Государственное финансирование инвестиционных проектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 08:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение государственного финансирования инвестиционных проектов, а также применение государственного финансирования на практике в Российской Федерации и Республике Башкортостан.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд следующих задач:
- рассмотреть понятие, содержание и виды источников финансирования инвестиционных проектов;
-рассмотреть государственную финансовую поддержку высокоэффективных инвестиционных проектов;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ 5
1.1.Понятие и содержание инвестиционного проекта 5
1.2.Источники финансирования инвестиционных проектов 8
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ 13
2.1.Финансовая поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов 13
2.2. Финансирование в рамках целевых программ 15
2.3.Финансирование проектов в рамках государственных внешних заимствований 16
2.4. Возвратный и безвозвратный характер финансирования, смешанное финансирование 17
ГЛАВА 3. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН 21
3.1.Применение государственного финансирования инвестиций в Российской Федерации 21
3.2.Применение государственного финансирования инвестиций в Республике Башкортостан 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46

Файлы: 1 файл

гогсударственное финансирование инвестиционных проектов.doc

— 266.00 Кб (Скачать)

-аренда имущества;

-лизинг;

-инвестиционный налоговый кредит.

Инвестиционная политика государства в настоящее вре­мя направлена на снижение величины бюджетных ассигнова­ний и одновременное увеличение доли собственных средств организаций, частных инвестиций и заемных средств.

Государственное финансирование инвестиционных проектов осуществляется, прежде всего, в рамках государ­ственных и территориальных инвестиционных программ по созданию, развитию и поддержке унитарных предприятий государственной формы собственности. Данные проекты фи­нансируются Правительством РФ за счет средств федераль­ного бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Государство в лице правительства, органов государ­ственной власти субъектов РФ и местного самоуправления финансируют стройки и объекты, заказчиками-застройщи­ками которых являются негосударственные коммерческие организации, при условии реализации таких важных обще­государственных задач, как поддержка приоритетных на­правлений развития экономики страны, экономическое раз­витие территорий, создание рабочих мест в трудоизбыточ­ных районах и т. д.[8, c. 123]

Внебюджетные источники финансирования, при­влекаемые для реализации инвестиционных проектов и це­левых комплексных программ, могут быть получены за счет:

-фондов по поддержке малого предпринимательства;

-пенсионных фондов, в том числе негосударственных;

-страховых фондов;

-других фондов;

-отчислений от прибыли организаций;

-целевых кредитов банков под государственные гарантии;

-средств инвестиционных компаний;

-иностранных инвестиций.

Внебюджетные источники финансирования имеют опре­деленные особенности.

Государство может с помощью внебюджетных средств:

—  вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность
организаций;

—  поддерживать различные формы предпринимательства и инновационных проектов;

—  осуществлять функции контроля за использованием
внебюджетных средств.

Финансирование инвестиционных проектов и целевых комплексных программ осуществляется целевым выделением средств через государственного заказчика, который являет­ся ответственным за выполнение определенных работ.

Формирование системы самофинансирования осуще­ствляется, в основном, за счет прибыли и амортизационных отчислений. Собственные накопления организации дополня­ются кредитными источниками и эмиссией ценных бумаг.

Банковский кредит представляет собой ссуду в де­нежной или товарной форме на условиях возврата с уплатой процентов по предварительной договоренности.

Инвестиции также могут предоставляться в виде аренды. Аренда представляет собой имущественный наем. Она стро­ится на срочном возмездном договоре о пользовании имуще­ственным комплексом (здания, сооружения, оборудование, земля, природные ресурсы и другое имущество). Например, аренда производственного участка — это взятие этого учас­тка во владение и пользование на определенный срок и за определенную плату. В данном случае участок выступает в качестве товара.

Лизинг — это предпринимательская деятельность, направленная на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору фи­нансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обя­зуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во время использования для предпринимательских целей.[7, c.106]

Инвестиционный налоговый кредит представляет
собой такое изменение срока уплаты налога, в соответствии с Налоговым кодексом РФ, при котором организациям предо­ставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начислен­ных процентов. Он предоставляется по налогу на прибыль (до­ход) организации, а также по региональным и местным нало­гам на срок 1-5 лет

Таким образом, источники финансирования инвестиционных проектов отличаются большим разнообразием, однако наибольшее внимание привлекают инвестиционные проекты, которые финансируются за счет государственных средств, т.к. они отличаются наибольшей надежностью и значимостью.

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

 

2.1.Финансовая поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов

 

Одной из форм государственного финансирования инвестиций является финансовая поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов. Данная форма государственного финансирования осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Принципиально новой особенностью инвестиционной политики государства последнего времени является переход от распределения бюджетных ассигнований на капитальные вложения между отраслями к избирательному частичному финансированию конкретных инвестиционных проектов на конкурсной основе.[13, c.37]

Основные требования к инвестиционным проектам предусматривают, что:

-  право на участие в конкурсе на получение государственной поддержки имеют инвестиционные проекты, связанные в первую очередь с развитием «точек роста» экономики, по которым инвестор вкладывает не менее 20 % собственных средств (акционерный капитал, прибыль, амортизационные отчисления), необходимых для реализации проекта;

-  срок окупаемости указанных проектов не должен превышать, как правило, двух лет;

-  государственная поддержка реализации прошедших конкурс отбор проектов может осуществляться:

а) за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе, либо на условиях закрепления в государственной собственности части собственности акций, создаваемых акционерных обществ;

б) путем предоставления государственных гарантий по возмещению части вложенных инвестором финансовых ресурсов в случае срыва выполнения инвестиционного проекта не по вине инвестора;

-   инвестиционные проекты представляются на конкурс в Министерстве экономического развития и торговли РФ и должны иметь бизнес-план, а также заключения государственной экологической экспертизы, государственной ведомственной и независимой экспертизы.

Предоставляемые на конкурс инвестиционные проекты классифицируются по категориям:

категория А – проекты, обеспечивающие производство продукции, не имеющей зарубежных аналогов, при условии защищенности ее отечественными патентами или аналогичными зарубежными документами; категория Б – проекты обеспечивающие производство экспортных  товаров не сырьевых отраслей, имеющих спрос на внешнем рынке, на уровне лучших мировых образцов;

категория В - проекты, обеспечивающие производство импортозамещающей продукции с более низким уровнем цен;

категория Г – проекты, обеспечивающие производство продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке.

Решения об оказании государственной поддержки принимается Комиссией по инвестиционным конкурсам при Министерстве экономического развития и торговли РФ. Размер государственной поддержки устанавливается в зависимости от категории проекта и не может превышать соответственно 50, 40, 30 и 20 % заемных средств.

Затем уже это решение направляется в Министверство Финансов РФ, где его предусматривают в проекте федерального бюджета на следующий финансовый год.[5, с.131]

После этого инвестор выбирает форму оказания поддержки предоставление средств на возвратной основе, на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, либо в форме предоставления государственных гарантий.

 

2.2. Финансирование в рамках целевых программ

 

Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, являются эффективным инструментом финансирования инвестиционных проектов.

Утвержденные целевые программы могут осуществляться за счет:

-    средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ;

-    внебюджетных средств (взносы участников реализации программ;

- целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программ;

- кредиты банков, средства фондов и общественных объединений, заинтересованных в реализации программ и другие поступления);

- специальных фондов, специально создаваемых для осуществления целевых программ.[12,c.11]

Источниками специальных фондов являются:

- прибыль, остающаяся в распоряжении  предприятий и организаций;

-средства бюджетов субъектов РФ, средства внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти;

-  средства иностранных инвесторов - иностранные инвесторы могут финансировать целевые программы на основе долевого участия. Привлечение иностранного капитала к реализации программных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством об иностранных инвестициях;

- кредитов - источником финансирования целевых программ могут являться инвестиционные и конверсионные кредиты, а также целевые кредиты

банков под государственные кредиты. Оформление и предоставление государственных гарантий на выдачу кредита   осуществляет Минфин РФ.[12,c.14]

Государственные гарантии выдаются коммерческим банкам под конкретные объекты программных мероприятий.

 

2.3.Финансирование проектов в рамках государственных внешних заимствований

 

Одной из форм государственного финансирования инвестиций является финансирование проектов в рамках государственных внешних заимствований.

Государственным внешними заимствованиями РФ являются привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства РФ как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками.

Государственные внешние заимствования России формируют ее государственный внешний долг.

Особую роль играет Пенсионный фонд России, где аккумулируются огромные свободные денежные средства для финансирования инвестиций в реальный сектор экономики.[11, c.75]

8 сентября 2003 г. принято постановление Правительства N 560 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию ответственности специализированного депозитария и управляющих компаний, их структуры и порядка их применения при определении размера страховой премии по договору обязательного страхования ответственности», которое утверждает страховой тариф по обязательному страхованию ответственности специализированного депозитария перед Пенсионным фондом Российской Федерации и управляющими компаниями за нарушение соответствующего договора об оказании услуг специализированного депозитария для срока страхования 1 год - в размере 1 процента от страховой суммы и страховой тариф по обязательному страхованию ответственности управляющих компаний перед Пенсионным фондом  за нарушение договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений для срока страхования 1 год  -  в размере 1 процента от страховой суммы. [2]

Это укрепило правовую базу обеспечения финансирования и снижения риска неплатежей, дало возможность для  более крупного долгосрочного финансирования.[11,c.77]

 

2.4. Возвратный и безвозвратный характер финансирования, смешанное финансирование

 

Государственная поддержка инвестиционных проектов может носить как возвратный, так и безвозвратный характер финансирования.

На возвратной основе средства из федерального бюдже­та предприятиям и организациям-застройщикам для капиталь­ного строительства выделяются Министерством финансов РФ в пределах сумм кредитов, выделяемых Центральным бан­ком РФ, в установленном действующим законодательством порядке.

Предприятия и организации-застройщики для полу­чения необходимых сумм обращаются в финансовые органы и другие органы управления соответствующих министерств и ведомств с необходимыми обоснованиями эффективности инвестиционных проектов, их реализуемости и возможности возврата получаемых кредитов. [16,c.15]

После рассмотрения и про­должительного решения заявок предприятия и организации-заемщики заключают с Министерством финансов РФ или соответствующим органом государственной власти (органом местного самоуправления) кредитные договоры, согласно которым заемщикам на их расчетные счета в соответствую­щие обслуживающие банки через территориальные государ­ственные казначейства перечисляются необходимые средства.

Принципиальное отличие государственного финансиро­вания инвестиционных проектов на возвратной основе от бан­ковского кредитования состоит в льготном получении выде­ляемых средств. Процентная ставка за пользование государ­ственным кредитом существенно ниже процентной ставки за пользование банковским кредитом.

Информация о работе Государственное финансирование инвестиционных проектов