Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:36, лекция
Рассказывается об архитектуре Ярославля
Лекция: Культура Ярославля в XVII в.
Период XVII в. Ярославля ознаменован культурным расцветом, о котором принято говорить как о «золотом веке» в истории города. Ряд исследователей ярославской культуры этого периода связывает этот процесс с «реализацией на региональной почве культурной логики, характерной для эпохи Возрождения»1. Это, прежде всего, ренессансное качество ярославской архитектуры, а также, конечно, ярославской иконописи, изразечной керамики.
Ярославский культурный расцвет связан со следующими культурными и социальными предпосылками:
-
наличие новгородской
- развитие индивидуальной, личностной культуры в связи с процессами, получившими толчок к своему движению в результате событий, связанных со Смутой, появление «местного самосознания»;
-
интенсивное развитие торговли,
как с другими регионами
-
осуществление через торговлю
и перемещение мастеров (зодчих
и художников) межкультурного диалога,
внедрение в ярославскую
Архитектура Ярославля.
«Великие
храмы Ярославля – не просто окаменевшие
костры амбиций. Храмостроительство определяется
как дарственное
Вся древняя каменная архитектура Ярославля, кроме построек XVI века в Спасском монастыре, относится к XVII веку. Остатки оборонительных сооружений, жилые здания и церкви полно и ярко характеризуют развитие архитектуры этого периода.
XVII столетие стало золотым веком Ярославского культового зодчества. Возведенные в это время церкви Ильи Пророка, Иоанна Златоуста, Иоанна Предтечи и другие по праву заняли свое место среди произведений мировой культуры.
Своеобразные особенности в их планировке и приемах фасадного убранства дают нам право говорить о ярославском зодчестве как об отдельной ветви общерусского архитектурного стиля XVII века.
За почти столетний период строительства создается своеобразная архитектурная школа, высокого развития достигают художественные ремесла: резьба по дереву и камню, чеканка и литье металлических изделий, вышивка шелками, искусство иконописи и стенописи.
Для ярославского зодчества характерен соборный тип храма, с четырьмя внутренними столпами, поддерживающими своды, которые перекрывают его основной объем. Два восточных столпа закрыты иконостасом и принадлежат алтарю. Алтарь заканчивается с восточного фасада криволинейными выступами (апсидами). С трех, а иногда только с двух сторон к церкви пристраивалась широкая галерея, на восточных сторонах которой ставились приделы, то есть дополнительные маленькие церкви. В галереях богослужение не совершали. Они служили для богомольцев местом ожидания церковных служб. Здесь же собирались прихожане для обсуждения общественных дел.
В галереи вели крыльца, обычно на арках. Колокольня или стояла отдельно от церкви, или пристраивалась к ее северо-западному углу. Основной объем церкви венчался пятью главами, с барабанами, прорезанными узкими окнами, приделы – одной главой или каменным шатром. Иногда церковь поднималась на «подклет», то есть полуподвальный этаж, служивший для погребения в нем именитых людей, а чаще – для товарных складов. Кровля делалась тесовой или железной, главы крылись разноцветной черепицей. Внутренние стены расписывались фресками.
В Ярославле встречается и другой тип церкви, условно называемый церковью с трапезной. Он имеет в плане большое сходство с московскими церквами середины XVII века. Здесь к основному объему, перекрытому обычно одним сомкнутым сводом с глухими барабанами на нем, с западной стороны примыкал более низкий объем, прямоугольный в плане. Он отделялся от главного каменной стеной с 1–3 проемами. Это помещение называлось трапезной. В монастырском обиходе трапезные были местом для приема пищи. Но в церквах они служили тем же целям, что и галереи в четырехстолпных храмах. Трапезные, обычно невысокие, могли быть легко обогреты, в них ставилась печь и зимой совершались службы.
В
архитектуре обоих типов
В развитии ярославского стиля четырехстолпных церквей можно проследить три периода.
Первый, кончающийся 60 годами XVII века, характеризуется асимметрическим планом, обязательным подклетом, устройством северного бокового придела, в виде башни, большими крыльцами на арках и относительной сдержанностью в убранстве (церкви Николы Надеина, Ильи Пророка, Михаила Архангела).
Признаками второго периода, длившегося до конца 80-х годов, были симметрия плана, отсутствие подклета, высокие окна, богатая изразцовая отделка стен, прекрасно выполненная кирпичная кладка (церкви Иоанна Златоуста, Федоровская, Иоанна Предтечи и другие).
Третий – 90-е годы – отличается преобладанием в отделке живописных, декоративных начал и заменой сводчатого перекрытия на столпах одним сплошным сводом (церкви Богоявления, Благовещенья).
Первые гражданские каменные здания появились в Ярославле в XVI веке на территории Спасского монастыря. Это – трапезная, настоятельские покои, часть корпуса монашеских келий. В монастыре были тогда и другие каменные здания, фундаменты которых обнаружены при реставрационных работах.
Во второй половине XVII века каменные жилые дома возникают и за стенами монастыря. До наших дней из них сохранились в первоначальном виде только единицы. Наибольший интерес представляют Митрополичьи палаты, дом Иванова и некоторые другие.
К гражданскому строительству XVII века надо отнести и возведение крепостных башен на городском валу. Большинство их было разобрано еще в XVIII веке. Сохранились только три башни: Волжская, Знаменская и Угличская.
Фрески.
Стенные росписи ярославских церквей (XVI, XVII и XVIII веков) имеют мировую известность. Они выполнялись артелями художников – мастеров настенной живописи, которые передавали свой опыт из рода в род, из поколения в поколение. Помимо работ в родном городе ярославские мастера выполняли росписи в Ростове Великом, Вологде, Суздале, Твери, Туле, Костроме и, наконец, в Москве.
Традиционная устойчивость живописной техники и расположения сюжетов на стенах храмов способствовали тому, что грандиозные по трудоемкости композиции создавались в поразительно короткие сроки. Обычно роспись целой церкви выполнялась за одно лето – в три-четыре месяца.
В то же время традиции отнюдь не мешали творчеству художников и не сводили их работы к шаблону. Напротив, каждая роспись давала новые творческие варианты, как в общем плане, так и в решении отдельных композиций, а навыки, выработанные поколениями художников, придавали большую значительность даже ремесленным работам.
Стенописи выполнялись своеобразной, теперь не применяемой, комбинированной техникой фрески и клеевой живописи.
Самую ответственную часть работы – общий замысел и рисунок росписи – делал старший мастер («знаменщик»). Его помощники «раскрывали» стенопись красками и писали все остальное. Но иногда отделку выполнял старший мастер.
Ярославскими художниками была создана самостоятельная школа стенописи. Она сформировалась в 60-70-х годах XVII века и процветала до конца XVIII века; последние отзвуки ее захватывают и первые десятилетия XIX века.
Росписи покрывали обычно все внутреннее пространство храма. К концу XVIII века в Ярославле было около 40 подобным образом расписанных памятников. Такое обилие художественных росписей делало город единственным в своем роде музеем. Дошедшие до нас памятники дают яркую картину развития ярославской школы «стенного писания».
Две ранние росписи Ярославля, выполнявшиеся артелями мастеров с участием ярославцев, – в Спасском монастыре (1563—1564 годы) и в церкви Николы Надеина (1640 год) – являются началом двух основных направлений ярославской школы: первому более свойствен монументальный, второму – декоративно-повествовательный характер. В 80 -90-годах XVII века эти направления складываются в два определенных стиля.
Ярославский монументальный стиль характеризуется: 1)помещением на столпах одиночных фигур, как бы портретов почитаемых святых; 2) изображением «Страшного суда» по всей поверхности западной стены; 3) разбивкой северной и южной стен на 5-6 горизонтальных ярусов с изображением отдельных сюжетов; 4) заполнением оконных откосов фигурами или полуфигурами.
Для декоративно-повествовательного стиля характерно стремление мастеров рассказать изобразительными средствами на данные темы как можно больше. Столпы храма и подпружные арки (то есть арки, на которые опираются своды), используются ими под композиции с мелкофигурными изображениями. Композиция «Страшного суда» пишется в церковной паперти (галерее). Стены делятся на 7, 8 и 9 горизонтальных ярусов, причем в ряде случаев композиции, переходя одна в другую, создавали единую непрерывность темы всей росписи.
Декоративно-
Для ярославских росписей второй половины XVIII века характерно новое, стихийно вторгающееся в русскую жизнь прогрессивное явление – «обмирщение» изобразительного искусства. Художников начинает интересовать реальная жизнь во всех ее проявлениях. Они все чаще придают изображаемым фигурам движения и действия, подмеченные в окружающей жизни. Особенно большие сдвиги происходят в изображениях пейзажа, архитектуры и предметов быта. Стилизованные охристые горы заменяются зелеными холмами, где вместо условно изображенных деревьев, напоминающих пальмы, появляются более реальные изображения сосен, елей, дубов. Второй план занимается уменьшенными человеческими фигурами, отдельными зданиями и целыми панорамами городов с высокими домами и башнями. Художники приближаются к пониманию правильной перспективы.
В 30-40-е годы XVIII века стиль ярославских стенописей снова становится более монументальным.
Ярославские церковные стенописи XVII — XVIII веков драгоценны не только как самобытное, непосредственно народное творчество, отображающее жизнь своей эпохи, но и как естественный переход к реализму в живописи XIX столетия.
Ярославские стенописи XIX века, за немногими исключениями, как художественные произведения интереса не представляют.
Семинар № 1.
Практическое задание.
Выбрать из списка памятник ярославской архитектуры XVII века и дать характеристику памятника по плану:
Литература: