Иностранные инвестиции в экономике Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 08:48, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе развития Казахстана как нового независимого государства, ориентирующегося на рыночные отношения, главным направлением экономических реформ становится выработка и реализация инвестиционной политики государства, нацеленной на обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение эффективности экономики.
Для решения этих задач, а также для обеспечения структурных преобразований экономики на основе программы действий правительства по углублению реформ и в условиях ограниченности внутренних источников финансирования исключительно важное значение приобретает привлечение иностранного капитала в экономику республики.
Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику республики является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества Казахстана с зарубежными странами.
Иностранные инвестиции окажут существенное воздействие на ход экономических преобразований - и предлагают объективно оценить возможные негативные и позитивные, последствия привлечения внешних факторов производственного развития, выработать инвестиционную политику, отвечающую интересам Казахстана, его народа, обеспечивающую преодоление кризисных явлений и достижение перспективных целей.





Содержание
Ведение
Глава 1. Инвестиционный процесс
1.1.Роль инвестиций в экономике
1.2.Преимущества и недостатки импорта инвестиций
Глава 2. Государственная инвестиционная политика
2.1. Принципы и проблемы инвестиционной политики
2.2. Инвестиционный климат
Глава 3. Привлечение и использование иностранных инвестиций
3.1. Проблемы и задачи
3.2. Механизм государственно-правового регулирования
Заключение
Использованная литература

Оглавление

Ведение
Глава 1. Инвестиционный процесс
1.1.Роль инвестиций в экономике
1.2.Преимущества и недостатки импорта инвестиций
Глава 2. Государственная инвестиционная политика
2.1. Принципы и проблемы инвестиционной политики
2.2. Инвестиционный климат
Глава 3. Привлечение и использование иностранных инвестиций
3.1. Проблемы и задачи
3.2. Механизм государственно-правового регулирования
Заключение
Использованная литература

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 92.53 Кб (Скачать)

      Целью ГКИ, как отмечается в указе, является осуществление государственной  политики по стимулированию прямых инвестиций. Согласно указу Комитет является единственным уполномоченным органом  в деле осуществления политики государства  в области прямых зарубежных инвестиций.

      В связи с этим Комитету предоставлено  право:

      - вести переговоры и подписывать  международные договоры по вопросам  инвестиционного сотрудничества  и привлечения прямых иностранных  инвестиций;

      - запрашивать и получать от  центральных и местных органов  необходимую информацию;

      - осуществлять экспертизу и участвовать  в разработке проектов нормативных  правовых актов, актов центральных  и местных органов власти в  части прямых инвестиций.

      Таким образом, принятие данного Указа  разграничило функции Комитета по иностранным  инвестициям при Министерстве финансов РК и Государственного комитета по инвестициям в части привлечения  и использования международных  предпринимательских прямых инвестиций.

      Введение  специального органа регулирования  ПИИ является неверным шагом и  ведет к негативным последствиям в деле привлечения ПИИ. Это связано  с нарушением принципа минимального прямого вмешательства государства  в данные процессы. Определенным выходом  из этой ситуации, возникшей в результате непродуманных шагов, может быть только концентрация всех тех полномочий государства, которые могут интересовать инвестора, и которые сегодня  разбросаны по различным ведомствам (например, приватизации, Госкомиссии по приватизации в нефтегазовом секторе и т.д.).

      Таким образом, в республике на сегодня  в определенной мере созданы основы государственного регулирования привлечения  и использования иностранного капитала и инвестиций. Однако действенность  такого механизма остается невысокой, что пагубно отражается на инвестиционном климате страны. 

 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Национальная  программа стимулирования отечественных  и иностранных инвестиций в экономику  республики - это звено в цепи законодательных, нормативных и  программных документов, направленных на обеспечение повышения инвестиционной активности в стране. Важность же иностранного капитала и инвестиций требует того, чтобы такая программа работала бы в унисон с Программой мер Правительства  по углублению реформы.

      Программа должна исходить из главной предпосылки: для противодействия сползанию  экономики в длительную депрессию  необходимо срочно повысить инвестиционную активность, а для этого должна быть создана политика привлечения  и использования иностранного капитала и инвестиций. При этом акцент должен быть сделан на разработку конкретных механизмов и процедур, регламентирующих инвестиционный процесс на основе внешней  помощи.

      Общая направленность Программы должна сводиться  к следующему:

      1. Улучшение инвестиционного климата  в Казахстане. Необходимым условием  для этого, выступает дальнейшее  снижение инфляции, а вслед за  ней и ставки рефинансирования  Национального Банка РК. Важнейшими  вопросами являются искоренение  коррупции в государственном  аппарате, создание устойчивого  законодательного и организационного  механизма работы с иностранными  инвесторами.

      2. Выработка и реализация мер,  направленных на резкое увеличение  объема инвестиций, в том числе:  предпочетание и активное привлечение прямых иностранных инвестиций; создание предпосылок для включения в инвестиционный процесс сбережений населения и др.

      3. Создание принципиально нового  механизма капитальных вложений  в социальную сферу, в том  числе механизма подъема индивидуального  строительства. Как неоднократно отмечал Президент республики, малое строительство должно стать тем локомотивом, который вытянет экономику республики.

      4. Повышение эффективности отечественных  и иностранных вложений капитала. Главными предпосылками для этого  могут быть, соблюдение принципов  конкурсности, открытости в использовании привлеченнных на кредитной основе средств.

      Очевидно, что на сегодня в условиях практически  полной приватизации экономики исключительная роль в проведении инвестиционной политики принадлежит регионам и местным  органам власти. Сегодня инвестиционная активность в разных регионах страны различна. Эти различия зависят от наличия или отсутствия запасов  природных ископаемых, географического  положения регионов, степени развитости инфраструктуры, самих органов власти и т.д.

      С другой стороны, регионы не должны идти по модному сегодня пути создания всевозможных местных фондов, как  грибы растущих под самыми различными наименованиями ("поддержки предпринимательства", "поддержки инвестиций" и т.д.). Как показывают наблюдения и анализ, чаще всего они решают узкогрупповые  задачи, сами фонды невелики и, следовательно, их распределение сопровождается коррупцией и, таким образом, они превращаются в элементарную кормушку для чиновников. Кроме того, власть никогда не должна выполнять распределительной финансовой функции, ибо это противоречит ее назначению, ведет к срастанию  власти и бизнеса.

      Почему  же местные органы власти определяют сегодня инвестиционную политику?

      Это связано с тем, что регионам, на наш взгляд, сегодня необходимо работать в двух направлениях:

      1) активизации среднего  и малого бизнеса  и 2) активизации  использования денежных  средств населения  в инвестиционных  процессах. Но, как известно, именно эти направления определяют в нормальной экономике инвестиционную ситуацию: во всем мире практически вся экономика и занятость (на 80-90%) строятся на малом и среднем бизнесе, а денежные накопления населения являются первейшим источником инвестиций. Таким образом, не Правительство, а именно области должны играть все большую роль в придании экономике инвестиционного импульса.

      Что же следует предпринимать сегодня  в этих направлениях регионам?

      Конечно, малый и средний секторы экономики в традиционной рыночной экономике должны меньше всего быть связанными с государственным контролем или регулированием, - они должны функционировать в режиме высокой конкуренции и мобильности.

      Однако  сегодняшнее их состояние столь  плачевное, что без поддержки  государства и региональных органов  власти не обойтись. Но поддержки такой  до сего дня нет и в помине, -посмотрите на так называемые центры малого бизнеса в областях, - кроме одного старого "Жигуленка" и допотопного компьютера большинство из них ничего не имеют.

      Основная  проблема в развитии среднего и малого бизнеса  - нехватка в достаточной  мере средств. Но рассчитывать им при  этом на новые денежные источники  будет неверным. Есть масса различных  способов содействия инвестиционным процессам  в этой области, которые должны дать лишь толчок их развитию. Не останавливаясь на них подробно, мы бы хотели отметить такую роль регионов, как выступление  их совместно с государством гарантами  в инвестиционных внешних займах для малого и среднего бизнеса.

      Что касается включения денежных накоплений в инвестиционные процессы, необходимо отметить, что сейчас уже много проектов в этой области, но все они "грешат" одним недостатком - в них не учитывается то, что этот процесс должен происходить на региональном, местном уровне. И если по разным оценкам размеры накоплений населения сегодня оцениваются в 2-3 млрд. долл. можно представить ответственность, которая лежит на местных органах власти за неиспользование этого инвестиционного потенциала. Сегодня та программа строительства жилья, о которой говорил Президент Н. А. Назарбаев, как о локомотиве экономики, должна решаться через использование именно этого источника.

      Для развития заложенных в конкурс идей государственно-коммерческого финансирования проекта необходимо воспользоваться  российским опытом по использованию  механизмов сертификации проектов и  государственных гарантий инвесторам.

      Опыт  России подтвердил, что проведение сертификации резко повышает их доверие  к проектам. Она позволит создать  конкуренцию капиталов на инвестиционном рынке и будет способствовать снижению ставки процента коммерческого  кредита, что в конечном счете обеспечит повышение эффективности инвестиций.

      В реализации Программы важное место  занимают создание и совершенствование  законодательной и нормативной  базы в инвестиционной сфере, проведение необходимых организационных мероприятий.

      Это прежде всего:

      - стабильность финансового, валютного  и налогового законодательства  тарифного и нетарифного регулирования  инвестиций;

      - заблаговременное информирование  предпринимателей о намечаемых  изменениях правовых норм;

      - отработка процедур и механизмов, защищающих инвесторов от неправомерных  действий органов управления.

      что следует ужесточить порядок вывоза капитала за рубеж, контроль за ценовыми манипуляциями в виде занижения  экспортных и завышения импортных .

      В ближайшие годы следует сформировать в стране оптимальный уровень  налогов, тарифов и льгот, сопоставимый с условиями инвестирования, сложившимися на рынках инвестиционных капиталов.

      Следует внести дополнения и изменения в  законодательные и нормативные  акты, регулирующие отношения налогоплательщика  с налоговыми органами, установить порядок рассмотрения апелляций  для защиты налогоплательщика, усовершенствовать  механизм, регламентирующий процессуальные отношения при налоговых проверках, поскольку современная практика регулирования приводит к спорам об обоснованности и предметах санкций  со стороны налоговых органов. Для  этого следует, наконец, решить окончательно вопрос о придании независимости  налоговой службе.

      Сохраняет актуальность проблема страховой защиты имущественных интересов отечественных  и иностранных инвесторов в Казахстане. Следует определить общие принципы страхования инвестиций: перечень страховых  случаев невозврата целевых средств в зависимости от причин, повлекших за собой невозможность их возврата, при наступлении которых возникает обязанность страховщика по возмещению инвестору нанесенного его интересам ущерба; размеры страхового взноса; порядок заключения страховых договоров.

      В ближайшее время следует особое внимание обратить на развитие рынка  ценных бумаг, без которого дальнейшее развитие инвестиционного процесса невозможно. Как показывает анализ, инвестиции в большинстве хозяйствующих  субъектов могли бы значительно  оживиться, если бы они (не акционеры) активно  работали на фондовом рынке.

      Процесс привлечения иностранного капитала в условиях, когда значительная часть  отечественных предприятий приватизирована, неизбежно будет идти преимущественно  путем продажи иностранному инвестору  акций акционерных обществ, владеющих  предприятиями. Поэтому создание вторичного рынка ценных бумаг - актуальнейшая  проблема.

      Необходимо  предусмотреть дальнейшую дифференциацию импортного тарифа, и, в частности, ставок пошлин на машины и оборудование. Необходимо значительно облегчить импорт тех  машин, которые не производятся в  Казахстане, но которые способствуют быстрому научно-техническому росту  экономики. Одновременно следует проводить  умеренно протекционистскую политику в отношении тех отраслей отечественного машиностроения, которые могут обновить производственный потенциал казахстанской  промышленности.

      Необходимо  принятие мер по снижению трансакционных издержек инвесторов, то есть не относящихся к прямым затратам на реализацию конкретных проектов.

      В этих целях следует:

      - развивать информационную инфраструктуру  инвестиционного рынка (консалтинг, институт проектного финансирования  и т.д.);

      - обеспечить безопасность инвесторов  от криминальной среды, установить  порядок определения размеров  причиняемого ущерба, в том числе  за счет недобросовестной конкуренции.

 

       Использованная литература 

      
  1. Оспанов М.Т., Мухамбетов Т.И. Инвестиционный капитал и инвестиции: вопросы теории, практики привлечения и использования. – Алматы, 1997
  2. Мамыров Н.К., Ихданов Ж. Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана. –Алматы, 1998
  3. Жапбасова А. Государственная поддержка прямых инвестиций в Республике Казахстан. \\ Вестник КазГУ. Серия экономическая. –1998, №11
  4. Достияров М. Иностранные инвестиции в Республике Казахстан: анализ форм и необходимость привлечения на современном этапе. \\ Вестник КазГУ. Серия экономическая. –1998, №10
  5. Инвестиционный климат Казахстана: состояние и перспективы развития. \\ Аль-Пари- 1999, № 4-5
  6. Смешанное общество: мировой опыт и Казахстан. – Алматы, 1998

Информация о работе Иностранные инвестиции в экономике Казахстана