Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 08:36, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение государственного финансирования инвестиционных проектов, а также применение государственного финансирования на практике в Российской Федерации и Республике Башкортостан.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд следующих задач:
- рассмотреть понятие, содержание и виды источников финансирования инвестиционных проектов;
-рассмотреть государственную финансовую поддержку высокоэффективных инвестиционных проектов;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ 5
1.1.Понятие и содержание инвестиционного проекта 5
1.2.Источники финансирования инвестиционных проектов 8
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ 13
2.1.Финансовая поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов 13
2.2. Финансирование в рамках целевых программ 15
2.3.Финансирование проектов в рамках государственных внешних заимствований 16
2.4. Возвратный и безвозвратный характер финансирования, смешанное финансирование 17
ГЛАВА 3. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН 21
3.1.Применение государственного финансирования инвестиций в Российской Федерации 21
3.2.Применение государственного финансирования инвестиций в Республике Башкортостан 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
Развитие получила и фармакология. ОАО «Фармстандарт-Уфимский витаминный завод» запущен в эксплуатацию новый участок по производству лиофилизированных препаратов мощностью 100 тыс. упаковок в год препарата «Фосфоглив» и 100 тыс. упаковок в год препарата гормона роста «Растан». Расширен ассортимент выпускаемых витаминных препаратов.
Продолжено динамичное развитие филиала «Иммунопрепарат» ФГУП «НПО «Микроген». Он занял одно из лидирующих мест среди производителей противоэпидемических средств. Учеными филиала проведена большая работа по созданию эффективных безвредных препаратов на базе сырья животного и растительного происхождения. Среди новых разработок филиала - препараты, защищенные патентами и не имеющие аналогов в мире, и другие лекарственные средства. В 2003 г. введен в действие цех в соответствии с условиями GMP по производству и розливу инфузионных растворов, пользующихся наибольшим спросом в практической медицине.
Республика приняла участие в отборе региональных инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет Инвестиционного фонда РФ. В число 19 региональных проектов, одобренных на заседании Правительственной комиссии по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение, вошел Региональный инвестиционный проект «Строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры города Уфы Республики Башкортостан».
В настоящее время на территории Республики Башкортостан реализуется порядка 76 проектов республиканского значения с общей суммой привлекаемых инвестиций около 600 млрд руб., а также готовится к осуществлению большое количество инвестиционных проектов, рассчитанных до 2014 г., на сумму около 1 трлн руб. За счет новых производств в республике планируется создать до 55 тыс. рабочих мест.
В республике достаточно активно применяются лизинговые схемы финансирования приобретения оборудования, транспортных средств и др. Так, в 2008 г. на условиях финансового лизинга приобретено 26% машин и оборудования, что на 5% больше предыдущего года. Использование лизинга как одной из форм инвестирования в условиях ограниченности финансовых ресурсов имеет широкую перспективу в решении проблем технического перевооружения производства. [14,c.30]
Реализуется Закон «О развитии лизинговой деятельности в Республике Башкортостан», согласно которому лицам, осуществляющим инвестиционную деятельность в виде лизинга, предоставляются государственные гарантии.
Для развития малого и среднего бизнеса в республике внедрены и реализуются программы субсидирования лизинговых платежей по договорам лизинга субъектов малого предпринимательства. Создан лизинговый фонд для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства основных средств на условиях лизинга объемом 66 млн. руб.
Лизинг является основным способом государственной поддержки в приобретении новой сельскохозяйственной техники с использованием бюджетных средств.
Поставки сельхозтехники по федеральному лизингу производятся с 1994 г. В 1997 г. получил развитие республиканский лизинг. На лизинговой основе в Башкортостан всего поставлено 8435 единиц техники и оборудования на сумму 3,5 млрд руб., из них за счет средств бюджета республики - 4899 единиц техники на 2,1 млрд руб. По республиканскому лизингу только за 2007-2008 гг. приобретено 800 единиц сельскохозяйственной техники на сумму 620 млн руб., что в 5 раз больше ассигнований предыдущих лет.
В 2008 г. впервые выделены бюджетные средства в размере 200 млн руб. на закупку 230 тракторов семейства «Беларусь» и сельскохозяйственных машин для агрегатирования с ними с последующей передачей на основе финансового лизинга гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство. В 2009 г. из республиканского бюджета было выделено 210 млн руб. на приобретение 350 единиц техники для уборки и заготовки кормов и 100 млн руб. - на приобретение охладителей молока в количестве 100 единиц, молоковозов и доильных залов с последующей передачей организациям агропромышленного комплекса на условиях лизинга.
Данная форма государственной помощи позволяет значительно повысить технический уровень находящихся в эксплуатации изношенных и морально устаревших машин.
Несмотря на значительные объемы и позитивную динамику инвестиций в основной капитал, интенсивность обновления основных фондов еще недостаточна. В этой сфере еще немало нерешенных проблем. Так, по данным обследования предприятий республики, среди основных факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность, названы:
-недостаток собственных финансовых средств (74%);
-высокий процент коммерческого кредита (36%);
-неопределенность экономической ситуации в стране (36%);
-инвестиционные риски (29%);
-сложный механизм получения кредитов (27%).
Все эти обстоятельства обусловливают необходимость дальнейшего совершенствования процесса привлечения инвестиций.
В целях активизации инвестиционной деятельности и формирования эффективной инвестиционной политики постановлением Правительства республики утверждена Концепция инвестопроводящей системы на период до 2015 г., определившая приоритетные задачи развития инвестиционной инфраструктуры, инвестиционной среды и механизмов организации межведомственного взаимодействия.
Принят План действий по развитию частно-государственного партнерства в республике на 2008-2010 гг. Целью вышеуказанного Плана действий является не только повышение уровня инвестиционной привлекательности, но и более эффективное взаимодействие с бизнес-сообществом по привлечению частного капитала для развития экономической и социальной сферы. При этом государство остается активным участником процесса путем предоставления бизнесу транспортно-инженерной, энергетической инфраструктуры, разведанных месторождений, земельных участков и т.д.
Предприятиям и организациям, реализующим инвестиционные проекты на территории республики, ежегодно вручаются Премии Президента Республики Башкортостан «За эффективную инвестиционную деятельность».
С каждым годом все больший объем финансовых инвестиционных ресурсов привлекается в кредитно-финансовых учреждениях, путем государственных заимствований на внешнем и внутреннем рынках, а также выпуска корпоративных облигаций.[14,c.30]
Успешно внедряются предлагаемые Правительством РФ инструменты стимулирования инвестиционной деятельности. Действуют технопарки и бизнес-инкубаторы. Созданы Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере.
Республика принимает активное участие в реализации федеральных целевых программ. В настоящее время финансируются мероприятия 14 федеральных целевых программ. Кроме того, действуют 99 республиканских программ, в том числе 48 целевых. Финансирование программ осуществляется за счет средств бюджета республики, федерального бюджета и местных бюджетов, а также за счет внебюджетных источников.
Нынешний этап развития инвестиционной деятельности требует создания межрегионального, межотраслевого и межведомственного интегратора, который, с одной стороны, обеспечит информационными ресурсами по инвестиционным проектам и инструментам их реализации, а с другой - будет способствовать взаимодействию регионов с федеральными структурами.
В настоящее время работа всех органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях нацелена на нивелирование возможных последствий мирового финансово-экономического кризиса.
Следует подчеркнуть, что своевременно проведенные диверсификация и модернизация экономики, ввод в действие новых производств и освоение современных технологий, грамотное управление собственностью и ресурсами в период десятилетия экономического подъема создали надежный запас прочности, который позволяет нам с меньшими потерями, чем в других регионах страны, преодолевать кризис.
Башкортостан относится к группе регионов, имеющих лучшие значения макроэкономических показателей по Приволжскому округу и стране в целом. По результатам исследований журнала «Финанс», проведенных в июле 2009 г., по степени негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса на экономику субъектов РФ наша республика вошла в число 25 регионов, наименее пострадавших от кризиса. [14,c.31]
Вместе с тем обвал цен на внешнем и внутреннем рынках, усиление в связи с этим конкуренции на внутрироссийском рынке, сокращение объемов банковского кредитования и инвестиционное сжатие оказали существенное влияние на экономику республики. В текущем году инвестиционный поток заметно сократился. Так, за 1-е полугодие в экономику республики вложено 55,6 млрд руб., что на 18,2% ниже соответствующего периода прошлого года.
Руководством республики принимаются все возможные меры по преодолению кризисных явлений. С октября 2008 г. запущена система еженедельного мониторинга развития важнейших процессов в экономике республики. Работает Правительственная комиссия по поддержке и стабилизации экономики и финансовой системы. Реализуется Комплексная программа антикризисных мер на 2009-2010 гг. Общий объем средств на реализацию намеченных мероприятий составит 155 млрд руб.
Осуществляется поддержка ключевых экономических сфер: промышленность, сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, строительство, малый бизнес и ряд других отраслей, где занято наибольшее количество работников. [14,c.32]
В условиях осложнения кредитования принят комплекс мер по поддержке ликвидности и устойчивости кредитных организаций и увеличению ими кредитования предприятий. Для этого применены механизмы государственного гарантийного обеспечения с активами стоимостью 17,6 млрд руб., а также партнерских соглашений с ведущими кредитными организациями страны и др.
В целях поддержки предприятий и организаций осуществлена реструктуризация предоставленных бюджетных кредитов, объем которых составил 9,5 млрд руб. Реализуются дополнительные меры по стимулированию спроса и получению государственных заказов на производимую продукцию. Ряд крупных промышленных предприятий вошли в общероссийский перечень системообразующих организаций, которым может быть оказана поддержка за счет федеральных средств. Оказывается помощь по диверсификации производства и освоению новых рынков сбыта.
В условиях кризиса приобретают особую актуальность вопросы обеспечения продовольственной безопасности республики, стабильности на внутреннем рынке продовольствия. Объем государственной поддержки по Республиканской программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в 2008 г. составил почти 16 млрд руб., а на 01.09.2009 - 8,5 млрд руб.
Особая роль отводится малому и среднему бизнесу, реализации его значительного потенциала для увеличения количества рабочих мест, расширения налоговой базы, выпуска импортозамещающей и экспортоориентированной продукции. В рамках Республиканской программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства на 2009 г. из федерального и республиканского бюджетов выделено 1,5 млрд руб. Они пойдут на поддержку начальной стадии бизнеса, на поручительства для получения кредитных средств, микрофинансирование, предоставление основных средств на условиях лизинга, субсидирование ранее понесенных затрат субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры. [14,c.33]
В 2009 г. выполняется комплекс долгосрочных, взаимоувязанных мер, направленных на повышение благосостояния народа, нормализацию ситуации на рынке труда, оказание государственной поддержки наиболее нуждающимся категориям населения. В результате сохранена положительная динамика основных социальных показателей.
Продолжается планомерная работа по сокращению просроченной задолженности по заработной плате.
Принята Республиканская программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда, предусматривающая создание новых рабочих мест, расширение сферы общественных работ, организацию стажировки и трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.
Несмотря на объективные трудности, сохранены и принимаются новые социальные обязательства в отношении нуждающихся категорий населения. Повышены размеры ежемесячного пособия отдельным категориям многодетных семей, пособия по уходу за ребенком-инвалидом. С этого года выдаются жилищные сертификаты многодетным семьям, имеющим 5 и более несовершеннолетних детей, совместно проживающим с родителями.
Выполняются в полном объеме все гарантии по государственной поддержке федеральных и региональных льготников - ветеранов войны и труда, тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий. Не ослабляется внимание к вопросам дальнейшего развития медицинского обслуживания, образования и науки, культуры и спорта.[14,c.34]
Таким образом, в настоящее время в Республике Башкортостан активно применяется государственное финансирование. Активно разрабатываются и внедряются целевые программы, направленные на сохранение экономического потенциала республики, создание прочной основы для устойчивого развития, безусловное обеспечение обязательств, касающихся уровня и качества жизни населения.
Таким образом, из всего вышесказанного можно заключить.
Инвестиционный проект - это обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).
Информация о работе Государственное финансирование инвестиционных проектов