Эффективное привлечение инвестиций в экономику РУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 13:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является определение сути категории «инвестиции», существующих проблем, а также стратегии привлечения иностранных инвестиций в экономику республики Узбекистан на примере Общества с ограниченной ответственностью «RANGLIMETELEKTRLOYYIHA».

Оглавление

1. ВВЕДЕНИЕ 2
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 4
2.1 Понятие и сущность инвестиций 4
2.1.1 К проблеме определения термина 4
2.1.2 Виды инвестиций 5
2.1.3 Инвестиции и капитал 6
2.1.4 Когда инвестирование имеет смысл 7
2.1.5 В чем суть категории «инвестиции» 8
2.2 Инвестиционная политика в условиях либерализации экономических реформ в Узбекистане 10
2.2.1 Проблемы инвестиционной политики 10
2.2.2 Методы определения эффективности инвестиций 12
2.2.3 Повышение качества проектно-сметного дела 14
2.2.4 Инвестиции и инновации 17
2.3 Иностранные инвестиции в экономике Узбекистана 18
2.3.1 Иностранные инвестиции: общая оценка 19
2.3.2 Стратегия привлечения 21
2.3.3 Стимулирование привлечения прямых иностранных инвестиций 23
2.3.4 Предприятия с иностранными инвестициями 27
2.3.5 Инвестиционная программа – 2001 30
3. АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 33
3.1 Диагностика ООО «RANGLIMETELEKTRLOYYIHA» 33
3.2 Анализ процесса привлечения инвестиций 35
4. ПРОЕКТНЫЙ РАЗДЕЛ 38
4.1 Практические предложения 38
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
7. ПРИЛОЖЕНИЯ 43

Файлы: 1 файл

PRIVLINV.DOC

— 340.50 Кб (Скачать)

     В связи с трудностями переходного периода государственный и местные бюджеты пока не в состоянии выделить средства на долгосрочное инновационно-техническое перевооружение действующих производств. Поэтому основная тяжесть финансирования этой деятельности ложится на самих собственников капитала и товаропроизводителей. Однако многие из них сегодня, прежде всего, озабочены «выживанием» и уделяют мало внимания производственным инвестициям и нововведениям, поскольку это выходит за пределы их ближайших интересов.

     Чтобы кардинально изменить ситуацию, товаропроизводители и собственники капиталов должны наряду с детальным изучением рыночной конъюнктуры, изысканием внутренних резервов для снижения себестоимости продукции разрабатывать собственную инновационно-инвестиционную программу с конкретными предложениями, адресованными как потенциальным иностранным инвесторам, так и отечественным кредитно-инвестиционным институтам.

     Безусловно, большой экономический интерес для развития инновационного процесса представляют зарубежные инвестиции, привлечению которых может способствовать предоставление относительно дешевой, но квалифицированной рабочей силы и стабильного рынка сбыта в Узбекистане. Но для этого необходимо усилить реальные гарантии сохранности и возврата иностранных кредитов и инвестиций, которые будут обеспечиваться отечественными страховыми организациями на внутреннем рынке республики. В качестве материального обеспечения зарубежных кредитов и инвестиций, видимо, целесообразно использовать республиканские авуары в заграничных банках, а также вкладывать валюту в совместное производство за рубежом.

     Подводя итог сказанному, можно сделать однозначный  вывод: осуществление рыночных реформ в Узбекистане, включая углубление процессов приватизации, достижение макроэкономической стабилизации и обеспечение устойчивого экономического роста, коренные структурные преобразования в национальном народнохозяйственном комплексе неразрывно связаны с проведением активной инвестиционной политики, значение которой еще более усилится при вступлении нашей независимой страны в XXI век11.

Иностранные инвестиции в экономике  Узбекистана

     В осуществлении структурных  преобразований экономики Узбекистана иностранные инвестиции играют чрезвычайно важную роль, поскольку производительные силы республики нуждаются в крупных капиталовложениях для модернизации и реконструкции, а внутренние источники финансирования инвестиций недостаточны. Поэтому привлечение в широких масштабах иностранных инвестиций преследует стратегические цели и является одним из важнейших направлений проводимой государственной политики12.

     Основная  задача государства заключается в создании благоприятных условий для вложения капитала. Наша страна имеет все необходимое, чтобы привлечь значительные иностранные инвестиции:

    • сформированную законодательную базу, определяющую правовое поле для предпринимательства, защиты частной собственности и конкуренции;
    • созданную инфраструктуру поддержки инвестиционного процесса;
    • политическую стабильность;
    • выгодное географическое положение;
    • богатые минерально-сырьевые ресурсы, а также потенциал развития агропромышленного сектора;
    • квалифицированные трудовые ресурсы;
    • достаточно емкий рынок сбыта.

     Важным  фактором инвестиционного климата  является система финансово-экономических стимулов и льгот для иностранных инвесторов, которая сориентирована на увеличение прямых иностранных инвестиций в производственную сферу и, в особенности в отрасли и производства, обладающие большим экспортным потенциалом.

Иностранные инвестиции: общая  оценка

     Общий объем прямых иностранных инвестиций и иностранных кредитов возрос в 1999 г. по сравнению с 1998 г. на 24%, составив $986,8 млн. Однако за тот же период приток прямых иностранных инвестиций уменьшился на 37%, составив $188 млн. Доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций снизилась с 7,6% до 4,6%13. В первом полугодии 2000 г. продолжилось снижение притока иностранных инвестиций. Так, их объем в сумовом выражении (7,6 млрд. сумов) уменьшился по сравнению с тем же периодом прошлого года в 3,5 раза. В то же время сумма полученных кредитов возросла в 1,5 раза14.

      В 1999 г. был  отмечен наибольший приток иностранных инвестиций в энергетическую отрасль (газ - 30%), транспорт (13%) и сельское хозяйство (12%) (диаграмма 1). В первом полугодии 2000 г. иностранные инвестиции активно привлекались в переработку нефти, химическую отрасль и транспорт. Совокупная доля этих отраслей в общем объеме составила более 54%. 

     Что касается территориального распределения, то по объемам привлеченных иностранных инвестиций выделяются Ташкентский (40%) и ферганский (26%) регионы (диаграмма 2).

      Особо крупные  проекты в республике реализуются при государственном мониторинге. При отборе таких проектов предпочтение отдается объектам межотраслевого значения, высокотехнологичным и наукоемким производствам, а также взаимосвязанным технологически производствам.

     В результате реализации государственной инвестиционной политики в 2000 году начались пусконаладочные работы на Шуртанском газохимическом комплексе, завершено строительство предприятия по производству целлюлозы на ферганском заводе фурановых соединений, расширена первая очередь Кызылкумского фосфоритного комбината.

     В прошедшем году введены в эксплуатацию такие совместные предприятия, как "Хобас-ТАПО" по производству неметаллических труб мощностью 270 км в год, "Узсматана-Сантехника" по производству счетчиков для горячей и холодной воды мощностью 750 тыс. штук в год, цех по производству полиэтиленовых труб мощностью 468 т в год в Самаркандской области, производство универсального фос-форноазотнокислого удобрения мощностью 4,4 т в час в Ташкентской области, производство пищевого спирта мощностью 915 тыс. дал в год в Ферганской области, производство по переработке 600 тыс. штук овчин в год в Ташкентской области, СП "Олтин Дери" по производству 45 тыс. штук кожаных изделий в Андижанской области, СП "Ишк" по производству 2 млн. штук ученических тетрадей в г. Ташкенте, завод по выпуску 390 млн. штук таблеток и 6,6 млн. ампул инфузионных растворов в год в г. Ташкенте и ряд других объектов.

Стратегия привлечения

     Дальнейшее  углубление экономических реформ подразумевает выработку и осуществление новой стратегии привлечения иностранных инвестиций, основанной не на "точечном" инвестировании отдельных отраслей, производств, а на комплексном, программно-целевом подходе, заключающемся в создании и реализации целевых или комплексных инвестиционных программ, охватывающих всю совокупность предприятий различных отраслей, расположенных на одной территории. Это могут быть территориально-производственные комплексы, специальные экономические, экспортные или другие зоны. Причем наиболее важны не текущие краткосрочные программы, а долгосрочные, рассчитанные на решение стратегически значимых задач либерализации экономики. Как отмечает Игорь Ансофф: "Цели определяют задачи, а стратегия - способы их решения"15.

     Подобное  понимание инвестиционной политики определяет и основные ее направления:

    • активное участие иностранного капитала в структурных преобразованиях экономики, ускорение технического перевооружения и модернизации производств;
    • создание необходимых условий для широкой интеграции экономики Узбекистана в мировую экономическую систему;
    • последовательное проведение политики открытых дверей в отношении инвесторов, поставляющих в республику технологии мирового уровня и оказывающих содействие в создании интегрированной структуры народного хозяйства;
    • содействие инвестициям, направляемым на производственные проекты, обеспечивающие валютную самоокупаемость;
    • поддержание национальной кредитоспособности и обеспечение Узбекистану репутации первоклассного заемщика;
    • содействие инвестициям, направленным на решение социальных и экологических проблем16.

     Указанные направления реализуются по мере формирования необходимых условий и в прямой связи с характером и масштабом общих экономических преобразований. Сейчас в республике создалась благоприятная ситуация для внедрения базисных ресурсосберегающих нововведений в капиталоемкие горнодобывающие и перерабатывающие отрасли, что позволяет снизить чрезмерные ресурсные затраты, особенно в области производства товаров, цены на которые ниже мировых. Внедрение подобных технологий в названных отраслях промышленности создает прочную основу для инвестирования в наукоемкие производства и высокие технологии, поскольку «повсеместным внедрением ресурсосберегающих технологий можно снизить инвестиции в капиталоемкие отрасли, а полученный эффект использовать в наукоемких и высокотехнологичных производствах"17.

     Зарубежный  опыт наглядно свидетельствует, что  в переходный период инвестиции становятся важнейшим фактором не только реконструкции и обновления, но и создания новых производств и предприятий. Поэтому привлечение и использование зарубежного капитала в экономике Узбекистана представляется существенной закономерностью инвестиционного процесса на современном этапе. При этом привлечение иностранных инвестиций должно осуществляться на основе принципов социально-экономической эффективности, экологической и экономической безопасности, взаимовыгодности и поддержания приоритетности государственной структурной и воспроизводственной политики.

     Опираясь  на эти принципы, следует определить критерии правильного выбора оптимальных форм инвестиционной деятельности. К этим критериям относятся: сфера деятельности и вид продукции (наукоемкие, технически сложные и т.д.); масштабы проекта (мелкий, средний, крупный); стратегическая цель привлечения (от импорта оборудования до использования производственно-управленческого опыта).

     Изучение  достоинств и недостатков существующих форм привлечения иностранных инвестиций показывает, что наиболее приемлемыми можно считать прямые инвестиции, так как они характеризуются наличием долговременных интересов инвестора в хозяйстве принимающей страны и обусловливают большую выгоду по сравнению с внешними займами18.

Стимулирование  привлечения прямых иностранных инвестиций

     Под стимулированием прямых иностранных инвестиций в широком смысле слова можно понимать процесс создания максимально благоприятных условий, гарантий и стимулов для их широкого привлечения в экономику страны. В настоящее время эта задача стала ключевой и требует выработки новых подходов и механизмов для своего решения. А для этого необходимо объективно и самокритично оценить все проделанное. В этом плане следует прежде всего подчеркнуть тот факт, что создана серьезная законодательная база инвестирования.

     Это обеспечило такие благоприятные условия для иностранных инвесторов, как освобождение их от уплаты налога на прибыль в течение семи лет, если вложенный ими капитал задействован в инвестиционной программе республики. Иностранные инвестиции не подлежат национализации и реквизиции. Если в республике будут приняты законы, ухудшающие условия инвестирования, то к иностранным вложениям еще в течение 10 лет будет применяться законодательство, действовавшее на момент осуществления инвестиций. Улучшение общих условий сопровождалось предоставлением ряда льгот ПИИ: снижены налоговые ставки при росте масштабов инвестиций (их долей) в уставных фондах; облегчены условия выплаты налогов на прибыль при росте объема реализации экспортной продукции с 30% и более; в общем объеме реализации предусмотрено льготное налогообложение предприятий, вкладывающих свои капиталы в техническое перевооружение; снижены таможенные пошлины при использовании имущества, ввозимого из-за рубежа на собственные нужды и др.19

     Однако  наряду с положительными моментами в формировании благоприятного инвестиционного климата в республике имеются и определенные трудности. В частности, одной из причин сокращения темпов создания ПИИ и прекращения деятельности уже созданных, особенно небольших и средних, стал несовершенный механизм самого привлечения иностранных инвестиций, а также проблемы с конвертацией выручки. Оценивая инвестиционный климат в нашей стране, глава представительства Всемирного банка в Узбекистане господин Дэвис Пирс отмечает: "Можно сказать, что для крупных инвесторов с капиталом в десятки и сотни миллионов долларов (а таковые привлекаются при участии и под гарантии правительства) в Узбекистане могут создаваться особые условия благоприятного "микроклимата", что же касается мелких и средних инвесторов, то для них нынешние условия вкладывания капитала в Узбекистан, его эффективного использования и репатриации прибыли не столь привлекательны, как в ряде других стран СНГ и тем более Центральной Европы. Думаю, положение можно значительно улучшить, окончательно решив проблемы с конвертацией валют, основательно либерализовав систему внешней торговли и укрепив банковскую систему, стимулируя при этом конкуренцию банков»20. Экспертный анализ по двум странам с переходной экономикой, проведенный Европейским банком реконструкции и развития за 1997 г., позволил дать благоприятный прогноз долгосрочного (на ближайшие 25 лет) экономического роста Узбекистана. Вместе с тем регулярный рейтинг уровня рыночных преобразований, рассчитанный по 11 показателям, выявил ряд позиций, по которым республика отстает. В частности, в сфере регулирования внешней торговли и обменного курса недостаточна либерализация экспорта и импорта; несмотря на почти полную конвертируемость текущего счета платежного баланса, поддерживается множественность (или двойственность) обменного курса; режим конвертации недостаточно прозрачен. Ниже среднего уровня показатель эффективности законодательства, так как некоторые нормативные акты не обладают полной ясностью и имеются случаи их противоречий друг другу. В области банковской системы насущной потребностью является улучшение финансового положения банков и налаживание механизмов банковского надзора, полная либерализация процентной ставки, минимизация льгот для доступа к дешевому рефинансированию, увеличение доли кредитования частных предприятий и широкое присутствие частных и иностранных банков21.

Информация о работе Эффективное привлечение инвестиций в экономику РУ