Особенности инвестиционного климата в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 15:42, курсовая работа

Краткое описание

Исследование проблем инвестирования экономики всегда находилось в центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. В современных условиях они выступают важнейшим средством обеспечения условий
экономического роста, структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро – и макроуровнях. Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований.

Файлы: 1 файл

рефер мэо.docx

— 270.64 Кб (Скачать)

Благоприятный инвестиционный климат как важное условие  привлечения иностранных инвесторов представляют собой совокупность политических, экономических юридических, социальных, бытовых и других факторов, которые предопределяют степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования. Его основными показателями являются: безэмиссионное финансирование бюджета, снижение инфляции, преодоление спада в ряде отраслей промышленного производства, положительное сальдо внешней торговли и высокая деловая активность в стране, наличие важнейших рыночных институтов, предоставление гарантий частным инвесторам, ценовое регулирование производства и спроса.

Инвестиционный  климат может быть благоприятным  в условиях эффективной координации действий всех участников инвестиционного процесса. Инвестиционный климат зависит от объективных возможностей и конкретных условий деятельности в регионе (стране), или, другими словами, инвестиционного потенциала и инвестиционного риска. Определяя инвестиционный потенциал, необходимо учитывать основные макроэкономические характеристики (такие, как обеспеченность территории факторами производства, потребительский спрос населения и др.).

Инвестиционный  потенциал складывается из восьми частных  потенциалов

1. Природно-ресурсный - средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов;

2. Трудовой -  трудовые ресурсы, образовательный уровень работников;

3. Производственный - совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе;

4. Инновационный -  уровень развития науки и внедрения достижений НТП в регионе;

5. Институциональный - степень развития ведущих институтов рыночной экономики;

6. Инфраструктурный - экономико-географическое положение региона и его

инфраструктурная  обеспеченность;

7. Финансовый - объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона;

8. Потребительский - совокупная покупательная способность населения региона.

Величина  инвестиционного риска отражает вероятность потери инвестиций и дохода от них:

1. Экономический - тенденции в экономическом развитии региона;

2. Финансовый - степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий;

3. Политический - Распределение политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов, авторитетность местной власти;

4. Социальный - уровень социальной напряженности;

5. Экологический - уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационное загрязнение;

6. Криминальный - уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений;

7. Законодательный - юридические условия инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства.

Как показывают эмпирические исследования, для инвестора  наиболее важны потребительский  потенциал и законодательный  риск, тогда как экологический риск и ресурсный потенциал наименее значимы при выборе места инвестирования.

 

 

2.2 Основные компоненты инвестиционного  потенциала Свердловской области

По величине природно-ресурсного потенциала занимает 8-е место. Здесь богатая минерально-сырьевая база, что обусловило развитие в  регионе основных отраслей народного хозяйства.

По величине трудового потенциала Свердловской области отводится 7-е место. Внушительный военно-промышленный комплекс области  располагает большим количеством  высококвалифицированной рабочей  силы и налаженной системой подготовки кадров всех необходимых специальностей. Научный и кадровый потенциал  области значителен, что обеспечивается развитой сетью образовательных  учреждений. По данным рейтинга журнала  «Эксперт», доля лиц с высшим профессиональным образованием в общей численности  занятого населения составляет в Свердловской области 36%, что является относительно высоким показателем.

Свердловская  область занимает 5-е место в  десятке регионов с максимальным производственным потенциалом. При наличии большого разнообразия типов промышленности предприятиям различных отраслей черной и цветной металлургии принадлежит ведущее место в промышленном комплексе региона. Металлургические предприятия области специализируются на производстве качественной стали, специфических видов проката и труб. Ведущие позиции в промышленности области занимают: трубные заводы (Первоуральский, Синарский, Северский), Нижнетагильский металлургический комбинат, горно-обогатительные, медеплавильные, алюминиевые заводы, «Уралмаш», «Уралвагонзавод», «Уралхиммаш» и другие, которые известны не только в России, но и за рубежом.

По инновационному потенциалу Свердловская область занимает 5-е место среди субъектов РФ. Значительный научно-технический потенциал обусловлен высокой концентрацией машиностроительных предприятий. Внедрению достижений научно-технического прогресса в производство способствуют многочисленные научно-исследовательские и проектные институты, существующие в области.

В рейтинге институционального потенциала Свердловская области занимает 4-е место среди субъектов РФ, что обусловлено значительным количеством финансово-кредитных учреждений.  По количеству банков Свердловская область занимает 3-е место в России после Москвы и Санкт-Петербурга.

Свердловская  область отличается высоким уровнем  телекоммуникационной инфраструктуры. В Екатеринбурге расположена одна из самых крупных станций международной и междугородной телефонной и телеграфной связи, широко используется цифровая техника. В области действует сотовая и развивается спутниковая связь.

В регионе  широкое распространение получили центры поддержки предпринимательства, в Екатеринбурге открыты Генеральные консульства Соединенных Штатов Америки и Великобритании, развита инфраструктура содействия бизнесу.

Кроме того, однородность населения нашей области  и ее удаленность от «горячих»  точек гарантируют отсутствие национальных проблем и этнических конфликтов.

По финансовому  потенциалу Свердловская область занимает 8-е место среди регионов РФ. В  области активно осуществляются инвестиционные проекты, предоставляются льготы на имущество организаций.

Правительством  Свердловской области устанавливаются  льготы по налогу на

прибыль в части, зачисляемой в областной  бюджет, превышающей сумму годовых  амортизационных отчислений.

2.3 Динамика иностранных инвестиций  в Свердловскую область

Свердловская  область занимает 49-е место среди  регионов России по величине инвестиционного риска. При этом область не попадает в перечень десяти регионов РФ, как с минимальным, так и с максимальным экономическим, финансовым, политическим, социальным, экологическим, криминальным, экологическим и законодательным рисками, что свидетельствует о средних показателях инвестиционного риска. Однако, по мнению ряда экспертов, степень криминальности бизнеса в области и влияния мафиозных структур на экономику и политику очень высока, и это может отпугивать иностранных инвесторов. Сказанное характеризует инвестиционный климат Свердловской области как недостаточно благоприятный. Нестабильность объемов иностранных инвестиций, привлекаемых в экономику Свердловской области, означает, что инвестиционный климат региона нуждается в улучшении. Особенно важно снизить уровень рисков для иностранных и отечественных инвесторов. Для этого необходимо разработать предложения, затрагивающие целый ряд важных сторон организации инвестиционного процесса:

  1. дальнейшее расширение мирохозяйственных и дипломатических

связей;

2) устранение  информационной изолированности,  вызывающей настороженность у иностранных инвесторов;

3) обозначение  порядка проведения технико-экономической  экспертизы проектов, требующих  гарантий со стороны регионального  правительства;

4) предоставление  иностранным инвесторам налоговых  льгот;

5) предоставление  льготных региональных кредитов  для инвестиционных проектов, обеспечивающих  максимальный экономический эффект;

6) выявление  приоритетных отраслей, видов производства, экономических зон, в отношении которых целесообразно вводить льготные условия привлечения инвестиций;

7) проведение  инвестиционных конкурсов с участием  иностранных инвесторов;

8) разработка  механизма разрешения споров  по контрактам между иностранными инвесторами и российскими предприятиями на территории региона и области;

9) определение  порядка спецификации продукции,  как отечественной, так и импортной,  предприятиям с иностранными  инвестициями на соответствие  международным стандартам качества  и экологической безопасности;

10) создание  на предприятиях консалтинговых  и инжиниринговых компаний, специализированных служб по разработке бизнес-планов и инвестиционных проектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, инвестиционный климат представляет собой  обобщенную характеристику совокупности экономических, социальных, политических и государственно-правовых условий, создающих определенный уровень привлекательности для инвестиций. Он является следствием взаимодействия большого количества факторов, что затрудняет разработку программы его улучшения.

Оценивая  инвестиционный климат России по международным  стандартам и используя такие критерии, как социально-политическая стабильность, динамизм экономического роста, степень либерализации внешнеэкономических отношений, наличие развитой промышленной и социальной инфраструктуры, банковской системы, фондового рынка, системы телекоммуникаций, относительно дешевой и квалифицированной рабочей силы и др., можно констатировать, что практически по всем названным параметрам Россия уступает многим странам мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ

3. Инвестиции и формирование инновационной политики развития России / Федер. агентство по образованию, С. - Петерб. гос. политехн. ун-т; под ред. А.В. Бабкина. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2006.

4. Игонина Л.Л. Инвестиции: учеб.пособие для вузов / под ред. В.А. Слепова. - М.: Экономистъ, 2005.

5. Найденков В.И. Инвестиции: конспект лекций. - М.: Приор-издат, 2005.

6. Данилова Л.В., Маркова Д.А. Особенности инвестиционного климата России на современном этапе//Фундаментальные исследования 2011. № 2.

7. Арсланов А.Ш. Инвестиционный климат России//Транспортное дело России. 2011. № 4.

8. Дроздова Н.П., Кормилицына И.Г. Экономическая политика государства и формирование инвестиционного климата: опыт России концаXIX–начала XXв//Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8: Менеджмент. 2011. № 3.

9. Максим Игоревич Мацнев. Инвестиционный климат России: текущая ситуация и перспективы развития//Креативная экономика. 2011. № 7.

10. Алексеев В., Ильин В. Инвестиционный климат и коррупция//Самоуправление. 2011. № 4.

11. Капустина Л.М., Язовских Е.В. Инвестиционный климат Среднего Урала//Известия Уральского государственного экономического университета. 2011.

 


Информация о работе Особенности инвестиционного климата в России