Российские инвестиции в зарубежную экономику

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 14:40, реферат

Краткое описание

Российские зарубежные предпринимательские инвестиции размещены преимущественно на Западе, в том числе в оффшорных центрах и налоговых гаванях. Там же преимущественно находятся и зарубежные капиталовложения российских физических и юридических лиц в ссудной форме (т. е. банковские депозиты, средства на счетах других финансовых институтов и т. п.). Часть из них размещена там на короткий срок для осуществления текущих внешнеэкономических операций. Их величина оценивается в 25-35 млрд. долларов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Государственное регулирование российских инвестиций за рубежом……..4
2. Отток капитала из россии в 2010-11 г………………………………………..8
3. Меры по преодолению оттока капитала из России………………………...11
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

Реферат по ВЭД.docx

— 181.46 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Хакасский технический институт – филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» 
 
 

кафедра Экономика и менеджмент 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине Внешнеэкономическая деятельность

на тему «Российские инвестиции в зарубежную экономику» 
 
 
 

                                         Выполнила: студентка  гр. 77-2

                                         Соколова  И.В.

                                         Проверила: Панасенко  И.В. 
 
 
 

Абакан 2011

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Государственное регулирование российских инвестиций за рубежом……..4

2. Отток капитала из россии в 2010-11 г………………………………………..8

3. Меры по преодолению оттока капитала из России………………………...11

Заключение……………………………………………………………………….16

Список  литературы………………………………………………………………19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

       Вывоз капитала - экспорт капитала в другие страны государством, предприятиями, фирмами, частными лицами с целью более  выгодного размещения, использования. Он осуществляется либо в предпринимательской форме (вложения в промышленность, сельское хозяйство, торговлю, банки и др.), либо в форме ссудного капитала (предоставление займов, кредитов и др.).

       Не  стоит в стороне от процессов  международной миграции капиталов  и Россия. Каковы ее позиции в  вывозе капитала?

       Парадоксально, но Россия, прибегая к зарубежным займам, является одним из крупнейших в мире экспортеров капитала.

       За  рубежом действуют тысячи фирм с  российским капиталом. Часть из них  была основана там еще в советское  время, однако подавляющее число - в  последние годы. По некоторым оценкам  объемы инвестиций этих российских предприятий  за рубежом составляют 9-10 млрд. долл. Для сравнения, например, аналогичные  капиталовложения США приближаются к 1 трлн. долл., а у Японии и Великобритании они составляют несколько сотен  миллиардов долларов.

       Российские  зарубежные предпринимательские инвестиции размещены преимущественно на Западе, в том числе в оффшорных  центрах и налоговых гаванях. Там же преимущественно находятся  и зарубежные капиталовложения российских физических и юридических лиц  в ссудной форме (т. е. банковские депозиты, средства на счетах других финансовых институтов и т. п.). Часть из них  размещена там на короткий срок для  осуществления текущих внешнеэкономических  операций. Их величина оценивается  в 25-35 млрд. долларов.  
 
 

       1.  Государственное  регулирование российских 

       инвестиций за рубежом 

       В последнее время Государственная  Дума РФ рассматривала законопроект «О государственном регулировании российских инвестиций за рубежом», который явился бы основой для создания эффективной системы государственного контроля за осуществлением российских инвестиций за рубежом. Следует отметить, что элементы государственного регулирования российских инвестиций за рубеж существовали и раньше. Прежде всего, это относится к валютному и экспортно-импортному контролю. В частности, ведение валютных операций, внешнеторговая деятельность регулируются Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле», и уже упомянутым Федеральным Законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», Гражданским, Налоговым и Таможенным кодексами, а также международными соглашениями, но в целом государственное регулирование в области вывоза капитала пока не налажено должным образом.

       Данный  законопроект должен быть направлен  на сокращение нелегального вывоза капитала за рубеж и расширение вывоза капитала в форме экспортных кредитов и легальных прямых инвестиций, которые способствуют увеличению экспорта товаров и услуг, расширению рынков сбыта. 

       Законопроектом  предусматривается разрешительный порядок вывоза российского капитала, т.е. для осуществления инвестиций за рубежом необходимо получить лицензию на вывоз российского капитала от уполномоченного федерального органа. Срок лицензии установлен до шести месяцев, с возможностью последующего продления. В данной лицензии указаны сведения о российском инвесторе, размере его инвестиций, целях, формах и графике их осуществления, объекте вложения и прибыли от него.

       Однако  получение лицензии на вывоз капитала за пределы России представляется не таким уж простым делом, поскольку  законопроект предусматривает достаточно жесткие требования к потенциальным инвесторам. Прежде всего, необходимо доказать уполномоченному государственному органу, что вывоз капитала соответствует целям закона, и представить соответствующие документы. Также обязательным требованием является отсутствие задолженности российского инвестора по платежам в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды. Кроме того, у соискателя лицензии не должно быть нарушений валютного законодательства (т.е. задолженности по поступлению валютной выручки и обязательной продажи ее части). И, наконец, нужно предоставить справку о финансовых результатах российского инвестора за последние три года. Уполномоченный федеральный орган принимает решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии в течение сорока пяти календарных дней со дня получения от российского инвестора всех надлежащим образом оформленных документов. Естественно, в выдаче лицензии может быть отказано в случае несоблюдения условий, перечисленных выше, а также в случае:

  • Наличия ложных сведений в представленных российским инвестором документах;
  • Несоблюдения российским инвестором требований о регистрации, учете и инвентаризации вывоза российского капитала, осуществленного по ранее выданным лицензиям;
  • Отсутствия у российского инвестора доходов, достаточных для осуществления инвестиций за пределами Российской Федерации;
  • Несоблюдения российским инвестором в представленных для получения лицензии документах положений международного договора Российской Федерации или законодательства иностранного государства в отношении осуществления инвестиции.

              После вывоза капиталов за  рубеж регулирование российских  инвестиций не прекращается, а происходит в иных формах. Во-первых, все инвестиции в соответствии с законопроектом подлежат государственной регистрации и включению в Государственный реестр инвестиций российских инвесторов за рубежом. Для этого в течение тридцати календарных дней после осуществления вывоза российского капитала или окончания срока действия лицензии российский инвестор обязан обратиться в уполномоченный орган для регистрации инвестиций, которые были осуществлены им за пределами России.

              Во-вторых,  предусмотрено ведение  учета и анализа российских  инвестиций, осуществленных за пределами  Российской Федерации, для чего  устанавливалась обязанность российского  инвестора систематически предоставлять в уполномоченный федеральный орган сведения о состоянии его инвестиций за рубежом. На основании этих сведений уполномоченный федеральный орган составляет и передает в Правительство Российской Федерации ежегодный аналитический отчет о вывозе российского капитала, в котором содержатся выводы и предложения о государственной политике в сфере вывоза российского капитала.

            В-третьих, в качестве одной  из мер государственного регулирования является проведение систематической, не реже чем раз в три года, инвентаризации российских инвестиций за рубежом. При этом первая инвентаризация должна быть произведена через шесть месяцев после вступления Закона "О государственном регулировании российских инвестиций за рубежом" в силу.

             В качестве основной меры ответственности  российского инвестора за нарушение  положений закона предусмотрена  репатриация капитала, т.е. принудительный  его возврат в пределы России.

            В законопроекте содержатся также  нормы о мерах государственной  поддержки российских инвесторов. Так, Правительство РФ в целях  защиты российских инвестиций, а  также поощрения и защиты иностранных  инвестиций в России заключает с правительствами иностранных государств соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций. В этих же целях с иностранными государствами заключаются и соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. Кроме того, создается система страхования российских инвестиций за рубежом, которые осуществляются в наиболее важных с точки зрения экономических интересов России формах и направлениях. При этом предпочтение отдается прямым инвестициям, осуществляемым российскими инвесторами на территориях государств - членов СНГ. Еще одной формой государственной поддержки инвестиционной деятельности за пределами России является информационное и консультационное содействие российским инвесторам, которое должны оказывать торговые представительства и торгово-экономические отделы при посольствах Российской Федерации.

           Одной из предпосылок данного  законопроекта явилось соглашение  между Министерством иностранных  дел РФ и Российским союзом  промышленников и предпринимателей в январе 2003 года «О сотрудничестве МИД РФ и РСПП». Целью данного соглашения является «успешная реализация внешнеполитических задач Российской Федерации в области торгово-экономического сотрудничества с иностранными государствами и обеспечения наиболее благоприятных условий для социально - экономического развития РФ». В список задач, данного соглашения также входит:

       - содействие расширению экспорта  российских товаров и услуг; 

       - оказание практической помощи  российским организациям и предпринимателям в установлении деловых связей с иностранными партнерами;

       - содействие защите интересов  российского предпринимательства  за рубежом. 
 
 
 
 
 

       2. ОТТОК КАПИТАЛА ИЗ РОССИИ В 2010-11 Г. 

       Показатель  динамики движения капитала в страну или из нее считается одним  из важнейших индикаторов, определяющим курс национальной валюты согласно канонам  нового фундаментального анализа Masterforex-V:

       - национальная валюта девальвирует (падает), если вывоз валюты превышает ее ввоз (экспортерами, инвесторами, населением);

       - национальная валюта укрепляется, если ввоз капитала в страну превышает вывоз ее из страны.

       В 2010 году ЦБ России ожидает отток  капитала из России на сумму примерно 8.7 млрд. долларов. Данное явление ЦБ России объясняет "активизацией внешних  обязательств" российских банков и  корпораций перед своими зарубежными  партнерами.Вывоз капитала из России в 8.7 млрд. долларов - это много или  мало в рамках страны?По мнению Минфина  и Центробанка России это значительно  меньше, чем в предыдущие годы, когда  отток капитала составил:

       - $130 млрд. долларов в 2008 году,

       - $56,9 млрд. долларов в 2009-м.

       Как изменится ситуация в 2011 году? Центральный  банк России, увы, ответить на данный вопрос не в силах. Согласно обнародованному  документу «Основные направления  единой государственной денежно-кредитной  политики на 2011 год и период 2012−2013 годов» ЦБ РФ рассчитает 2 варианта платежного баланса в зависимости... от мировых  цен на нефть.

       Суть  проста: банкам России на протяжении 3-х  лет необходимо выплатить огромные суммы заимствования. Хватит ли денег? ЦБ РФ дал диаметрально противоположные  варианты возможного развития ситуации.Первый и второй (оптимистические) варианты для ЦБ России: цена нефти поднимется до 75 или 90 долларов за один баррель. В  этом случае валютные резервы РФ вырастут и смогут достичь размеров от 1,4 млрд. до 100,3 млрд. долларов США.

       Пессимистический  вариант для ЦБ России: цена нефти  упадет до 60 долларов за баррель. В этом случае отток капитала из России составит примерно 15 млрд. долларов США. (рис.1) 

       

       Рис.1 – Прогнозирование цен на нефть. 

       Приватизация - спасение платежного баланса России? В такой сложной платежной  ситуации вице-премьер и министр  финансов РФ Алексей Кудрин подготовил программу масштабной приватизации в России примерно на сумму 10 млрд. долларов в год. По словам А. Кудрина, правительство  России намерено продать доли государства  примерно в десяти крупнейших компаниях  РФ, в том числе РЖД, "Транснефть", ВТБ-24, "Роснефть", Сбербанк, "Русгидро" и ФСК примерно на сумму до 50 млрд. долларов.Приватизация - впереди, а  как латать дыры в российском бюджете  сейчас? По всей видимости, считают  эксперты факультета инвестиций Академии Мастерфорекс-V через увеличение налогового бремени на россиян. Именно под таким  углом зрения нужно рассматривать  недавние предложения Минпромторга РФ о повышении транспортного  налога в России или через девальвацию  курса рубля.(рис.2) 

Информация о работе Российские инвестиции в зарубежную экономику