Особенности инвестиционного климата в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 15:42, курсовая работа

Краткое описание

Исследование проблем инвестирования экономики всегда находилось в центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. В современных условиях они выступают важнейшим средством обеспечения условий
экономического роста, структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро – и макроуровнях. Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований.

Файлы: 1 файл

рефер мэо.docx

— 270.64 Кб (Скачать)

Введение

Исследование  проблем инвестирования экономики  всегда находилось в центре внимания экономической науки. Это обусловлено  тем, что инвестиции затрагивают  самые глубинные основы хозяйственной  деятельности, определяя процесс  экономического роста в целом. В  современных условиях они выступают важнейшим средством обеспечения условий

экономического  роста, структурных сдвигов в  народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро – и макроуровнях. Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований.

Вопрос  об инвестиционном климате в России ныне вышел на первый план. От него, возможно, более чем от всех других факторов зависит будущее российской экономики. Неслучайно на данный момент, большое внимание уделяется формированию благоприятного инвестиционного климата.

На современном  этапе развития российской экономики  возникает вопрос о продуманной  экономической политике государства. Анализ современного состояния российской экономики приводит к выводу о совершенствовании инвестиционной политики государства. Важность настоящего процесса заключена в создании «будущего» экономики: определению приоритетных отраслей, восстановлению и совершенствованию основных производственных фондов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Особенности инвестиционного климата в России

1.1 Формирование инвестиционного  климата России

Основными задачами инвестиционной политики являются: формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений. Действительно, анализ ситуации, сложившейся в российской экономике, приводит к принципиальному выводу о неизбежности обеспечить решение приоритетных задач инвестиционного развития только на основе саморегуляции рынка, который в российской экономике характеризуется весьма низкой степенью сформированности. Требуется усиления роли государства в инвестиционной сфере, корректировка экономической политики, поиск оптимального сочетания государственного и рыночного регулирования. При этом следует определить границы и принципы участия государства в инвестиционном процессе с учетом специфики рыночных отношений российской экономики.

Политика  и практические мероприятия государства  играют ключевую роль в формировании инвестиционного климата. Хотя, ряд факторов (например, географические) не подвластны правительству страны, от него во многом зависят гарантии прав собственности, подходы к государственному регулированию и налогообложению, создание инфраструктуры, формирование финансовых рынков и рынков труда, а также факторы, определяющие качество государственного управления (например, уровень и качество жизни населения). Государство здесь выступает во многих ролях: кредитора, гаранта, законодателя, регулятора и многих других.

Создание  здорового инвестиционного климата  требует от правительства обеспечения баланса интересов. Согласно мнению Всемирного банка имеющиеся у компаний возможности и стимулы к осуществлению продуктивных инвестиций, созданию рабочих мест и расширению производства определяются затратами, рисками и препятствиями на пути развития конкуренции, связанными с имеющимися инвестиционными возможностями. Влияние органов государственного управления на эти факторы обеспечивается поддержанием стабильности и безопасности, нормативно-правовым регулированием и налогообложением, финансами и инфраструктурой, а также управлением рабочей силой и рынками труда. К практической деятельности государственных органов, а также к общим параметрам системы государственного управления относятся укрепление доверия к власти, создание атмосферы общественного доверия и законности, а также выбор политики, соответствующей местным институциональным условиям.

Взгляды на понимание «инвестиционный климат», методологию оценки его состояния, государственную политику в области  поддержания и доведения его  до благоприятного уровня в мировом  сообществе различны. Какой взгляд будет положен в основу формирования инвестиционного климата конкретной территории, зависит от приоритетов развития, профессионализма принимающих решений лиц, местных условий.

В первую очередь необходимо устранить фундаментальные  причины слабости российской экономики – незавершенность структурных и институциональных реформ в реальном секторе, его низкую конкурентоспособность, физическую изношенность производственного аппарата, структурные деформации национального хозяйства. Решение этих проблем требует выработки новых принципов осуществления государственной инвестиционной политики, адекватных задаче подъема экономики страны.

Одной из составляющих инвестиционной политики является иностранная региональная деятельность. Принципиальным направлением работы Правительства должно являться формирование благоприятного имиджа России, как важного рычага привлечения иностранных инвестиций.

За годы после распада СССР была утрачена государственная функция активного воздействия на общественное мнение зарубежных стран. Эта функция должна быть избавлена от какого-либо идеологического или политического контекста и целиком поставлена на службу государственной политики привлечения иностранных инвестиций. Заинтересованность в привлечении инвестиций из-за рубежа вынуждает создавать систему льгот и гарантий, устанавливаемых как в законодательном порядке, так и в рамках специальных соглашений правительства с конкретными компаниями-инвесторами. При формировании специфических стимулов инвестирования необходимо предусмотреть выполнение инвестором ряда условий и ограничений – по экспорту, по импорту, по занятости, по доле в собственности. Важным аспектом является соединение побудительных механизмов в единый пакет в соответствии с приоритетностью развития отдельных секторов национальной экономики.

Создание  государством благоприятных условий  для роста инвестиционной активности предполагает целенаправленное воздействие на воспроизводственные процессы на макро- и микроэкономических уровнях. Важнейшей областью, где должна по-новому и эффективно проявиться активизация инвестиционной роли государства является денежно-кредитная сфера. Важным инструментом целевого регулирования денежных потоков является государственное воздействие на динамику процентных ставок. Так с целью активизации инвестирования поддержка производств и проектов, признанных приоритетными может производиться путем кредитования по льготным ставкам. При этом движение льготных кредитов должно осуществляться через систему государственных банков развития при установлении строгого контроля, исключающего нецелевое применение средств и финансовые спекуляции.

Использование государственного регулирования характеризуется  определенной цикличностью. В условиях обострения структурных диспропорций, когда действие рыночных механизмов становиться недостаточным для того чтобы обеспечить, с одной стороны, сдерживание развития избыточных производств и обесценения основного капитала, а с другой, наращивание инвестиционной активности, роль государственного воздействия на экономику, в том числе целевого регулирования денежных потоков, возрастает, при переходе экономики к устойчивому росту – уменьшается. Совершенствование структуры денежной массы связано также со снижением доли наличных денег в обращении, для чего требуются введение жестких ограничений на платежи наличными деньгами во всех сферах экономики, дальнейшая компьютеризация расчетов, расширение безналичных форм платежного оборота. Проведение этих мероприятий, позволяющих расширить экономическое пространство деятельности банковского сектора, будет способствовать увеличению инвестиционного потенциала банков.

Создание  механизмов притока капитала в производственный сектор является важной составляющей эффективной организации денежного предложения. В настоящее время в российской экономике из всех присущих рыночному хозяйству каналов обеспечения производства инвестиционными источниками в наибольшей степени представлен лишь один – собственные средства предприятий. Роль кредитной сферы и фондового рынка в механизме трансформации сбережений в производственные инвестиции в настоящее время незначительна.

Задачи  обеспечения экономического роста  и инвестиционного подъема помимо решения проблем инвестиционно-финансовых ресурсов предполагают воплощение последних  в технологиях и производствах, повышающих конкурентоспособность национального хозяйства. Для этого необходимы меры по созданию на макро- и микроэкономическом уровне условий, способствующих восстановлению производственного потенциала, реструктуризации производства, устранению причин возрастания неплатежей, обеспечению эффективных механизмов рыночной конкуренции, оздоровлению институтов антимонопольного регулирования и банкротства. В области налоговой политики создание благоприятных условий активизации инвестиционной деятельности в производственном секторе предполагает повышение действенности налоговых льгот при осуществлении инвестиций. Налоговые льготы могут осуществляться в виде: освобождения от налогообложения части прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений с целью развития собственной производственной базы и на финансирование жилищного строительства; скидок, действие которых связано с расходами, влияющими на результаты налогообложения; налоговых кредитов; налоговых каникул.

Совершенствование правового регулирования инвестиционного  процесса является одним из важнейших условий его активизации. Между тем в практической организации инвестиционной деятельности остается целый ряд проблем, которые требуют правовой регламентации. К ним можно отнести: гарантии реального обеспечения прав собственности, вопрос о частной собственности на землю, процедуры регистрации предприятий, связанных с деятельностью иностранных инвесторов, непредсказуемого и частого изменения таможенных пошлин, а также несогласованность и противоречивость используемых правовых подходов. Законодательная основа должна быть фундаментом деятельности всех экономических субъектов. Необходимо законодательно определить пределы административного воздействия, повысить роль правовой регламентации хозяйственной жизни, создать эффективную систему судебного рассмотрения хозяйственных споров, перейти к использованию нормативных методов регулирования экономики.

Таким образом, очевидно, что для инициирования  устойчивого инвестиционного подъема необходимы согласованные меры по обеспечению благоприятной среды инвестиционной деятельности, выработка форм и методов экономического регулирования, учитывающих реальную инвестиционную ситуацию.

Оживлению инвестиционной активности, притоку  в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала до сих пор препятствуют многочисленные негативные явления и процессы в экономике страны и регионов, сопряжённые с трудностями рыночных отношений. Сложные системы с неограниченным разнообразием состояний, каковыми являются региональные экономики, сегодня требуют нового подхода к эффективному управлению и развитию.

 

 

 

1.2 Характерные черты инвестиционного  климата на современном этапе

Факторы, препятствующие развитию инвестиционной активности (неблагоприятный инвестиционный климат), включают: политическую нестабильность в стране; социальную напряженность (этнические беспорядки, забастовки, коррупция, войны мафиозных структур, бюрократия, снижение уровня жизни большей части общества); неблагоприятные макроэкономические показатели (отрицательная динамика экономического развития, высокий уровень инфляции, ставки рефинансирования внутреннего и внешнего долгов, дефицит бюджета, дефицит платежного баланса); неразвитость законодательства, регулирующего инвестиционную сферу и инвестиционную инфраструктуру в целом; высокие транзакционные издержки; неблагоприятную для производителя амортизационную политику.

Особое  место для благоприятного инвестиционного  климата занимает правовая стабильность, которая в законодательстве многих стран фиксируется как оговорка о неприменении в течение определенного времени вновь вводимых законодательных актов, ограничивающих права субъектов инвестиционной деятельности или ухудшающих условия их деятельности по отношению к существовавшим на начальный период условиям. Для России основным сдерживающим фактором является недостаточно стабильная, учитывающая международную практику, правовая база, регулирующая деятельность отечественного и иностранного капитала. Постоянные изменения в законодательстве, регулирующем внешнеэкономическую деятельность, и многочисленные подзаконные акты в сочетании с правовым нигилизмом в значительной степени затрудняют деятельность иностранных предпринимателей на территории России.

Возможности привлечения иностранных инвестиций объективно связаны с инвестиционным климатом в стране, субъективно –  с инвестиционным     имиджем, складывающимся под воздействием не только реальных процессов развития предпринимательства, но и проводимых внутри страны и на международной арене целевых акций поощрения, или ограничения притока иностранных инвестиций.

Информация о работе Особенности инвестиционного климата в России