14.Экономическая
сущность налогов. Характеристика налоговой
системы.
Налоги представляют
собой обязательные платежи, взимаемые
государством (центральными и местными
органами власти) с юридических и физических
лиц в государственный
или местные бюджеты.
Они возникли с разделением
общества на классы
и появлением государства.
Без налогов не обходится ни
одно государство. Они нужны государству
для того, чтобы формировать государственный
бюджет, из которого затем финансируются
расходы на развитие хозяйства, социально-культурные
мероприятия, на содержание органов управления,
оборону страны и другие затраты. Таким
образом, «в налогах воплощено экономически
выраженное существование государства».
Налоги являются специфической
формой экономических отношений государства
с хозяйствующими субъектами, с различными
группами населения и каждым членом общества.
Эти отношения возникают в связи с перераспределением
части стоимости национального дохода
и образованием централизованного государственного
фонда финансовых ресурсов. Указанные
отношения неравноправные, односторонние.
В них государство является главным, решающим
действующим лицом, а плательщики налогов
— пассивные исполнители. Специфичность
этих отношений выражается, во-первых,
в обязательном характере налогов (представляют
часть национального дохода, принудительно
изымаемого государством у предприятий
и граждан), во-вторых, в безвозвратности
(хотя значительная часть налогов расходуется
на развитие народного хозяйства, социально-культурные
и другие общегосударственные мероприятия,
т. е. возвращаются плательщикам косвенно).
Взимание налогов производится
властью государства при наличии соответствующего
налогового законодательства, т. е. в форме
правовых отношений.
Сущность
налогов наиболее полно проявляется в
их функциях. Налоги выполняют, как и финансы,
две функции — распределительную и контрольную.
Посредством распределительной
функции осуществляется формирование
доходной части государственного бюджета,
а затем направление этих доходов на финансирование
различных мероприятий, связанных с реализацией
государством своих функций (хозяйственно-организаторской,
социальной, обороны страны и др.). В процессе
осуществления этой функции реализуется
стимулирующее или сдерживающее (дестимулирующее)
воздействие на производственную
и непроизводственную
сферу общества. Достигается это посредством
введения соответствующих ставок и разных
льгот, исключений, преференций.
Путем контрольной функции
оценивается эффективность каждого платежа
и налогового режима в целом, выявляется
необходимость внесения изменений в налоговую
систему и бюджетно-налоговую политику.
Контрольная функция налогов проявляется
лишь в условиях действия распределительной
функции. Таким образом, обе функции налогов
находятся в тесной взаимосвязи и единстве,
в конечном счете они
определяют эффективность
налоговых отношений.
Сегодня налоги классифицируют
по многим признакам: методам установления,
органам власти, в распоряжение которых
они поступают; видам плательщиков и др.
По методу установления налоги
подразделяются на прямые
и косвенные. Прямые
налоги — это налоги
на отдельные объекты
имущества (земля, природные
ресурсы и др.) или на
доходы отдельных лиц (физических
и юридических), которые
уменьшают сумму доходов
плательщика. К косвенным
налогам относятся платежи,
включаемые в цену товара
и увеличивающие ее
размеры, а в конечном
итоге уменьшающие доходы
плательщиков. Они выражают
прежде всего фискальные
интересы государства.
В последние годы наиболее
распространенными
видами косвенных налогов
в республике были налоги
с оборота, с продажи,
на топливо, на добавленную
стоимость, акцизы, таможенные
пошлины.
В зависимости от органов
власти, в распоряжение которых поступают
те или иные налоги, различают общегосударственные,
или федеральные, и местные налоги и сборы.
К общегосударственным (федеральным)
относятся налоги и
сборы, имеющие в основном
фискальное значение,
поступающие в бюджет
центрального (федерального)
правительства. Они
устанавливаются специальными
декретами центральной
законодательной власти.
К местным налогам относятся налоги и
сборы, устанавливаемые решениями местных
органов власти и зачисляемые в местные
бюджеты.
Общегосударственные налоги
(это прежде всего налог
на добавленную стоимость
и акцизы) могут использоваться
и для сбалансирования
местных бюджетов в
виде отчислений, в этом
случае они относятся
к регулирующим доходам.
В зависимости от вида плательщиков
налоги подразделяются на налоги с хозяйствующих
субъектов (предприятий, объединений,
организаций) и налоги с физических лиц.
Если принять все налоги, поступающие
в доход бюджета Республики Беларусь,
за 100 %, то на долю налогов с первой группы
плательщиков в 1992—1996 гг. приходилось
более 90 %, а на долю налогов с физических
лиц — менее 10 %.
С понятием «налоги» тесно
связано понятие «налоговая система».
Налоговая система представляет собой
со-вокупность налогов,
взимаемых в государстве,
а также форм и методов
их построения.
До 1992 г., т. е. до распада СССР,
в стране действовала налоговая система,
которая больше соответствовала командно-административной
системе управления экономикой, жесткому
государственному регулированию цен.
Одним из главных доходных источников
бюджета являлся налог с оборота, который
был ориентирован на применение фиксированных
розничных и оптовых цен и их государственное
регулирование. В связи с приобретением
Республикой Беларусь экономической и
политической самостоятельности, а также
распадом СССР возникла необходимость
создания собственной налоговой системы,
учитывающей настоятельную потребность
экономики в переходе к рыночным отношениям.
Рядом законов, принятых Верховным Советом
Республики Беларусь в 1992— 1996 гг., в республике
установлена новая налоговая система,
включающая следующие виды общегосударственных
налогов и сборов:
а) налог на добавленную стоимость (НДС);
б) акцизы;
в) налог на прибыль и доходы;
г) налог за пользование природными
ресурсами (экологический налог);
д) налог на недвижимость;
е) таможенные экспортные и импортные
пошлины;
ж) земельный налог (плата за землю);
з) сбор за проезд
автотранспортных средств
по автомобильным дорогам
общего пользования
Республики Беларусь;
и) Чрезвычайный налог для ликвидации
последствий катастрофы на Чернобыльской
АЭС; к) государственная пошлина;
л) подоходный налог с граждан.
Налог на добавленную
стоимость используется более чем в 40
странах мира, в том числе в 17 странах ЕЭС.
Преимущества этого налога состоят в том,
что он, во-первых, взимается с широкого
круга плательщиков по месту создания
новой стоимости; во-вторых, отличается
относительной простотой исчисления (при
наличии правильного учета) как для плательщиков,
так и для финансовых органов и, в-третьих,
обеспечивает надежной и устойчивой базой
формирования доходов бюджета государства
независимо от изменения цен, финансового
состояния плательщика, уровня инфляции.
Он является в настоящее время одним из
важнейших источников доходов бюджета
Республики Беларусь. В 1992—1996 гг. удельный
вес этого платежа в общей сумме доходов
бюджета республики составил 26—37 %.
Особенностью
этого налога является то, что объектом
обложения служит не вся выручка от реализации,
а только добавленная стоимость, в которую
включаются заработная плата (со всеми
начислениями на нее), прибыль и амортизация
основных фондов1. Включение последнего
элемента, по мнению многих экономистов, противоречит канонам
экономической теории, а поэтому со временем
возможны изменения в методике исчисления
добавленной стоимости.
Крупным источником доходов
бюджета является налог на прибыль. В 1992—1996
гг. удельный вес этого налога составлял
26—31 % всех доходов бюджета Республики
Беларусь.
Налог
на прибыль используется государством
не только в фискальных целях, но и в качестве
важнейшего финансового рычага воздействия
на повышение эффективности производства,
улучшение материально-технического оснащения
предприятий. Достигается это в основном
путем установления соответствующих налоговых
ставок, а также широкой системы льгот.
Монопольное
положение отдельных производителей и
потому чрезмерно высокий уровень их доходов
потребовали ввести такую форму доходов
(наряду с налогом на добавленную стоимость),
как акцизы. Они устанавливаются на отдельные
виды товаров, имеющих высокую рентабельность
по причинам, не зависящим от работы предприятий
(спирт, коньяк, мех и др.). Акцизы относятся
к числу косвенных налогов. Удельный вес
их в доходах бюджета Республики Беларусь
составлял в 1992— 1996 гг. 9—20 %.
Важнейшим элементом национального
богатства государства являются основные
производственные и непроизводственные
фонды, стоимость которых с каждым годом
увеличивается. От того, как они используются,
во многом зависят экономические показатели
каждого предприятия. С целью экономического
стимулирования улучшения использования
данных фондов введен налог на недвижимость.
Этот налог несет и социальную нагрузку:
чем богаче предприятие, тем больше оно
должно вносить средств в бюджет на общегосударственные
нужды.
Значительное место в доходах
бюджета Республики Беларусь занимает
Чрезвычайный налог для ликвидации последствий
катастрофы на Чернобыльской АЭС. Это
специфический налог, плательщиками которого
являются все предприятия, объединения
и хозяйственные организации (за небольшим
исключением). Основное назначение этого
налога — покрытие тех огромных расходов,
которые несет республика на осуществление
комплекса мероприятий, связанных с ликвидацией
последствий на Чернобыльской АЭС. Исчисляется
он не от прибыли, а от фонда оплаты труда.
К числу платежей, вносимых
предприятиями в бюджет, относятся также
плата за землю и налог за пользование
природными ресурсами. Назначение этих
налогов в том, чтобы экономически стимулировать
более эффективное использование земель
и природных ресурсов, мобилизовать средства
в бюджет для целевого финансирования
мероприятий по землеустройству, повышения
качества земель и их охраны, а также на
социальное развитие села.
В условиях перехода к рыночным
отношениям важное значение имеет введение
таких платежей, как таможенные экспортные
и импортные пошлины. Таможенные пошлины
представляют собой налоги, взимаемые
государством с провозимых через национальную
границу товаров. Основная цель введения
указанных пошлин — экономическая защита
внутреннего рынка.
Одним из
источников поступления доходов в бюджет
является государственная пошлина, которую
уплачивают предприятия и граждане с заявлений
и жалоб, подаваемых в суд, за нотариальные
действия, совершаемые нотариальными
конторами и исполнительными органами
городских, поселковых и сельских Советов
депутатов и т. п. Удельный вес государственной
пошлины в доходах бюджета Республики
Беларусь относительно невелик (менее
1 %).
Основное место в системе налогообложения
физических лиц занимает подоходный налог
с граждан. За счет этого налога формируется
решающая часть местных бюджетов. В целом
удельный вес подоходного налога с граждан
в доходах бюджета Республики Беларусь
составлял в 1992—1996 гг. около 7—10 %. В условиях
дальнейшего расширения рыночных отношений
в республике создаются предпосылки для
дальнейшего роста личных доходов граждан.
Это позволяет государству все в больших
абсолютных суммах изымать у населения
в виде подоходного налога часть их доходов
с тем, чтобы затем использовать эти средства
на финансирование многочисленных социальных
программ. Поэтому говорить об отмене
этого налога, как предлагают некоторые
экономисты, преждевременно. Подоходный
налог с физических лиц функционирует
во всех развитых рыночных странах и является
одним из важных доходных источников бюджета.
34. Понятие Внешнеэкономическая
деятельность организации. Внешнеторговый
контракт.
Внешнеэкономическая
деятельность – это обособленная сфера
деятельности предприятий, основой которой
выступает экспортное производство в
рамках единого технологического процесса
создания и реализации продукции. ВЭД
осуществляется на уровне производственных
структур (фирм, организаций, предприятий,
объединений) с полной самостоятельностью
в выборе внешнего рынка и иностранного
партнера, номенклатуры и ассортиментных
позиций товара для экспортно-импортной
сделки, в определении цены и стоимости
контракта, объема и сроков поставки и
является частью их производственно-коммерческой
деятельности как с внутренними, так и
с зарубежными партнерами. ВЭД относится
к рыночной сфере, базируется на критериях
предпринимательской деятельности и структурной
связи с производством, отличается правовой
автономностью, экономической, а также
юридической независимостью от каких-либо
отраслевых ведомств и министерств.
Сущность ВЭД в том, что она строится на принципе коммерческого
расчета на основе хозяйственной и финансовой
самостоятельности и самоокупаемости
с учетом собственных валютно-финансовых
и материально-технических возможностей.
Особое значение имеет принцип валютной самоокупаемости,
которая обеспечивается за счет валютных
поступлений от экспортных продаж на внешнем
рынке. Сосредоточенные на текущем валютном
счете, они образуют валютный фонд участника
ВЭД.
Участник ВЭД может открыть валютный
счет в любой иностранной валюте или сразу
в нескольких валютах, так называемый
мультивалютный счет и конверсионный.
Открытие валютного счета в нескольких
видах позволяет избежать конверсии валюты
из одной в другую и дополнительных расходов,
которые сопровождают процесс обменных
операций. Курсовые разницы, связанные
с пересчетом валют (в случае конверсии)
относятся на валютный счет предприятия.
Валютные средства могут храниться и
на депозитных счетах. По вкладам на депозитных
счетах начисляются проценты в счет увеличения
размеров валютных средств, и имеются
преимущества на пользование банковским
кредитом и инновационным финансированием.
Размер начисленных процентов принимается
либо на основе договора между уполномоченным
банком и его клиентом, либо базируется
на ставках соответствующего периода,
действующих на дату принятия валютных
средств на международном межбанковском
рынке по типам валют.
В момент открытия валютного счета участнику
ВЭД открывается сразу два вида счета:
транзитный и текущий, которые ведутся
параллельно. Валютная выручка, поступающая
от экспорта товаров (работ, услуг), зачисляется
сначала на транзитный счет, а затем, после
обязательной продажи на внутреннем валютном
рынке, остаток ее перечисляется на текущий
валютный счет участника ВЭД. Валюта же,
полученная от операций на внутреннем
валютном рынке, зачисляется непосредственно
на текущий валютный счет.
Источниками валютных поступлений на
внутреннем валютном рынке России являются
валютная выручка, полученная от продажи
товаров (работ, услуг) по безналичному
расчету или за наличную валюту, а также
по чекам, кредитным и дебетным карточкам;
валюта, купленная на валютной бирже и
в банке; валютные пожертвования и др.
На текущие валютные счета участников
ВЭД в уполномоченных банках без ограничения
могут зачисляться поступления в наличной
валюте в виде неиспользованного остатка
ранее полученной ими наличной валюты.
На валютные средства, имеющиеся на транзитном
счете, проценты не начисляются. На валютные
средства, хранящиеся на текущих валютных
счетах, банки начисляют и выплачивают
проценты только по тем валютам, по которым
они имеют доходы от их размещения на международном
валютном рынке.
Внешнеторговый
договор (контракт) представляет собой
договор между резидентом и нерезидентом
Республики Беларусь (т.е. стороной, которая
отслонится к другому государству), предусматривающий
возмездную передачу товаров, охраняемой
информации, исключительных прав на результаты
интеллектуальной деятельности, выполнение
работ, оказание услуг.
Существуют
различные виды внешнеторговых договоров
(контрактов):
договор купли-продажи
(поставки) товаров;