Фотография как средство эстетического восприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования - эстетическое восприятие младших школьников.

Цель - выявление возможностей фотографии как средства способствующего развитию эстетического восприятия.

Гипотеза - эстетическое восприятие природы эффективно, если использовать в учебной деятельности средства фотографии.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического восприятия младших школьников средствами фотографии.

2. Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса младших школьников к фотографии.

3. Провести теоретическую работу по развитию эстетического восприятия природы младшими школьниками средствами фотографии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................................………..…..… 2


Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического восприятия младших школьников. Психолого-педагогические и философские аспекты развития эстетического восприятия. Взаимосвязь природы и эстетического восприятия………………………………………………….... 4


1.1. Сущность эстетического восприятия.............................................................……………............ ………………………………………………………………………………………………………….….. 4


1.2. Особенности эстетического восприятия в младшем школьном возрасте...……………......... ………………………………………………………………………………………………………………8


1.3. Психолого-педагогические аспекты развития эстетического восприятия школьников..........………………………………………………………………..........…………….….… 9


1.4. Философские аспекты эстетического восприятия……………………………………………….. 11


1.5. Пути и средства развития эстетического восприятия младших школьников………………….. 12


1.6. Влияние природы на развитие эстетического восприятия, (по Смольянинову И. Ф.)………... 14

Глава II. Фотография как средство эстетического восприятия. Взаимосвязь искусства и фотографии……………………………………………………........................................……………... 16


2.1. Фотография как вид искусства….....................................................................………………........ 16


2.2. Эстетическая сущность фотографии…………………………………................………………... 18


2.3. Восприятие природы, младшими школьниками, посредством фотографии……………………………………………………................................................………... 19


Глава III. Теоретическая разработка урока, целью которого является – развитие эстетического восприятия природы, младшими школьниками, средствами фотографии…………...............................................................................................................……….... 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................................……………... 22
БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................................……………........ 24

Файлы: 1 файл

Фотография как средство эстетического восприятия.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

      Развитие  фотографии во многом определяли общественные потребности. Возникновение газетной индустрии направило фотографию в русло репортажности. В то время, когда на основе фотографии появились первые "движущиеся картинки" (кино), сам фотоснимок представлял собой скромное документальное свидетельство, уступая в выразительности и изысканности живописи и графике. Вокруг фотографии постоянно возникали теоретические споры: можно ли сравнивать фотографию с живописью в плане художественной ценности? Не является ли фотография вырождающейся живописью, для которой техника заменяет мастерство художника? И наоборот, не является ли фотография современной разновидностью живописи, перенимающей и углубляющей её функции, модификацией живописи в технической цивилизации, изменяющей культурную и эстетическую значимость традиционной живописи? Но это - не более, чем противопоставление двух явлений художественной жизни, двух видов искусства, явно тяготеющих друг к другу и взаимодействующих между собой. Фотография освободила живопись от утилитарной функции - изобразительной фиксации факта, что ещё в эпоху Возрождения было одной из важнейших задач живописи. Можно сказать, что этим фотография помогла развитию живописи, способствовала полному выявлению её неповторимой специфики. Но и фотография многое вобрала в себя из многовекового опыта развития изобразительного искусства. Само видение мира "в кадре" есть наследие живописи. Рамка картины есть первая раскадровка действительности в истории культуры. Ракурс и построение перспективы, умение зрителя "прочесть" фотографию как плоскостное изображение объёмного пространства - всё это составляет великое культурное наследие, доставшееся фотографии от живописи. Влияние живописи на фотографию огромно. При этом задача фотографии двузначна, двупланова: с одной стороны, как можно более полно отделиться от живописи и определить свои собственные границы и возможности, свою специфику, с другой - наиболее полно освоить на собственной основе художественный опыт живописи.

      Фотография  не бесстрастное зеркало мира, художник в фотоискусстве способен выразить своё личное отношение к запечатляемому на снимке явлению через ракурс съёмки, распределение света, светотени, передачу своеобразия природы, умение правильно выбрать момент съёмки и т. д. Фотохудожник не менее активен по отношению к эстетически осваиваемому объекту, чем художник в любом др. виде искусства. Техника фотосъёмки облегчает и упрощает отображение действительности. В этом плане удовлетворительно достоверное изображение можно получить с минимальной затратой времени на освоение процесса съёмки. Подобного нельзя сказать о живописи.

      Технические средства фотографии свели до минимума затраты человеческих усилий для  получения достоверного изображения: каждый желающий может фиксировать избранный им объект. Технологическая сторона съёмки находится в ведении фототехники. Здесь существуют свои традиции и специфические параметры мастерства. Однако при этом назначение техники другое: не обеспечение полного эффекта "подражания", а наоборот, вторжение, целенаправленная деформация отображения с целью выделения характера и значимости человеческого отношения к отображаемому.

      Рассуждения о художественной природе фотографии возможны в основном в плане поиска и утверждения принципиального сходства с традиционными видами искусства (фотография - синтетическое новшество художественной культуры 20 в.) и в плане признания коренных особенностей фотографии, её кардинального отличия от традиционных видов искусства (фотография - специфическое новшество культуры 20 в.). Каждый из этих аспектов изучения имеет свою внутреннюю логику и только их гармоничное сочетание, а не абсолютизация одного за счёт игнорирования другого позволяет более-менее объективно определить художественные возможности и природу фотографии. О художественности произведения говорит переживание красоты, гармонии, чувство наслаждения, эффект личностно-воспитательного воздействия (последний, правда, достаточно трудно вычленить и зафиксировать сиюминутно и конкретно). Специфику фотографии как вида искусства составляет документальность, достоверность изображения, возможность увековечить мгновение. Нацелив внимание на фото-произведение, можно выделить ряд значимых характеристик, раскрывающих особенности фотографии. Каждую из выявленных черт фотографии можно сопроводить подробным комментарием. Задача определения сущности фотографии как вида искусства заключается, во-первых, в выявлении того, насколько возможно абстрагироваться от природы материала и непосредственного "лобового" восприятия ради создания художественного образа и, во-вторых, какую социальную и культурную функцию выполняет та или иная художественная форма, сочетающаяся с определённым материалом, т. е. насколько чисто и адекватно художественная работа фиксируется самосознанием художника, а также общественным мнением и теоретическими формами осмысления художественной жизни. Специфика художественного образа в фотоискусстве состоит в том, что это изобразительный образ документального значения. Фотография даёт образ, сочетающий в себе художественную выразительность с достоверностью и в застывшем изображении воплощающий существенный момент действительности. Знаменитые фотографии, на которых запечатлены комбат, поднимающ-ий солдат в атаку, встреча героев обороны Брестской крепости, сочетают в себе художественную силу и значение исторического документа.

      Фото-образ, как правило,- изоочерк. Жизненные  факты в фотографии почти без  дополнительной обработки и изменений  перенесены из сферы деятельности в  сферу художественную. Однако фотография способна взять жизненный материал и как бы переломить действительность, заставив нас по-новому видеть и воспринимать её. Отмеченная закономерность действует на стыке информативно-коммуникативного и коммуникативно-художественного её значения: голый факт можно отнести к сфере информативной, но его художественная интерпретация уже будет явлением другого порядка. И именно эстетическое отношение фотографа к снимаемому факту определяет конечный результат и эффект снимка.

      Отдельные аспекты фотографии как вида искусства проявляются в выборе цвета, художественного стиля, жанра, изобразительного языка, специфических приёмов обработки фотоматериалов, личностного отношения фотографа к создаваемому произведению и т. д. Цвет - один из важнейших компонентов современного фотоискусства. Он возник в фотографии под влиянием желания приблизить фотоизображение к реальным формам предметов. Цвет делает фото-образ внешне более достоверным. Этот фактор сначала вызвал потребность в раскраске кадров, а позднее дал толчок развитию цветной фотографии. Существенно здесь и влияние традиций живописи, в которой исторически нарастало смыслообразующее использование цвета. В своих высших достижениях художественная фотография не раз отвергала тезис о статичности своих изображений. И цвет в этом отрицании неподвижности играет не последнюю роль. На опыте цветных снимков можно сформулировать правила использования цвета в фотографии. Первое из них - снимать в цвете лишь тогда, когда это имеет принципиальное значение, когда без цвета невозможно передать то, что замыслено. Второе правило: символика цвета, света, игры тонов и оттенков, накопленная и аккумулированная предшествующей культурной тенденцией, опытом старших видов искусства - живописи, театра и более поздних смежных технических - кино и телевидения, может эффективно использоваться в фотографии. Третье правило: использование контраста цветового для создания контраста смыслового. Фотография ещё не совсем освоила цвет. Ей предстоит полнее вобрать всю цветовую палитру мира. Цвет должен быть освоен фотографией эстетически, и стать средством не только изображения, но и концептуального осмысления реальности.

      Этот  параграф раскрыл нам удивительную взаимосвязь искусства и фотографии, показал, что фотография является отдельным «полноценным» видом искусства играющим огромную роль в эстетическом развитии человека.

2.2. Эстетическая сущность  фотографии.

      Во  втором параграфе второй главы мы считаем необходимым раскрыть эстетическую сущность фотографии, для того чтобы  выяснить действительно ли фотография играет роль в развитии эстетического восприятия.

      Важность  фотографии в эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как она  является его важным элементом. Особенность  фотографии как средства как средства восприятия заключается в том, что в фотографии "наглядно сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство". В фотографиях различных видов люди выражают свое эстетическое отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы. "В фотографии отражается человеческий духовный мир, его чувства, вкусы, идеалы". фотография дает огромный материал для познания жизни. «В этом-то и заключается основная задача фотографии, что фотограф, подмечая основные тенденции развития жизни, быстро воплощает их в своих работах фотограф создает, художественные образы, которые с огромной эмоциональной силой действуют на каждого человека, заставляя его постоянно размышлять о своем месте и назначении в жизни».

      В процессе общения ребенка с явлениями  фотографии, накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических, впечатлений.

      Фотография  оказывает широкое и многостороннее воздействие на человека. Фотограф, создавая свое произведение, глубоко  изучает жизнь, вместе с героями  любит, ненавидит, борется, побеждает, гибнет, радуется и страдает. Хорошая фотография вызывает наше ответное чувство. "И хотя сам по себе творческий процесс создания фото-произведения как будто уже совершился, каждый человек вслед за фотографом погружается в него всякий раз, когда воспринимает фотографическую картину. Он вновь и вновь в меру своих личных способностей становится творцом, "фотографом-художником", переживая жизнь как бы "душой автора" того или иного произведения, радуясь или восхищаясь, удивляясь или испытывая гнев, досаду, отвращение".

      Встреча с явлением фотографии не делает человека сразу духовно богатым или  эстетически развитым, но опыт эстетического  переживания помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить  знакомые эмоции, испытанные от встречи  с прекрасным.

      "Постижение фотографии есть познавательный процесс глубоко творческого характера", - отмечают авторы книги "Эстетическое воспитание школьников". "Энергия активного, творческого отношения человека к фотографии зависит как от качества самой фотографии, и от индивидуальных способностей человека, от его собственного духовного напряжения и от уровня его художественного образования". Те же авторы сделали правильное замечание: "Только подлинное искусство фотографии воспитывает, но только человек с развитыми способностями может пробудиться сотворчеству и творчеству". фотография может и не выполнить своей воспитательной роли, если ребенок не получит собственно художественного развития и образования посредством фотографии, не научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в ней.

      Жизненный опыт ребенка на различных стадиях  его развития настолько ограничен, что дети не скоро научаются выделять из общей массы собственно эстетические явления. Задача педагога воспитать  у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, восприятие, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.

      Рассматривая  проблему эстетического восприятия средствами фотографии необходимо учитывать  возрастные особенности школьников. Нужно так развивать его способности, его эстетическое восприятие, чтобы, достигнув определенного возраста, он мог наслаждаться творчеством. Воспитание фотографией тем самым преследует цель, прежде всего воздействия на внутренний мир ребенка, на его индивидуальное духовное богатство, которое определит и его дальнейшее поведение". В связи с этим становится совершенно понятно: для того, чтобы вести ребенка по пути творческого постижения искусства фотографии, нужно знать, как воздействует фотография, в чем заключена ее воспитательная роль.

      Существует  несколько жанров фотографии: художественная, документальная, репортажная. Специфика  каждого жанра фотографии в том, что они особо воздействует на человека своими специфическими художественными  средствами: колоритом, композицией. Приведу  отрывок из книги А. Гусеева "Искусство фотографии".

      "Фотография  обращена к нашему чувству  цвета. Созерцая фотографию, скажем  какой ни будь пейзаж, мы не  только замечаем общий колорит,  распределение цвета, гармонию  тонов, их взаимную уравновешенность, но следим за композицией, точностью и выразительностью фотографии. Все это вместе дает нам реальную возможность приблизиться к постижению смысла, творческому сопереживанию. Мы замечаем, что во всей фотографии есть какая-то тревога, радость, спокойствие, она гармонично уравновешенна, сохранено ощущение гармонии с миром и она раскрывает нам этот пейзаж настолько, что по нему мы уже имеем представление о природе в целом. И мы понимаем, что перед нами одно из самых глубоких и прекрасных воплощений пейзажной съемки.

      Каждый жанр и вид фотографии обращен к любой человеческой личности. А это предполагает, что любой человек может понимать все виды фотографии. Педагогический смысл этого мы понимаем в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом, жанром фотографии. Только совокупность их может обеспечить нормальное развитие эстетического восприятия. Это, конечно, вовсе не значит, что человек должен непременно испытывать одинаковую любовь ко всем видам фотографии. Способности ребенка неодинаковы, и потому каждый волен, в соответствии с ними, предпочитать тот или иной полюбившийся ему вид фотографии. Фотография должна быть доступна человеку, она имеет огромное значение в его индивидуальной жизни. Полноценное воспитание невозможно без восприятия человеком и без воздействия на него искусства фотографии. Тем самым духовные силы ребенка будут развиваться более или менее равномерно».

Информация о работе Фотография как средство эстетического восприятия