Иностранные инвестиции в экономике Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 08:48, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе развития Казахстана как нового независимого государства, ориентирующегося на рыночные отношения, главным направлением экономических реформ становится выработка и реализация инвестиционной политики государства, нацеленной на обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение эффективности экономики.
Для решения этих задач, а также для обеспечения структурных преобразований экономики на основе программы действий правительства по углублению реформ и в условиях ограниченности внутренних источников финансирования исключительно важное значение приобретает привлечение иностранного капитала в экономику республики.
Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику республики является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества Казахстана с зарубежными странами.
Иностранные инвестиции окажут существенное воздействие на ход экономических преобразований - и предлагают объективно оценить возможные негативные и позитивные, последствия привлечения внешних факторов производственного развития, выработать инвестиционную политику, отвечающую интересам Казахстана, его народа, обеспечивающую преодоление кризисных явлений и достижение перспективных целей.





Содержание
Ведение
Глава 1. Инвестиционный процесс
1.1.Роль инвестиций в экономике
1.2.Преимущества и недостатки импорта инвестиций
Глава 2. Государственная инвестиционная политика
2.1. Принципы и проблемы инвестиционной политики
2.2. Инвестиционный климат
Глава 3. Привлечение и использование иностранных инвестиций
3.1. Проблемы и задачи
3.2. Механизм государственно-правового регулирования
Заключение
Использованная литература

Оглавление

Ведение
Глава 1. Инвестиционный процесс
1.1.Роль инвестиций в экономике
1.2.Преимущества и недостатки импорта инвестиций
Глава 2. Государственная инвестиционная политика
2.1. Принципы и проблемы инвестиционной политики
2.2. Инвестиционный климат
Глава 3. Привлечение и использование иностранных инвестиций
3.1. Проблемы и задачи
3.2. Механизм государственно-правового регулирования
Заключение
Использованная литература

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 92.53 Кб (Скачать)

      По  мнению авторов, только на формирование внутренних источников инвестиций можно  целенаправленно влиять методами государственного экономического регулирования (бюджетно-налоговой  и амортизационной политикой, деятельностью  денежного и фондового рынков, кредитной и эмиссионной политикой  Национального Банка).

      Естественно, что источники финансирования инвестиций имеют производственное или непроизводственное происхождение. В первом случае они  формируются на основе создания валового внутреннего продукта, во втором - вступают в хозяйственный оборот страны, не будучи результатом этого процесса. К инвестиционным ресурсам производственного

      происхождения относятся все экономические  источники капиталовложений, кроме  эмиссии кредитных денег и  иностранного капитала. Образование  этой совокупности финансовых средств связано с перераспределением между фондом потребления и фондом накопления денежной массы уже имеющейся в экономике в соответствии с произведенным ВВП.  

      1.2. Преимущества и  недостатки импорта  инвестиций 

      В качестве преимуществ привлечена зарубежного капитала и его инвестирования в экономику можно отметить следующие:

      1. Использование зарубежного капитала  увеличивает налоговые поступления  в бюджет и способствует увеличению  эффективности промышленного производства. Следует отметить, что в экономической  системе европейского типа государство  получает до 50% своих доходов от  предприятий обрабатывающей, перерабатывающей  промышленности и инвестирование  в отрасли производящие готовую  экспортоориентированную продукцию, увеличит приток иностранной валюты в страну.

      2. Зарубежный капитал и инвестиции  увеличивают поступления в местные  бюджеты. Иностранный инвестор, как  правило, принимает на работу  местных граждан и выплачивает  им  заработную плату, налоги от которой поступают в бюджеты. Кроме этого, возникновение новой покупательной способности в обществе порождает спрос на новые товары и услуги. Следовательно, иностранный инвестор как непосредственным, так и косвенным образом создает богатство и благосостояние в стране размещения инвестиций.

      3. Зарубежные инвестиции повышают  научно-технический потенциал страны путем внедрения передовых технологий, управленческого опыта.

      4. В условиях ограниченности внутренних  источников международный капитал  способен дать импульс реструктуризации  экономики, преодолению научно-технического  отставания, расширению инновационной  деятельности, созданию рыночной  инфраструктуры.

      5. Импорт зарубежного капитала  способствует созданию новых  рабочих мест в национальной  экономике. Если те люди, которых  инвестор принял на работу, до  этого работы не имели, то  он, тем самым, создает непосредственную  экономию для государства в  плане выплат по социальному  обеспечению.  Кроме того, условия  новой работы потребуют от  персонала переобучения и приобретения  новых умений и навыков. Развитие  управленческих ( в сфере маркетинга, финансового управления, информационной технологии) и технических навыков способствует повышению качества местной рабочей силы.

      6. Иностранные инвестиции позволяют  ускорить процесс адаптации отечественных  предприятий к мировым требованиям  рыночных финансово-экономических  отношений.

      7. Привносимые иностранными инвесторами  передовые управленческие и технические  знания и умения из различных  источников и культур развиваются  на качественно новом уровне. В этом заключается мультипликативный  эффект от использования передового  управленческого опыта, технологий  и знаний.

      8. Зарубежный капитал позволяет  повысить экспорт и конкурентоспособность,  ускорить процесс выхода отечественных  предприятий на мировой рынок.

      9. Иностранные инвестиции создают  основы для привлечения новых  отраслей промышленности и их  дальнейшего развития. Новое промышленное  направление, созданное зарубежными  инвестициями в регионе, может  стать решающим фактором и  толчком в развитии новых отраслей. Кроме того инвестор, удовлетворенный  результатами своих инвестиций, непременно сообщит другим об  этом . Мнение такого инвестора, уже действующего на данном рынке, часто оказывается наиболее авторитетным и убедительным для нового иностранного инвестора.

      Нередко бывает и так, что инвестиционный проект зарубежного инвестора становится основой для развития смежных  производств и отраслей. Например, если страна или регион могут привлечь транснациональную компанию-производителя  микросхем, то можно считать с  большей долей вероятности, что  такая фундаментальная отрасль  станет базой для новых отраслей, связанных с производством вычислительной техники и разработкой программного обеспечения.

      10. Иностранный капитал и инвестиции  содействуют интеграции страны  или региона в мировую экономику.  Инвестиционный проект в стране или регионе обусловит необходимость создания системы рабочих взаимоотношений между инвестором и его местными партнерами. Обе стороны инвестиционного проекта заинтересованы в том,  чтобы более глубоко понять социальные и экономические условия тех или иных регионов. В конечном счете формируется более широкая перспектива и понимание глобальных экономических процессов и тенденций.

      11. Зарубежный капитал и инвестиции  сокращают затраты на социальные  нужды. Создание дополнительных  рабочих мест снижает уровень  безработицы и, следовательно,  приводит к экономии выплат  пособий по безработице. Иностранные  компании часто берут на себя  и другие затраты на социальные  нужды, включая здравоохранение.  В свою очередь, создание рабочих  мест, сокращение безработицы косвенно  влияют и на уменьшение других социальных болезней общества, таких как психические заболевания, преступность.

      12. Привлечение иностранного капитала  и инвестиций может содействовать  развитию отсталых и депрессивных  районов. 

       13. Увеличение государственных доходов  в результате инвестиций способствует  общему социально-экономическому  росту страны, повышению качества  жизни граждан, созданию новых  возможностей обеспечения занятости  и т. д.

      Таким образом, зарубежный (международный) капитал  привносит в экономику принимающей (инвестируемой) страны как  экономический, так и социальный эффекты в  виде создания дополнительных рабочих  мест, внедрения новых технических  и управленческих знаний, умений и  технологий в обществе. Иностранный  капитал в этом смысле содействует  интеграции страны или региона в  мировую экономику, сокращает затраты  на социальные нужды.

      Исходной  методологической проблемой в процессе изучения теории       иностранного капитала и инвестиций является определение         форм привлечения международного капитала.

      Казахстанский Комитет по использованию иностранного капитала разработал классификацию, согласно которой приток иностранного капитала осуществляется по трем каналам: официальная  помощь развитию, экспортные кредиты  и предпринимательский капитал (Рис.2).

      В приведенной схеме отчетливо  видна часто встречающаяся в  литературе методологическая и терминологическая  путаница понятий "капитал" и "инвестиция". Последний, как мы уже отмечали выше, является процессом деятельности (инвестирования), в то время как капитал- источник этого инвестирования. 

 

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА 

      2.1. Принципы и проблемы  инвестиционной политики 

      В основе политики привлечения и использования  иностранного капитала и инвестиций лежат базовые принципы, выполнение которых может осуществляться в  разных формах в увязке с особенностями, конкретными экономическими условиями  и задачами страны. Рассмотрим эти  принципы.

      1.Принцип  экономической безопасности. Для привлечения и использования международных государственных и банковских кредитов (внешнего заимствования) данный принцип означает, что следует иметь в виду такие параметры экономической безопасности, как влияние их на увеличение внешнего долга и увеличения отрицательного сальдо.

      2.Принцип  реализации инвестиционных  целей государства. Иностранные инвестиции должны регулироваться государством и быть направлены на решение макроэкономических задач, таких как: рост ВВП; оптимизация платежного баланса; сглаживание колебаний производства и занятости стабилизация цен и понижение инфляции; снижение дефицита государственного бюджета и др. При этом критерием целесообразности тех или иных иностранных инвестиций выступает критерий повышения конкурентоспособности экономики.

      3. Принцип этапности и приоритетности направлений использования зарубежного капитала. Развитие направлений использования иностранного капитала и инвестиций подчиняется общим задачам развития экономики от ее дефицитного и кризисного состояния до уровня высокоразвитого типа. Это развитие охватывает следующие стадии:

      1) импортозамещение;

      2) экспортоориентированность;

      3) создание экономики на полной  базе наукоемких технологий.

      4. Принцип проектного  метода использования  кредитов. В целях более эффективной организации использования и контроля внешнего заимствования (международного кредита государства) государство должно разрабатывать перечень приоритетных направлений и проектов. Причем проектный метод финансирования должен лежать в основе любого кредитования.

      5. Принцип опережения  нормы внутреннего  накопления над  стоимостью кредита. Экономический эффект от использования кредита будет только в том случае, если в результате страна будет иметь большее финансовое и материальное богатство нежели стоимость кредита, которая будет возвращена кредитору в виде выплат основной суммы и процентов. В противном случае кредит будет считать принесшим убытки.

      6. Принцип предпочтения  международного предпринимательства  международному кредитованию. Более высокий риск для государственного бюджета и для экономики страны внешних заимствован в форме кредитов государства по сравнению с предпринимательской формой привлечения иностранного капитала требует обращения к кредитам лишь в крайних случаях и при наличии безукоризненного экономического обоснования прибыльного варианта использования  кредита.

      7. Принцип привлечения  кредита под проект. Данный принцип схож с четвертым принципом. Но в отличие от него он направлен не на использование, а на политику привлечения, означающего реализацию всесторонне проанализированного и радикально необходимого для ускорения роста инвестиционного проекта. К сожалению процесс привлечения превратился во многих странах СНГ в самоцель. Вначале привлекаются средства и затем начинается усиленный подбор проектов кредитную линию. Такой порядок превращает процесс привлечения в хаотический и беспорядочный, не имеющий четкой концептуальной основы и механизма. Кредит должен привлекаться под про но не проект подбираться под кредит.

      8. Принцип конкурсности при отборе проектов. Означает, что по приоритетным направлениям  должны проводиться конкурсы среди проектов.

      9. Принцип сравнительной  оценки различных  форм внешнего  заимствования. При выработке государственной политики нельзя руководствоваться принципом брать то, что предлагают. Например, очевидно, что долгосрочные кредиты более предпочтительны, нежели краткосрочные и если государство неосмотрительно наберет большие объемы краткосрочных кредитов, то оно способно попасть в сильнейшую долговую зависимость, при том, что использование этих кредитов так и останется малоэффективным.

      10. Принцип повышения  инвестиционного  климата. Странам в связи с этим принципом следует уяснить, что привлечь зарубежные инвестиции и капиталы (в том числе кредиты) на более выгодных условиях, нежели это предлагают сегодня МФО и развитые страны можно только повышая инвестиционный рейтинг.

Информация о работе Иностранные инвестиции в экономике Казахстана