Иностранные инвестиции в экономике Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 08:48, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе развития Казахстана как нового независимого государства, ориентирующегося на рыночные отношения, главным направлением экономических реформ становится выработка и реализация инвестиционной политики государства, нацеленной на обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение эффективности экономики.
Для решения этих задач, а также для обеспечения структурных преобразований экономики на основе программы действий правительства по углублению реформ и в условиях ограниченности внутренних источников финансирования исключительно важное значение приобретает привлечение иностранного капитала в экономику республики.
Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику республики является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества Казахстана с зарубежными странами.
Иностранные инвестиции окажут существенное воздействие на ход экономических преобразований - и предлагают объективно оценить возможные негативные и позитивные, последствия привлечения внешних факторов производственного развития, выработать инвестиционную политику, отвечающую интересам Казахстана, его народа, обеспечивающую преодоление кризисных явлений и достижение перспективных целей.





Содержание
Ведение
Глава 1. Инвестиционный процесс
1.1.Роль инвестиций в экономике
1.2.Преимущества и недостатки импорта инвестиций
Глава 2. Государственная инвестиционная политика
2.1. Принципы и проблемы инвестиционной политики
2.2. Инвестиционный климат
Глава 3. Привлечение и использование иностранных инвестиций
3.1. Проблемы и задачи
3.2. Механизм государственно-правового регулирования
Заключение
Использованная литература

Оглавление

Ведение
Глава 1. Инвестиционный процесс
1.1.Роль инвестиций в экономике
1.2.Преимущества и недостатки импорта инвестиций
Глава 2. Государственная инвестиционная политика
2.1. Принципы и проблемы инвестиционной политики
2.2. Инвестиционный климат
Глава 3. Привлечение и использование иностранных инвестиций
3.1. Проблемы и задачи
3.2. Механизм государственно-правового регулирования
Заключение
Использованная литература

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 92.53 Кб (Скачать)

         Гарантии инвестиционной деятельности определяются следующими пятью факторами:

  1. наличием всеобъемлющей законодательной базы, регулирующей право собственности, права на землю и прочие активы;
  2. прежними действами или мерами правительства данной странны в отношении права собственности и активов;
  3. системой гарантий инвестиций, предусмотренной правительством инвестора в отношении страны, территории или региона, являющегося объектом инвестирования;
  4. гарантиями инвестирования, предусмотренными правительством странны, являющейся объектом инвестирования;
  5. политическими условиями и стабильностью/нестабильностью в стране, являющейся объектом инвестирования.

      Вопросам  инвестиционной политики Казахстана было посвящено выступление Вице-премьера Республики Казахстан, министра иностранных дел К. Токаева, который обратил внимание всех участников форума на то, что «правительство страны по-прежнему считает одним из основных приоритетов своей деятельности формирование благоприятного инвестиционного климата». В этой связи на недавно состоявшемся заседании правительства одобрена программа привлечения прямых инвестиций в Республику Казахстан на 1999-2000 гг., которая разработана по поручению главы государства. Для дальнейшей активизации привлечения зарубежных инвестиций необходимо изучение мирового рынка капиталов, в том числе предстоит наблюдать за развитием ситуации как в странах - основных конкурентах Казахстана, так и в странах с высокими инвестиционными способностями.

      Правительство занято разработкой нового закона «Об инвестициях» на основе двух действующих законов: «Об иностранных инвестициях» и «О государственной поддержке прямых инвестиций».

      Председатель  Народного сберегательного  банка К. Масимов в своем выступлении сообщил участникам форума о результатах состоявшегося недавно первого съезда финансистов Казахстана, о программе внутренних сбережений и Ассоциации финансистов Казахстана.

      Рассказывая об инвестиционной деятельности компании «Шеврон Оверсиз Петролеум», первой пришедшей в Казахстан, президент этой компании Р. Мацке в выступлении на форуме отметил, что проект «Тенгизшевройл» достиг уровня нефтяного проекта мирового класса и своим успехом продемонстрировал, что инвестирование в Казахстан является  правильным выбором. В 199е «Шеврон» начал программу поддержки малого и среднего бизнеса в Атырау.

      Казахстан является крупным клиентом Всемирного банка, который утвердил 19 проектов на общую сумму 1,65 млрд. долл. Финансовая помощь оказывается в осуществлении  структурных реформ государственного сектора системы социальной защиты, включая пенсионную реформу. Другая область поддержки связана с  развитием инфраструктуры, включая  транспорт, водоснабжение. Некоторые  действия направлены на развитие частного сектора, включая реструктуризацию финансового сектора, поддержку  реформы предприятий и приватизации. В будущем  предоставление займов будет сфокусировано на отдельные  секторы, включая сельское хозяйство, инфраструктуру и социальную сферу.

      Всемирный банк намерен использовать новые  инновационные инструменты, развивая услуги гарантиям для финансирования частного сектора, и готов помочь правительству в преодолении  главных препятствий для развития частного сектора путем улучшения управления в частном и государственном секторах, включая борьбу с коррупцией.

      Главным требованием является продолжение правительственных реформ и сохранение макроэкономической стабильности. Всемирный банк готов помочь Казахстану в выполнении этих задач.

      Что касается планируемых инвестиций в Казахстане, то, как показывают данные опроса МЦНИ, зарубежные инвесторы сохраняют сдержанный оптимизм, связанный со стабильностью в политической жизни и либерализацией экономики. Некоторые инвесторы планируют увеличить инвестиции от 100 до свыше 500 млн. долл. Это свидетельствует о том, что крупные инвесторы находят основания для продолжения инвестирования в будущем. Почти 40% опрошенных инвесторов положительно оценили условия для капиталовложений в Казахстане. В качестве главного препятствия на пути коммерческой и инвестиционной деятельности рассматривается бюрократизм, а также налоговый режим.

      Чтобы наш инвестиционный климат стал более  благоприятным, а Казахстан вышел  в лидеры по объему и качеству привлеченных иностранных инвестиций, нам нужны  политическая воля и реальные действия. Необходимо также проявить высочайшее мастерство в использовании инструментов, необходимых для привлечения  как можно большего количества известных  миру инвесторов.

 

       ГЛАВА 3. ПРИВЛЕЧЕНИЕ  И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ 

      3.1. Проблемы и задачи  

        Анализируя причины ограниченного притока следует обратиться в первую очередь к объяснениям самих инвесторов.

      По  оценкам отечественных и зарубежных специалистов, их отталкивают, прежде всего, такие факторы, как:

      -недостаточное  число свободных экономических  зон в стране;

      -проблема  платежей - ограниченный доступ к  иностранной валюте;

      -постоянно  изменяющиеся и непоследовательные  законы, нестабильность юридической  базы в целом;

      -неадекватность  Закона "О залоге", особенно  в той части, которая касается  использования недвижимой собственности  в качестве гарантии для иностранных  кредитов;

      -отсутствие  частной собственности на землю  как основы всего института  частной собственности;

      -неразвитость  финансового сектора, отсутствие  финансирования для инвестиционных  проектов, трудности в получении  страховки;

      -отсутствие  политики в вопросе ответственности  предприятий в соблюдении экологических  норм;

      -несовершенство  банковских законов и неразвитость  банковской системы;

      -неразвитость  транспортной ифраструктуры, недостаточность авиалиний между Казахстаном и внешним миром;

      -неадекватность  системы наземной транспортировки  (включая систему нефтепровода  и газопровода) для перевозки  товаров по суше из Казахстана  к внешним рынкам.

      Приведем  результаты других исследований, подтверждающих эти выводы.

      Так, согласно данным обследований Консультационной Службы по иностранным инвестициям, у инвесторов в целом сложились неблагоприятные представления о стране, что и отражается на фактическом притоке иностранных инвестиций. В частности, по этим обследованиям приводятся такие негативные факторы как:

      1. Несовершенная, подчас хаотическая,  запутанная, коррумпированная система  отбора инвестиционных проектов, что заставляет потенциальных  инвесторов отказываться от дальнейших  вложений инвестиций.

      2. Отношение к иностранным инвесторам  не как к желаемым предпринимателям, а как к источнику финансовых  средств, налоговых поступлений  или взяток.

      3. Запутанность, противоречивость, непоследовательное  применение или полное игнорирование  законодательства.

      4. Отсутствие организованной инвестиционной  службы, предоставляющей потенциальным  инвесторам нужную информацию  или содействующей организации  предпринимательской деятельности.

      5. Отсутствие надежных механизмов, обеспечивающих соблюдение законов  и договорных отношений.

      6. Несоответствие инфраструктуры  потребностям иностранных фирм.

      7. Несовершенство банковской системы,  выражающееся в неэффективной  системе платежей.

      8. Нестабильный, постоянно меняющийся  налоговый режим для корпорации.

      9. Неопределенность дальнейшего хода  реформ.

      Социологический опрос,   проведенный   среди   крупнейших западных инвесторов Международным центром по налогам и инвестициям (МЦНИ), результаты которого были опубликованы в газетах, выявил следующие пять причин, по которым Казахстан представляет для  них деловой интерес: крупный рыночный потенциал; изобилие природных ресурсов; стратегическое деловое местоположение; желание определить других конкурентов в регионе; размер потенциальной прибыли от инвестиций. А наиболее привлекательным, судя по результатам опроса, оказались: резервы нефти и газа; производство; сфера услуг (включая бухгалтерский учет и юридические услуги); потребительская кооперация.

      В то же время иностранных инвесторов сдерживают, а иногда и отпугивают: бюрократические методы решения  деловых вопросов; финансовый риск; частая смена законодательных актов  по хозяйственным отношениям и слабая правовая инфраструктура; жесткий валютный контроль; тарифные барьеры; отсутствие распределительных каналов.

      К сожалению, не дорабатывают в части  работы по привлечению инвестиций ответственные  за политику привлечения и использования  иностранного капитала органы государственного управления. Из-за низкого уровня организации  управления:

      - до сих пор в стране не  принята государственная Программа  привлечения и использования  иностранного капитала;

      - по существу существующая законодательная  база не только не направлена  на стимулирование инвесторов  из-за рубежа, но и откровенно  препятствует им;'

      - отсутствует четкая система управления  иностранными инвестициями, происходит  постоянная реорганизация государственных  органов, ведающих инвестиционной  политикой;

      - отсутствует система работы с  иностранными инвесторами, процветают  бюрократизм и волокита.

      Слабость  государственного регулирования вопросов привлечения международного предпринимательского капитала, постоянные реорганизации  центрального ведомства, занимающегося  вопросами иностранного капитала, разброс прав, компетенции, ответственности по многочисленным ведомствам, запутанность их функций не прибавляют уверенности иностранным инвесторам.

           Взять, к примеру, вопросы нефти  и газа. Не только иностранный,  но даже национальный инвестор  сегодня толком не знает, куда  ему обращаться: то ли в КИИК, то ли в Государственную комиссию  по приватизации предприятий  нефтегазового комплекса, то ли  в Министерство нефти и газа, то ли в Госкомитет по приватизации.

           Для стабилизации экономики и  обеспечения устойчивого экономического роста необходимо привлечение и эффективное использование внешних инвестиционных ресурсов, которые призваны обеспечить решение следующего круга задач:

      • реструктуризацию национальной экономики,

      • ликвидацию диспропорций в экономическом и социальном развитии регионов,

      • усиление экспортного потенциала страны,

      • развитие   импортозамещающих   производств,

      • формирование частного и смешанного секторов экономики, способствующих развитию конкурентной среды,

      • создание рыночной инфраструктуры,

      • привлечение передовой зарубежной технологии, ноу-хау и управленческого опыта.

      Практика  последних лет показала, что в  политике привлечения иностранных инвестиций существовали отдельные просчеты, отсутствовал действенный механизм стимулирования вложений иностранного капитала, адекватный потребностям и задачам рыночной трансформации экономики. Это касается методологии и методики оценки объемов иностранных инвестиций, форм привлечения иностранного капитала и допустимых масштабов, организационного и экономического механизмов привлечения иностранного капитала, регионального и отраслевого распределения.

Информация о работе Иностранные инвестиции в экономике Казахстана