Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 19:11, курсовая работа
Объект исследования - эстетическое восприятие младших школьников.
Цель - выявление возможностей фотографии как средства способствующего развитию эстетического восприятия.
Гипотеза - эстетическое восприятие природы эффективно, если использовать в учебной деятельности средства фотографии.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического восприятия младших школьников средствами фотографии.
2. Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса младших школьников к фотографии.
3. Провести теоретическую работу по развитию эстетического восприятия природы младшими школьниками средствами фотографии.
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................................………..…..… 2
Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического восприятия младших школьников. Психолого-педагогические и философские аспекты развития эстетического восприятия. Взаимосвязь природы и эстетического восприятия………………………………………………….... 4
1.1. Сущность эстетического восприятия.............................................................……………............ ………………………………………………………………………………………………………….….. 4
1.2. Особенности эстетического восприятия в младшем школьном возрасте...……………......... ………………………………………………………………………………………………………………8
1.3. Психолого-педагогические аспекты развития эстетического восприятия школьников..........………………………………………………………………..........…………….….… 9
1.4. Философские аспекты эстетического восприятия……………………………………………….. 11
1.5. Пути и средства развития эстетического восприятия младших школьников………………….. 12
1.6. Влияние природы на развитие эстетического восприятия, (по Смольянинову И. Ф.)………... 14
Глава II. Фотография как средство эстетического восприятия. Взаимосвязь искусства и фотографии……………………………………………………........................................……………... 16
2.1. Фотография как вид искусства….....................................................................………………........ 16
2.2. Эстетическая сущность фотографии…………………………………................………………... 18
2.3. Восприятие природы, младшими школьниками, посредством фотографии……………………………………………………................................................………... 19
Глава III. Теоретическая разработка урока, целью которого является – развитие эстетического восприятия природы, младшими школьниками, средствами фотографии…………...............................................................................................................……….... 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................................……………... 22
БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................................……………........ 24
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
Глава
I. Теоретические подходы к
1.1. Сущность
эстетического восприятия......
1.2. Особенности
эстетического восприятия в
1.3. Психолого-педагогические
аспекты развития
1.4. Философские
аспекты эстетического
1.5. Пути
и средства развития
1.6. Влияние природы на развитие эстетического восприятия, (по Смольянинову И. Ф.)………... 14
2.1. Фотография
как вид искусства…............
2.2. Эстетическая
сущность фотографии……………………………
2.3. Восприятие
природы, младшими школьниками,
Глава
III. Теоретическая разработка урока,
целью которого является – развитие
эстетического восприятия природы,
младшими школьниками, средствами фотографии…………................
Введение
Восприятие – это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств. Восприятие, как ощущение, связано, прежде всего, с тем анализаторным аппаратом, через который мир воздействует на нервную систему человека. Восприятие – совокупность ощущений. Так, допустим, воспринимая утренний пейзаж, человек отражает его в ощущениях, его цвет дерева, запах леса, росу на траве ощущает его монументальность, незыблемость.
Однако восприятие больше, чем сумма получаемых ощущений. Воспринимая лес, человек знает, что это именно лес, что оно имеет характерный вид, что в него можно зайти, что это есть некое количество деревьев. Воспринимаемое человек всегда обозначает определенным словом – «лес», которым обозначен не какой-либо определенный цвет, форма или запах, но все как целое. «Воспринимать кресло – это значит видеть предмет, в который можно сесть», - писал французский психолог П.Жанэ, - «а воспринимать дом, - говорил Вейцзекер, - это значит видеть не образ, который «вошел» в глаз, а напротив, узнать объект, в который можно войти».
Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей младшего школьного возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней!
Дети общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый снег, и когда зацветают сады. Таким образом, ребёнок, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств, природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т.д. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие в процессе наблюдений. Это даёт возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление (П. Г. Саморукова).
Общение
детей с природой имеет и идейно-
Разнообразие объектов природы позволяет педагогу организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность.
Бережное
отношение к природе зависит
от способности эстетически
Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувства бережного, заботливого отношения к растениям, животным, стремление не убивать, а преумножать и ухаживать за ними. Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и соответственно отражают в своей творческой деятельности большое количество образов, используют более разнообразные средства самовыражения. Ребята используют различные средства самовыражения, фотографию, рисунок, живопись, народные ремесла.
С детства, научившись понимать природу, ценить её, ребёнок, будучи взрослым, сможет испытать на себе её благотворное влияние. Занятия фотографией и изобразительная деятельность детей, поможет им закрепить и углубить пока элементарные, но нужные знания о родной природе, о месте и роли человека, живущего с ней в единстве.
“Через сознание сути, содержания искусства в душе ребёнка постепенно формируется нравственно- эстетическая позиция, необходимая нашему обществу, отношение ко всем явлениям жизни - труду, дружбе, Родине, а главное - к природе”. (Б. Неменский, художественный педагог, профессор).
Природа
во все времена служила
Проблема эстетического
Среди способов действенного эстетического познания природы очень важна фотография. Фотография имеет весьма большое значение в формировании внутреннего мира человека. Занятия фотографией учат не просто смотреть на предметы, а сосредоточенно всматриваться в них, не бессмысленно щелкать затвором фотоаппарата, а пристально наблюдать, сравнивать, выделять для себя наиболее красивые из них и передавать эту красоту , проникновенно схваченную воображением и чувством, посредством фотографии.
Все это приводит к пониманию взаимосвязей в природе, к постижению сложных отношений света и тени, к усовершенствованию восприятия цветовой гаммы, тонов, полутонов, рефлексов к ощущению гармонии между ними, к четкому осознанию изящества и красоты природной формы и меры в самих вещах.
Посредством
фотографии в детях обнаруживается
способность художников и творцов,
ибо всякий художник «начинается» с
этого вдохновенного и
Уроки фотографии формируют побуждение к творчеству, поддерживают живой эстетический интерес к природе.
Непосредственное
восприятие природы и опосредованное
эстетическое отношение к ней
с помощью искусства на протяжении
всей истории человечества формировало
у людей чувство прекрасного
и эстетический вкус, т. е. Понимание
красоты и способность
Предмет исследования - использование средств фотографии в развитии эстетического восприятия природы младшими школьниками.
Объект исследования - эстетическое восприятие младших школьников.
Цель - выявление возможностей фотографии как средства способствующего развитию эстетического восприятия.
Гипотеза - эстетическое восприятие природы эффективно, если использовать в учебной деятельности средства фотографии.
Задачи:
1.
Изучить и проанализировать
2. Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса младших школьников к фотографии.
3.
Провести теоретическую работу
по развитию эстетического
Методы исследования:
1. теоретический анализ литературы,
2. наблюдение,
Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического восприятия младших школьников. Психолого-педагогические и философские аспекты развития эстетического восприятия. Взаимосвязь природы и эстетического восприятия.
В
этой главе мы рассмотрим основные
теоретические подходы
1.1. Сущность эстетического восприятия.
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое -учит сочувствию. Комическое -помогает бороться с недостатками.
Идеи эстетического восприятия зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического восприятия, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д. Дидро и Н. Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу систему эстетического восприятия.
Информация о работе Фотография как средство эстетического восприятия