Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:46, реферат
Данная работа выполнена в рамках мероприятия «Совершенствование мониторинга макроэкономических показателей» федеральной целевой программы «Развитие государственной статистики в 2007-2011 годах», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2006 г. №595 «О Федеральной целевой программе «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах».
Введение......................................................................................................................
1 Общая характеристика дифференцированного
баланса доходов и потребления................................................................................
1.2 Схема дифференцированного баланса доходов и потребления......................
1.2 Показатели дифференциации доходов и их связь с характером распределения.............................................................................................................
2 Основные методические и информационные проблемы разработки дифференцированного баланса ................
2.1 Анализ способов построения дифференцированных
балансов в 1960-х-1980-х гг......................................................................................
2.2 Основные проблемы разработки дифференцированного баланса в современных российских условиях..........................................................................
3. Формирование показателей отчетного ДБ для современной российской экономики...................................................................................................................
3.1 Формирование показателей отчетного ДБ в разрезе
децильных групп населения по стандартной номенклатуре
доходной и расходной частей БДДР........................................................................
3.2 Формирование дезагрегированных показателей
расходов населения на товары и услуги
в разрезе децильных групп для отчетного ДБ.........................................................
4 Моделирование прогнозного баланса денежных
доходов и расходов в разрезе децильных групп населения...................................
4.1 Модель прогнозирования сводного баланса
денежных доходов и расходов в квартальном разрезе...........................................
4.1.1 Расчет доходной части БДДР...........................................................................
4.1.2 Расчет расходной части БДДР.........................................................................
4.2 Модель и методика прогнозирования дифференцированного
по децильным группам баланса денежных доходов и расходов.
Руководство по использованию методики и модели........................................................................................................................
4.2.1 Доходная часть ДБ............................................................................................
4.2.2 Расходная часть ДБ...........................................................................................
Заключение.................................................................................................................
Список использованных источников.......................................................................
Приложение А............................................................................................................
Приложение Б............................................................................................................
Приложение В............................................................................................................
Приложение Г.............................................................................................................
Продолжение таблицы 7
2005 г. |
2006 г. | |||||
Денцильные группы |
Коэффици-ент фондов, раз |
Денцильные группы |
Коэффици-ент фондов, раз | |||
1 |
10 |
1 |
10 | |||
Услуги |
24.4 |
25.9 |
9.6 |
24.1 |
25.8 |
9.5 |
ЖКХ |
13.6 |
3.7 |
2.5 |
13.3 |
3.6 |
2.4 |
Транспорт |
5.8 |
4.5 |
7.1 |
5.7 |
4.5 |
7.0 |
Услуги связи |
3.4 |
4.5 |
11.8 |
3.5 |
4.5 |
11.6 |
Медицинские услуги |
0.2 |
2.0 |
89.4 |
0.2 |
2.0 |
87.7 |
Услуги образования |
0.5 |
2.4 |
46.3 |
0.5 |
2.4 |
45.4 |
Прочие услуги |
1.0 |
8.9 |
80.2 |
1.0 |
8.8 |
78.6 |
Показатели структуры расходов на товары и услуги по децильным доходным группах позволяет также рельефно показать, как влияет повышение цен на уровень жизни населения с разным уровнем дохода. Так, согласно данным табл. 5, один процент повышения цен на продукты питания и услуги ЖКХ втрое более значим для нижней децильной группы, чем для верхней. В то же время повышение цен на транспортные средства и бытовую технику практически не отражается на среднем уровне цен набора товаров и услуг, приобретаемых наиболее бедным населением. Разумеется, последнее суждение означает только то, что наиболее бедное население просто отсечено от возможности приобретать данные товары, и в этом смысле любое повышение цен на них повышает границу этого отсечения.
4 Моделирование прогнозного баланса денежных доходов и расходов в разрезе децильных групп населения
Ниже описывается система прогнозных расчетов ДБ, использующая в качестве экзогенных переменных основные макроэкономические индикаторы, разрабатываемые на перспективу Минэкономразвития России в ходе составления ежегодного прогноза развития российской экономики. Она включает в себя, во-первых, модель для перспективных расчетов сводного БДДР в квартальном разрезе, во-вторых, модель расчета показателей доходов и расходов в разрезе децильных групп (т.е. собственно ДБ), позволяющую определить, помимо прочего, численность населения за чертой прожиточного минимума и его социально-демографическую структуру. Вторая модель использует в качестве входных переменных показатели, рассчитываемые в первой модели.
Уравнения поведения модели сводного БДДР построены на квартальных отчетных данных за 1998-2005 гг.
Основными экзогенными
4.1 Модель прогнозирования
сводного баланса денежных
4.1.1 Расчет доходной части БДДР
Фонд оплаты труда (ФОТ), как известно, представляет собой сумму фонда заработной платы (ФЗП) и оплаты труда военнослужащих. На перспективу он либо рассчитывается с помощью уравнения, фактором в котором является динамика ВВП, либо определяется по экзогенно заданному индексу ФЗП.
Уравнение регрессии связывает квартальную величину ФОТ, дефлированную дефлятором ВВП и величину ВВП в неизменных ценах в этом же квартале. При этом дополнительно для учета сезонных колебаний в динамике ФОТ в уравнении использованы гармонические функции.
где W – фонд заработной платы, Р - дефлятор ВВП, Y – ВВП в постоянных ценах, t – временной индекс, Т1 и Т2 – периоды колебаний гармонических функций, - параметры регрессии.
Кроме того, предусмотрена дополнительная корректировка величины ФОТ в зависимости от гипотезы об изменении доли бюджетной сферы в его общей величине. Очевидно, что перенесение на перспективу параметров взаимосвязи между динамикой ФОТ и ВВП, определенных на отчетном интервале, означает в действительности сохранение соотношений роста ФОТ в рыночном секторе и бюджетной сфере, сложившихся в ретроспективе. Жесткая взаимосвязь между динамикой выпуска и оплаты труда характерна лишь для рыночного сектора, а в бюджетной сфере оплата труда может меняться в зависимости от принимаемых политических решений (не говоря уже о том, что здесь не существует адекватного измерителя выпуска). Поэтому при разработке различных сценариев социально-экономической политики к величине ФОТ, полученному с помощью уравнения (22), добавляется слагаемое, отражающее единовременные изменения ФОТ в бюджетном секторе.
Доходы наемных работников от предприятий и организаций, кроме оплаты труда (WO) включают в себя оплату командировочных расходов, различные выплаты рабочим и служащим, не относимые в соответствии с правилами учета, к фонду зарплаты. Величина доходов этого вида составляет в настоящее время несколько процентов от фонда зарплаты и в прогнозных расчетах определяется долей к нему (a) на основе значений предыдущих лет:
WO = аW
Социальные выплаты включают в себя пенсии (TS1), пособия (TS2), стипендии (TS3), страховые возмещения (TS4), прочие выплаты (TS5).
Основным источником пенсий являются начисления на оплату труда, менее значительным — бюджеты различных уровней (доплаты к пенсиям из региональных бюджетов, военные пенсии из федерального бюджета, перечисления пенсионному фонду из федерального бюджета и др.). Поэтому величина пенсий рассчитывается в зависимости от величины ФОТ и экзогенно задаваемой части, связанной с бюджетом (TS0):
TS1 = b1WS +
TS0
Если часть пенсионных выплат, связанную с бюджетом, задавать на перспективу в пропорции ко всему их объему, сложившейся в отчетном периоде, то вся сумма пенсионных выплат становится зависимой лишь от величины ФОТ. Вместе с тем опыт 2005-2007 гг. показывает, что, когда после снижения нормы начислений на заработную плату в пенсионном фонде образовался дефицит, он автоматически был покрыт дотациями из федерального бюджета. Поэтому уравнение (24) показывает скорее объем ресурсов для пенсионных выплат, который может быть получен при известной величине ФОТ и норме начислений на него и фиксированных правилах финансирования пенсий. В связи с этим в модели предусмотрен также прямой счет объема пенсий на основе задания динамики средней пенсии и численности пенсионеров. Соотношение средней заработной платы и средней пенсии является при этом контрольным параметром.
Величина пособий и социальной помощи также определяются долей к ФОТ, исходя из того, что наибольший удельный вес в их объеме приходится на оплату больничных листов:
TS2= аW
Стипендии задаются экзогенно через индекс роста.
Объем возмещений по страхованию при прочих равных условиях пропорционален сумме накопленных страховых взносов. Поскольку такая переменная в модели не используется (рассмотрение баланса страховых накоплений сильно усложнило бы работу с моделью), для упрощения расчетов объем возмещений по страхованию в данном квартале рассчитывается пропорционально страховым взносам (TN2 ) этого же квартала:
TS4 = b2TN2
При этом для каждого
квартала принят свой коэффициент
Прочие выплаты определяются по доле к сумме всех остальных элементов.
В результате определяется общий объем социальных выплат (TS ):
TS =
Доходы от собственности (DP) включают в себя дивиденды(DP1), проценты по депозитам (DP2), выплата доходов по ценным бумагам (DP3), доходы от продажи недвижимости на вторичном рынке (DP4), прочие доходы от собственности (DP5).
Величина дивидендов определяется на перспективу по индексу прибыли (R), :
DP1 =b3R
Величина процентов по депозитам рассчитывается умножением среднего процента (b4 )на величину депозитов (SD)на начало квартала:
DP2 = b4
SD
Аналогичным образом определяется на перспективу величина выплат доходов по ценным бумагам:
DP3 = b5
SВ
Величины средних процентов исчислены на ретроспективном интервале и на перспективу задаются по индексу инфляции.
Доходы от продажи недвижимости определяются по заданной доле к покупке недвижимости (DS4)
DP4 = b6DS4
Прочие доходы от собственности определяются долей к сумме предыдущмх четырех элементов:
DP5 = b7 (DP1 + DP2 + DP3
+ DP4)
В итоге определяется полная величина доходов от собственности:
DP = ,
Доходы от продажи валюты рассчитываются по заданной доле к покупке валюты (CUR), значение которой определено по ретроспективным данным:
DCUR = b8 CUR,
где b8— параметр, определяемый по отчетным данным.
Разумеется, в действительности объем продажи населением иностранной валюты определяется с одной стороны, общими поступлениями ее на территорию России, а также скоростью ее оборота, динамикой курса доллара (евро) относительно динамики денежных доходов и индекса потребительских цен. Однако моделирование этих взаимосвязей представляет собой достаточно сложную задачу, попытки решения которой не дали пока устойчивых результатов.
Доходы от предпринимательской деятельности (DR )- это в основном доходы от индивидуальной деятельности в сфере услуг. Данный показатель не содержится в прямой статистической отчетности, а является оценкой, производимой Росстатом. По способу этой оценки он является частью расходов населения на оплату услуг; в перспективных расчетах он определяется долей (b9 ) к расходам населения на товары и услуги (C), исчисленной по данным базового периода.
DR = b9С, (34)
Другие доходы (DOT) представляют собой скрытую оплату труда (точнее говоря, сюда попадают и доходы от продажи продукции хозяйств населения на рынках).
Обоснованный прогноз скрытой оплаты труда требует прежде всего знания того, в каких секторах экономики она концентрируется. Официальных данных на этот счет не существует. Наши оценки показывают, что это прежде всего торгово-посредническая деятельность и финансовая сфера (приложение **). В модели предусмотрен расчет скрытой оплаты труда в зависимости от динамики производства по отдельным видам экономической деятельности. Кроме того, предусмотрен и простейший расчет, когда величина скрытой оплаты труда определяется в зависимости от сложившейся в отчетные годы пропорции с фондом официальной оплаты труда и доходов от предпринимательской деятельности:
DOT =b10(W+DR)
Таким образом, определены показатели доходной части БДДР:
D = W+WO+TS+DP+DCUR+DR+DOT
4.1.2 Расчет расходной части БДДР
Обязательные платежи и
В общей сумме налогов и сборов
основную часть составляет налог
на доходы физических лиц, который в
условиях современной налоговой
системы можно считать
Информация о работе Разработка модели проведения прогнозных расчетов дифференцированных балансов