Проблемы инвестиционной безопасности РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 08:33, курсовая работа

Краткое описание

Процесс инвестирования представляет собой стратегически направленное вложение различных экономических ресурсов с целью получения каких-либо (финансовых, имущественных, нематериальных и пр.) выгод в будущем или приобретения компанией конкурентных преимуществ. Правильно подобранная инвестиционная стратегия обеспечивает наиболее эффективную реализацию инвестиционного проекта. Это выдвигает на передний план вопросы финансирования проектов. Несомненно, основная деятельность компании должна являться основным источником прибыли и соответственно основным источником денежных средств.

Файлы: 1 файл

Проблемы инвест.без-ти РФ.docx

— 65.44 Кб (Скачать)

Суть коммерческих инвестиционных проектов составляет получение прибыли на осуществляемые инвестиционные вложения в результате закупки, продажи и переродажи какой-либо продукции. Эффективность коммерческих инвестиционных проектов есть результат перераспределения вновь созданной стоимости.

Финансовые инвестиционные проекты связаны с : 1) приобретением и формированием портфеля ценных бумаг и их реализацией; 2) покупкой и реализацией долговых финансовых обязательств; 3) выпуском и реализацией ценных бумаг.

В первом случае инвестор-покупатель и держатель ценных бумаг получает на них дивиденды и увеличивает  свой финансовый капитал. Источником этого  увеличения является осуществление  финансовых инвестиционных проектов.

Во втором случае инвестор-покупатель и реализатор долговых обязательств также увеличивает свой финансовый капитал. При этом прироста в национальной экономике не происходит, а имеет место перераспределение его в сфере финансового обращения.

В третьем случае реализация финансового  инвестиционного проекта непосредственно  связана с реализацией производственного  инвестиционного проекта и является его составной частью. Инвестор, реализуя проект по выпуску и продаже ценных бумаг, решает задачу финансового обеспечения производственного проекта.

К экологическим инвестиционным проектам относятся проекты создания природоохранных объектов или улучшения параметров действующих производств по вредным выбросам в атмосферу и воздействиям на природу.

Результаты реализации социально-экономических инвестиционных  проектов – это качественное улучшение состояния здравоохранения, образования, культуры в стране или регионах.

Совокупность инвестиционных проектов и предложений определенной целевой  направленности называется инвестиционной программой. 
 
 Участие государства в инвестиционной деятельности 
         Прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, производится путем: 
-      разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации; 
-      формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета. Порядок формирования указанного перечня определяется Правительством Российской Федерации; 
-      предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета (бюджета развития Российской Федерации), а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления государственных гарантий за счет средств федерального бюджета (бюджета развития Российской Федерации) определяется Правительством РФ, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации; 
-      размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (бюджета развития Российской Федерации) и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования инвестиционных проектов.

Размещение указанных средств  осуществляется на возвратной и срочной  основах с уплатой процентов  за пользование ими в размерах, определя-емых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и (или) законом о бюджете субъекта Российской Федерации, либо на условиях закрепления в государственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих субъектов. Порядок размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (бюджета развития Российской Федерации) определяется Правительством РФ, средств бюджетов субъектов Российской Федерации - органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации; 
-      проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации; 
-      защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования и материалов (в том числе при реализации бюджета развития Российской Федерации); 
-      защиты интересов инвесторов; 
-      разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением; 
-      выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов; вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности; 
-      предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблема инвестиций в  экономике России. 
Иностранные инвестиции в России.

В Российской Федерации инвестиции могут осуществляться путем:

- создания предприятий с долевым  участим иностранного капитала (совместных  предприятий) ;

- создания предприятий, полностью  принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств;

- приобретения иностранным инвестором  в собственность предприятий,  имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в предприятиях, акций, облигаций и других ценных  бумаг;

- приобретение прав пользования  землей и иными природными  ресурсами, а также иных имущественных  прав ;

- предоставления займов, кредитов и т.п.

Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов. Под прямыми инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальные активы (производство) в других странах, в управлении которыми участвует инвестор. Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем 25% акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров.

Прямые зарубежный инвестиции. - это нечто большее, чем простое финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо России. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на мировой рынок.

Портфельными инвестициями принято  называть капиталовложения в акции  зарубежных предприятий, которые не дают права контроля над ними, в  облигации и другие ценные бумаги иностранного государства и международных  валютно-финансовых организаций.

Существуют и реальные инвестиции. Это - капитальные вложения в землю, недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т.д. Реальные инвестиции включают в себя и затраты оборотного капитала.

Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не одинаковыми  мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за счет владения акциями доходной компании. Однако, при осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило, крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия - самое подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на российском потребительском рынке (пример ресторанов KFC) , либо на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в в российскую авиационно-космическую промышленность) . России необходимо прилагать все усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из них способствует будущему увеличению производительной мощи экономики.

Иностранный капитал может иметь  доступ во все сферы экономики (за исключением находящихся в государственной  монополии) без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы) , в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.) , телекоммуникационную и спутниковую связь. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным: 1. С точки зрения соблюдения национальных интересов; 2. Имеется в виду быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы.

Однако для этого необходимо создать эффективную систему  управления использованием зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный капитал  в форме предприятий со 100-процентным иностранным участием целесообразно  привлекать в производство и переработку  сельскохозяйственной продукции, производство строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для  выпуска товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры. Стимулировать приток портфельных  инвестиций следует во все отрасли  экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования.

Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны, и в первую очередь связанных с добычей ресурсов. Однако сегодня привлечению портфельных иностранных инвестиций уделяется мало внимания, и их в России практически нет. 
 
Инвестиционный климат в России. 
          Притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструкту-ры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется разногла-сиями между исполнительной и законодательной властями, Центром и объектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой России и войн непосредственно на ее границах, социальной напряженностью (забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ) , разгулом преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов законодательством, инфляцией, спадом производства, непрерывным падением курса рубля и его неконвертируемостью и др.

Российское правительство в  последние годы проявляло в отношении  зарубежных компаний скорее двойственность, чем радушие.

Официальная политика предписывает оказывать  поддержку прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь  вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство нестабильно, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических  препон, а кроме того, складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций. 

Некоторые в России убеждены, что  иностранные инвестиции - это не более чем "надувательство", и зарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую экономику.

Все эти факторы перевешивают такие  привлекательные черты России, как  ее природные ресурсы, мощный, хотя технически устаревший и хронически недогруженный производственный аппарат, наличие дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы, высокий научно-технический потенциал. В рыночной экономике совокупность политических, социальноэкономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих и отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным.

В Pоссии до сих пор отсутствует своя система оценки инвестиционного климата и ее отдельных регионов. Иностранные инвесторы ориентируются на оценки многочисленных фирм, регулярно отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира, в том числе и в России. Однако оценки инвестиционного климата в России, даваемые зарубежными экспертами на их регулярных заседаниях, проводимые вне Российской Федерации и без участия российских экспертов, представляются мало достоверными. В связи с этим встает задача формирования на основе ведущихся в Институте экономики РАН исследований Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России, крупных экономических районов и субъектов Федерации. Это обеспечит приток и оптимальное использование иностранных инвестиций, послужит ориентиром российским банкам в собственной кредитной политике.

Будущее России и её статус как промышленной державы зависят от модернизации экономики на современной технологической основе. На передний план выдвигается проблема обеспечения устойчивого экономического роста. Это необходимо, чтобы достичь среднего уровня 25 стран-членов ЕС по ВВП на душу населения, который на 300% выше, чем в России . Удвоение ВВП к 2010 году – цель, которая объективно требует всё больших усилий и трудно достижима, – продолжает рассматриваться руководством страны как приоритетная задача. Поэтому особо остро стоит вопрос о поиске инвестиционного механизма, чтобы дать мощный импульс развитию реального сектора экономики. Отсюда вытекает необходимость масштабных притоков инвестиций – отечественных и иностранных.

Почему же зарубежные и  российские инвесторы не борются  за право финансировать инвестиционные проекты?

Во первых, у инвесторов есть выбор как между видами инвестиций, так и между странами, в которые их можно вкладывать. Виды инвестиций фактически конкурируют между собой за деньги инвесторов, предлагая им различные условия вложения капитала. Причем не всегда границы между разными видами инвестиций можно четко определить.

Во вторых, на предпочтение инвесторов при выборе объектов вложения капитала оказывает решающее влияние соотношение  риска инвестирования средств и получаемого дохода.

В третьих, реализация инвестиционных проектов, связанных с обновлением  действующих предприятий или  созданием нового бизнеса, требует  вложения больших средств на длительный, по российским меркам, срок, что также  уменьшает число инвесторов в  пользу их работы на других финансовых рынках.

Можно найти и другие факторы, определяющие ситуацию на российском рынке инвестиций, где фактически нет серьезной  конкуренции между инвесторами  за право финансировать проекты  крупных промышленных предприятий, например, низкое качество менеджмента  на многих российских предприятиях, являющееся барьером в разработке и реализации эффективной стратегии повышения конкурентноспособности.

Информация о работе Проблемы инвестиционной безопасности РФ