Инвестиционный климат России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 20:05, контрольная работа

Краткое описание

Инвестиции для нас сегодня - это необходимые условия возобновления и поддержания устойчивого экономического роста, а значит и улучшения уровня жизни людей. Иначе говоря, без привлечения отечественных и иностранных инвестиций речи об устойчивом экономическом росте, об улучшении уровня жизни людей и т. д. быть не может. Но с другой стороны, объём и эффективность привлечения инвестиций в экономику страны напрямую зависит от ее инвестиционного климата или инвестиционной привлекательности ее регионов.

Файлы: 1 файл

Инвестиционный климат РФ.docx

— 44.03 Кб (Скачать)

Введение

   Инвестиции  для нас сегодня - это необходимые  условия возобновления и поддержания  устойчивого экономического роста, а значит и улучшения уровня жизни  людей. Иначе говоря, без привлечения  отечественных и иностранных  инвестиций речи об устойчивом экономическом  росте, об улучшении уровня жизни  людей и т. д. быть не может. Но с  другой стороны, объём и эффективность  привлечения инвестиций в экономику  страны напрямую зависит от ее инвестиционного  климата или инвестиционной привлекательности  ее регионов.

   При оценке инвестиционного климата обычно применяются выходные параметры - приток и отток капитала, уровень инфляции и процентных ставок, доля сбережений в ВВП, а также входные параметры, характеризующие потенциал страны по освоению инвестиций и риск их реализации. Из-за большого числа факторов, влияющих на инвестиционный климат можно оценивать  его по всевозможным критериям. Наиболее значимые это: природные ресурсы  и состояние экологии, качество трудовых ресурсов, уровень развития и доступность  объектов инфраструктуры, политическая стабильность и предсказуемость, вероятность  возникновения форс-мажорных обстоятельств, макроэкономическая стабильность, состояние  бюджета, платежный баланс, государственный  долг, в том числе внешний, качество государственного управления, политика центральных и местных властей, законодательство, полнота и качество регулирования экономической жизни  и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Российские  инвестиции. 

   Российские  чиновники верят в светлые  перспективы российской экономики, несмотря на нарастающее бегство  капитала. Чистый отток частного капитала из страны в апреле составил 7,8 млрд. долл. против 6,2 млрд. в марте. На несоответствие российской реальности и официальных прогнозов Москве указывает руководство Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Главный экономист ЕБРР считает, что у России нет потенциала для обеспечения запланированных темпов роста экономики в 4,5% годовых. Российские эксперты соглашаются – повлиять на фундаментальные причины бегства капитала в ближайшее время практически невозможно.

   По  итогам первого квартала чистый вывоз капитала из России составил 21,3 млрд. долл. При этом еще в начале апреля глава ЦБ Сергей Игнатьев ожидал, что до конца года Россия восстановит ежемесячное нулевое или положительное сальдо притока капитала. В прошлом году одной из главных причин оттока капитала называли необходимость для компаний сделать выплаты по ранее взятым кредитам. Но сейчас сам Игнатьев в качестве фундаментальной причины оттока капитала называет плохой инвестиционный климат в России, компенсировать недостатки которого не могут даже рекордные цены на нефть.

Западные эксперты тем временем занимают все более  осторожную позицию в отношении  перспектив российской экономики. «России  вряд ли удастся достичь заявленных целей по росту ВВП в ближайшие  годы, – отметил главный экономист  ЕБРР Эрик Берглоф, выступая 20 мая на ежегодной встрече участников ЕБРР в Астане.                                        « Не думаю, что у России есть такой потенциал» - это заявление стало своеобразным ответом на сделанное чуть ранее на этом же мероприятии оптимистичное сообщение замглавы Минфина РФ Сергея Сторчака. Последний заявил, что в ближайшие четыре года средний рост ВВП в России составит порядка 4,5% в год, что будет примерно на один процентный пункт выше общемировой тенденции. По словам Сторчака, к концу 2015 года объем российского ВВП достигнет 2,3 трлн. долл.

«Нынешние темпы  роста в России не являются чрезвычайными  и в основном обусловлены высокими ценами на нефть, – пояснил Берглоф. – А отток капитала из страны, наблюдающийся в России, не характерен для развивающихся стран». По его  словам, из всех стран «двадцатки»  Россия испытала наибольшее падение  экономики, и для реализации столь  значительных темпов роста необходимо проведение реформ  (*официальный прогноз роста ВВП на 2011 год составляет 4,2%). При этом в апреле Минэкономразвития понизило прогноз по росту ВВП на 2012 и 2013 годы – с прежних 3,9% и 4,5% до 3,5% и 4,2% соответственно. И лишь в 2014 году министерство ожидает роста экономики на 4,6%. В 2010 году, по данным Росстата, ВВП вырос на 4%.

По мнению экспертов, ситуация с инвестициями в России плачевная и в ближайшее время  ждать изменений в этой сфере  не приходится. Директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев считает, что  есть как минимум две причины, по которым капитал бежит из России. «Первая – сохраняющаяся неопределенность мировой экономики: новые проблемы в странах Евросоюза, долг США  и т.д. То есть риски растут, а потому некоторые развивающиеся рынки  перестают быть привлекательными для  инвестиций, – отмечает эксперт.

– Вторая причина  – сохраняющаяся инвестиционная непривлекательность РФ: запутанная налоговая система и политическая неопределенность, а также все  давно известные факторы –  коррупция, бюрократия и т.д.». И хотя в выступлениях руководства страны можно заметить признаки понимания этих проблем, на деле ситуация если и меняется, то только в худшую сторону. «Взять хотя бы нынешний бензиновый кризис, за который власти не прочь переложить львиную долю ответственности на бизнес. Как в таких условиях можно привлекать инвесторов?» – недоумевает Николаев.                                                      Сегодня денег стало больше, а отечественной экономике они не нужны, полагает главный экономист компании «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков. «Этот излишек образовался из-за роста мировых цен на нефть, которые сейчас колеблются возле отметки в 110 долларов за баррель, – поясняет аналитик. – Компании-экспортеры ориентировались на более консервативные оценки и свои инвестиционные планы не меняли, отсюда и излишек. В результате экспортеры понимают, что выброс полученных средств на отечественный валютный рынок приведет к укреплению рубля, что повысит их собственные издержки». А вторая причина, поясняет Гавриленков, остающаяся в стране неопределенность, бюрократия и коррупция. Это проблемы институциональной среды, которую быстро поменять не получится.

Однако в части  возможного роста экономики мнения экспертов разошлись. По мнению Николаева, 4,5% – недостижимые для России показатели. «Как можно прогнозировать такие  цифры, когда инвесторы бегут  из страны, а потенциал восстановительного роста практически исчерпан?»  – спрашивает эксперт. В свою очередь, Гавриленков куда более оптимистичен. «Я скорее согласен со Сторчаком, учитывая, что у России есть все возможности  для дальнейшего роста, – полагает он. – Я считаю, что в прошлом  году рост ВВП составил около 5%. Да и  в этом году, несмотря на данные Росстата, который отмечает в первом квартале снижение инвестиций на 1,5%, растет производство практически по всем основным отраслям. У нас очень большие вопросы к статистике, но это отдельная проблема».

Что же касается определений, то, как считает Гавриленков, большая часть развивающихся  стран, например, входящих в БРИКС, в  отличие от России не являются сырьевыми  экспортерами. «Потому и отток капитала получается нехарактерный», – резюмирует он.

Но, как считает  Николаев, не все так просто. «Где находится сегодня Россия – среди  стран с быстрорастущей экономикой, таких как Китай, Индия, Бразилия, или перешла в другую, более  низкую категорию? – вопрошает он. – По нашему мнению, РФ уже выпала из этого ряда, но вот определить категорию, в которой она оказалась, сегодня затруднительно. Это и  не развитая экономика, но уже и не развивающаяся. Может быть, стоит  присвоить ей определение «среднеразвивающаяся»?»1 
 

    
 
 
 
 
 
 
 
 

Иностранные инвестиции. 

   Иностранные инвестиции в Российской Федерации, по мнению многих аналитиков, должны дать дополнительный толчок в развитии экономики.  Западные специалисты ставят Россию на четвертое место по инвестиционной привлекательности для иностранных корпораций. На сегодняшний день объем иностранных инвестиций в России оценивается в 265 миллиардов долларов. Прямые инвестиции в экономику Российской Федерации составляют 38,7 %, портфельные инвестиции составляют 7,5 %, прочие инвестиции — 53,8 %.

   Оценивая  инвестиционный климат России в целом  по международным стандартам, используя  такие критерии, как политическая и социальная стабильность, динамизм экономического роста, степень либерализации  внешнеэкономической сферы, наличие  развитой промышленной инфраструктуры, банковской системы и системы  телекоммуникаций, наличие рынка  относительно дешевой квалифицированной  рабочей силы и др., можно констатировать, что практически по всем этим параметрам Россия уступает большинству стран  мира.                                                                                      Притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром и объектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой России и войн непосредственно на ее границах, социальной напряженностью (забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгулом преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов законодательством, инфляцией, спадом производства и др.                                      Российское правительство в последние годы проявляло в отношении зарубежных компаний скорее двойственность, чем радушие. Официальная политика предписывает оказывать поддержку прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство нестабильно, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических препятствий, а, кроме того, складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций. Некоторые в России убеждены, что иностранные инвестиции это не более чем «надувательство», и зарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую экономику.                                                                                                                          Основным сдерживающим фактором является отсутствие стабильной, учитывающей международную практику правовой базы, регулирующей деятельность отечественного и иностранного капитала. Постоянные изменения в законодательстве, регулирующем внешнеэкономическую деятельность, и многочисленные подзаконные акты в сочетании с правовым нигилизмом в значительной степени затрудняют деятельность иностранных предпринимателей на территории России. Но судя по последним изменениям, надежда на формирование «цивилизованной» правовой базы ещё есть. Вот например, статья к  Федеральному закону Российской Федерации от 16 ноября 2011 г. N 322-ФЗ "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" и в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".                                                                                                                                                            «Зарубежным компаниям станет проще инвестировать в Россию. Законодатели упростили порядок и сократили сроки согласования сделок по приобретению активов, которые иностранные инвесторы заключают с российскими компаниями. Соответствующие поправки в закон "Об иностранных инвестициях" опубликованы в "Российской газете". Документ вступит в силу 18 декабря.                                                                                             3 года назад был принят закон о контроле государства за иностранными инвестициями в стратегические отрасли российской экономики. По нему, чтобы купить активы в России, зарубежная компания сначала должна получить разрешение специальной Правительственной комиссии. Между тем, как показал анализ сложившейся практики, в ряде случаев такой контроль оказался излишним. Кроме того, законодатели также упростили процедуру согласования сделок для тех инвесторов, которым в качестве "допуска" на российский рынок Правительственная комиссия устанавливала определенные требования. Теперь, если инвестор на них согласен, ему не нужно проходить повторно процедуру согласования сделки, как это было раньше.

   Эксперты  называют целый список отраслей экономики, которые станут более доступными для иностранных инвестиций. Например, это те виды деятельности, которые  были выведены из разряда стратегических.                                                                            Всего за 3 года с момента действия законодательства о контроле за иностранными инвестициями правительственная комиссия рассмотрела 129 ходатайств иностранных инвесторов о заключении сделок по приобретению российских активов. Из них только в семи случаях было принято решение об отказе».2

   Стимулирование  инвестиций является одной из важнейших задач, которая стоит перед правительством Российской Федерации. Несмотря на открытость внутреннего рынка, многие иностранные инвесторы опасаются вкладывать денежные средства в российскую экономику, предпочитая открывать новые промышленные предприятия в странах юго-восточной Азии.

Основной  задачей при стимулировании инвестиций является создание законодательства, которое сможет гарантировать права  инвесторов.

Еще одним  способом стимулирования инвестиций может  стать создание налоговых льгот  для инвесторов, вкладывающих денежные средства в определенные сегменты экономики. Таким образом, появится возможность  развивать определенные отрасли  экономики, которые в настоящее  время находятся в упадке. Следующий  вариант стимулирования инвестиций - создание особых экономических зон, в которых предприниматели будут  платить меньше налогов и других обязательных платежей, и сборов.

Также многие специалисты отмечают замедление темпов восстановления экономики после  финансового кризиса, что также  крайне негативно влияет на инвестиционный климат. Кроме того, количество законопроектов, которые регулируют экономическую деятельность на территории Российской Федерации постоянно растет, а срок действия многих постановлений составляет несколько лет, что значительно повышает инвестиционные риски как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов.

   Некоторое время назад инвестиционная ситуация в нашей стране была крайне выгодна  для спекулянтов, которые могли  зарабатывать «быстрые деньги» в  некоторых секторах экономики, в  настоящее время прибыль многих компаний стала заметно меньше, что  приводит к постепенно оттоку капитала из страны. 

   Экономические проблемы, которые возникли в странах  Европейского союза и США, также  приводят к ухудшению инвестиционного климата в России в 2011 году, что связано с привязкой деятельности многих отраслей экономики нашей страны к иностранным валютам.

По оценкам  аналитиков, отток капитала из Российской Федерации приостановился в середине 2011 года, но это не означает, что инвестиционный климат в России значительно улучшился.

Одной из причин неблагоприятного инвестиционного  климата является неопределенность, связанная с выборами, смена политической власти может привести как к ужесточению  требований к инвесторам, так и  к облегчению налогового режима или  создания благоприятных условий  для инвестирования в определенные сектора российской экономики. 

   В апреле 2011 года президент Российской Федерации Дмитрий Медведев составил перечень первоочередных мер, которые  должны улучшить инвестиционный климат в России, в том числе предложил до июля убрать профильных вице-премьеров и министров из советов директоров большинства госкомпаний, работающих в конкурентной среде, ввести особый режим рассмотрения жалоб на коррупцию и дать больше прав миноритариям.

Конкретность  и актуальность

"Меры, которые  предложил президент, конкретны,  актуальны и проблемно ориентированы.  Это то, что реально волнует  бизнес", - сказал президент организации  "Деловая Россия" Александр  Галушка, выступая на организованном  единороссами "круглом столе" "Улучшение инвестиционного климата  в стране", который проходил в среду в Госдуме.                                                                                                                       Эксперт увидел в тезисах президента стратегию модернизации. Он убежден, что центральной точкой этой стратегии является улучшение инвестклимата.

"Была сформулирована  достаточно четко и ясно стратегия  модернизации... Без улучшения инвестиционного  климата все разговоры о модернизации  останутся только разговорами", - отметил он. Одним из лучших тезисов Галушка считает введение института уполномоченных по инвестициям.                                                                                                       Политолог Дмитрий Орлов, в свою очередь, высказал мнение, что президент своими десятью тезисами дал ответ на вполне определенные и актуальные вызовы. Первым вызовом он назвал вывоз капитала. По словам политолога, в последние несколько месяцев это превратилось и в политическую проблему. По мнению Орлова, инвестиционному сообществу и западным компаниям необходима уверенность, что ситуация в России будет меняться.

Информация о работе Инвестиционный климат России