Эффективное привлечение инвестиций в экономику РУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 13:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является определение сути категории «инвестиции», существующих проблем, а также стратегии привлечения иностранных инвестиций в экономику республики Узбекистан на примере Общества с ограниченной ответственностью «RANGLIMETELEKTRLOYYIHA».

Оглавление

1. ВВЕДЕНИЕ 2
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 4
2.1 Понятие и сущность инвестиций 4
2.1.1 К проблеме определения термина 4
2.1.2 Виды инвестиций 5
2.1.3 Инвестиции и капитал 6
2.1.4 Когда инвестирование имеет смысл 7
2.1.5 В чем суть категории «инвестиции» 8
2.2 Инвестиционная политика в условиях либерализации экономических реформ в Узбекистане 10
2.2.1 Проблемы инвестиционной политики 10
2.2.2 Методы определения эффективности инвестиций 12
2.2.3 Повышение качества проектно-сметного дела 14
2.2.4 Инвестиции и инновации 17
2.3 Иностранные инвестиции в экономике Узбекистана 18
2.3.1 Иностранные инвестиции: общая оценка 19
2.3.2 Стратегия привлечения 21
2.3.3 Стимулирование привлечения прямых иностранных инвестиций 23
2.3.4 Предприятия с иностранными инвестициями 27
2.3.5 Инвестиционная программа – 2001 30
3. АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 33
3.1 Диагностика ООО «RANGLIMETELEKTRLOYYIHA» 33
3.2 Анализ процесса привлечения инвестиций 35
4. ПРОЕКТНЫЙ РАЗДЕЛ 38
4.1 Практические предложения 38
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
7. ПРИЛОЖЕНИЯ 43

Файлы: 1 файл

PRIVLINV.DOC

— 340.50 Кб (Скачать)

     Следовательно, стимулирование прямых иностранных инвестиций обеспечивается, по нашему мнению, осуществлением мер, направленных на совершенствование финансово-кредитных, налоговых рычагов и стимулов, а также такими нефинансовыми методами, как общая оптимизация рыночной инфраструктуры, обеспечивающей нормальное функционирование иностранного капитала. Сюда относятся: обеспечение необходимыми факторами производства, информацией, различного рода коммуникациями, службами управления, транспорта, улучшение банковского обслуживания и т. д.

     Таким образом, речь идет о максимальном использовании  того благоприятного инвестиционного климата, который сложился в стране. При заключении кредитных соглашений или реализации инвестиционных проектов обнаруживается ряд трудностей, связанных с возникновением дефолта, т. е. проблемы погашения внешней задолженности. Причиной дефолтов является отсутствие или несовершенство реальных механизмов движения инвестиционных проектов, обслуживаемых на всех этапах за счет иностранных кредитных линий.

     Для того чтобы предупредить возникновение подобных ситуаций, надо, чтобы система отслеживания, планирования и контроля имела надежную статистическую базу, включающую показатели, учитывающие размеры внешних поступлений во всех формах и во всех секторах национальной экономики. Также, на наш взгляд, имеет смысл внедрить конкурсный отбор иностранных кредиторов с тщательным изучением вопроса о целесообразности использования кредитных линий в зависимости от важности и обоснованности подготовленных проектов. А для этого нужна их детальная предварительная экспертиза, проводимая банками и независимыми экспертами.

     В целях привлечения иностранных портфельных инвестиций в процесс приватизации следовало бы разработать принципы их валютной конвертации, а также выделять специальные группы приватизируемых предприятий для международных торгов, развивая первичный и вторичный рынки ценных бумаг, что обеспечит широкие возможности для приобретения иностранными инвесторами имущественных прав. Осуществление всего комплекса указанных мер будет способствовать привлечению иностранных инвестиций в экономику Республики Узбекистан.

Предприятия с иностранными инвестициями

      Характеризует эффективность проводимой инвестиционной политики деятельность предприятий с участием иностранного капитала. Несмотря на сокращение численности действующих ПИИ (предприятий с иностранными инвестициями) (с 1951 до 1910) за год, их вклад в создание валового внутреннего продукта страны в 1999 году остался практически на уровне 1998 года и составил 13% (диаграмма 3).

     Прекращение деятельности и ликвидация совместных предприятий происходят не только из-за существующих проблем с доступом к твердой валюте, но и в результате недостаточно продуманных условий учредительных договоров, распределения и страхования возможных рисков, а также часто из-за отсутствия навыков работы с иностранными партнерами.

     Рассматривая  изменение объема продукции, выпускаемой предприятиями с иностранными инвестициями за последние годы, можно отметить в целом тенденцию роста. Так, за период с 1996 г. по 1999 г. объем продукции ПИИ в сопоставимых ценах 1996 года вырос в 2,8 раза. За 1999 год реальный объем продукции ПИИ увеличился на 12,8%.

     Размер  уставных фондов ПИИ сократился в 1999 г. по сравнению с 1998 г. на 23%, что связано с уменьшением численности действующих ПИИ. По данным Министерства макроэкономики и статистики, практически весь объем иностранного капитала приходится на прямые инвестиции. Большая часть вкладов (более 60%) в уставный капитал осуществляется иностранными партнерами в виде оборудования и технологий.

     Наибольший  объем торговых операций предприятий с иностранными инвестициями в январе - августе 2000 года приходился на долю Республики Корея, Великобритании, Российской Федерации, Турции, Германии, США, Франции, Японии, Китая, Польши и других стран.

     Доля импорта предприятий с иностранными инвестициями в общем импорте страны имеет тенденцию к понижению, но оставалась в 1999 году достаточно большой - 33%, С 1996 по 1999 гг. объем импорта ПИИ снизился на 40% (таблица 1). Однако в объеме выпускаемой продукции доля импорта составляет более 1/ 3, что свидетельствует о недостаточном использовании местного сырья.

     В структуре импорта, по данным за 8 месяцев 2000 года, машины и оборудование составляют 50,3%, химическая продукция - 15,4%, продовольственные товары - 8,4%, черные и цветные металлы - 4,7%.

     В целях сокращения импорта продукции производственного назначения, рационализации валютных расходов государства в сентябре 2000 г. была принята Программа локализации производства изделий и материалов на базе местного сырья на период до 2005 года.

     И в 1999 году сохранялась тенденция увеличения в общем объеме экспорта страны доли ПИИ, она уже достигла 11,5%.

     В структуре экспорта предприятий  с иностранными инвестициями, по данным за 8 месяцев 2000 года, преобладали машины и оборудование (11,4%), продовольственные товары (8,4%), хлопокволокно (7,5%), энергоносители (3,6%) и услуги (3,5%).

     Хотя  за период с 1996 года объем экспорта ПИИ увеличился в 1,7 раза (таблица 2) необходимость обязательной продажи части валютной выручки снижает доходность предприятий. Либерализация валютного рынка также позволит значительно увеличить экспортные возможности предприятий.

     Почти половина предприятий с иностранным капиталом (48,7%) приходится на мелкие с размерами уставных фондов до $10 тыс., 12% имеют уставные фонды от $10 до $59 тыс., 7,2% -от $50 до $100 тыс., 16,4% - от $100 до $300 тыс., 5,1% - от $300 до $500 тыс. Наиболее крупные предприятия с иностранными инвестициями с размером уставного фонда более $500 тыс. составляют 10,7% от общего количества совместных предприятий.

     Пятая часть предприятий республики с  участием иностранного капитала приходится на иностранные предприятия и их дочерние компании (100% уставного фонда). Предприятия с долей иностранного капитала до 10% составляют 26,7%, соответственно 15% - от 25 до 50% и 16,3% - от 75 до 99,9%. Таким образом, наблюдается относительно равномерное распределение предприятий, хотя налоговым законодательством стимулируется более высокая доля иностранного капитала в уставных фондах.

      Размер уставных капиталов оставался наиболее крупным в промышленности и в 1999 г., когда ее удельный вес составил 66%. На долю сельского хозяйства, заготовок, народного образования и других отраслей непроизводственной сферы, вместе взятых, приходится чуть меньше 10% уставных капиталов.

     Наибольшая  доля в объеме производства принадлежит таким отраслям промышленности, как машиностроение, пищевая и легкая, цветная металлургия (диаграмма 4).

     В 1999 году более быстрыми темпами рос объем продукции ПИИ отраслей информационно-вычислительного обслуживания и черной металлургии.

     Распределение ПИИ по областям за рассматриваемые  годы существенно не изменялось, по-прежнему на город Ташкент и Ташкентскую область приходится более половины всего объема производства ПИИ республики, чуть более четверти - на Андижанскую область (таблица 3).

     В октябре 2000 г. принято постановление Кабинета Министров № 393 "О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в создание совместных предприятий", в соответствии с которым введены дополнительные налоговые льготы для предприятий с участием иностранных инвестиций, создаваемых в сельской местности.

     В Республике Каракалпакстан, хокимиятах областей и г. Ташкента образованы постоянно действующие рабочие группы по координации создания и деятельности предприятий с иностранными инвестициями. В 2001 году намечено создать 74 совместных предприятия22.

Инвестиционная программа – 2001

     Инвестиционная  политика в республике реализуется через ежегодно принимаемые государственные инвестиционные программы.

     Рассматривая  источники финансирования инвестиций в рамках принятой на 2001 г. инвестиционной программы, можно отметить, что на этот год доля иностранных инвестиций и кредитов под гарантию правительства (централизованных) составляет 28,5% от всех капитальных вложений, прямых иностранных инвестиций - 5,2%. При этом за счет собственных средств предприятий финансируется 22,1%. Бюджетные средства все еще являются значительным источником финансирования инвестиций - 20,8%.

     Из  общей суммы инвестиций и кредитов, предусмотренных в адресной программе инвестиционных проектов на 2001 год23, доля иностранных кредитов под гарантию правительства составляет 82,76%, а прямых иностранных инвестиций и кредитов - 17,24%.

     Число проектов, включаемых в адресную часть инвестиционной программы, сокращается, начиная с 1999 года, что связано с более жесткими требованиями к качеству проработки проектов, обеспечению их проектно-сметной документацией и источниками финансирования. Так, в инвестиционную программу 1999 г. вошел 181 проект, 2000 г. - 91, а 2001 г. - 75.

     Наибольшую  долю инвестиций и кредитов планируется направить в 2001 году в топливно-энергетический (22,9%) и индустриальный (20.7%) комплексы (таблица 4).

     Принимаемые в последние годы инвестиционные программы характеризуются своей социальной направленностью. Так, в 2000 году в социальный комплекс было направлено 7,1% от всего объема инвестиций. Согласно инвестиционной программе 2001 г. в социальной сфере запланировано освоение 14,1% общего объема.

     Большое внимание уделяется поддержке малого и среднего бизнеса. Так, на долю кредитных линий для его развития приходится более 10% инвестиций и кредитов.

     В сводный перечень приоритетных инвестиционных предложений включены 115 проектов с расчетным объемом привлекаемых иностранных инвестиций и кредитов около $5,9 млрд. Большие инвестиционные возможности имеет энергетическая отрасль - это проекты по реконструкции и модернизации Ташкентской, Навоийской, Ново-Ангренской ГРЭС, Мубарекской и Ташкентской ТЭЦ.

     Активная  работа по привлечению иностранных инвестиций ведется в химической промышленности. Здесь среди намечаемых проектов - расширение и реконструкция Самаркандского химического завода, строительство Кунградского содового завода, разработка Тюбегатанского месторождения калийных солей.

     Так же, как и вышеперечисленными, проектами по развитию ирригации и мелиорации сельского хозяйства предусмотрена поставка технологического оборудования за счет иностранных кредитов и инвестиций.

     Несколько проектов АО "Алмалыкский ГМК" (по расширению и реконструкции рудника Кальма-кыр, медной обогатительной фабрики и завода по переработке цветных металлов и др.) намечается осуществить за счет продажи акций иностранным инвесторам.

     В то же время, на наш взгляд, увеличить  приток иностранных инвестиций помогло бы, во-первых, более полное обеспечение инвесторов необходимой нормативно-правовой, статистической, маркетинговой и другой оперативной информацией, во-вторых, упрощение процедуры экспертизы инвестиционных проектов.

     Создание  единой доступной базы инвестиционных предложений (в том числе в системе Интернет) значительно облегчило бы поиск партнера и потенциальным инвесторам, и местным предпринимателям.

     Кроме того, важнейшим направлением работы является организация специальных обучающих курсов "Как работать с иностранными инвесторами".

     Без поддержки банковской системы республики невозможен системный подход к решению этих проблем24.

 

АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Диагностика ООО «RANGLIMETELEKTRLOYYIHA»

 

1. Общие сведения  о предприятии:

    а) адрес предприятия: 700100, г. Ташкент, Яккасарайский район, улица Усмана Насыра, 45

      б) страна регистрации: Узбекистан

      в) номер телефона: 55 28 56

2. Вид хозяйственной  деятельности: проектная

3. Характер собственности  предприятия: коллективная

4. Правовое положение  предприятия: Общество с ограниченной  ответственностью

5. Принадлежность  предприятия по капиталу и контролю: коллективная

6. История образования:

     год создания: 1951

     основные  слияния (поглощения), изменения наименований:

    1951 – Государственный  проектный институт «Узтяжпромэлектропроект»

     1974 – Государственный проектный  институт «Цветметэлектропроект»

     1994 – Коллективное предприятие «Цветметэлектропроект»

Информация о работе Эффективное привлечение инвестиций в экономику РУ