Иностранные инвестиции в России: необходимость и сферы применения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование сущности и роли иностранных инвестиций в развитии экономики России на современном этапе.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
· проанализировать понятие и виды иностранных инвестиций;
· рассмотреть необходимость иностранных инвестиций для развития экономики в России;
· исследовать особенности инвестиционного климата в России;
· провести анализ сфер применения иностранных инвестиций на современном этапе на примере Нижегородской области.

Оглавление

Введение.. 3
1. Теоретические основы инвестирования. 6
1.1. Понятие инвестиций. 6
1.2. Механизмы привлечения и управления иностранными инвестициями. 10
2. Особенности инвестирования в российскую экономику. 31
2.1. Необходимость привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику 31
2.2. Инвестиционный климат и динамика иностранных инвестиций в экономике России 36
2.3. Правовое регулирование иностранных инвестиций. 44
3. Сферы применения иностранного капитала на примере Нижегородской области 51
Заключение.. 56
Список литературы... 59

Файлы: 1 файл

управление привлечением инвестиций.docx

— 74.32 Кб (Скачать)

Привлечение иностранных  инвестиций важно для России не только с точки зрения возможности увеличить  реальные активы. Может быть, для  нашего времени еще большее значение имеет тот факт, что иностранные  инвесторы привносят с собой  новую, более высокую культуру бизнеса.  

Глубинный экономический  смысл привлечения иностранного капитала заключается в том, "что  вместе с ним в национальную экономику  привносятся новые технологии и  формы организации производства и бизнеса, и именно они обеспечивают принципиально иной и более значительный экономический эффект по сравнению  с возможностями отечественного предпринимательства. Это главный  факт, который служит основанием при  принятии решения об открытии национальных границ для массового притока  зарубежных капиталов". [1 c.52-64]  

Проблема состоит  в стимулировании эффективного притока  иностранного капитала. В этой связи  встает два вопроса: во-первых, в  какие отрасли и в каких  формах следует в первую очередь  его привлекать, а во-вторых, в  какие сферы приток должен быть ограничен.  

Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не одинаковыми мотивами. В обоих  случаях инвестор желает получить прибыль  за счет владения акциями доходной компании. Однако при осуществлении  портфельных инвестиций инвестор заинтересован  не в том, чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получать доход  за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный  инвестор (как правило, крупная компания) стремится взять в свои руки руководство  предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия - самое подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реализовываться  либо на российском потребительском  рынке (пример ресторанов Макдональдс), либо на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в российскую авиационно-космическую  промышленность).  

В Российской Федерации  иностранные инвестиции могут осуществляться:  

·  путем создания предприятий с долевым участием иностранного капитала (совместных предприятий);  

·  путем приобретения иностранным инвестором в собственность  предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий  в предприятиях, акций, облигаций  и других ценных бумаг;  

·  путем приобретения прав пользования землей и иными  природными ресурсами, а также иных имущественных прав;  

·  путем предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных  прав и т.п.  

Иностранный капитал  может иметь доступ во все сферы  экономики, за исключением находящихся  в государственной монополии, без  ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией  национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и  т.п.), телекоммуникационную и спутниковую  связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения  иностранного капитала. Это могут  быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают  бремя государственного долга, привлечение  их было бы оправданным с точки  зрения соблюдения национальных интересов - имеется в виду быстрая окупаемость  капиталовложений в названные сферы. Зарубежный капитал в форме предприятий  со 100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку с/х продукции, производство строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для  выпуска товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры. Стимулировать приток портфельных  инвестиций следует во все отрасли  экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важно  использовать в отраслях, имеющих  стратегическое значение для страны, и в первую очередь связанных  с добычей ресурсов.  

Привлечение в широких  масштабах иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально  ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения. В его основе лежит смешанная  экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных  форм собственности, но и интернационализацию  рынка товаров, рабочей силы и  капитала. 

Необходимость привлечения  иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется следующими основными обстоятельствами: [7 с.345]  

·  приостановить  возникший упадок промышленного  производства в стране, из-за проведения непродуманных темпов рыночных реформ;  

·  нестабильность в динамике производства по некоторым  видам экономической деятельности в Российской Федерации (таб. № 2 в%) [9 c.376] ;  
 

Таблица № 2Производство 2003 2004 2005 2006

Общие показатели по всем видам экономической деятельности в РФ 108,9 108,3 104,0 103,9

Добыча полезных ископаемых 108,7 106,8 101,3 102,3

Обрабатывающие производства 110,3 110,5 105,7 104,4

в том числе: химическое производство 105,4 106,6 102,6 101,9 

 деревообрабатывающая  

промышленность 109,7 108,7 104,5 100,5 

 производство  машин  

и оборудования 119,0 121,1 99,9 103,3

Производство и  распределение электроэнергии, газа и воды 103,3 101,3 101,2 104,2 
 

одной из главных  причин упадка промышленного производства в ряде отраслей стала большая  степень износа основных производственных фондов, упадка их производительности, при этом происходит снижение коэффициента обновления (табл. № 3) [9 c.338].  

Таблица № 3Степень  износа 2004,% 2005,% 2006,% 2007,%

Все основные фонды 42,8 44,3 45,4 46,3

Коэффициент обновления (ввод в действие основных фондов, в  процентах от наличия основных фондов на конец года) 2,7 3,0 3,4 3,8

Коэффициент выбытия (ликвидация основных фондов, в процентах  от наличия основных фондов на начало года) 1,1 1,1 1,0 1,0 
 

Коэффициент обновления основных фондов – это отношение  основных фондов, введенных в действие в течение года, к их наличию  на конец года по полной учетной  стоимости, в процентах. Этот показатель отражает удельный вес новых (введенных  за год) основных фондов в их общем  объеме.  

Коэффициент выбытия  основных фондов – это отношение  ликвидированных за год основных фондов к их наличию на начало года по полной учетной стоимости, в процентах. Данный показатель, наряду с коэффициентом  обновления, характеризует интенсивность  процесса обновления основных фондов.  

Как и другие страны, Россия рассматривает иностранные  инвестиции как фактор:  

1 ускорения технического  и экономического прогресса;  

2 обновления и  модернизации производственного  аппарата;  

3 овладения передовыми  методами организации производства;  

4 подготовки кадров, отвечающих требованиям рыночной  экономики.  

Для нормализации российской экономики в ближайшие 5-7 лет, по оценке американской консалтинговой компании "Энрют и Янг", нужно привлечь 200-300 млрд. долл., а для преодоления  кризисных явлений потребуется 100-140 млрд. долл.  

По оценкам некоторых  российских экспертов, в реальности России придется конкурировать за более  скромный объем инвестиционного  капитала - где-то в пределах 10 млрд. долл. Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику той или  иной страны зависит от существующего  в ней инвестиционного климата. Политическая и экономическая нестабильность, разгул преступности и другие "приметы" переходного периода предопределяют крайне низкий рейтинг России у западных организаций, занимающихся сравнительным  анализом условий для инвестиций и степеней их риска во всех странах  мира. Из-за спада производства и  накоплений страна испытывает недостаток собственных средств для финансирования капитальных вложений в основные фонды.  

Для стабилизации экономики  и улучшения инвестиционного  климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий  развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся  непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.  

2.2. Инвестиционный  климат и динамика иностранных  инвестиций в экономике России 

Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику  той или иной страны зависит от существующего в ней инвестиционного  климата.  

Инвестиционный климат - это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых, климатических, природных, инфраструктурных и других факторов, которые предопределяют степень  риска капиталовложений и возможность  их эффективного использования.  

Долгое время инвестиционный климат в России является недостаточно благоприятным для полномасштабного привлечения иностранных инвестиций:  

·  отсутствовало  научное обоснование экономической  и социальной концепций развития страны;  

·  существовала правовая нестабильность, сопровождающаяся постоянным принятием новых законодательных  актов;  

·  земельное законодательство было неэффективным;  

·  уровень инфляции был очень высок, из-за нестабильности обменного курса рубля;  

·  рыночная инфраструктура имела низкий уровень развития;  

·  производственная и транспортная инфраструктуры были сильно изношены;  

·  таможенный режим  не поддавался прогнозам;  

·  наблюдалось  слабое информационное обеспечение  иностранных инвесторов в возможных  объемах, отраслевых и региональных направлениях инвестирования;  

·  сильными сторонами  оставались бюрократизация страны, коррупция, преступность и др.  

Оценивая инвестиционный климат России в целом по международным  стандартам, используя такие критерии, как политическая и социальная стабильность, динамизм экономического роста, степень  либерализации внешнеэкономической  сферы, наличие развитой промышленной инфраструктуры, банковской системы  и системы телекоммуникаций, наличие  рынка относительно дешевой квалифицированной  рабочей силы и др., можно констатировать, что практически по всем этим параметрам Россия уступала большинству стран  мира.  

Правительством Российской Федерации были предприняты важные меры, направленные на улучшение инвестиционного  климата для отечественных и  иностранных инвесторов. В их числе  снижение темпов инфляции, льготы при  налогообложении прибыли коммерческих организаций с иностранными инвестициями; освобождение от налога на добавленную  стоимость и спецналога на импортируемое  технологическое оборудование и  запасные части к нему, а также  предоставление льготных кредитов в  иностранной валюте, полученных от иностранных банков и кредитных  учреждений. Решен вопрос учета суммы  курсовых разниц, возникающих в связи  с изменением курса рубля к  иностранным валютам, при определении  предприятием налогооблагаемой прибыли. Принято решение об отмене налога на сверхнормативное превышение расходов на оплату труда. В ближайшие годы необходимо сформировать оптимальный  уровень налогов, тарифов и льгот, сопоставимый с условиями инвестирования, сложившимися в странах-конкурентах  России на рынке инвестиционных капиталов.  

В обеспечение благоприятного инвестиционного климата существенное значение имеет деятельность органов  исполнительной власти субъектов РФ по привлечению отечественных и  иностранных инвестиций.  

Органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  формируют благоприятный инвестиционный климат регионов посредством организации  выставок и участия в федеральных  и международных выставках инвестиционных проектов, осуществления рекламно-информационной кампании в печатных изданиях. Обеспечению  благоприятного инвестиционного климата  также служит применение национального  режима к иностранным инвесторам.  

Информация о работе Иностранные инвестиции в России: необходимость и сферы применения