Иностранные инвестиции в России: необходимость и сферы применения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование сущности и роли иностранных инвестиций в развитии экономики России на современном этапе.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
· проанализировать понятие и виды иностранных инвестиций;
· рассмотреть необходимость иностранных инвестиций для развития экономики в России;
· исследовать особенности инвестиционного климата в России;
· провести анализ сфер применения иностранных инвестиций на современном этапе на примере Нижегородской области.

Оглавление

Введение.. 3
1. Теоретические основы инвестирования. 6
1.1. Понятие инвестиций. 6
1.2. Механизмы привлечения и управления иностранными инвестициями. 10
2. Особенности инвестирования в российскую экономику. 31
2.1. Необходимость привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику 31
2.2. Инвестиционный климат и динамика иностранных инвестиций в экономике России 36
2.3. Правовое регулирование иностранных инвестиций. 44
3. Сферы применения иностранного капитала на примере Нижегородской области 51
Заключение.. 56
Список литературы... 59

Файлы: 1 файл

управление привлечением инвестиций.docx

— 74.32 Кб (Скачать)

В данном законе Правительство  Российской Федерации разрабатывает  и реализует государственную  политику в сфере международного инвестиционного сотрудничества: 

·  определяет целесообразность введения запретов и ограничений  осуществления иностранных инвестиций на территории Российской Федерации, разрабатывает  законопроекты о перечнях указанных  запретов и ограничений;  

·  определяет меры по контролю за деятельностью иностранных  инвесторов в Российской Федерации;  

·  утверждает перечень приоритетных инвестиционных проектов, указанный в статье 2 Федерального закона [14] ;  

·  разрабатывает  и обеспечивает реализацию федеральных  программ привлечения иностранных  инвестиций;  

·  привлекает инвестиционные кредиты международных финансовых организаций и иностранных государств на финансирование Бюджета развития Российской Федерации и инвестиционных проектов федерального значения;  

·  осуществляет взаимодействие с субъектами Российской Федерации  по вопросам международного инвестиционного  сотрудничества;  

·  осуществляет контроль за подготовкой и заключением  инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими  крупномасштабных инвестиционных проектов;  

·  осуществляет контроль за подготовкой и заключением  международных договоров Российской Федерации о поощрении и взаимной защите инвестиций;  

·  определяет федеральный  орган исполнительной власти, ответственный  за координацию привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику  Российской Федерации.  

Федеральным законом  от 25.02. 1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" [13] определяются правовые и экономические  основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных  вложений на территории Российской Федерации, а также устанавливаются гарантии равной защиты прав, интересов и  имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме  капитальных вложений, независимо от форм собственности.  

Федеральный закон  от 05.03. 1999 N 46-ФЗ "О защите прав и  законных интересов инвесторов на рынке  ценных бумаг" обеспечивает государственную  защиту прав и законных интересов  физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные  ценные бумаги, способствует формированию инфраструктуры фондового рынка, снижает инвестиционные риски, устанавливает требования к эмитентам и профессиональным участникам фондового рынка, в том числе и по раскрытию информации.  

Помимо специально ориентированных законов на регламентацию  правового режима инвестиционной деятельности, необходимо учитывать так называемые базовые законодательные и подзаконные  акты, носящие универсальный характер и устанавливающие основные принципы и общие положения правового  регулирования деятельности на территории Российской Федерации зарубежных инвесторов наряду с другими субъектами хозяйственной  деятельности, либо комплексно регулирующие правоотношения в отдельных сферах экономики. [14]  

Наряду с федеральными нормативными актами правоотношения по поводу иностранных инвестиций могут  быть урегулированы актами субъектов  Российской Федерации. Согласно п.2 ст.3 [14] "Субъекты Российской Федерации  вправе принимать законы и иные нормативные  правовые акты, регулирующие иностранные  инвестиции, по вопросам, относящимся  к их ведению, а также к совместному  ведению Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации, в  соответствии с настоящим Федеральным  законом и другими федеральными законами". Многие субъекты Российской Федерации реализовали свое право  на дополнительного урегулирования иностранных инвестиций.  

Также на регулирование  иностранной инвестиционной деятельности оказывает влияние вся правовая система, регулирующая хозяйственную  деятельность - налоговое и таможенное законодательство, законодательство о  реструктуризации и банкротстве  предприятий, земельное законодательство, регулирование финансового сектора, валютное регулирование, законодательство о реструктуризации естественных монополий.  

Для многих предпринимателей решающее значение имеет не столько  строгость законодательных актов, сколько их четкость, определенность и стабильность действия. Это связано  с тем, что многие неудобные для  инвестора положения в условиях их стабильности поддаются предварительной  оценке и могут быть компенсированы посредством страхования, повышения  цены и другими способами, тогда  как риск неопределенности законодательства не может быть оценен заранее и  с трудом поддается компенсации, поэтому правовая стабильность и  преемственность законодательных  актов – необходимое условие  для притока иностранных инвестиций.  

В связи с этим, в совокупности все законодательство Российской Федерации и ее субъектов  направлено на осуществление комплекса  гарантий при реально работающем механизме их реализации. Данный вопрос приобретает особую актуальность в  связи с последними политическими  событиями в Российской Федерации.  

Осуществляя инвестиционную деятельность в развивающихся странах  и государствах с переходной экономикой со свойственной им политической и  экономической нестабильностью, иностранный  инвестор рискует тем, что в случае изменения законодательства он может  быть лишен ожидаемых финансовых результатов. Это наряду с некоммерческими  рисками, введением жестких валютных ограничений страной-реципиентом  инвестиций может быть приравнено к  так называемым ползучим видам принудительного  изъятия иностранной собственности. [12 с.17] Огромное значение в определении  государственных гарантий иностранным  инвесторам играют международные договора. Широкое распространение получила Сеульская конвенция 1985 года об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям  инвестиций (Сеул, 11 октября 1985г).  

Государственные гарантии иностранным инвесторам в действующем  законодательстве поставлены на первое место. Согласно п.1 ст.5 [14] "иностранному инвестору на территории Российской Федерации предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается настоящим  Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации, а также  международными договорами Российской Федерации".  
 

В число государственных  гарантий иностранным инвесторам входят:  

1.  Гарантия правовой  защиты деятельности иностранных  инвесторов на территории Российской  Федерации;  

2.  Гарантия использования  иностранным инвестором различных  форм осуществления инвестиций  на территории Российской Федерации;  

3.  Гарантия перехода  прав и обязанностей иностранного  инвестора другому лицу 

4.  Гарантия компенсации  при национализации и реквизиции  имущества иностранного инвестора  или коммерческой организации  с иностранными инвестициями;  

5.  Гарантия от  неблагоприятного изменения для  иностранного инвестора и коммерческой  организации с иностранными инвестициями  законодательства Российской Федерации;  

6.  Гарантия обеспечения  надлежащего разрешения спора,  возникшего в связи с осуществлением  инвестиций и предпринимательской  деятельности на территории Российской  Федерации иностранным инвестором;  

7.  Гарантия использования  на территории Российской Федерации  и перевода за пределы Российской  Федерации доходов, прибыли и  других правомерно полученных  денежных сумм;  

8.  Гарантия права  иностранного инвестора на беспрепятственный  вывоз за пределы Российской  Федерации имущества и информации  в документальной форме или  в форме записи на электронных  носителях, которые были первоначально  ввезены на территорию Российской  Федерации в качестве иностранной  инвестиции;  

9.  Гарантия права  иностранного инвестора на приобретение  ценных бумаг;  

10.  Гарантия участия  иностранного инвестора в приватизации;  

11.  Гарантия предоставления  иностранному инвестору права  на земельные участки, другие  природные ресурсы, здания, сооружения  и иное недвижимое имущество.  

Несмотря на все  мероприятия направленные на привлечение  иностранных инвестиций важным моментом, дезориентирующим инвесторов и создающим  обстановку неопределенности, является большое количество ведомственных  актов, "уточняющих" положения  законодательства об иностранных инвестициях, и то, как выполняются распоряжения центрального правительства на местах. По мнению западных инвесторов, у России нет государственных служб, которые  обеспечивали бы реализацию реформ и  выполнение законов. Барьером на пути достаточных капиталовложений выступают  недостатки российской деловой инфраструктуры, т.е. сети услуг которая позволяет  функционировать рыночной экономике.  

3. Сферы применения  иностранного капитала на примере  Нижегородской области 

Нижегородская область  занимает территорию 76,6 тыс. км2. [16] Это  одна из самых больших областей в  Европейской части Российской Федерации. Она простирается с севера на юг более чем на 400 км, с запада на восток - почти на 300 км. Нижний Новгород - крупный транспортный центр. Разветвленные  водные, железнодорожные, автотранспортные магистрали обеспечивают надежные связи  с сырьевыми базами и районами - потребителями производимой в области  продукции, а также с крупными культурными центрами. Выгодное географическое положение всегда способствовало становлению Нижнего Новгорода как крупнейшего торгового центра. По многим видам нерудного минерального сырья Нижегородская область имеет надежную сырьевую базу, по некоторым испытывает определенный дефицит; отдельные полезные ископаемые в пределах области отсутствуют и их приходится завозить из других регионов Российской Федерации. В южных районах области имеются небольшие месторождения цветных (медь, свинец, цинк), редких (молибден), рассеянных (скандий, иттрий, лантан) и редкоземельных элементов (неодимий, церий, иттербий). Разведанные запасы питьевых и технических вод по области составляют 2,67 млн. куб. м/сут. Из минеральных подземных вод на территории области широко распространены маломинерализованные сульфатные питьевые столовые воды, которые используются для лечебных целей. В Городецком, Шатковском, Борском и Павловском районах разведан ряд месторождений лечебных грязей. В северных районах области буровыми скважинами вскрыты горные породы с проявлением нефти (пленками и выпотами нефти, битуминозностью и повышенным содержанием углеводородов в растворенном газе).  

Нижний Новгород входит в состав 13 городов–миллионников Российской Федерации и находится  на 4-м месте по численности после  Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска. Его окружают 8 городов-спутников: Дзержинск, Балахна, Заволжье, Бор, Кстово, Богородск, Городец, Павлово. Нижегородская городская  агломерация - одна из крупнейших в  России. Агломерация складывалась в  течение полутора столетий с тех  пор, как в Нижнем Новгороде и  его окрестностях начали создаваться  первые крупные промышленные предприятия. В настоящее время Нижний Новгород является одним из крупнейших индустриальных и научных центров России и  входит в 100 городов мира, включенных ЮНЕСКО в список представляющих мировую  историческую и культурную ценность.  

Нижегородская область  является одним из лидеров среди  регионов России с точки зрения социально-экономического развития - она занимает 11 место по доле валового регионального продукта в объеме ВВП России. Это крупнейший индустриальный центр с высокой  долей перерабатывающей промышленности, мощным научно-техническим и образовательным  потенциалом. В течение последних  лет экономика области находится  в состоянии стабильного развития, которое обеспечивается ростом промышленного  производства, объемов розничного товарооборота, внешнеторгового оборота, увеличением  инвестиционной активности предприятий. Выгодное географическое положение  области и развитый промышленный потенциал позволяют наращивать объемы экспорта, основными статьями которого являются продукция топливной  промышленности (нефтепродукты), средства наземного транспорта, продукция  нефтехимического комплекса и газетная бумага. В области присутствуют такие  крупные российские компании, как "Базовый  элемент", "СИБУР", "ЛУКОЙЛ", "Объединенные машиностроительные заводы" (ОМЗ), "Объединенная металлургическая компания" (ОМК), "Каскол". Нижегородская  область играет важную роль в деловой  жизни России и Приволжского федерального округа. В области сосредоточены  научно-производственные мощности, торговые центры и финансовые потоки общероссийского  и международного масштаба. Банки, страховые  компании расширяют спектр качественных финансовых услуг. Получают развитие операции с новыми инструментами ипотечного рынка, услуги по комплексному обслуживанию клиентов на рынке ценных бумаг - андеррайтинг, маркет-мейкинг, доверительное управление.  

Промышленный потенциал  области (по объему производимой продукции) составляет около 3% в общероссийском. Особенностью промышленного сектора  региона является развитый машиностроительный комплекс и уникальный научно-технический  потенциал предприятий оборонно-промышленного  комплекса. Основное отличие структуры  промышленности области – преобладание отраслей высокой степени переработки - до 80% объема промышленного производства. Ведущей отраслью промышленности является машиностроение (43,5% в общем объеме промышленности). На долю области приходится 58,5% российского производства грузовых автомобилей (1 место по РФ), около 70% автобусов (1 место), до 6% легковых автомобилей (3 место по РФ). Область - российский лидер в производстве автомобильной  техники специального назначения - гусеничных тягачей, внедорожных грузопассажирских  автомобилей, микроавтобусов.  

Информация о работе Иностранные инвестиции в России: необходимость и сферы применения