Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 12:50, реферат
Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных отраслей народного хозяйства Российской Федерации, охватывающей многоотраслевой производственно-технический комплекс, потребность в продукции которого практически не ограничена.
Система ЖКХ представлена жилыми, общественными зданиями, эксплуатационными, ремонтно-строительными, транспортными, энергетическими и другими предприятиями, составляющими сложную социально-экономическую систему, от результативности, функционирования которой зависит развитие городских объектов и состояние среды обитания жителей города.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Проблемы развития ЖКХ региона………………………………….…...5
1.1 На примере Челябинской области………………………………….…...5
2. Финансовое состояние организаций ЖКХ……………………….…….11
3. Источники финансирования организаций ЖКХ. Реформа ЖКХ и ее влияние на улучшение состояния ЖКХ…………………………….….12
3.1. Цены и тарифы…………………………………………………….…….14
3.2. Доходы населения, инфляция и тарифы на коммунальные услуги.…19
Заключение………………………………………..……………………………...24
Список использованной литературы…………………………………..……….27
Недофинансирование жилищно-коммунальной сферы обуславливает и отсутствие интереса в создании товариществ собственников жилья, что в еще большей степени снижает перспективы развития конкуренции.
Невыполнение
бюджетных обязательств и отсутствие
эффективных и прозрачных процедур
формирования и изменения тарифов
обуславливают
Все
это говорит о наличии
В 2007–2009гг. количество убыточных предприятий ЖКХ медленно уменьшалось, однако финансовое состояние отрасли в целом осталось неудовлетворительным. Суммарная задолженность организаций ЖКХ в эти годы продолжала расти.
Анализ
состояния основных фондов и финансового
обеспечения организаций ЖКХ
свидетельствует о
3.Источники финансирования организаций ЖКХ. Реформа ЖКХ и её влияние на улучшение состояния ЖКХ
Рыночная экономика охватывает целый ряд отраслей, особое место среди которых занимает ЖКХ. Рынок жилья и коммунальных услуг открывает возможности для свободного перелива капиталов, притока финансовых ресурсов в отрасль. Одновременно функционирование рынка жилья создает заинтересованность работников в результатах своего труда. Рыночные принципы хозяйствования осуществляются в рамках начавшейся жилищно-коммунальной реформы.
Финансовые
отношения предприятий жилищно-
Главная
задача экономической реформы ЖКХ
состоит в переходе от бесплатного
или почти бесплатного
Выполнение этой задачи началось с 1997 г. в условиях снижения реального уровня жизни населения, сложившейся привычки людей к бесплатному предоставлению жилья и низкой, в пределах 4%, оплаты населением коммунальных услуг. На начальном этапе реформы наблюдались коренное изменение жилищного законодательства, изменение структуры жилищного фонда и предприятий отрасли по формам собственности, переход на договорные отношения собственников жилищного фонда и предприятий ЖКХ, совершенствование финансовых отношений в отрасли. Повышение размера оплаты жилья и коммунальных услуг сочеталось с одновременным применением мер социальной защиты населения в виде предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, антимонопольного регулирования и развития конкуренции в сфере жилищно-коммунального обслуживания.
Основными источниками финансирования организаций ЖКК России являются:
– платежи коммерческих предприятий, пользующихся услугами ЖКХ;
– платежи бюджетных организаций – потребителей коммунальных услуг;
– платежи граждан – потребителей коммунальных услуг;
– дотации федерального бюджета;
– дотации региональных бюджетов.
До реформы (1991г.) платежи населения на содержание ЖКХ составляли 4%, платежи предприятий и организаций – 20%, остальными финансовыми источниками предприятий жилищно-коммунального комплекса были бюджетные, т. е. государственные, финансы. Таким образом, за потребляемые населением жилищно-коммунальные услуги расплачивалось государство.
Причинами того, что фактические платежи населения оказались значительно ниже эксплуатационных издержек, стали:
– экономическая политика советской власти;
– низкая платежеспособность работающего населения России;
– наличие 43 категорий граждан, пользовавшихся льготами по оплате жилья и коммунальных услуг в государственном и муниципальном жилищном фонде;
– отсутствие должного контроля за установлением цен и тарифов для населения по различным видам коммунальных услуг.
За период реформы ЖКХ структура источников финансирования предприятий отрасли изменилась, в конце 2006 г. платежи населения в составе финансов ЖКХ составили 80%. Однако проблемы оптимизации состава и структуры финансов ЖКХ пока не решены, а реформирование финансовых взаимоотношений в отрасли должно быть продолжено.
Предприятия
ЖКХ по-прежнему остаются одним из
крупнейших бюджетополучателей. Во многих
городах и муниципальных
ЖКХ – одна из наиболее затратных отраслей экономики, где крайне расточительно расходуются и потребляются вода, тепловая и электрическая энергия, другие материальные ресурсы.
Издержки предприятий, производящих коммунальные услуги, не покрываются установленными нормами и тарифами. Между тем ценовая политика в жилищно-коммунальной сфере представляет собой регулирующий механизм между производителями, потребителями услуг и муниципальным бюджетом, который обеспечивает дотирование наиболее затратных статей отрасли.
Основу эффективной ценовой политики должен составить комплекс мер, стимулирующих производителей к снижению непроизводительных расходов и потерь, а потребителей – к рациональному использованию коммунальных услуг.
Оплата коммунальных услуг в настоящее время производится по тарифам. Норматив по оплате (тариф) определяется себестоимостью услуги и установленной рентабельностью. Общие тенденции формирования этих показателей подчинены корпоративным интересам производителя. Тариф оплаты услуг устанавливают и утверждают органы местного самоуправления в зависимости от климатической зоны, национальных традиций, сложившейся культуры водопользования, санитарно-гигиенических требований, наличия энергетических и водных ресурсов, производственных мощностей и ряда других факторов.
Сложившаяся нормативная система оплаты не позволяет учитывать реально понесенные производителем затраты, объемы фактического потребления и уровень потерь продукта в процессе его получения и доставки. Характерной особенностью коммунальных систем является существенное расхождение между объемами подачи продукта в систему, объемами его потребления и фактическими объемами оплаты услуг водопровода и канализации, тепло- и электроснабжения.
Производитель не контролирует объемы фактического потребления и не может предъявлять счета за сверхнормативное использование своих услуг, а потребитель, не зная баланса по фактической подаче и фактическому потреблению, не может отказаться от оплаты сверхнормативных непроизводительных потерь и выделить объемы продукта действительно подлежащие включению в состав себестоимости и тариф. Следовательно, все потери коммунальных услуг оплачивает потребитель.
Все
это свидетельствует о
Проблема ценообразования в ЖКХ вызвана несовершенством существующей нормативной базы на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ и на местах.
Система тарифного регулирования должна обеспечивать выполнение производственной и инвестиционной программ предприятия, утверждаемых на очередной период тарифного регулирования, в т. ч.:
– стимулировать предприятия ЖКХ к снижению издержек, повышению качества оказываемых услуг;
– способствовать привлечению инвестиций в предприятия ЖКХ;
– обеспечивать формирование необходимого объема финансовых ресурсов для предприятий ЖКХ;
– учитывать формирование конкурентных отношений в ряде подотраслей ЖКХ;
– создавать механизмы снижения политизированности процесса установления тарифов на коммунальные услуги.
Процесс
формирования тарифов на коммунальные
услуги должен заключаться в поиске
компромисса между техническими
задачами и финансовыми потребностями
поставщиков услуг и
Основой
определения тарифов на жилищно-коммунальные
услуги служит Методика планирования,
учета и калькулирования
Методика разработана в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утв. постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552; изменениями и дополнениями к этому Положению, утв. постановлением Правительства РФ от 01.07.95 № 661; другими нормативными актами.
Методика предназначена для организаций различных видов деятельности ЖКХ: эксплуатации жилищного фонда, водоснабжения и водоотведения (с очисткой стоков), теплоснабжения, электроснабжения, санитарной очистки городов, гостиничного, банного, прачечного хозяйств и прочих видов услуг с учетом специфики производства и реализации услуг в каждом из них.
Объектами калькулирования себестоимости являются услуги по каждому виду деятельности ЖКХ.
Планирование себестоимости – один из основных этапов формирования экономически обоснованных тарифов.
Планирование затрат необходимо как для предприятий ЖКХ – естественных (технических) монополистов, так и для организаций, получающих право на заключение договора в результате конкурса. Во втором случае плановая себестоимость закладывается в тариф, являющийся стартовым при проведении конкурса.
Информация о работе Финансы организаций жилищно-коммунального хозяйства: проблемы реформирования