Культура Ярославля XVII века

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:38, лекция

Краткое описание

Период XVII в. Ярославля ознаменован культурным расцветом, о котором принято говорить как о «золотом веке» в истории города. Ряд исследователей ярославской культуры этого периода связывает этот процесс с «реализацией на региональной почве культурной логики, характерной для эпохи Возрождения»1. Это, прежде всего, ренессансное качество ярославской архитектуры, а также, конечно, ярославской иконописи, изразечной керамики.

Файлы: 1 файл

ЛекцияКультура ярославля XVII века.docx

— 24.46 Кб (Скачать)

       Лекция: Культура Ярославля в XVII в.

       Период  XVII в.  Ярославля ознаменован культурным расцветом, о котором принято говорить как о «золотом веке» в истории города. Ряд исследователей ярославской культуры этого периода связывает этот процесс с «реализацией на региональной почве культурной логики, характерной для эпохи Возрождения»1. Это, прежде всего, ренессансное качество ярославской архитектуры, а также, конечно, ярославской иконописи, изразечной керамики.

       Ярославский культурный расцвет  связан со следующими культурными и социальными предпосылками:

       - наличие новгородской купеческой  диаспоры (новгородские репатрианты,  выселенные Иваном Грозным на  Волгу, дали мощный толчок  развитию культуры Ярославля);

       - развитие индивидуальной, личностной  культуры в связи с процессами, получившими толчок к своему движению в результате событий, связанных со Смутой, появление «местного самосознания»;

       - интенсивное развитие торговли, как с другими регионами России, так и международной, при котором  Ярославль оказался в выгодном (географическом, социально-экономическом) положении, что повело за собой также интенсивное развитие ремесла;

       - осуществление через торговлю  и перемещение мастеров (зодчих  и художников) межкультурного диалога,  внедрение в ярославскую культуру  инородных культурных влияний, обогативших и давших дополнительное развитие ярославскому культурному потенциалу.

       Архитектура Ярославля.

       «Великие  храмы Ярославля – не просто окаменевшие  костры амбиций. Храмостроительство определяется как дарственное самоутверждение  личности и сообщества, как откуп Богу за успех и дар Богу, создание пространства сближения человека и Бога путем приобщения мирского к божественному»2.

       Вся древняя каменная архитектура Ярославля, кроме построек XVI века в Спасском монастыре, относится к XVII веку. Остатки оборонительных сооружений, жилые здания и церкви полно и ярко характеризуют развитие архитектуры этого периода.

       XVII столетие стало золотым веком Ярославского культового зодчества. Возведенные в это время церкви Ильи Пророка, Иоанна Златоуста, Иоанна Предтечи и другие по праву заняли свое место среди произведений мировой культуры.

       Своеобразные  особенности в их планировке и приемах фасадного убранства дают нам право говорить о ярославском зодчестве как об отдельной ветви общерусского архитектурного стиля XVII века. 

       За  почти столетний период строительства  создается своеобразная архитектурная школа, высокого развития достигают художественные ремесла: резьба по дереву и камню, чеканка и литье металлических изделий, вышивка шелками, искусство иконописи и стенописи.

       Для ярославского зодчества характерен соборный тип храма, с четырьмя внутренними  столпами, поддерживающими своды, которые перекрывают его основной объем. Два восточных столпа закрыты иконостасом и принадлежат алтарю. Алтарь заканчивается с восточного фасада криволинейными выступами (апсидами). С трех, а иногда только с двух сторон к церкви пристраивалась широкая галерея, на восточных сторонах которой ставились приделы, то есть дополнительные маленькие церкви. В галереях богослужение не совершали. Они служили для богомольцев местом ожидания церковных служб. Здесь же собирались прихожане для обсуждения общественных дел.

       В галереи вели крыльца, обычно на арках. Колокольня или стояла отдельно от церкви, или пристраивалась к ее северо-западному углу. Основной объем церкви венчался пятью главами, с барабанами, прорезанными узкими окнами, приделы – одной главой или каменным шатром. Иногда церковь поднималась на «подклет», то есть полуподвальный этаж, служивший для погребения в нем именитых людей, а чаще – для товарных складов. Кровля делалась тесовой или железной, главы крылись разноцветной черепицей. Внутренние стены расписывались фресками.

       В Ярославле встречается и другой тип церкви, условно называемый церковью с трапезной. Он имеет в плане большое сходство с московскими церквами середины XVII века. Здесь к основному объему, перекрытому обычно одним сомкнутым сводом с глухими барабанами на нем, с западной стороны примыкал более низкий объем, прямоугольный в плане. Он отделялся от главного каменной стеной с 1–3 проемами. Это помещение называлось трапезной. В монастырском обиходе трапезные были местом для приема пищи. Но в церквах они служили тем же целям, что и галереи в четырехстолпных храмах. Трапезные, обычно невысокие, могли быть легко обогреты, в них ставилась печь и зимой совершались службы.

       В архитектуре обоих типов встречается  много форм, заимствованных у деревянного  зодчества (шатры, галереи, крыльца). Галереи  первых церквей XVII века делались с открытыми пролетами арок, но впоследствии пролеты в большинстве случаев были заложены и обращены в окна. Первоначально кровли были не четырехскатными, какими мы видим их сейчас, а криволинейных очертаний. Они перекрывались по полукружиям (закомарам), которыми завершались стены.

       В развитии ярославского стиля четырехстолпных  церквей можно проследить три периода.

       Первый, кончающийся 60 годами XVII века, характеризуется асимметрическим планом, обязательным подклетом, устройством северного бокового придела, в виде башни, большими крыльцами на арках и относительной сдержанностью в убранстве (церкви Николы Надеина, Ильи Пророка, Михаила Архангела).

       Признаками  второго периода, длившегося до конца 80-х годов, были симметрия плана, отсутствие подклета, высокие окна, богатая изразцовая отделка стен, прекрасно выполненная кирпичная кладка (церкви Иоанна Златоуста, Федоровская, Иоанна Предтечи и другие).

       Третий – 90-е годы – отличается преобладанием в отделке живописных, декоративных начал и заменой сводчатого перекрытия на столпах одним сплошным сводом   (церкви   Богоявления,   Благовещенья).

       Первые  гражданские каменные здания появились  в Ярославле в XVI веке на территории Спасского монастыря. Это – трапезная, настоятельские покои, часть корпуса монашеских келий. В монастыре были тогда и другие каменные здания, фундаменты которых   обнаружены при реставрационных   работах.

       Во  второй половине XVII века каменные жилые дома возникают и за стенами монастыря. До наших дней из них сохранились в первоначальном виде только единицы. Наибольший интерес представляют Митрополичьи палаты, дом Иванова и некоторые другие.

       К гражданскому строительству XVII века надо отнести и возведение крепостных башен на городском валу. Большинство их было разобрано еще в XVIII веке. Сохранились только три башни: Волжская, Знаменская и Угличская.

       Фрески.

       Стенные росписи ярославских церквей (XVI, XVII и XVIII веков) имеют мировую известность. Они выполнялись артелями художников – мастеров настенной живописи, которые передавали свой опыт из рода в род, из поколения в поколение. Помимо работ в родном городе ярославские мастера выполняли росписи в Ростове Великом, Вологде, Суздале, Твери, Туле, Костроме и, наконец, в Москве.

       Традиционная  устойчивость живописной техники и  расположения сюжетов на стенах храмов способствовали тому, что грандиозные по трудоемкости композиции создавались в поразительно короткие сроки. Обычно роспись целой церкви выполнялась за одно лето – в три-четыре месяца.

       В то же время традиции отнюдь не мешали творчеству художников и не сводили их работы к шаблону. Напротив, каждая роспись давала новые творческие варианты, как в общем плане, так и в решении отдельных композиций, а навыки, выработанные поколениями художников, придавали большую значительность даже ремесленным работам.

       Стенописи выполнялись своеобразной, теперь не применяемой, комбинированной техникой фрески и клеевой живописи.

       Самую ответственную часть работы –  общий замысел и рисунок росписи – делал старший мастер («знаменщик»). Его помощники «раскрывали» стенопись красками и писали все остальное. Но иногда отделку выполнял старший мастер.

       Ярославскими  художниками была создана самостоятельная школа стенописи. Она сформировалась в 60-70-х годах XVII века и процветала до конца XVIII века; последние отзвуки ее захватывают и первые десятилетия XIX века.

       Росписи покрывали обычно все внутреннее пространство храма. К концу XVIII века в Ярославле было около 40 подобным образом расписанных памятников. Такое обилие художественных росписей делало город единственным в своем роде музеем. Дошедшие до нас памятники дают яркую картину развития ярославской школы «стенного писания».

       Две ранние росписи Ярославля, выполнявшиеся  артелями мастеров с участием ярославцев, – в Спасском монастыре (1563—1564 годы) и в церкви Николы Надеина (1640 год) – являются началом двух основных направлений ярославской школы: первому более свойствен монументальный, второму – декоративно-повествовательный характер. В 80 -90-годах XVII века эти направления складываются в два определенных стиля.

       Ярославский монументальный стиль характеризуется: 1)помещением на столпах одиночных фигур, как бы портретов почитаемых святых; 2) изображением «Страшного суда» по всей поверхности западной стены; 3) разбивкой северной и южной стен на 5-6 горизонтальных ярусов с изображением отдельных сюжетов; 4) заполнением оконных откосов фигурами или полуфигурами.

       Для декоративно-повествовательного стиля  характерно стремление мастеров рассказать изобразительными средствами на данные темы как можно больше. Столпы храма и подпружные арки (то есть арки, на которые опираются своды), используются ими под композиции с мелкофигурными изображениями. Композиция «Страшного суда» пишется в церковной паперти (галерее). Стены делятся на 7, 8 и 9 горизонтальных ярусов, причем в ряде случаев композиции, переходя одна в другую, создавали единую непрерывность темы всей росписи.

       Декоративно-повествовательное  направление в 70-х годах XVII столетия чаще всего проявлялось в росписях галерей-папертей. Наиболее совершенное выражение этот стиль получил в 1694-1695 годах в работе Дмитрия Плеханова с товарищами в росписях церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. Последнюю роспись надо признать вершиной самобытного творчества ярославской школы, а вместе с ней и всего русского стенописного искусства XVII века. В том же стиле расписана Федоровская церковь (1715 год), паперть Ильинской церкви (1716 год) и другие памятники.

       Для ярославских росписей второй половины XVIII века характерно новое, стихийно вторгающееся в русскую жизнь прогрессивное явление – «обмирщение» изобразительного искусства. Художников начинает интересовать реальная жизнь во всех ее проявлениях. Они все чаще придают изображаемым фигурам движения и действия, подмеченные в окружающей жизни. Особенно большие сдвиги происходят в изображениях пейзажа, архитектуры и предметов быта. Стилизованные охристые горы заменяются зелеными холмами, где вместо условно изображенных деревьев, напоминающих пальмы, появляются более реальные изображения сосен, елей, дубов. Второй план занимается уменьшенными человеческими фигурами, отдельными зданиями и целыми панорамами городов с высокими домами и башнями. Художники приближаются к пониманию правильной перспективы.

       В 30-40-е годы XVIII века стиль ярославских стенописей снова становится более монументальным.

       Ярославские церковные стенописи XVII — XVIII веков драгоценны не только как самобытное, непосредственно народное творчество, отображающее жизнь своей эпохи, но и как естественный переход к реализму в живописи XIX столетия.

       Ярославские стенописи XIX века, за немногими исключениями, как художественные произведения интереса не представляют.

Семинар № 1.

Практическое  задание.

Выбрать из списка памятник ярославской архитектуры  XVII века и дать характеристику памятника по плану:

  1. История создания памятника.
  2. Архитектурно-художественные характеристики.
  3. Собственное впечатление от сооружения.
 

Литература:

  1. Добровольская Э. Ярославль. – М., 1968.
  2. Добровольская Э., Гнедовский Б. Ярославль. Тутаев. – М., 1981.
  3. Иванов В. Ярославль.– М.,1950.
  4. Маров В.Ф. Ярославль: Архитектура и градостроительство. – Ярославль, 2000.
  5. Суслов А.И., Чураков С.С. Ярославль. – М., 1960.
  6. Федорычева Е.А. Церковь Николы Надеина в Ярославле. – М., 2003.
  7. Ярославль. Путеводитель / Автор-составитель П.И. Козлов. – Ярославль, 1974.
  8. Ярославль: Памятники архитектуры и искусства / Автор-составитель В.П. Выголов. – М., 1985; М., 1994.

Информация о работе Культура Ярославля XVII века