Проблемы и пути преодоления инвестиционного кризиса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы раскрыть роль инвестиций в современной экономической науке.
Для реализации поставленной цели в работе рассматриваются следующие задачи:
-дать характеристику инвестициям как экономическим категориям;
-охарактеризовать основные теории инвестиций;
- дать характеристику инвестиционного механизма и раскрыть сущность, формы, цели и задачи инвестирования в современной экономической науке;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..….3
1 Характеристика, роль и значение инвестиций в современной
экономической науке……………………………………………………….….……5
1.1 Понятие и виды инвестиции…………………………………………………….5
1.2 Основные теории инвестиций……………………………………………….….8
2 Инвестиционный механизм и мотивы осуществления инвестиционной деятельности в Российской экономике………………………………………..…..13
2.1 Инвестиционный механизм. Сущность формы цели и задачи
инвестирования в современной экономической науке………………….………..13
2.2 Потоки инвестиций. Мотивы осуществления инвестиционной
деятельности в Российской экономике……………………………….….…..……18
3 Проблемы и пути преодоления инвестиционного кризиса в России……....….22
3.1 Роль инвестиций в формировании инвестиционного климата в рыночной экономике России в настоящее время………………………………………….….22
3.2 Характеристика основных проблем и путей преодоления инвестиционного кризиса в Российской экономике…………………………………………………..25
3.3 Инвестиции в инновации как фактор экономического роста в России…..…30
Заключение………………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

Тема 1 Инвестиции в современной экономической науке..doc

— 258.50 Кб (Скачать)
style="text-align:justify">На развитие экономики страны положительно скажется и обострение конкуренции у коллективных инвесторов и коммерческих банков за средства населения — финансовые ресурсы будут доступнее предприятиям.

А в этом случае, как ожидается, произойдет повышение цен на акции организаций, пользу от этого получат не банки, а большое число собственников-акционеров. Что необходимо для того, чтобы все эти возможности коллективных инвестиций в полной мере осуществлялись в России? В первую очередь в стране необходимо улучшение социально-экономической ситуации, и впоследствии — развитие рынка финансов.

Для коллективного инвестирования государству надо заботиться о расширении спектра объектов, в частности о расширении рынка корпоративных ценных бумаг.

Необходимо принять законодательство, которого не хватает и в котором в полной мере учитываются современные реалии, унифицированные требования к действиям любой формы коллективного инвестирования, защищаются интересы и права инвесторов, обеспечивается надежность вложений.

Требуется отказаться от двойного налогообложения корпоративных бумаг.

Однако даже при реализации всех этих условий необходимо некоторое время, чтобы выработался профессионализм управляющих фирм, их способность ориентироваться на рынке финансов.

Чтобы успела поступить выручка от удачно вложенных активов фондов (акционерных, паевых, пенсионных) и кредитных потребительских кооперативов.

Чтобы и в России проявились достоинства взаимного, перекрестного контроля тех, кто обеспечивает деятельность фонда.

Чтобы реально заработала конкуренция за деньги инвесторов как внутри каждой формы коллективного инвестирования, так и между формами, а также между ними и банками.

Привлечение в больших размерах иностранных и национальных инвестиций в экономику России преследует стратегические цели на будущее создание в России социально ориентированного, цивилизованного общества, которое характеризуется высоким качеством уровня жизни населения, в основе которого находится смешанная экономика, которая предполагает не только эффективное совместное функционирование разных форм собственности, но и интернационализацию рабочей силы, рынка товаров, капитала [18,с.68].

В Россию иностранный капитал может принести достижения научно-технического прогресса и опыт передового управления. Следовательно, привлечение иностранного капитала и включение России в мировое хозяйство — необходимое условие для построения в стране современного гражданского общества.

Вовлечение иностранного капитала в материальное производство более выгодно, чем взятие кредитов для покупки нужных товаров.

Кредиты по-прежнему бессистемно растрачиваются и только увеличивают государственные долги.

Поступление иностранных инвестиций очень важно и для достижения среднесрочных целей выхода из экономического кризиса современного общества, приостановления спада производства.

Надо иметь в виду, что интересы общества России с одной стороны, а с другой иностранных инвесторов, непосредственно не совпадают.

Интересы России в обновлении производственного потенциала, пополнении потребительского рынка недорогими и высококачественными товарами, развитии и структурной перестройке своего потенциала экспорта, осуществлении антиимпортной политики, в привнесении в российское общество западной управленческой культуры.

Иностранные инвесторы, естественно, заинтересованы в новой территории для получения дохода за счет обширного российского внутреннего рынка, ее природных ресурсов, дешевой и квалифицированной рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и даже ее экологической беспечности.

Поэтому перед Россией стоит сложная и весьма деликатная задача: привлечь в государство иностранный капитал, направляя его методами экономического регулирования общественных целей, в свою очередь не лишив себя собственных стимулов. При привлечении иностранного капитала нельзя допускать дискриминации национальных инвесторов.

Не следует предоставлять организациям с иностранными инвестициями льготы по налогам, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности.

Исходя из опыта эта мера практически не оказывает влияния на инвестиционную активность иностранного капитала, но может привести к появлению на месте бывших отечественных производств компаний с формальным участием иностранцев, претендующих на налоговые льготы.

Необходимо стремиться создать благоприятный инвестиционный климат как для иностранных инвесторов, так и для своих собственных. Российскому частному капиталу также нужны гарантии от произвола властей и принудительных изъятий, стабильность в работе при осуществлении долгосрочных капитальных вложений, система страхования от некоммерческих рисков [18,с.69].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Инвестиции в инновации как фактор экономического роста в России

 

Инновационная деятельность в различных секторах экономики является наиболее важным фактором экономического роста. Тем не менее, для наиболее успешного протекания инвестиционных процессов от государства, региональных властей, отдельных предприятий, частных лиц требуется мобилизация материальных, кадровых, финансовых, информационных, управленческих, правовых и иных ресурсов. К примеру, никакие научные и опытно-конструкторские разработки не получат дорогу в жизнь если не будет инвестиций, персонала соответствующей квалификации, государственной поддержки.

Взаимосвязь инвестиционной деятельности и научно-технического прогресса имеет несколько аспектов. Важнейшим из них является рассмотрение инвестиций в качестве своеобразного катализатора научных исследований, что особенно важно в условиях превращения науки в непосредственную производительную силу общества. В этой связи должна быть сформирована модель финансирования экономического роста на основе инноваций, создающая возможность развития реального сектора экономики на базе последних достижений НТП и формирования оптимальной структуры общественного производства [10,с.30].

Инвестиционная деятельность в настоящее время играет наиболее важную роль в обеспечении поступательного и качественного экономического роста. В этой связи нам представляется важным моментом способность страны мобилизовать не только свои внутренние, но и внешние инвестиционные возможности и ресурсы. Это обеспечится тогда, когда в экономике России будут созданы благоприятные условия для функционирования инвестиционного капитала с точки зрения налогообложения, защиты прав собственности и интересов всех партнеров по бизнесу, будут обеспечены политическая стабильность и приемлемый экономический курс.

Следует сказать и о том, что инвестиции в инновационный сектор экономики должны осуществляться как сверху, так и снизу. То есть необходимо инвестировать не только процесс разработки и внедрения инноваций в производственную деятельность. Важно также уделить внимание и инвестированию самого производства, проведению его технической и технологической модернизации, так как при примитивном уровне производства и технологий любые даже самые прорывные инновации обречены на провал.

Так, Р. Т.-О. Рахманов в качестве одной из проблем обозначает наметившийся и увеличивающийся разрыв между высоким уровнем научных достижений, с одной стороны, и крайне примитивным уровнем производственных технологий и оборудования, с другой. В решении таких проблем, стоящих перед страной и ее регионами, как повышение конкурентоспособности продукции, углубление обработки материалов и сырья, повышение экспортного потенциала, экономическое и научно-техническое обоснование привлечения инвестиций и др., инновационному варианту развития производства нет альтернативы [23,с.352].

Инновационная деятельность есть двигатель экономического прогресса, катализатор экономического роста и развития. Как пишет Л. А. Кузьмина, на первое место сегодня вышел фактор роста эффективности ресурсов и предпринимательства на базе НИОКР и инноваций, что обусловило формирование концепций инновационного типа экономического роста. Этот тип роста, к которому перешли развитые страны, базируется не на производстве и потреблении материальных благ, а на создании и потреблении информационных продуктов, то есть продуктов высоких технологий. Это означает, что данный тип роста не связан с проблемой «затраты – выпуск» и определяется степенью потребления информации. Основными источниками такого экономического роста являются инновации и накопление человеческого капитала [13,с.381].

Следовательно, инвестиции в инновационную деятельность можно рассматривать в качестве одного из наиболее важных факторов экономического роста в России, становления инновационной экономики. К комплексу мер, необходимых для формирования в стране экономики инновационного типа можно отнести три фундаментальных мероприятия: а) увеличение объемов финансирования и инвестирования НИОКР, совершенствование их механизмов; б) активнее использовать на практике косвенные методы финансовой поддержки инновационной среды – налоговые льготы, таможенные преференции, целевое кредитование, лизинг, государственные гарантии;в) формирование инновационных кластеров с последующим точечным их финансированием со стороны государства и иностранных инвесторов [13,с.381].

М. С. Очковская предлагает ресурсы, накопленные государством в виде стабилизационного фонда и международных резервов Центрального Банка, использовать в виде инвестиций на развитие прорывных направлений мирового конкурентоспособного уровня: нанотехнологий, биотехнологий, космической деятельности, ядерных и информационно-коммуникационных технологий, образования, создания альтернативных источников энергии. По прорывным направлениям предлагается инвестировать создание открытых национальных научно-исследовательских центров; поднять уровень оснащения академических и вузовских лабораторий, имеющих потенциал развития прорывной проблематики; затраты бизнеса на НИОКР, а также на услуги проектирования предложено отнести на налоговые вычеты [20,с.22].

По мнению Ю. Н. Филатова, Е. В. Ивановой, В. В. Солововой инвестирование с целью активизации инновационной деятельности нужно вести с учетом следующих направлений [25,с.43]:

– формирование механизмов объединения финансовых ресурсов государственного и частнопредпринимательского секторов экономики для реализации приоритетных научно-технических задач, действенное содействие государственно-частному партнерству;

– включение инновационных задач в программы экономического и социального развития;

– разработка механизмов независимой оценки инновационных программ и доведения результатов этой оценки до делового сообщества;

– содействие формированию международных и региональных технологических стратегических альянсов;

– создание центров технического содействия и передачи технологий малому среднему бизнесу при университетах.

Таким образом, большинство отечественных специалистов, рассматривающих проблему инвестирования инновационной деятельности, наибольшую роль отводят в этом процессе именно государству. Специалисты считают, что государственная политика прямой инвестиционной поддержки инноваций должна стать ведущим фактором. Однако приходится констатировать, что с самого начала экономических реформ принципы такой политики так и не были сформулированы, а отдельные мероприятия, направленные на поддержку инноваций, не дали ожидаемого результата. Причины сложившейся ситуации заключаются в следующем [25, с. 44]:

1. На протяжении длительного периода государственная политика поддержки инноваций фактически отождествлялась с поддержкой науки, а в рамках нее основное внимание уделялось финансовому обеспечению государственных научных организаций. При этом критерии предоставления указанной помощи не отражали необходимость создания у научных организаций стимулов к поиску форм инновационного партнерства с частным бизнесом.

2. При определении приоритетов государственного содействия инновациям главный акцент был сделан на поиске «стратегически важных направлений» технологического развития, на которых планировалось сконцентрировать бюджетные ресурсы. При таком подходе государство фактически подменяло рыночные механизмы как в отборе инновационных проектов для поддержки, так и в определении источников их финансирования. В условиях, когда объем выделяемых финансовых ресурсов был крайне незначительным, оказание помощи «точечным» проектам не могло привести к достижению результатов, имеющих важное значение для всей экономики.

3. На фоне попыток государства напрямую участвовать в финансировании инновационных проектов недостаточно внимания уделялось проблемам, решение которых создавало бы у частного бизнеса стимулы к самостоятельному увеличению объемов инвестиций в инновации. Прекращение государственной поддержки автоматически ведет к стагнации инновационной деятельности, инициированной благодаря этой поддержке.

4. Отсутствие диалога между органами государственной власти, с одной стороны, и отечественным бизнесом – с другой, приводило к многочисленным разночтениям в трактовке базовых вопросов государственного содействия инновациям. В результате правовое оформление принципов такой поддержки и даже попытки сделать это сталкивались с проблемой нечеткости юридических формулировок, носили во многом декларативный характер.

В то же время отличительной особенностью современного развития инновационной деятельности в мировой экономике в целом является тот факт, что вложения в науку и создание новых технологий не являются непременной обязанностью государства. Как показывает практика, в странах «большой семерки» участие государства в инвестировании НТП в пропорциональном отношении постоянно снижается, так как эту роль все больше начинают выполнять частные и корпоративные инвесторы. По оценкам специалистов до 70% научных затрат в развитых странах производится не государством, а частным и корпоративным секторами.

В настоящее время вектор инвестирования в инновационную деятельность существенно сместился от государства в сторону частных инвесторов. Предприятия, особенно крупные, сейчас перешли на систему самофинансирования инновационной деятельности, отступая от государственной и иностранной поддержки. Фокус конкурентных преимуществ сместился сегодня в сторону наращивания и использования нематериальных активов в качестве основного источника конкурентоспособности. Научно-исследовательские и конструкторские разработки, в которые предприятие вкладывает средства, в дальнейшем превращаются в конкурентное преимущество, так как позволяют предприятию обеспечить себе дополнительные источники денежных поступлений за счет продажи лицензий.

Информация о работе Проблемы и пути преодоления инвестиционного кризиса в России