Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 15:15, контрольная работа
В главе 1 дается общее представление о лизинге, история его возникновения, экономическая сущность, причины развития, преимущества и недостатки. Дается перечень нормативно-правовых документов, регулирующих лизинговую деятельность в РФ, описывается порядок заключения лизингового контракта (с образцами документов) и особенности бухгалтерского учета лизинговых операций.
В главе 2 приводятся методические рекомендации, разработанные Министерством экономики РФ, и предназначенные для расчетов лизинговых платежей при заключении договоров финансового лизинга и описываются особенности налогообложения лизинговых операций.
В последней главе приводятся примеры расчета лизинговых платежей по договору оперативного лизинга и по договору финансового лизинга (несколько вариантов, в зависимости от условий договора), проводится сравнение их результатов.
Введение
Глава 1. Основные положения о лизинге
1.1. Понятие, история возникновения, сущность, виды, причины развития, и преимущества лизинга
1.2. Основные элементы лизинговой операции и порядок заключения лизингового контракта
1.3. Законодательство о лизинге, бухгалтерский учет и налогообложение лизинговых операций
Глава 2. Методические рекомендации по расчету лизинговых платежей
2.1. Общие положения
2.2. Расчет лизинговых платежей
Глава 3. примеры расчета лизинговых платежей
3.1. Расчет с полной амортизацией
3.2. Расчет с применением механизма ускоренной амортизации
3.3.Расчет с применением механизма ускоренной амортизации и с уплатой аванса
3.4. Выгода приобретения оборудования по лизингу по сравнению с кредитом
Заключение
Список использованной литературы
Английский историк Т. Кларк обнаружил несколько положений о лизинге в Законах Хаммурапи, принятых между 1775 – 1750 годами до н. э. Группа статей, касающихся собственности, - самая большая в судебнике Хаммурапи. Статьи обстоятельно и скурпулезно рассматривали все случаи аренды и нормы арендной платы, условия залога имущества.
Другие древние цивилизации, включая греков, римлян, египтян, считали аренду привлекательным, доступным и порой единственно возможным способом приобретения оборудования, земли и домашнего скота.
Древние финикийцы, прослывшие отличными моряками и торговцами, практиковали аренду судов, которая по своей экономико-правовой сути очень схожа с классической формой современного лизинга оборудования.
Римскому праву также был известен комплекс имущественных отношений, связанных с владением вещью без права собственности. Эти отношения отражались как в договорном, так и в вещном праве. Император Юстиниан I (483 – 565 г. г.), осуществивший кодификацию римского права, отразил лизинговые отношения в известных Институциях.
Лизинг в древности не был ограничен арендой каких-либо конкретных типов собственности. Фактически из истории известно, что арендовались не только различные типы сельскохозяйственной техники и ремесленного оборудования, но даже военная техника.
Первое документальное упоминание о практически проведенной лизинговой сделке относится к 1066 году, когда Вильгельм Завоеватель арендовал у нормандских судовладельцев корабли для вторжения на Британские острова.
В средневековье арендная деятельность была несколько ограничена. В аренду сдавались в основном сельскохозяйственные орудия и лошади. Однако время от времени происходили события, порождавшие уникальные формы и предметы аренды. Так, в 1248 году была зарегистрирована лизинговая сделка, в соответствии с которой рыцарь Бонфис Манганелла Гаэта арендовал доспехи для участия в Седьмом Крестовом походе. Затем он выплачивал за них арендную плату, которая в конечном итоге значительно превысила первоначальную стоимость амуниции.
В 1572 году в Великобритании был принят законодательный акт, разрешающий использовать только действительный, а не мнимый лизинг, то есть законными признавались арендные договоры, подписываемые на разумных основаниях, так как к тому времени участились сделки, имеющие целью сокрытие истинного положения вещей – кто собственник, кто владелец. Использовалось это как средство скрытой передачи собственности, то есть для введения в заблуждение кредиторов.
Таким образом, оригинальная идея разделения владения и собственности и возможности извлекать выгоду из владения известна праву с древнейших времен.
В начале XX века в Великобритании в связи с развитием промышленности, увеличением производства различных видов оборудования возросло количество товаров, сдаваемых в лизинг. Особую роль в этом сыграло развитие железнодорожного транспорта и каменноугольной промышленности.
В США также обозначился спрос на финансирование аренды различных видов техники и оборудования. Первый зарегистрированный арендный договор персональной собственности появился в США в начале XVIII века, когда члены гильдии получили по нему в аренду лошадей, фургоны и коляски. В дальнейшем рост лизинговой активности определялся, как и в Великобритании, развитием железнодорожного транспорта.
Развитие экономических отношений предопределило заинтересованность производителей техники и оборудования в получении необходимого финансирования изготовления своей продукции. Это обстоятельство, в свою очередь, вызвало в США в начале XX века волну нового вида кредитования – кредита, выплачиваемого по частям. Изготовители и продавцы считали, что они смогут продать больше, если наряду с необходимым оборудованием предложат более привлекательный для клиента план – график выплат. Отсюда берет начало практика лизингового финансирования, обеспечиваемого продавцами – данный вид лизинговых отношений остается до настоящего времени важнейшим инструментом поставок по лизингу.
Первое известное употребление термина “лизинг” (об этом пишет австрийский исследователь В. Хойер в своей книге “Как делать бизнес в Европе”) относится к 1877 году, когда телефонная компания “Белл” приняла решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду, то есть устанавливать оборудование в доме или офисе клиента только на основе арендной платы. Эта операция оказала сильное воздействие не только на развитие связи. Во время второй мировой войны правительство США активно использовало так называемые контракты с фиксированной рентабельностью (cost – plus contracts). Это обеспечивало еще один важный стимул для развития арендного бизнеса, так как в большинстве контрактов правительственным подрядчикам позволялось устанавливать определенный уровень доходности по отношению к издержкам.
В это же время стал быстро наращивать масштабы лизинговый бизнес, связанный с транспортными средствами. В 30-е годы Генри Форд эффективно использовал аренду для расширения сбыта своих автомобилей. Однако «законным отцом» автомобильного лизингового бизнеса считается Золли Фрэнк – торговый агент из Чикаго, который в начале 40-х годов первым предложил долгосрочную аренду автомобилей.
В России с понятием “лизинг” познакомились во время второй мировой войны, когда в 1941 – 1945 годах по land – lease осуществлялись поставки американской техники.
Однако настоящая революция в арендных отношениях произошла в Америке в начале 50-х годов нашего столетия. В аренду стали массово сдаваться средства производства: технологическое оборудование, машины и механизмы, суда, самолеты и т.д. Правительство США, оценив это явление, оперативно разработало и реализовало государственную программу его стимулирования.
Первым акционерным обществом, для которого лизинговые операции стали основным видом деятельности, является созданная в 1952 году в Сан-Франциско известная американская компания “United States Leasing Corporation”.[10] Основал компанию Генри Шонфельд. Первоначально он создал компанию для одной конкретной лизинговой сделки, но затем понял, что лизинговой бизнес может стать очень перспективным, и в результате на свет появилась “United States Leasing Corporation”.
Коммерческие банки США начали принимать участие в лизинговых операциях в начале 60-х годов. Расширению лизингового бизнеса способствовало принятое в 1971 году решение Совета управляющих Федеральной резервной системы, позволившее банкам учреждать дочерние фирмы для сдачи в аренду оборудования, а затем и недвижимости.
1982 год стал знаменательным для лизинга авиационной техники. В этот год корпорация Мак-Доннела Дугласа сумела за счет новой финансовой политики с помощью лизинга завоевать рынок для самолета ДС-9-80 в конкуренции с Боингом-727. Предложенная Дугласом концепция была названа “fly before buy” (“летать, прежде чем покупать»).[11]
Развитие лизинга в России
До начала 90-х годов лизинг в России применялся в ограниченных масштабах и в основном советскими внешнеторговыми организациями для приобретения и реже реализации современных машин и оборудования по международным контрактам.
На условиях «бербоут-чартер» (разновидность лизинговой операции, связанной с наймом судна без экипажа) Минфлот СССР приобрел значительное количество танкеров, сухогрузов, пассажирских судов, построенных на иностранных верфях.
На условиях лизинга в 1990 году Аэрофлот приобрел первые западноевропейские аэробусы А-310.
В первой половине 90-х годов при активном участии банковского капитала стали появляться первые современные лизинговые компании. Одни из них, как Балтийский лизинг и Лизингбизнес, продолжают работать на лизинговом рынке, другие прекратили свое существование.
С одной стороны, зарождению лизинга в банковских стенах способствовало банковское законодательство. Так еще в инструкции 270 Госбанка СССР от 16 февраля 1990 года « О плане счетов бухгалтерского учета», а позднее в 1991 году в законе РСФСР «О банках и банковской деятельности» были предусмотрены лизинговые операции. С другой стороны, банки являлись единственными финансовыми институтами, располагающими свободными денежными средствами.
У нас в стране большинство лизинговых компаний создано при непосредственном участии банков: Балтийский лизинг, Лизингбизнес, РГ-Лизинг и др.
В настоящее время практически во всех крупных и средних банках имеются лизинговые отделы или дочерние лизинговые компании.
Для поддержки отраслевой промышленности образованы отраслевые лизинговые компании: Аэролизинг, Лизингуголь, Росстанкоинструмент, Росагроснаб. Эти компании в большей мере финансируются при помощи бюджетных денег.
В создании лизинговых компаний участвуют и муниципальные власти. Так, московским правительством созданы:
Московская лизинговая компания (МЛК) — для поддержки малого бизнеса;
Московская промышленная лизинговая компания — для модернизации основных средств московской промышленности;
Лизинговая компания «Ликострой» — для улучшения обеспечения предприятий строительного комплекса Москвы современными средствами механизации.
В 1994 году 15 лизинговых компаний России для защиты своих интересов и представления их в органах государственной и исполнительной власти, международных организаций объединились в Российскую организацию лизинговых компаний (Рослизинг). В 1997 году ее состав насчитывал 47 членов, а в 1998 – 56.[12]
Объем лизинговых операций у нас в стране пока не велик. По данным Рослизинга за 1995 год составил 170 млрд. руб. или порядка 42 млн. долларов США. С учетом лизинговых компаний, не входящих в Рослизинг, объем операций может вырасти до 50 млн. долларов США. В 1996 г. эта цифра возросла до 670 млрд. руб. (130 млн. долл.), в 1997 г. 2,8 трлн. руб. (500 млн. долл.).[13] В 1998 г. 10,5 трлн. руб., в 1999 г. 13,3 трлн. руб. и 17,5 трлн. руб. в 2000 г.[14]
Максимальный срок лизингового контракта составлял 5 лет. На долю контрактов до двух лет приходилось 38,9 %, а от 2 до 5 лет — 61,1 %.
Структура сдаваемых в лизинг машин и оборудования и структура основных потребителей лизинговых услуг представлены в приложении 1 на графиках 1 и 2.[15]
Благополучными для развития российского лизинга были 1996, 1997, начало 1998 года. Этот период отличается образованием большого количества лизинговых компаний. Стали появляться даже лизинговые холдинги. Годовой объем стоимости заключенных лизинговых договоров достиг одного миллиарда долларов. Удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций в производство составляет 1,4 %, в то время как в ведущих и успешно развивающихся странах этот показатель достигает 25 – 30 и более процентов.[16]
На графике 3 ПРИЛОЖЕНИЯ 1 приведены данные по количеству зарегистрированных лизинговых компаний, получивших лицензию на осуществление лизинговой деятельности.[17] При этом по оценке Государственной регистрационной палаты 75 – 80 % этих организаций не ведут активную лизинговую деятельность. На долю «Рослизинга» приходится всего около 8 % всех зарегистрированных компаний и 35 – 45 % объемов лизинговых операций в стране, что говорит о пока еще недостаточном влиянии Ассоциации.[18]
В целях уменьшения операционных затрат российские компании стараются заключать договоры на значительные суммы, от 200 тыс. долларов и выше. Причина — отсутствие серьезной конкуренции и возможность выбора наиболее привлекательных проектов. Только некоторые компании, прежде всего федеральные и муниципальные, готовы работать с небольшими проектами («Балтлизинг» - от 4 тыс. долларов, МЛК от 15 тыс. долларов).[19]
Распределение компаний тоже неравномерно. 80 % получивших лицензии компаний расположены в Европейской части России (более 25 % из них в Москве), на Урале и Западной Сибири 15 %, на Дальнем Востоке и Восточной Сибири около 5 %. Большая часть поступлений от основной деятельности лизинговых компаний так же приходится на операции в крупных городах Центральной России и прежде всего в Москве > 70 %.[20] Серьезное стимулирующее воздействие на развитие лизинга оказали два постановления правительства РФ. Первое из них, Постановление № 1133 (ноябрь 1995 г.), разрешает лизингополучателям относить лизинговые платежи на себестоимость продукции в полном объеме. Второй документ, Постановление № 752 (июнь 1996 г.), позволяет участникам лизинговой сделки применять ускоренную амортизацию переданного в лизинг оборудования.[21]
Виды лизинга
По сроку использования имущества и связанным с ним условиям амортизации различают: лизинг с полной окупаемостью и, соответственно, с полной амортизацией имущества, когда срок договора равняется нормативному сроку службы имущества и происходит полная выплата лизингодателю стоимости лизингового имущества; лизинг с неполной окупаемостью и, соответственно, неполной амортизацией имущества, при котором срок договора меньше нормативного срока службы имущества, и в течение его действия окупается только часть стоимости лизингового имущества. Последний признак – срок договора и степень окупаемости (амортизации) лизингового имущества является одним из основных критериев разграничения лизинга на финансовый и оперативный.
Виды лизинговых отношений дифференцируются в зависимости от:
форм организации сделок, их продолжительности; объемов обязанностей сторон; особенностей объектов лизинга и условий их амортизации; типов лизинговых платежей; отношения к налоговым льготам; сектора рынка.
Эта информация представлена в таблице 1 ПРИЛОЖЕНИЯ 2.[22]
1. Финансовый лизинг. Лизинговые сделки этого типа представляют собой операцию по специальному приобретению имущества в собственность и последующей сдачей его во временное владение и пользование на срок, приближающийся по продолжительности к сроку его эксплуатации и амортизации всей или большей части стоимости имущества. В течение срока договора лизингодатель за счет лизинговых платежей возвращает себе всю стоимость имущества и получает прибыль от финансовой сделки.
Информация о работе Финансовый лизинг: проблемы развития и становления в Российской Федерации