сначала австрийского, а в конце XIX века – Королевства объединённой
Италии). Подобное отношение к росписи свидетельствует об её неизменной
славе.
И
действительно, в ней мы
и формы, возможно, никогда не достигавшееся в подобной мере, если не
считать фресок Рафаэля в ватиканских станцах, где, впрочем, господствующую
роль играет эффект иллюстративности. В Тайной вечере показано массовое
действие: слова стремительным ветром отзываются в кругу апостолов, группами
по три человека обсуждающих потрясшее их откровение Учителя: «Один из вас
предаст меня» (Евангелие от Матфея, XXVI, 21). И сразу как бы нарушается
ясность окружающего их интерьера с его классической архитектурой и
пропорциями, и присутствующие осознают неизбежность разыгрывающейся
трагедии. Прозрачное небо летнего дня, виднеющееся за ними в глубине через
три окна – реальная черта, которую Леонардо вводит в изображение поистине
человеческой драмы, мастерски подчиняя её высочайшей гармонии,
пронизывающей всю окружающую среду. Годы, ушедшие на разработку темы,
многочисленные подготовительные рисунки, показывают, что выполнению этого
шедевра предшествовали различные композиционные решения, и – согласно
Банделло – работа над ним была сопряжена с постоянным чередованиям дней
мучительных размышлений и нескольких минут, когда художник быстро наносил
на поверхность стены несколько мазков кистью. Это внушает мысль о том, с
каким трепетом Леонардо работал над этим произведением, самым значительным
из когда-либо созданных в живописи. В композиции, колорите, трактовке
персонажей мы ощущаем то творческое напряжение, с которым художник писал
Тайную вечерю; до сих пор она производит исключительно глубокое
впечатление, свидетельствуя о величии и новаторстве творения мастера из
Винчи.
По сравнению с Тайной вечерей другие произведения Леонардо, выполненные
им во время пребывания в Милане, отступают на задний план, при всём
многообразии его остальной деятельности. По заказу двора Леонардо
декорировал так называемую Сала делле Ассе в Кастелло Сфорцеско. Следы этой
росписи были обнаружены во время реставрации 1893 года. Леонардо изобразил
сложное переплетение перевитых шнуром ветвей деревьев, оставив открытыми
лишь небольшие уголки неба; изображение заполняет консоли свода, образуя
нечто вроде зелёной перголы, в центре которой выделяется герб Лодовико
Сфорца. Первоначальный вид росписи был изменён в конце XIX века, но идея её
в своей натуралистической живости, несомненно принадлежит Леонардо.
Возможно, однако, что техническое исполнение росписи он частично поручил
своим ученикам.
Наряду
с обязанностями придворного
декоратора и организатора
приёмов и празднеств по случаю бракосочетания Джан Галеаццо Сфорца с
Изабеллой Арагонской в 1490 году, Леонардо должен был следить за
осуществлением проекта по мелиорации, которую Сфорца задумал провести в
своих владениях вблизи Виджевано. Тем самым мастер на практике доказал
собственные познания в области гидравлики, упомянутые им в том самом письме
к Лодовико Моро, о котором говорилось выше. Одновременно художник продолжал
заниматься проблемами, связанными с отливкой монумента Франческо Сфорца, и
писал(если атрибуции историков правильны) портреты лиц, имевших какое-либо
отношение к дворцу Сфорца, о чём далее будет сказано подробней. Этот объём
работ свидетельствует о росте славы Леонардо да Винчи, к тому времени и без
того уже немалой.
Последним
произведением, созданным
Франции и его армии, был картон с изображением Святой Анны с Марией и
младенцем Христом, ныне находящийся в лондонской галерее. Использованный
здесь Леонардо
пирамидальный принцип
влияние на итальянскую живопись начала XVI века. Но и само по себе это
произведение является неповторимым образцом, сочетающим в себе красоту
формы, гармонию композиции и глубину концептуального содержания. Оно
выступает логическим завершением поисков мастером способа выражения в
живописи человеческих чувств, который не нарушал бы формального равновесия,
лежащего в основе всякого художественного опыта. После гармонического
соединения в Тайной вечере фигур апостолов, охваченных общим порывом в
ответ на слова, произнесённые их учителем, логика формального развития
закономерно привела Леонардо к трактовке компактной группы из картона
Святая Анна с Марией и младенцем Христом. Где лица персонажей, кажется,
обращают друг к другу чувства, таящиеся в их душе (и участники сцены вовсе
не разобщены, как это видится некоторым критикам).
В Милане Леонардо собрал вокруг себя последователей и учеников –
Мельци, Марко д’Оджоно, Чезаре да Сесто, Больтраффио, Салаино и многих
других. Он обучал их с щедростью и почти отеческим отношением и, как,
например, в случае с Салаино, мальчиком замечательной красоты, но
слабым и эксцентричным. Итак, интенсивная работа – характерная черта
миланского пребывания Леонардо, которое, как я старался это показать,
стало, пожалуй, и самым важным периодом его жизни учёного, художника и
человека.
6.1.Тайная вечеря.
Тайная вечеря была заказана Леонардо (возможно в 1494 году)
доминиканским монастырём Санта Мария делла Грацие. Церковь этого монастыря
герцог Лодовико избрал местом для своей семейной капеллы, а также в
качестве мавзолея Сфорца; в 1492 году, обновив старую постройку, Браманте
сделал здесь заново барабан купола и пресвитерий. Фреска должна была занять
северную стену трапезной монастыря. Леонардо отдал более трёх лет
разработке целой серии подготовительных эскизов, штудий и рисунков. Над
этим произведением он трудился с 1495 по 1498 год (в посвящении Моро своего
трактата «О божественной пропорции», сделанном 8 февраля 1498 года,
францисканец Лука Пачоли из Борго Сансеполькро, математик и друг художника,
утверждал, что
видел роспись уже завершённой)
Сюжет Вечери так же стар, как христианское искусство, но лишь в
монастырских росписях он переносится в трапезные, или рефектории, где
обычно находилась настенная живопись больших размеров. В первых
подготовительных зарисовках Леонардо, очевидно, стремился дать традиционную
схему композиции с Иудой-предателем, сидящим с противоположной от Христа
стороны стола, но уже с самого начала «в его концепции темы господствует
стремление трактовать заявление о предательстве как центральный
драматический мотив» (Хейденрайх). Следовательно, в леонардовском понимании
Тайной вечери преобладающее место занимает человеческий аспект
совершающейся драмы, а не сакральный и мистический момент собственно
установления таинства Евхаристии, когда Христос, взяв хлеб и чашу вина,
предлагает их ученикам со словами: «Примите, ядите…» (Евангелие от Марка,
XIV, 22-23).
В
окончательном варианте
рядом с Христом и апостолами. Только его поведение выделяет его из числа
других персонажей композиции, внимающих словам Учителя. В то время как все
либо взволнованно повернулись к Христу, либо ошеломлённо обсуждают смысл
сказанного им, он отодвигается от общей драмы, оставаясь в одиночестве под
гнётом предательства. Новизна воплощения темы не ограничивается
нетрадиционным расположением участников события, но распространяется
также на их характеристики. Они различаются не пояснительными надписями с
соответствующими именами, но мастерски трактуются средствами живописного
языка. Сцена заключает в себе комплекс собственно зрительных намёков,
которые художник черпает из евангельской традиции и из агиографической
литературы (особая роль интерьера в изображении сообщества апостолов;
внутренняя связь между фигурами; характер отношения каждого апостола к
своему Учителю и т.д.). Кроме того, это новаторство ясно сказывается в
оригинальности живописной техники, применённой здесь Леонардо. Она
позволила художнику усложнить колористический строй композиции, передать
атмосферу и то пространственное окружение, в котором происходит событие, с
несравненно более тонким мастерством, чем то свойственно любому творению
Раннего Ренессанса.
Этот шедевр стал знаменитым сразу же после завершения, и традиция,
основанная на нескольких источниках, сообщает, что французский король
Франциск I хотел вырезать всю стену рефректория с росписью, чтобы увезти её
на родину. Согласно другому историческому факту; роспись сохранилась
невредимой во время бомбардировки в 1943 году, когда бомбами были разрушены
потолок рефектория и почти вся апсида церкви Санта Мария делле Грацие.
Плохая сохранность композиции, постоянно вызывавшая сожаление по поводу
того, что её нельзя увидеть в первоначальном состоянии, приписывалась
историографией искусства (Вазари) технике, использованной в ней Леонардо.
Напротив, недавние реставрации и более внимательное чтение источников
показывают, что порча росписи произошла от влажности стен рефектория и
всего интерьера церкви. Однако идея, воплощённая художником, торжествует
над переходящим, придавая этой драме поистине универсальный масштаб.
6.2.Портреты.
«Итак, ты должен иметь приспособленный двор со стенами, окрашенными в
чёрный цвет, с несколько выступающей над этими стенами крышей. Этот двор
должен быть шириной в десять локтей, длиной в двадцать и высотой в десять.
И если ты не закроешь его навесом, то рисуй портретное произведение под
вечер или когда облачно или туманно. Это совершенное освещение».
Говоря о живописном творчестве Леонардо, относящемся к его первому
миланскому пребыванию, необходимо также остановиться на создании им
портретов, о которых свидетельствуют некоторые современные мастеру
Информация о работе Леонардо да Винчи как величайший живописец