Финансы организаций жилищно-коммунального хозяйства: проблемы реформирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 12:50, реферат

Краткое описание

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных отраслей народного хозяйства Российской Федерации, охватывающей многоотраслевой производственно-технический комплекс, потребность в продукции которого практически не ограничена.
Система ЖКХ представлена жилыми, общественными зданиями, эксплуатационными, ремонтно-строительными, транспортными, энергетическими и другими предприятиями, составляющими сложную социально-экономическую систему, от результативности, функционирования которой зависит развитие городских объектов и состояние среды обитания жителей города.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Проблемы развития ЖКХ региона………………………………….…...5
1.1 На примере Челябинской области………………………………….…...5
2. Финансовое состояние организаций ЖКХ……………………….…….11
3. Источники финансирования организаций ЖКХ. Реформа ЖКХ и ее влияние на улучшение состояния ЖКХ…………………………….….12
3.1. Цены и тарифы…………………………………………………….…….14
3.2. Доходы населения, инфляция и тарифы на коммунальные услуги.…19
Заключение………………………………………..……………………………...24
Список использованной литературы…………………………………..……….27

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 110.00 Кб (Скачать)

     Недофинансирование  жилищно-коммунальной сферы обуславливает  и отсутствие интереса в создании товариществ собственников жилья, что в еще большей степени снижает перспективы развития конкуренции.

     Невыполнение  бюджетных обязательств и отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов  обуславливают непривлекательность  жилищно-коммунального комплекса для частных инвестиций.

     Все это говорит о наличии системного кризиса в регионах и в отрасли, в целом, и о межотраслевом  характере возникших проблем, для  решения которых, а также для  обеспечения перехода к новой  модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса в условиях рыночной экономики необходимо использование программно-целевого метода.

 

2.Финансовое состояние организаций ЖКХ

 

     В 2007–2009гг. количество убыточных предприятий ЖКХ медленно уменьшалось, однако финансовое состояние отрасли в целом осталось неудовлетворительным. Суммарная задолженность организаций ЖКХ в эти годы продолжала расти.

     Анализ  состояния основных фондов и финансового  обеспечения организаций ЖКХ  свидетельствует о недостаточности  объемов финансирования и их неэффективном использовании. Кроме того, иностранный капитал не идет в ЖКХ, поскольку организации в этой сфере малорентабельны и убыточны. Кроме того, ЖКХ характеризуется большой затратностью, значительными материальными потерями, низкой зарплатой и отсутствием увеличения прибыли. 

 

      3.Источники финансирования организаций ЖКХ. Реформа ЖКХ и её влияние на улучшение состояния ЖКХ

     Рыночная  экономика охватывает целый ряд  отраслей, особое место среди которых  занимает ЖКХ. Рынок жилья и коммунальных услуг открывает возможности для свободного перелива капиталов, притока финансовых ресурсов в отрасль. Одновременно функционирование рынка жилья создает заинтересованность работников в результатах своего труда. Рыночные принципы хозяйствования осуществляются в рамках начавшейся жилищно-коммунальной реформы.

     Финансовые  отношения предприятий жилищно-коммунального  комплекса не соответствуют требованиям  рыночной экономики. Их состав и, главное, структура должны быть усовершенствованы  с учетом развития финансово-кредитных отношений в отраслях, где предприятия были приватизированы, а экономические реформы начаты еще в 1992 г.

     Главная задача экономической реформы ЖКХ  состоит в переходе от бесплатного  или почти бесплатного предоставления жилья и коммунальных услуг к оплачиваемому населением, с учетом его качества.

     Выполнение  этой задачи началось с 1997 г. в условиях снижения реального уровня жизни  населения, сложившейся привычки людей  к бесплатному предоставлению жилья  и низкой, в пределах 4%, оплаты населением коммунальных услуг. На начальном этапе реформы наблюдались коренное изменение жилищного законодательства, изменение структуры жилищного фонда и предприятий отрасли по формам собственности, переход на договорные отношения собственников жилищного фонда и предприятий ЖКХ, совершенствование финансовых отношений в отрасли. Повышение размера оплаты жилья и коммунальных услуг сочеталось с одновременным применением мер социальной защиты населения в виде предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, антимонопольного регулирования и развития конкуренции в сфере жилищно-коммунального обслуживания.

     Основными источниками финансирования организаций  ЖКК России являются:

     – платежи коммерческих предприятий, пользующихся услугами ЖКХ;

     – платежи бюджетных организаций – потребителей коммунальных услуг;

     – платежи граждан – потребителей коммунальных услуг;

     – дотации федерального бюджета;

     – дотации региональных бюджетов.

     До  реформы (1991г.) платежи населения на содержание ЖКХ составляли 4%, платежи предприятий и организаций – 20%, остальными финансовыми источниками предприятий жилищно-коммунального комплекса были бюджетные, т. е. государственные, финансы. Таким образом, за потребляемые населением жилищно-коммунальные услуги расплачивалось государство.

     Причинами того, что фактические платежи населения оказались значительно ниже эксплуатационных издержек, стали:

     – экономическая политика советской  власти;

     – низкая платежеспособность работающего  населения России;

     – наличие 43 категорий граждан, пользовавшихся льготами по оплате жилья и коммунальных услуг в государственном и муниципальном жилищном фонде;

     – отсутствие должного контроля за установлением  цен и тарифов для населения  по различным видам коммунальных услуг.

     За  период реформы ЖКХ структура  источников финансирования предприятий отрасли изменилась, в конце 2006 г. платежи населения в составе финансов ЖКХ составили 80%. Однако проблемы оптимизации состава и структуры финансов ЖКХ пока не решены, а реформирование финансовых взаимоотношений в отрасли должно быть продолжено.

     Предприятия ЖКХ по-прежнему остаются одним из крупнейших бюджетополучателей. Во многих городах и муниципальных образованиях эти расходы составляют до 40% от бюджетов. Преобразования жилищно-коммунальной отрасли – важнейшая составляющая всего комплекса проводимых государственных реформ. Трудно назвать еще одну отрасль, где так тесно переплелись финансовые, технические, социальные, политические аспекты, непосредственно затрагивающие интересы каждого жителя. Анализ актуальности широкого круга вопросов реформирования ЖКХ, таких как состояние жилищного фонда, обновление производственно-технической базы предприятий коммунального хозяйства, экономия теплоэнергоресурсов, обеспечение должного уровня качества жилищно-коммунальных услуг и приемлемых расценок на них в соответствии с уровнем доходов населения, свидетельствует о том, что все они являются первоочередными и требуют комплексного подхода к своему решению. Несмотря на произошедшие в 2004–2006 гг. при поддержке федерального центра положительные изменения на местах, в целом положение дел в отрасли нельзя признать удовлетворительным. Нарастает комплекс нерешенных финансовых проблем, основными из которых являются зависимость производителей жилищно-коммунальных услуг от бюджетных дотаций; значительный объем недофинансирования отрасли и прочие. Увеличивается подлежащий сносу ветхий и аварийный жилищный фонд (4% от общей площади жилищного фонда в России); износ основных фондов предприятий жилищно-коммунального хозяйства составляет около 70%. Наблюдаются значительные потери энергоресурсов (в тепловых сетях свыше 30%).

     3.1Цены и тарифы

 

     ЖКХ – одна из наиболее затратных отраслей экономики, где крайне расточительно  расходуются и потребляются вода, тепловая и электрическая энергия, другие материальные ресурсы.

     Издержки  предприятий, производящих коммунальные услуги, не покрываются установленными нормами и тарифами. Между тем  ценовая политика в жилищно-коммунальной сфере представляет собой регулирующий механизм между производителями, потребителями  услуг и муниципальным бюджетом, который обеспечивает дотирование наиболее затратных статей отрасли.

     Основу  эффективной ценовой политики должен составить комплекс мер, стимулирующих  производителей к снижению непроизводительных расходов и потерь, а потребителей – к рациональному использованию коммунальных услуг.

     Оплата  коммунальных услуг в настоящее  время производится по тарифам. Норматив по оплате (тариф) определяется себестоимостью услуги и установленной рентабельностью. Общие тенденции формирования этих показателей подчинены корпоративным интересам производителя. Тариф оплаты услуг устанавливают и утверждают органы местного самоуправления в зависимости от климатической зоны, национальных традиций, сложившейся культуры водопользования, санитарно-гигиенических требований, наличия энергетических и водных ресурсов, производственных мощностей и ряда других факторов.

     Сложившаяся нормативная система оплаты не позволяет  учитывать реально понесенные производителем затраты, объемы фактического потребления и уровень потерь продукта в процессе его получения и доставки. Характерной особенностью коммунальных систем является существенное расхождение между объемами подачи продукта в систему, объемами его потребления и фактическими объемами оплаты услуг водопровода и канализации, тепло- и электроснабжения.

     Производитель не контролирует объемы фактического потребления и не может предъявлять  счета за сверхнормативное использование  своих услуг, а потребитель, не зная баланса по фактической подаче и фактическому потреблению, не может отказаться от оплаты сверхнормативных непроизводительных потерь и выделить объемы продукта действительно подлежащие включению в состав себестоимости и тариф. Следовательно, все потери коммунальных услуг оплачивает потребитель.

     Все это свидетельствует о несовершенстве существующей процедуры ценообразования. Не вызывает сомнений, что эффективный  анализ процессов нормирования и  тарифообразования в ЖКХ должен быть основан на соотношении сложившегося уровня издержек производителей и уровня потребления конкретного вида продукции.

     Проблема  ценообразования в ЖКХ вызвана  несовершенством существующей нормативной  базы на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ и на местах.

     Система тарифного регулирования должна обеспечивать выполнение производственной и инвестиционной программ предприятия, утверждаемых на очередной период тарифного регулирования, в т. ч.:

     – стимулировать предприятия ЖКХ  к снижению издержек, повышению качества оказываемых услуг;

     – способствовать привлечению инвестиций в предприятия ЖКХ;

     – обеспечивать формирование необходимого объема финансовых ресурсов для предприятий  ЖКХ;

     – учитывать формирование конкурентных отношений в ряде подотраслей  ЖКХ;

     – создавать механизмы снижения политизированности процесса установления тарифов на коммунальные услуги.

     Процесс формирования тарифов на коммунальные услуги должен заключаться в поиске компромисса между техническими задачами и финансовыми потребностями  поставщиков услуг и платежеспособным спросом потребителей.

     Основой определения тарифов на жилищно-коммунальные услуги служит Методика планирования, учета и калькулирования себестоимости  услуг жилищно-коммунального хозяйства, разработанная в целях обеспечения  единства состава и классификации  затрат, методов их учета, исчисления себестоимости в организациях различных видов деятельности ЖКХ.

     Методика  разработана в соответствии с  Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утв. постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552; изменениями и дополнениями к этому Положению, утв. постановлением Правительства РФ от 01.07.95 № 661; другими нормативными актами.

     Методика  предназначена для организаций  различных видов деятельности ЖКХ: эксплуатации жилищного фонда, водоснабжения  и водоотведения (с очисткой стоков), теплоснабжения, электроснабжения, санитарной очистки городов, гостиничного, банного, прачечного хозяйств и прочих видов услуг с учетом специфики производства и реализации услуг в каждом из них.

     Объектами калькулирования себестоимости  являются услуги по каждому виду деятельности ЖКХ.

     Планирование  себестоимости – один из основных этапов формирования экономически обоснованных тарифов.

     Планирование  затрат необходимо как для предприятий  ЖКХ – естественных (технических) монополистов, так и для организаций, получающих право на заключение договора в результате конкурса. Во втором случае плановая себестоимость закладывается в тариф, являющийся стартовым при проведении конкурса.

Информация о работе Финансы организаций жилищно-коммунального хозяйства: проблемы реформирования