Проблемы и пути преодоления инвестиционного кризиса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы раскрыть роль инвестиций в современной экономической науке.
Для реализации поставленной цели в работе рассматриваются следующие задачи:
-дать характеристику инвестициям как экономическим категориям;
-охарактеризовать основные теории инвестиций;
- дать характеристику инвестиционного механизма и раскрыть сущность, формы, цели и задачи инвестирования в современной экономической науке;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..….3
1 Характеристика, роль и значение инвестиций в современной
экономической науке……………………………………………………….….……5
1.1 Понятие и виды инвестиции…………………………………………………….5
1.2 Основные теории инвестиций……………………………………………….….8
2 Инвестиционный механизм и мотивы осуществления инвестиционной деятельности в Российской экономике………………………………………..…..13
2.1 Инвестиционный механизм. Сущность формы цели и задачи
инвестирования в современной экономической науке………………….………..13
2.2 Потоки инвестиций. Мотивы осуществления инвестиционной
деятельности в Российской экономике……………………………….….…..……18
3 Проблемы и пути преодоления инвестиционного кризиса в России……....….22
3.1 Роль инвестиций в формировании инвестиционного климата в рыночной экономике России в настоящее время………………………………………….….22
3.2 Характеристика основных проблем и путей преодоления инвестиционного кризиса в Российской экономике…………………………………………………..25
3.3 Инвестиции в инновации как фактор экономического роста в России…..…30
Заключение………………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

Тема 1 Инвестиции в современной экономической науке..doc

— 258.50 Кб (Скачать)

На основе общего определения правового стимула можно вывести дефиницию для финансово-правового стимула инвестиционной деятельности. Финансово-правовой стимул инвестиционной деятельности - это норма финансового права, побуждающая субъекта экономических отношений осуществлять инвестиционную деятельность для удовлетворения собственного и общественного интереса в рамках действующего законодательства.
Отличительными особенностями финансово-правовых стимулов от правовых стимулов других отраслей права являются следующие:

1) правовое побуждение содержится в нормах финансового права;

2) положительная правовая мотивация формируется у субъекта посредством использования прямо или косвенно государственных (муниципальных) финансов;

3) применяются в отношениях государственного управления финансами.

Действующее инвестиционное законодательство Российской Федерации позволяет разделить финансово-правовые стимулы инвестиционной деятельности на следующие виды: 1) нормы-льготы; 2) нормы-поощрения; 3) нормы-декларации (нормы, не обеспеченные санкцией).

По силе стимулирующего воздействия на формирование мотивации участника инвестиционной деятельности на первом месте выступают прежде всего льготы, на втором и третьем соответственно поощрения и декларации.
В юридической науке под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей [11,с.60].

Нормы-льготы в зависимости от финансового правоотношения (в данном случае налогового или бюджетного) можно разделить на следующие виды: 1) налоговая льгота; 2) инвестиционный налоговый кредит; 3) специальный налоговый режим; 4) бюджетные ассигнования; 5) бюджетный кредит юридическим лицам; 6) субвенции или субсидии; 7) инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц; 8) государственные или муниципальные гарантии.

Нормы-поощрения также могут использоваться в качестве финансово-правовых стимулов инвестиционной деятельности, поскольку поощрение, несомненно, является стимулом любой деятельности. Под поощрением понимается форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия. При финансово-правовом стимулировании инвестиционной деятельности роль норм-поощрений не так велика, как, например, предоставление льгот, где интерес инвестора основан на использовании государственных (муниципальных) финансов.

В то же время не исключается, что использование поощрительных мер при осуществлении инвестиционной деятельности за счет средств бюджетов (предоставление призов, подарков и т.д.) будет играть свою мотивационную роль для осуществления инвестиций. Примером этому служит Приказ Госстроя России от 10.10.2000 N 226 «О ежегодном конкурсе на лучшие инвестиционно-строительные проекты».  Конкурс проводится в целях внедрения высоких стандартов качества инвестиционно-строительных проектов, повышения инвестиционной привлекательности строительной отрасли. Он активизировал привлечение средств институциональных и частных российских и иностранных инвесторов, выход на международные рынки капитала, совершенствование инвестиционных проектов [9,с.27].

Финансово-правовые нормы-декларации также играют стимулирующую роль в развитии инвестиционных отношений, поскольку обеспечивают стабильность инвестиционной деятельности, формируют положительный инвестиционный климат. Примером финансово-правовой нормы-декларации инвестиционного законодательства являются положения статьи 11 ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 N 39-ФЗ. Данная статья устанавливает, что органы государственной власти для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, используют две формы государственного регулирования: создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, и прямое участие государства в этой деятельности. При создании благоприятных условий совершенствуются система налогов, механизм начисления амортизации и использования амортизационных отчислений. Субъектам инвестиционной деятельности устанавливаются специальные налоговые режимы, не носящие индивидуального характера. При прямом участии государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, государство участвует в разработке, утверждении и финансировании инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета. Государство вправе размещать на конкурсной основе средства федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов [9,с.27].

Имеются и другие финансово-правовые нормы, не обеспеченные санкцией, которые способствуют созданию в Российской Федерации благоприятного инвестиционного климата.Следует отметить, что в настоящее время в основе действующей системы стимулирования инвестиционной деятельности должны лежать фискальные финансово-правовые стимулы, т.е. налоговые и таможенные льготы, поскольку именно они наиболее способны мотивировать участников инвестиционной деятельности на ее осуществление. Частое изменение условий предоставления данных льгот, а также их отмена в итоге нарушают стабильность инвестиционного процесса.

Кроме того, назрела необходимость использования всех видов финансово-правовых стимулов инвестиционной деятельности, указанных выше, включая нормы-поощрения инвесторов и другие нормы. Использование и развитие всех финансово-правовых стимулов инвестиционной деятельности будет способствовать выработке у ее участников положительной правовой мотивации на осуществление капиталовложений.

Из сказанного ранее вытекает, что инвестиции представ­ляют собой особую экономическую категорию расширенного воспроизводства. Они играют важную роль в осуществлении структурных сдвиговв экономике и организации на макро­уровне народнохозяйственных пропорций, адекватных рыночным формам хозяйствования.

 

 

 

 

 

 

 

3 Проблемы и пути преодоления инвестиционного кризиса в России

3.1 Роль инвестиций в формировании инвестиционного климата в рыночной экономике России в настоящее время

 

Инвестиции (капитальные вложения) - это совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство, основных фондов всех отраслей народного хозяйства. Инвестиции - более широкое понятие [12,с.43].

Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником капитальных вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг. Но часть портфельных инвестиций - вложения в акции предприятий различных отраслей материального производства - по своей природе ничем не отличаются от прямых инвестиций в производство.

Можно выделить следующие главные задачи инвестиционной политики: формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений.

Инвестиционной политики в нашем государстве до недавнего времени уделялось недостаточно внимания, однако уже сейчас государство начало понимать всю важность правильной инвестиционной политики и, что самое важное, начало предпринимать шаги в нужном направлении, и последние два-три года наблюдаются некоторые сдвиги в изменении инвестиционной политики государства, постепенно ликвидируются структурные перекосы в экономике России. Но государство понимает, что снижение инфляции и процентных ставок не дадут автоматического эффекта в виде роста инвестиций и производства. Это, прежде всего, связано с двумя факторами [4,с.35]:

1. С неготовностью получателей инвестиций - предприятий к эффективному освоению средств, в первую очередь из-за низкого качества управления;

С неготовностью инвесторов вкладывать капиталы в не реформированные предприятия по причине как высоких рисков (незащищённость прав собственности, значительный риск невозврата средств из-за плохого управления), так и невозможности более или менее адекватно определить сам уровень риска (непрозрачность финансового состояния предприятия, ликвидность предприятий, их инвестиционная деятельность).

Инвестиционный климат это совокупность сложившихся в какой-либо стране политических, социально-культурных, финансово-экономических и правовых условий, определяющих качество предпринимательской инфраструктуры, эффективность инвестирования и степень возможных рисков при вложении капитала.

Роль инвестиционного климата определяется селективностью инвестиций, края в свою очередь связана с тем, что рынок капитала практически всегда складывается в пользу продуцента - потребности в свободных финансовых ресурсах превышают возможности их накопления. Капитал, как правило, направляется в зоны высокой прибыльности, устойчивой ликвидности и безопасности.

При этом инвесторы прежде всего учитывают степень возможных инвестиционных рисков как вероятность недостижения или неполного достижения целей вложения.

Для определения инвестиционных рисков используются методы постадийной оценки, расчета критических точек, корректировки параметров, вероятностной оценки, анализа чувствительности и др. К факторам, способствующим притоку инвестиций (благоприятный инвестиционного климата) относятся: высокий потенциал внутреннего рынка; высокая норма прибыли; низкий уровень конкуренции; стабильная налоговая система; низкая стоимость ресурсов (сырьевых, трудовых, финансы); эффективная поддержка государства.

Факторы, препятствующие развитию инвестиционной активности (неблагоприятный инвестиционный климат), включают: политическую нестабильность в стране; социальную напряженность (этнические и религиозные беспорядки, забастовки, коррупция, войны мафиозных структур, бюрократия, снижение уровня жизни большей части общества); неблагоприятные макроэкономические показатели (отрицательная динамика экономического развития, высокий уровень инфляции, ставки рефинансирования, внутреннего и внешнего долгов, дефицит бюджета, дефицит платежного баланса); неразвитость законодательства, регулирующего инвестиционную сферу и инвестиционную инфраструктуру в целом; высокие трансакционные издержки; неблагоприятную для производителя амортизационную политику [4,с.36].

Особое место среди факторов инвестиционной привлекательности занимает правовая стабильность, которая в законодательстве многих стран фиксируется как оговорка о неприменении в течение определенного времени вновь вводимых законодательных актов, ограничивающих права субъектов инвестиционной деятельности или ухудшающих условия их деятельности по отношению к существовавшим на начальный период условиям.

Возможности привлечения иностранных инвестиций объективно связаны с инвестиционным климатом в стране, субъективно - с инвестиционным имиджем, складывающимся под воздействием не только реальных процессов развития предпринимательства, но и проводимых внутри страны и на международной арене целевых акций поощрения или ограничения притока иностранных инвестиций.

Инвестиционный климат регулируется государством путем: развития ресурсного потенциала, рыночной инфраструктуры, нормативно-правовой базы; принятия специальных мер государственной поддержки и защиты инвесторов (гарантии, субсидии, налоговые льготы и др.).

Российское государство активно способствует созданию и поддержанию инвестиционного имиджа с помощью деятельности Консультативного совета по иностранным инвестициям в России, выпуска акций в рамках Мюнстерского переговорного процесса, заключения межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений, исключении двойного налогообложения, усиления работы законодательных органов по обеспечению формирования важнейших инвестиционных направлений (создания благоприятных режима и условий функционирования иностранных инвестиций, составления концессионных договоров, соглашений о разделе продукции, образования зоны особого экономического статуса).

Разработаны методы количественной оценки качества инвестиционного климата Для стран с нестабильной (переходной) экономикой и развивающихся стран используется, в частности метод «Бери-индекса» - синтетического показателя. представляющего собой сумму баллов экспертных оценок индикативных факторов, определяющих отд. стороны инвестиционного климата. По результатам расчетов осуществляется ранжирование стран, что учитывается при принятии инвестиционных решений.

Инвестиционный климат в России в 2011 году продолжает отпугивать многих отечественных и зарубежных специалистов от крупных инвестиций в российскую экономику. По данным статистики, в апреле 2011 года отток капитала из России составил 5 миллиардов долларов, что значительно ниже, чем отток капитала в марте. По мнению многих аналитиков, несмотря на укрепление политической и экономической ситуации, инвестиционный климат в России за последние несколько лет ничуть не улучшился.

Информация о работе Проблемы и пути преодоления инвестиционного кризиса в России