Проблемы инвестиционной безопасности РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 08:33, курсовая работа

Краткое описание

Процесс инвестирования представляет собой стратегически направленное вложение различных экономических ресурсов с целью получения каких-либо (финансовых, имущественных, нематериальных и пр.) выгод в будущем или приобретения компанией конкурентных преимуществ. Правильно подобранная инвестиционная стратегия обеспечивает наиболее эффективную реализацию инвестиционного проекта. Это выдвигает на передний план вопросы финансирования проектов. Несомненно, основная деятельность компании должна являться основным источником прибыли и соответственно основным источником денежных средств.

Файлы: 1 файл

Проблемы инвест.без-ти РФ.docx

— 65.44 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

      
Инвестиционная политика предприятий

Под инвестиционной политикой предприятий (коммерческих организаций) понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных  и других средств в инвестиции с целью обеспечения стабильной финансовой устойчивости работы предприятий  в ближайшей и дальней перспективе. Инвестиционная политика на предприятиях должна вытекать из стратегических целей  их бизнес-планов, т. е. из перспективы, а в конечном итоге она должна быть направлена на обеспечение финансовой устойчивости предприятий не только на сегодня, но и на будущее. Если этого  плана нет, то ни о какой инвестиционной политике не может быть и речи. 
            При разработке инвестиционной политики на предприятиях необходимо придерживаться следующих принципов: 
-нацеленность инвестиционной политики на достижение стратегических планов предприятий и их финансовую устойчивость; 
- учет инфляции и фактора риска;  
-экономическое обоснование инвестиций; 
-формирование оптимальной структуры портфельных и реальных инвестиций; 
-ранжирование проектов и инвестиций по их важности и последовательности реализации исходя из имеющихся ресурсов и с учетом привлечения внешних источников; 
- выбор надежных и более дешевых источников и методов финансирования инвестиций. 
Учет этих и других принципов позволит избежать многих ошибок и просчетов при разработке инвестиционной политики на предприятиях. 

 
Цели и задачи инвестиционного  менеджмента.

Инвестиционный менеджмент представляет собой вполне самостоятельную область  экономической науки и финансовой практики. Как инвестиционный маркетинг  и инвестиционный консалтинг, инвестиционный менеджмент в качестве основного  вектора развития определяет достижение долгосрочных целей с помощью  рационального, продуктивного и  эффективного налаживания процесса инвестирования. Но главное - управление этим процессом. Таким образом, инвестиционный менеджмент представляет собой уникальную совокупность функционального управления, непосредственным объектом которого является инвестиционный процесс, а также  вся инвестиционная деятельность в  целом, осуществляемая прежде всего посредством реализации инвестиционных проектов, фигурирующих во всех сферах, секторах, сегментах и отраслях народного хозяйства.

Главная цель управления инвестиционной деятельностью предприятия связана  непосредственно с главной целью  его хозяйственной деятельности и реализуется с ней в комплексе.

1) С точки зрения классической  экономической теории главной  целью является максимизация  прибыли. Впоследствии эта формулировка  главной цели подверглась трансформации.  Так, было доказано, что данный  критерий не всегда обеспечивает  необходимые темпы экономического  развития. Кроме того, высокий уровень  прибыли предприятия может достигаться  при высоком уровне инвестиционного  риска, генерирующего угрозу банкротства,  т.е. если риск превысит определенный  порог, то предприятие может  разориться. Поэтому в рыночных  условиях максимизация прибыли  может выступать как одна из  важнейших задач инвестиционной  деятельности, но не как главная  цель инвестиционного менеджмента.

2) С точки зрения теории устойчивого  экономического роста главной  целью инвестиционной деятельности  является обеспечение финансового  равновесия предприятия в процессе его развития обеспечивая длительное бескризисное развитие предприятия и поступательное расширение его хозяйственной деятельности в процессе инвестирования.

В качестве недостатка данного критерия отмечалось, что механизм реализации данной цели недостаточно связан с  колебаниями конъюнктуры финансовых и товарных рынков. Современная экономическая  теория в качестве главной цели инвестиционной деятельности предприятия выдвигает  обеспечение максимизации рыночной стоимости предприятия. В этой цели получают отражение такие факторы, как доходность и риск, а также  факторы времени.

В первую очередь, для того чтобы  разработать инвестиционную стратегию  и инвестировать, как это делают профессиональные институциональные  инвесторы, необходимо определить предпочтения, а именно: 
- Инвестиционные цели и горизонты.

Прежде всего, для того чтобы  разработать инвестиционную стратегию, необходимо определить, с какой целью  вы инвестируете (рост стоимости портфеля, финансирование сделки, вложение свободных  средств по ставке выше банковского  депозита и т.д.) Кроме того, вам  необходимо определиться, на какой  срок вы инвестируете. 
 
- Чувствительность к риску.

Для разработки инвестиционной стратегии  необходимо определиться с тем, какой  уровень риска вы готовы на себя принять.

Так, если цели состоят в сохранении капитала в относительно краткосрочном  периоде, то лучше сосредоточить  его в облигациях. Если же сохранение капитала для вас менее важно, чем доход, то большую часть средств  можно направить в акции и  т.д.

После определения целей, горизонтов, требуемой доходности и чувствительности к риску можно приступать к  определению долгосрочных соотношений  между различными классами активов, которых необходимо придерживаться для выполнения долгосрочных целей.

О приемах, с помощью которых  можно привлечь инвесторов, написано немало статей, научных трудов и  книг. В большинстве из них специалисты  подробно исследуют финансовые показатели работы компании и рассчитывают различные  коэффициенты. На основе последних они пытаются вывести магическую формулу, которая сделает компанию желанным объектом для инвестиций. Однако с помощью одной лишь теории этой цели не достигнуть. Полезную информацию нужно суметь правильно применить на практике.

Многочисленные схемы анализа  инвестиционной привлекательности  компаний сводятся, по сути, к определению  всего нескольких показателей: 
-  коэффициентов рентабельности, которые характеризуют эффективность работы фирмы и, косвенно, доходность инвестиций; 
- показателей финансовой устойчивости, описывающих структуру капитала; 
-  коэффициентов ликвидности, которые показывают, способна ли компания рассчитаться по краткосрочным обязательствам; 
-  структуры дебиторской и кредиторской задолженности; 
-  износа основных средств, производительности труда; 
-  позиции компании на рынке и ее конкурентных преимуществ; 
-  структуры собственников.

На основе вычисленных коэффициентов, данных маркетинговых и статистических исследований аналитики составляют прогноз деятельности фирмы и  подсчитывают ее "истинную стоимость". Для анализа часто используют сложные экономико-статистические методы и математическое моделирование. В результате специалисты обычно дают руководству фирмы лишь общие  рекомендации. Например, они могут  посоветовать повысить рентабельность компании, увеличить долю собственного капитала в валюте баланса, не допускать  снижения коэффициентов ликвидности  и т. д. Такие рекомендации весьма условны. К тому же их зачастую сложно или невозможно воплотить на практике.

Бессмысленно переносить абстрактную  схему, набор формул на конкретную организацию. Так, компании, которые работают в  сфере компьютерных технологий, или  предприятия с высокой оборачиваемостью активов обычно имеют относительно высокий уровень привлеченного  капитала. На этапе быстрого, динамичного  роста коэффициенты ликвидности  или другие показатели таких фирм могут оказаться хуже среднеотраслевых. Однако это вряд ли повлияет на оценку перспектив компании потенциальными инвесторами. Для последних может оказаться важнее, например, что продукция фирмы имеет прочные конкурентные преимущества, а ее менеджмент - четкую стратегию развития компании. 

Чтобы оправдать свою деятельность, а также средства, выделенные на исследование, аналитики обычно разрабатывают  три вида прогноза: 
1) пессимистичный; 
2) оптимистичный; 
3) наиболее реалистичный.

Иногда эти сценарии кардинально  отличаются друг от друга. Таким образом, любой прогноз с большой степенью вероятности может оказаться  ошибочным.

Функции инвестиционного менеджмента

 
1) функции общего характера (общеуправленческие):

- разработка  инвестиционной стратегии предприятия.  В этой связи формируется система целей и целевых показателей инвестиционной деятельности на среднесрочный и долгосрочный периоды, определяются приоритетные задачи, решаемые в ближайшей (краткосрочной) перспективе, разрабатывается план действий предприятия по основным формам инвестирования; 
- создание организационных структур, обеспечивающих принятие и реализацию управленческих решений по всем направлениям инвестиционной деятельности предприятия; 
- формирование эффективных информационных систем, обеспечивающих обоснование альтернативных вариантов инвестиционных решений; 
- планирование инвестиционной деятельности предприятия по основным направлениям; 
- анализ различных аспектов инвестиционной деятельности предприятия; 
- разработка действенной системы стимулирования реализации управленческих решений в сфере информационной деятельности; 
- осуществление эффективного контроля за реализацией принятых управленческих решений в сфере инвестиционной деятельности. 
2) специфические функции: 
- управление реальными инвестициями, в том числе: 

  • выявление потребности в обновлении действующих основных средств и нематериальных активов; 
  • определение объема и структуры вновь формируемых капитальных активов; 
  • формирование инвестиционной программы и ее реализация.
  • оценка инвестиционной привлекательности отдельных инвестиционных проектов и выбор наиболее эффективного из них;

- управление финансовыми инвестициями, в том числе:

  • определение целей финансового инвестирования;
  • оценка инвестиционных качеств отдельных финансовых инструментов и отбор наиболее эффективных из них;
  • формирование эффективного (оптимального) инвестиционного портфеля по критериям уровня доходности, риска и ликвидности;
  • своевременная реструктуризация данного портфеля; 

- управление формированием инвестиционных  ресурсов. В связи с этим прогнозируется  общая потребность в инвестиционных  ресурсах, необходимых для реализации  выбранной стратегии по отдельным  этапам ее осуществления. Определение  возможности формирования ресурсов  за счет собственных источников (чистой прибыли и амортизации). Исходя из ситуации на финансовом  рынке, а, прежде всего, нормы  ссудного процента, определяется  целесообразность привлечения заемного  капитала. 

Значение инвестиционного меморандума  для привлечения инвестиций   

В настоящее время большинство  компаний, нуждающихся в привлечении  внешних финансовых ресурсов, выпускают  инвестиционные меморандумы, которые  могут существенно различаться  по структуре в зависимости от целей и особенностей эмитента. 

Инвестиционным меморандумом называют предложение потенциальным инвесторам, содержащее необходимую информацию о проекте и основных аспектах деятельности компании, а также обоснование целесообразности инвестиций. Значение этого документа переоценить сложно, поскольку от его содержания во многом зависит решение инвестора о вложении средств в предприятие.

Следует отметить, что в российском законодательстве понятие "инвестиционный меморандум" пока отсутствует, поэтому  единых стандартов по его составлению  не существует. Специалисты рекомендуют  при разработке этого документа  учитывать, что в любом меморандуме  инвестора в первую очередь интересуют ответы на вопросы: выгодно ли сейчас финансировать данное предприятие, сколько средств потребуется вложить и на каких условиях.

В пособии для эмитентов, изданном в рамках проекта ТАСИС ИНВАС, в качестве наиболее важных для инвестора  тем меморандума отмечены следующие: 
- положение компании в отрасли, качество продукции, потенциал роста; 
- реалистический план (стратегия) развития компании; 
- наличие квалифицированного опытного менеджмента, способного реализовать поставленные задачи; 
- предполагаемые направления использования средств; 
- финансовое положение и результаты финансово-хозяйственной деятельности компании за несколько последних лет; 
- прогноз финансового положения и результатов деятельности компании на следующие несколько лет.

Эмитенту и его финансовому  консультанту рекомендуется обратить особое внимание на эти аспекты меморандума, представив их "по возможности наиболее полно и в положительном свете, не отступая, однако, от объективности".

Эксперты выделяют несколько отличительных  особенностей инвестиционного меморандума  по сравнению с другими документами, например, бизнес-планами, в которых также содержится описание компании и реализуемых проектов. В частности, отмечается, что меморандум всегда рассчитан на инвесторов, в то время как бизнес-план является руководством к действию для менеджмента самой компании. Как полагают специалисты, без основательного бизнес-плана, по которому предприятие уже проработало несколько лет, привлечь инвестиции невозможно. Поэтому в основе инвестиционного меморандума должен лежать детально проработанный бизнес-план и технико-экономическое обоснование проекта, а также его финансовая модель. 
      
Инвестиционный проект

Совокупность соединенных воедино  намерений и планов по осуществлению  инвестиционных вложений и обеспечению  конкретных финансово-экономических, производственных и социальных результатов  представляет собой инвестиционный  проект.

В зависимости от направления вложений инвестиций и целей их реализации инвестиционные проекты можно классифицировать как: 
 
1. Производственные; 
2. Научно-технические; 
3. Коммерческие; 
4. Финансовые; 
5. Экологические; 
6. Социально-экономические

Производственные инвестиционные проекты предполагают вложение средств в создание новых или реконструкцию действующих основных фондов и производственных мощностей для различных сфер национальной экономики.

Научно-технические инвестиционные проекты направлены на разработку и создание новой высокоэффективной продукции. Разработка и реализация научно-технических и производственных проектов часто тесно связаны между собой. Производственные проекты могут быть продолжением научно-технических, их осуществление может совмещаться по времени или выполняться последовательно.

Информация о работе Проблемы инвестиционной безопасности РФ