Финансы организаций жилищно-коммунального хозяйства: проблемы реформирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 12:50, реферат

Краткое описание

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных отраслей народного хозяйства Российской Федерации, охватывающей многоотраслевой производственно-технический комплекс, потребность в продукции которого практически не ограничена.
Система ЖКХ представлена жилыми, общественными зданиями, эксплуатационными, ремонтно-строительными, транспортными, энергетическими и другими предприятиями, составляющими сложную социально-экономическую систему, от результативности, функционирования которой зависит развитие городских объектов и состояние среды обитания жителей города.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Проблемы развития ЖКХ региона………………………………….…...5
1.1 На примере Челябинской области………………………………….…...5
2. Финансовое состояние организаций ЖКХ……………………….…….11
3. Источники финансирования организаций ЖКХ. Реформа ЖКХ и ее влияние на улучшение состояния ЖКХ…………………………….….12
3.1. Цены и тарифы…………………………………………………….…….14
3.2. Доходы населения, инфляция и тарифы на коммунальные услуги.…19
Заключение………………………………………..……………………………...24
Список использованной литературы…………………………………..……….27

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 110.00 Кб (Скачать)

               Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Проблемы развития ЖКХ региона………………………………….…...5
  2. 1.1 На примере Челябинской области………………………………….…...5
  3. Финансовое состояние организаций ЖКХ……………………….…….11
  4. Источники финансирования организаций ЖКХ. Реформа ЖКХ и ее влияние на улучшение состояния ЖКХ…………………………….….12
  5. 3.1. Цены и тарифы…………………………………………………….…….14
  6. 3.2. Доходы населения, инфляция и тарифы на коммунальные услуги.…19

Заключение………………………………………..……………………………...24

Список  использованной литературы…………………………………..……….27 
 

 

                                      Введение 

     Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных отраслей народного хозяйства Российской Федерации, охватывающей многоотраслевой  производственно-технический комплекс, потребность в продукции которого практически не ограничена.

     Система ЖКХ представлена жилыми, общественными  зданиями, эксплуатационными, ремонтно-строительными, транспортными, энергетическими и  другими предприятиями, составляющими  сложную социально-экономическую систему, от результативности, функционирования которой зависит развитие городских объектов и состояние среды обитания жителей города.

     ЖКХ города - это самостоятельная сфера  в системе народного хозяйства, основной целью функционирования которой  является удовлетворение потребностей населения и предприятий в услугах, обеспечивающих нормальные условия жизни и работы.

     Экономику городского хозяйства зачастую отождествляют  в ЖКХ, тем самым, подчеркивая  первостепенность для местных властей  задач обеспечения населения теплом, водой, электричеством перед другими вопросами. Эта важнейшая сфера, накопленная множеством проблем, представляет собой благодарное поле для инноваций и применения специального экономического инструментария.

     Жилищно-коммунальное хозяйство сегодня – это по данным федеральной статистики 2004 г. элементами национального богатства (без учета стоимости земли, недр и лесов) являются: основные фонды (36 669 млрд. руб.), материальные оборотные средства (3042 млрд. руб.) и домашнее имущество (4866 млрд. руб.), что составляет, соответственно, 82, 7 и 11% от итога. Таким образом, основным элементом национального богатства в стране являются основные фонды, включая незавершенное строительство.

     Основные  фонды жилищного хозяйства составили 7274 млрд. руб., коммунального хозяйства – 1164 млрд. руб., всего – 8438 млрд. руб., что равно 23,0% их стоимости в России. Следовательно, основные фонды ЖКХ – это почти четвертая часть экономического потенциала страны.

     Коэффициенты  обновления основных фондов низкие: в  жилищном хозяйстве – 2,6%; в коммунальном хозяйстве – 0,9%; коэффициенты выбытия, соответственно, – 0,5 и 0,3%.

     По  данным 2009г. среднемесячная численность работников ЖКХ – 3,0 млн. человек. Среднемесячная заработная плата в 2005г. по отношению к среднероссийскому уровню составляла 87%. В 2009г. уровень заработной платы в этой сфере экономики приблизился к среднероссийскому (результат повышения тарифов на услуги ЖКХ). 

 

      1.Проблемы развития ЖКХ региона 

     Проблемы  регионального коммунального всегда обостряются с приходом холодов. Зима 2008–2009гг. во многих регионах страны выдалась довольно холодная, с обильными снегопадами и ураганными ветрами.

     Наиболее  сложная ситуация сложилась в  традиционно проблемных регионах –  Корякском АО, на Камчатке, в Магаданской области, Приморском крае, Челябинской области.В середине осени 10 субъектов федерации были занесены в так называемый "красный список", в них было завезено менее 60% требуемого топлива. Ситуация усугубляется еще и аховым положением в энергетических системах - процент физического износа электрических сетей и трансформаторного хозяйства в регионах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока превышает 70%.

     Если  взять Омск и омскую область, то ситуация следующая главная проблема –  это очистные сооружения омского  Водоканала. Проблемы, с которыми сталкивается "Водоканал", характерны для всей отрасли ЖКХ - это старение фондов, отставание в развитии инженерных коммуникаций, несбалансированная тарифная политика. Плюс ко всему, Иртыш - река трансгенная. На ее берегах расположены крупные промышленные предприятия. Причем не только на территории России, но и в сопредельных государствах, влиять на хозяйственную деятельность которых практически нет возможности. Единственный выход в подобной ситуации - строительство современных очистных сооружений и модернизация уже имеющихся.

     1.1 Челябинская область

 

     В Законодательном собрании Челябинской  области прошло совещании по тарифам  ЖКХ и подписано знаковое соглашение. Руководители управляющих компаний и жилищно-коммунальных структур Южного Урала вместе с главами муниципальных образований поставили свои подписи под документом, который позволит повысить качество обслуживания населения.

     1 марта был подписан документ  о соглашении сотрудничества  по вопросам ЖКХ, по инициативе  депутатов партии «Единая Россия» между правительством Челябинской области, Законодательным собранием и Единым тарифным органом. Его цель: сдерживать тарифы, повысить качество услуг в данной сфере. Теперь поставили подписи главы муниципалитетов, руководители управляющих и жилищно-коммунальных организаций.

     Председатель  Законодательного собрания Челябинской  области, секретарь регионального  политического совета партии «ЕР» Владимир Мякуш отмечает: «В нашей области  много проблем, но самый живой  интерес всегда вызывает ЖКХ, так как тарифы и качество коммунальных услуг волнуют всех. Все прекрасно знают, что реальные доходы населения невысоки, а именно они должны опережать рост тарифов. На сегодняшний день в Челябинской области сделано все, чтобы не допустить повышения тарифов больше чем на 15 процентов. Но проблемы ЖКХ не исчерпываются тарифами. Задача, стоящая перед нами, шире – взять все проблемные вопросы под контроль партии «Единая Россия», чтобы жители получали качественные услуги».

     Теперь, подписав данное соглашение, представители жилищно-коммунальных компаний, администраций городов и районов области берут на себя ответственность и обязательства по улучшению обслуживания жителей в сфере ЖКХ и дают согласие, что будут оперативно реагировать на просьбы и жалобы жильцов. Это, во-первых, приведет к повышению качества обслуживания населения. Во-вторых, в рамках соглашения все жилищные компании должны будут разработать планы модернизации своих предприятий, что тоже немаловажно.

     Всего на Южном Урале насчитывается  более тысячи УК и аналогичных структур. Девяносто процентов из них откликнулись на предложение депутатов ЗСО из фракции «ЕР» и готовы поставить свои подписи под документом. Около двадцати руководителей это уже сделали, остальные присоединятся к соглашению в течение месяца.

     Платежи населения Челябинской области в 2011 году по сравнению с 2010 годом за услуги жилищно-коммунального хозяйства выросли на 16% - до 3,5 тысячи рублей за стандартную квартиру площадью 54 квадратных метра, сообщил в понедельник председатель комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" Сергей Образцов.

     "В  2011 году рост тарифов на природный газ составил 15%, тепловую энергию - 16,5%, водоснабжение и водоотведение - 20%, электроэнергию - 10%, в итоге совокупный рост платежей населения за коммунальные услуги в области составит 16%. Так, совокупный платеж за стандартную квартиру (54 квадратных метра с тремя проживающими) составит в среднем 3,5 тысячи рублей, в том числе в Челябинске - 2,75 тысячи рублей, в Златоусте - 2,8 тысячи рублей, Копейске - 3,7 тысячи рублей", - рассказал он на пресс-конференции.

     По  словам Образцова, в настоящее время  существует поручение правительства  РФ, согласно которому рост платежей населения  в 2011 году за услуги ЖКХ не должен превысить 15%.

     "В  Челябинской области из 316 муниципальных образований в 39 рост превысил 15%. Там, где есть превышение, гражданам предусматривается выделение субсидий. В областном бюджете на выделение субсидий в 2011 году предусмотрено 600 миллионов рублей", - уточнил он.

     До 2011 года, в регионе действует система, по которой жилищные субсидии получают малообеспеченные граждане, с нового года все жители, у которых рост платежей за ЖКХ превысил 15% по сравнению с 2010 годом, имеют право на субсидию, добавил Образцов, уточнив, что постановление областного правительства, где будет прописан порядок обращения по вопросу выделения субсидий, появится в ближайшее время.

Он отметил, что основными факторами, которые  повлияли на изменение тарифов, стали  увеличение цены газа на 15%, переход  ОАО "МРСК-Урала" в соответствии с графиком с 1 января 2011 года на так называемое рабочее регулирование.

     "Это  означает, что в тарифы закладывается  инвестиционная составляющая: если  раньше из-за кризиса инвестсоставляющую  исключали, то теперь порядка  1 миллиарда рублей заложено в тарифы", - сказал Образцов.

     Каждый  год, когда появляется информация о  повышении тарифов, Единый тарифный орган региона получает шквал  недовольных писем от жителей.

"В  этот период у нас открывается "горячая линия", отвечаем на 700 тысяч вопросов. Но тем не менее тарифы должны быть экономически обоснованными и покрывать расходы организаций, иначе они разорятся. В этом году приняты соцмеры по росту платежей, но экономически обоснованные тарифы мы обязаны устанавливать", - сказал Образцов. 

     Основными причинами сложившегося на сегодняшний день тяжелого положения с кредиторской задолженностью в жилищно-коммунальном хозяйстве являются:

     · многолетнее занижение муниципальными образованиями уровня платежей граждан  в совокупности с их бюджетной  неплатежеспособностью, выразившееся в несоответствии установленных показателей уровня платежей граждан по отношению к уровню затрат на содержание и ремонт жилья и инженерной инфраструктуры и установленного областного уровня при формировании бюджетных средств;

     · секвестирование и невозмещение до сегодняшнего дня бюджетных средств, запланированных жилищно-коммунальному хозяйству в 1997-1998 годах;

     · хронически возрастающие неплатежи  граждан за физически потребленные ими жилищно-коммунальные услуги в  период изменения их уровня оплаты при проведении жилищно-коммунальной реформы;

     · крайне замедленный ход установки  приборов учета теплоэнергии и воды, сдерживаемый исполнительными органами власти муниципальных образований  и учрежденными ими муниципальными предприятиями, монопольно предоставляющими коммунальные услуги, поскольку потери ресурсов (теплоэнергии и воды), связанные с крайней изношенностью и плохой теплоизоляцией инженерных сетей, как правило, списываются жилищно-коммунальными предприятиями на потребителей, а при фиксированном уровне их оплаты населением - на неплатежеспособный муниципальный бюджет;

     · несовершенство тарифной политики в  сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг и систематическое изменение  тарифов на топливно-энергетические ресурсы с последующим соответствующим изменением тарифов на коммунальные услуги в течение одного финансового года без корректировки утвержденного на этот год финансирования;

     · высокая дебиторская задолженность  за потребленные жилищно-коммунальные услуги организациями, финансируемыми из бюджетов различного уровня;

     · отсутствие в муниципальных образованиях системы договорно-экономических  взаимоотношений в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг на основе муниципального заказа в соответствии со статьями 71 и 72 Бюджетного кодекса  Российской Федерации.

     Неспособность органов местного самоуправления выполнять  свои договорные обязательства привела  к повсеместному рецидиву административного  принуждения подрядчиков в нарушении  существующего в Российской Федерации  законодательства и фактическому отходу от выполнения в полном объеме контрольных функций за производством и предоставлением населению качественных и технически и экономически обоснованных жилищно-коммунальных услуг.

     По  тем же причинам не удалось в полной мере обеспечить действенный государственный контроль качества предоставления населению жилищно-коммунальных услуг, проводимый органами государственной жилищной инспекции Свердловской области.

Информация о работе Финансы организаций жилищно-коммунального хозяйства: проблемы реформирования