Разработка модели проведения прогнозных расчетов дифференцированных балансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:46, реферат

Краткое описание

Данная работа выполнена в рамках мероприятия «Совершенствование мониторинга макроэкономических показателей» федеральной целевой программы «Развитие государственной статистики в 2007-2011 годах», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2006 г. №595 «О Федеральной целевой программе «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах».

Оглавление

Введение......................................................................................................................
1 Общая характеристика дифференцированного
баланса доходов и потребления................................................................................
1.2 Схема дифференцированного баланса доходов и потребления......................
1.2 Показатели дифференциации доходов и их связь с характером распределения.............................................................................................................
2 Основные методические и информационные проблемы разработки дифференцированного баланса ................
2.1 Анализ способов построения дифференцированных
балансов в 1960-х-1980-х гг......................................................................................
2.2 Основные проблемы разработки дифференцированного баланса в современных российских условиях..........................................................................
3. Формирование показателей отчетного ДБ для современной российской экономики...................................................................................................................
3.1 Формирование показателей отчетного ДБ в разрезе
децильных групп населения по стандартной номенклатуре
доходной и расходной частей БДДР........................................................................
3.2 Формирование дезагрегированных показателей
расходов населения на товары и услуги
в разрезе децильных групп для отчетного ДБ.........................................................
4 Моделирование прогнозного баланса денежных
доходов и расходов в разрезе децильных групп населения...................................
4.1 Модель прогнозирования сводного баланса
денежных доходов и расходов в квартальном разрезе...........................................
4.1.1 Расчет доходной части БДДР...........................................................................
4.1.2 Расчет расходной части БДДР.........................................................................
4.2 Модель и методика прогнозирования дифференцированного
по децильным группам баланса денежных доходов и расходов.
Руководство по использованию методики и модели........................................................................................................................
4.2.1 Доходная часть ДБ............................................................................................
4.2.2 Расходная часть ДБ...........................................................................................
Заключение.................................................................................................................
Список использованных источников.......................................................................
Приложение А............................................................................................................
Приложение Б............................................................................................................
Приложение В............................................................................................................
Приложение Г.............................................................................................................

Файлы: 1 файл

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГНОЗНЫХ РАСЧЕТОВ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ БАЛАНСОВ ИНП РАН отчет 1704-03-07.doc

— 698.00 Кб (Скачать)

 

Официальных отчетных данных такого рода не существует, однако их можно  определить, опираясь на показатели распределения  работающих в отдельных отраслях по уровню оплаты труда.

Для проведения таких расчетов имевшиеся  распределения работающих отдельных  отраслей по уровню оплаты труда были сгруппированы в децильные группы аналогично группировке ДБ. Основная предпосылка, позволяющая перейти от распределения работающих по заработной плате в данном виде экономической деятельности, к распределению фонда оплаты труда, состоит в следующем. В условиях некоррелированности уровня заработка и демографической нагрузки на работающего в доходной группе с данным номером максимальный удельный вес в численности работающих, попадающих в данную доходную группу, будет приходиться на децильную группу распределения по заработной плате, имеющую тот же номер. Обоснованность этой предпосылки подтверждена численными имитационными расчетами. В результате для каждого вида экономической деятельности были сформированы таблицы, показывающие распределение фонда оплаты труда между децильными доходными группами населения в целом, после чего определена структура фонда оплаты труда в этих группах.

На перспективу показатели табл. 10 и 11 определяются по темпам изменения  соответствующих сводных показателей. Т.е. распределение по строке (по децильным доходным группам) каждой переменной в этих таблицах остается таким же, как и в базисном году.

Алгоритм перспективных  расчетов сводится к следующему.

Во-первых, самый простой  способ расчета доходной части ДБ на перспективу не требует предварительного определения показателей табл. 9-11 и состоит в том, что распределение доходов каждого вида по децильным группам (по строке доходной части ДБ) фиксируется по базисному году и остается неизменным на весь прогнозный период. Неизменным, следовательно, будет в этом случае значение коэффициента фондов для каждого вида доходов. Поскольку показатели итогового столбца табл. 8 по видам доходов за каждый прогнозный год известны в результате расчетов по модели сводного БДДР, это позволяет построить прогнозные таблицы 8 и определить прогнозную динамику коэффициента фондов, как результат изменения видовой структуры денежных доходов населения. Поскольку различные виды доходов имеют различные значения фондового коэффициента (табл. 2), изменение видовой структуры доходов будет приводить к изменению среднего по всем доходам коэффициента фондов.

Во-вторых, более содержательная процедура расчетов состоит в  исчислении с помощью табл. 8-11 за базисный год дифференциации отдельных  видов доходов в расчете на душу для соответствующей социально-демографической группы и определения ее параметров на перспективу (путем нормативного задания или экстраполяции). В качестве примера ниже описывается методика расчетов оплаты труда.

Для базисного года по данным табл. 10-11 определяется средняя заработная плата работающих по видам экономической деятельности в разрезе децильных групп (табл. 12)

С помощью этой таблицы  вычисляются среднеквадратические отклонения для каждой отрасли по формуле:

si = (S (Xij-Xi)2/10)0,5,                                                                                   (47)

после чего строятся показатели нормированных отклонений:

tij = (Xij-Xi)/ si,                                                                                                      (48)

где Xij средняя заработная плата работников отрасли i, находящихся в j-й доходной группе, Xi - средняя заработная плата работников в целом по отрасли i.

Табл. 12. Средняя  заработная плата по видам экономической  деятельности и децильным доходным группам за 2005 г., руб. в месяц

 

Децильные группы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Добыча полезных ископаемых

4607

6211

7783

8997

10409

11577

12869

14237

16631

27709

Сельское хозяйство, охота  и лесное хозяйство 

1667

2829

3603

4186

4851

5397

5991

6602

7607

9312

Транспорт и связь

3494

4855

6110

7072

8184

9102

10112

11170

12976

18131

Обрабатывающие производства

2541

3947

5095

5986

7001

7851

8780

9749

11352

14610

Строительство

3015

4320

5452

6316

7313

8133

9034

9974

11566

15622

Оптовая и розничная торговля, ремонт

2256

3710

4715

5474

6343

7059

7843

8659

10044

14319

Производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

3587

4755

5950

6875

7950

8837

9812

10828

12539

15867

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

2447

3459

4365

5057

5854

6508

7222

7954

9155

10786

Образование

2251

3333

4221

4894

5668

6303

6996

7709

8885

10743

Научные исследования и  разработки

3397

4771

6010

6958

8054

8958

9952

10992

12769

17932

Финансовая деятельность

4260

6180

7797

9032

10459

11638

12942

14322

16749

34177

Прочие ВЭД

3387

4568

5788

6717

7784

8666

9637

10656

12410

17314

Всего

2371

3785

4903

5794

6831

7738

8763

9887

11787

17861


 

На перспективу задается динамика Xi и si , коэффициенты tij фиксируются на уровне базисного года (их фиксация означает неизменность формы распределения заработной платы внутри отрасли). Тогда перспективные значения средней заработной платы в отрасли для работников, попадающих в соответствующие децильные группы, вычисляется по формуле:

Xij = tij si + Xi                                                                                                        (49)

Умножение полученных значений заработной платы на соответствующие  численности занятых (табл.11) позволяет  рассчитать распределение фонда  заработной платы отраслей по децильным доходным группам и в конечном счете выйти на распределение всего фонда заработной платы по этим группам.

Задание значений средней  заработной платы отдельных отраслей на перспективу должно определяться исходя из концепции социальной политики (напр., ускоренный рост оплаты труда в бюджетной сфере, сельском хозяйстве и т.п.). Если в соответствующей отрасли динамика среднеквадратического отклонения задается такой же, как средней заработной платы, это означает неизменность дифференциации заработной платы внутри отрасли. Соответственно, более быстрый рост среднеквадратического отклонения по сравнению со средней заработной платой означает рост дифференциации, более медленный – снижение ее. Если содержательных гипотез для данной переменной невозможно сформулировать, следует ограничиться заданием одинаковой динамики среднеквадратического отклонения и средней заработной платы.

В разработанной модели такой расчет предусмотрен (помимо фонда зарплаты) для пенсий, пособий  на детей, доходов от предпринимательской  деятельности, других доходов. Для доходов от собственности, доходов от продажи валюты, доходов типа заработной платы, страховых возмещений, выигрышей по лотереям используется простейший алгоритм, указанный выше.

В-третьих, определение  среднего по всем доходам коэффициента фондов позволяет определить параметры логарфимически-нормального распределения населения по уровню среднедушевого дохода (поскольку существует функциональная зависимость между величиной коэффициента фондов и величиной среднеквадратического отклонения логарифмов дохода, см. подраздел 1.2). Задание прогнозного уровня ПМ позволяет с помощью логнормальной модели определить долю и численность населения с доходами ниже ПМ. Далее по значению этой доли и табл. 9 определяется структура бедного населения в разрезе социально-демографических групп. Например, если доля бедного населения составляет 20%, то это означает, что социально-демографическая структура бедного населения будет средней из двух первых децильных групп. Ниже в табл. 13 в качестве примера представлен фрагмент табл. 8 с конкретными числами (2004 г.). Если обозначить долю бедного населения через D, то в случае, когда ее значение превышает 10% и меньше 20%, численность отдельных социально-демографических групп Ni, входящих в состав бедного населения, вычисляется по формуле:

Ni = Ni(1)+(D-0,1)/0,1* Ni(2),                                                                           (50)

где Ni(1) – численность данной социально-демографической группы в первом дециле, Ni(2) – численность данной социально-демографической группы во втором дециле.

Табл. 13. Расчет структуры бедного  населения в случае, если его доля составляет 20% всего населения

 

I дециль

II дециль

Бедное население 

(гр. 2+гр. 3)

1

2

3

4

Население, млн. чел.

14,269

14,269

28,538

1. Работающие по найму и занятые предпринимательской деятельностью

5,412

5,744

11,156

официально занятые по найму

4,004

4,250

8,254

остальные

1,408

1,495

2,903

из числа занятых - пенсионеры (официально занятые)

0,403

0,517

0,92

2. Временно неработающие

0,974

0,770

1,744

из них получающие пособие по безработице

0,318

0,235

0,553

3. Пенсионеры неработающие

3,549

3,868

7,417

4. Дети до 14 лет

3,243

2,745

5,988

5. Прочие члены домохозяйства

1,091

1,142

2,233


 

Например, если D = 15%, то численность работающих по найму и занятых предпринимательской деятельностью на основе данных табл. 7 составит:

5,412+(0,15-0,1)/0,1*5,744=5,412+2,872=8,284

Если доля бедного  населения составляет 10% и менее, то структура его определяется по структуре первого дециля.

Дополнительно предусмотрен расчет численности бедного населения, проживающего в сельской местности (подчеркнем, что расчет структуры бедного населения по указанным выше социально-демографическим группам возможен лишь для всего населения, без деления его на городское и сельское). Этот расчет основывается величине численности занятых в сельском хозяйстве LСХ, попадающих в бедное население (определяется по табл. 11) и коэффициенте k, показывающем соотношение численности занятых в сельском хозяйстве и общей численности сельского населения:

NСХ = LСХ/k                                                                                                        (51)

4.2.2 Расходная часть  ДБ

Как следует из сказанного выше, в  результате предыдущих расчетов мы имеем, во-первых, показатели совокупных денежных доходов населения по децильным группам, во-вторых – показатели расходной части сводного БДДР. Таким образом, на перспективу имеются итоговые строки и столбцы (окаймления) таблицы расходной части ДБ. Вычисление прогнозных показателей расходной части ДБ строится следующим образом.

По имеющейся таблице расходной  части ДБ за базисный год строятся уравнения регрессии, показывающие зависимость каждого вида расходов от доходов по децильным группам:

Zlj = a0 +a1Xj ,                                                                                                  (53)

ln(Zlj) = a0 +a1 ln(Xj) ,                                                                                      (54)

где Zlj – среднедушевой расход l-го вида  в j- группе, Xj - среднедушевой денежный доход в j- группе. Эти уравнения полностью аналогичны соотношениям (16-17). Далее в эти уравнения подставляются прогнозные показатели доходов по децильным группам. Если в результате расчетов не выполняются балансовые равенства:

                                                                                                           (55)

где Zi – прогнозная величина расхода i –го вида, известная из расчетов сводного БДДР, то производится балансировка уже упоминавшимся методом RAS.

Поскольку конфигурация расчетной  схемы сводного БДДР в зависимости  от конкретных условий может меняться (например, показатели расходов на товары и услуги могут вводиться в  расчет экзогенно), то процедура прогнозных расчетов имеет поэтапный характер. На первом этапе посредством уравнений (52-53) определяются показатели расходов, включая расход на товары и услуги в целом. На втором этапе определяются показатели детализированной структуры расходов на товары и услуги по децильным группам с помощью уравнений типа (52-53), где в качестве аргумента фигурируют уже не величины доходов, а величины расходов на товары в целом и на услуги в целом.

 

заключение

1. Для построения отчетных балансов  денежных доходов и расходов, дифференцированных по децильным доходным группам населения, необходимо совместное использование сводной макроэкономической информации о доходах и расходах по России в целом, региональных балансов денежных доходов и расходов, данных выборочных обследований бюджетов домохозяйств. Данные региональных балансов и выборочных обследований бюджетов домохозяйств позволяют распределить сводные величины доходов и потребления по доходным группам населения. При этом использование показателей региональных балансов доходов и расходов применительно к современной российской экономике является критически важным прежде всего для определения структуры доходов в децильных группах. Это связано с тем, что в материалах бюджетных обследований с 1997 г. полностью отсутствуют показатели структуры доходов, и наблюдаются очень большие различия в уровнях среднедушевых доходов в макроэкономической и бюджетной статистике. Также использование региональной информации о доходах и расходах необходимо для определения показателей сбережений и прироста других финансовых активов, поскольку они плохо представлены в бюджетной статистике.

Информация о работе Разработка модели проведения прогнозных расчетов дифференцированных балансов