Фотография как средство эстетического восприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования - эстетическое восприятие младших школьников.

Цель - выявление возможностей фотографии как средства способствующего развитию эстетического восприятия.

Гипотеза - эстетическое восприятие природы эффективно, если использовать в учебной деятельности средства фотографии.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического восприятия младших школьников средствами фотографии.

2. Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса младших школьников к фотографии.

3. Провести теоретическую работу по развитию эстетического восприятия природы младшими школьниками средствами фотографии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................................………..…..… 2


Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического восприятия младших школьников. Психолого-педагогические и философские аспекты развития эстетического восприятия. Взаимосвязь природы и эстетического восприятия………………………………………………….... 4


1.1. Сущность эстетического восприятия.............................................................……………............ ………………………………………………………………………………………………………….….. 4


1.2. Особенности эстетического восприятия в младшем школьном возрасте...……………......... ………………………………………………………………………………………………………………8


1.3. Психолого-педагогические аспекты развития эстетического восприятия школьников..........………………………………………………………………..........…………….….… 9


1.4. Философские аспекты эстетического восприятия……………………………………………….. 11


1.5. Пути и средства развития эстетического восприятия младших школьников………………….. 12


1.6. Влияние природы на развитие эстетического восприятия, (по Смольянинову И. Ф.)………... 14

Глава II. Фотография как средство эстетического восприятия. Взаимосвязь искусства и фотографии……………………………………………………........................................……………... 16


2.1. Фотография как вид искусства….....................................................................………………........ 16


2.2. Эстетическая сущность фотографии…………………………………................………………... 18


2.3. Восприятие природы, младшими школьниками, посредством фотографии……………………………………………………................................................………... 19


Глава III. Теоретическая разработка урока, целью которого является – развитие эстетического восприятия природы, младшими школьниками, средствами фотографии…………...............................................................................................................……….... 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................................……………... 22
БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................................……………........ 24

Файлы: 1 файл

Фотография как средство эстетического восприятия.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

      Понимание особенностей детского восприятия позволяет  подойти к исследованию внутреннего  мира ребенка. Отсутствие предметной, перцептивной ориентации- главная его черта, которая затрудняет понимание души ребенка взрослым человеком, порождая ошибочные представления о наивности, неорганизованности, инфантилизме детского восприятия, встречающиеся у разных исследователей. Богатый эмоциональный мир позволяет школьнику, не обладая еще сознанием эстетической ценности того или иного предмета или явления, видеть мир эстетически, во всем его многообразии. Он воспринимает непосредственно гармонию, ощущает красоту даже в прозаических вещах.

      Именно  в эстетическом восприятии ребенка, не нормированном никакими канонами, кроется основная причина его  активного отношения к миру. У  взрослого, имеющего сознательную установку  по отношению к объекту, эстетическое восприятие часто самодостаточно и сводится к поверхностному любованию, к пассивному, а иногда к потребительскому отношению к прекрасному. Ребенок же пытается преодолеть свое незнание. Неопределенность толкает его к поиску необходимого эстетического смысла. Он стремиться опробовать свои переживания в реальном действии, найти им адекватную форму выражения. Без этого поиска, душевных усилий эстетическое восприятие носит формальный характер и не затрагивает сути объекта.

      Недостаток  школьного образования в том, что ребенок находится в жестких рамках «опредмечивания». Психика ребенка настроена на восприятие через непосредственный контакт и действие, сталкивается с умозрительными и абстрактными объектами. Традиционная система обучения ориентируется на развитие произвольной памяти, механических процессов психики. В силу этого активное детское восприятие, способность ощущать гармонию явлений остаются невостребованными и происходит катастрофическая потеря интереса к предметам, изучение которых не предполагает непосредственного  участия ребенка в процессе становления правил, законов и определений.

      Необходимо, чтобы этап обучения раскрывал для  школьника природу абстрактных  понятий и символов, организовал  естественный процесс познания, в  котором развивается эмоционально-образная память и творческое мышление.

      Традиционное  школьное образование, не учитывая непосредственной эмоциональной заинтересованности ученика, опирается лишь на его прошлый  опыт, некогда закрепившийся в  психике ребенка в результате непосредственного общения с  миром. Постепенно живое восприятие притупляется, и появляется потребность в воспитании искусственных стимулов. Подчиняясь естественным законам развития, ребенок будет искать живую эмоциональную пищу, поскольку источником настоящего чувства, содержащего яркие образы и впечатления, всегда выступают непосредственные ощущения, эстетические переживания и действие.

      Характерно, что причиной многих ошибок в системе  образования является недооценка роли эстетическо-эмоциональных переживаний  в процессе усвоения знаний, а также  недостаточное понимание первичных психологических процессов необходимых для успешной учебной деятельности.

      Таким образом, эстетическое восприятие, ощущение гармонии окружающего мира является определяющим фактором формирования личности, которая способна вместить и применить полученные знания, совершая на этом пути большие открытия.

1.4. Философские аспекты  эстетического восприятия

      Эстетика  как философская  дисциплина.

      Эстетика – это раздел философии изучающий закономерности чувственного освоения действительности, о сущности и формах творчества по законам красоты.

История эстетики насчитывает много веков, на протяжении этого времени отношение  к ней и ее место в системе  философского знания неоднократно менялось. Наиболее фундаментальные подходы  к определению предмета и содержания эстетики сформировались еще в античности.

      Эстетика  первоначально сложилась, как один из элементов картины мира такое  место она занимала в философских  представлениях пифагорейцев и греческих  натур философов.

      У софистов эстетика рассматривалась как чисто субъективная основа ценностного отношения к миру. В основе их эстетических представлений лежал релятивизм.

      Сократ  стремился выделить объективную  ценностную основу эстетических представлений, предположив тесную связь эстетики с этикой. Платон, развивая концепцию Сократа, соединил ее с пифагорейской традицией понимания эстетических ценностей как численного выражения.

      У Аристотеля эстетика становится дисциплиной  рассматривающей общефилософские  вопросы красоты и теории художественного  творчества. Аристотель впервые поставил перед собой цель разработать систему эстетических категорий в их взаимосвязи.

      В эпоху средневековья эстетика становится как и вся философия вспомогательной  по отношению к богословию дисциплиной, в трудах Тертуллиана, Блаженного Августина, Фомы Аквинского эстетика это раздел богословия, который должен раскрыть роль искусства и красоты мира в отношениях человека к Богу.

      В эпоху Возрождения эстетика изучала  соотношение природы и художественной деятельности (так определил ее задачи Л. да Винчи).

      В эпоху Просвещения основной задачей  эстетики считалось изучение особенностей художественного познания мира (по Баумгартену).

      Гегель  считал, что предметом эстетики является искусство, причем не любое, а именно «изящное искусство». У Гегеля система эстетических категорий исторически развивается, и она строится на основе исторического становления категорий их перехода из одной в другую. Основными эстетическими категориями у Гегеля являются: прекрасное возвышенное и безобразное. Им соответствуют три исторически развивающихся формы искусства: классическая, символическая и романтическая.

      Чернышевский  критиковал концепцию Гегеля и считал, что предметом эстетики должно быть все многообразие эстетического  отношения человека к миру.

Особенности эстетического метода восприятия мира.

      Определение эстетического восприятия с философской  точки зрения. это- процесс освоения эстетических свойств реальности, по законам красоты, в том числе  бытия и функционирования искусства  восприятия и понимания продуктов художественной деятельности

В эстетике чувственное познание является основной целью, в отличие от гносеологии, где оно рассматривается как  предварительная ступень для  понятийного, логического знания. Эстетика рассматривает его как ценное само по себе. Основным признаком эстетического является то, что чувственное познание осуществляется без его отнесения к понятию. Такой род познавательной деятельности называется восприятием или созерцанием. Это есть восприятие предмета, которое непосредственно, само по себе способно вызывать особое чувство – эстетическое удовольствие или неудовольствие.

      В основе эстетического удовольствия лежит усмотрение в предметах  целесообразности формы, то есть соответствия предмета некой внутренней цели, внутренней природе. С внешней стороны эта целесообразность может выступать как соразмерность частей друг с другом целым или гармоничное сочетание красок. Чем полнее выражена эта целесообразность формы, тем большее чувство удовольствия оно у нас вызывает тем более прекрасным оно нам кажется.

      Особенность эстетического удовольствия в его  всеобщности и одновременно субъективности чувственного восприятия. Проблема соединения всеобщности эстетического удовольствия и субъективности чувственного восприятия – это одна их основных проблем  эстетики, ее пытались разрешить через предположение о существовании всеобщих понятий разума и всеобщей логики мышления.

      Эстетическое  восприятие носит конкретно всеобщий характер. Поскольку эстетика таким образом представляет собой некую систему понятий логических категорий. В настоящее время всеобщность эстетического познания мира находит свое отражение в системности эстетического знания. Для эстетики характерна логическая связь, соподчиненность, иерархия понятий категорий законов. Всякая проблема эстетики может быть разрешена только если она поставлена в связь со всеми остальными проблемами и вопросами эстетики. Эстетика с этой точки зрения предстает как система законов и категорий описывающих мир в его богатстве и ценности для человека и творчество по законам красоты, сущность искусства особенности процесса его развития, специфику художественного творчества, восприятия и функционирования художественной культуры. Признаками системности развитого эстетического восприятия являются так же монистичность – т.е. объяснение всех явлений из одних и тех же исходных оснований. А так же принцип минимальной достаточности. Минимальное число аксиом или других исходных положений должно способствовать такому развертыванию идей, чтобы в своей совокупности они могли охватить максимальное число фактов и явлений. Принципиальная разомкнутость, готовность воспринять и теоретически обобщить до сих пор неизвестные факты и явления.

1.5. Пути и средства  развития эстетического  восприятия младших  школьников

      Развитие  эстетического восприятия ребенка, как уже отмечалось, начинается с момента его рождения. В этом параграфе мы рассмотрим те воздействия, которые оказывают на него наиболее сильное влияние способствующее развитию эстетического восприятия.

      В жизни ребенка имеет воспитательное значение буквально все: убранство помещения, опрятность костюма, форма личных отношений и общения, условия труда и развлечений - все это либо привлекает детей, либо отталкивает. Задача не в том, чтобы взрослым организовать для детей красоту окружающей среды, в которой они живут, учатся, работают, отдыхают, а в том, чтобы вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты. "Только тогда красота, в созидании которой ребенок принимает участие, по-настоящему видна ему, становится чувственно осязаемой, делает его ревностным защитником ее и пропагандистом".

      Передовые педагоги понимают, как важно сочетать в процессе развития эстетического  восприятия всю совокупность разнообразных  средств и форм, пробуждающих и  развивающих в школьнике эстетическое отношение к жизни, к природной красоте и искусству. В школе должно обращаться внимание не только на содержание школьных предметов, но и на средства действительности, на факторы, оказывающие влияние на эстетическое развитие личности.

      Одним из таких факторов является эстетизация среды, отмеченная в работе Г.С. Лабковской.

Главная задача эстетизации среды обитания по ее мнению сводится к "достижению гармонии между создаваемой человеком "второй природой" и естественной природой. Проблема эстетизации среды  обитания органически связана с решением одной из сложных и насущных проблем совершенного человечества - проблемы рационального использования природных богатств и охраны окружающей среды. Когда человек остается наедине с природой, как раз и раскрывается истинное лицо его эстетической культуры. Изучение ребятами законов развития природы, умение видеть многообразие ее форм, постижение ее красоты - это главное, чему должна научить школа".

      Следующий фактор эстетического развития личности - эстетизация быта - выделяется в работах А.С. Макаренко, Г.С. Лабковской, К.В. Гавриловец и др.

      А.С. Макаренко в своей педагогической работе уделял огромное внимание этому  фактору: "Коллектив надо украшать и внешним образом. Поэтому я  даже тогда, когда коллектив наш  был очень беден, первым делом всегда строил оранжерею. И обязательно розы, не какие-нибудь дрянные цветочки, а хризантемы, розы". "С эстетической точки зрения быт, можно сказать, является лакмусовой бумажкой уровня развития эстетического развития личности, группы или коллектива. Материальная среда быта, ее духовность или бездуховность, - показатель соответствующих качеств создавших ее людей", - отмечает Г.С. Лабковская.

      Особое  значение эстетики быта, в развитии эстетического восприятия отмечает и К.В. Гавриловец в своей работе «Нравственно-эстетическое воспитание школьников». "Эстетика школьного быта - это обстановка классов, кабинетов, залов, коридоров и т.д. Убранство вестибюля, оформление отрядного уголка, стендов - все это либо молчаливые помощники педагога в эстетическом, а, следовательно, и в нравственном воспитании школьников, либо его враги". Если ребенка с первого класса и до окончания школы окружают вещи, отличающиеся красотой, целесообразностью, простотой, то в его жизнь подсознательно входят такие критерии, как целесообразность, упорядоченность, чувство меры, т.е. критерии, которые позднее определят его вкусы и потребности.

      Если  в кабинете месяцами висит небрежно оформленная газета, если классный уголок не несет новой, интересной необходимой  информации, если не уделяется должного внимания чистоте кабинета, у школьников постепенно складывается установка на терпимое отношение к излишествам, небрежности.

Информация о работе Фотография как средство эстетического восприятия