Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 18:41, курсовая работа
Финансовый рынок – это механизм перераспределения капитала между
кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и
предложения на капитал. На практике он представляет собой совокупность
кредитных организаций (финансово-кредитных институтов), направляющих поток
денежных средств от собственников к заемщикам и обратно. Главная функция
этого рынка состоит в трансформации бездействующих денежных средств в
ссудный капитал. Процесс аккумулирования и размещения финансовых ресурсов,
осуществляемый финансовой системой, непосредственно связан с
функционированием финансовых рынков и деятельностью финансовых институтов.
Если задачей финансовых институтов является обеспечение наиболее
эффективного перемещения средств от собственников к заемщикам, то задача
финансовых рынков состоит в организации торговли финансовыми активами и
обязательствами между покупателями и продавцами финансовых ресурсов.
Покупателями и продавцами на финансовых рынках выступают три группы
экономических субъектов:
Введение 2
Глава 1. Финансовое посредничество и финансовые посредники 3
Глава 2. Финансовые рынки и их виды 8
Глава 3. Особенности формирования финансовых рынков в России. 15
Заключение 27
Список использованной литературы 29
лицензии на осуществление банковских операций, осуществляет регистрацию
эмиссии ценных бумаг кредитных организаций; осуществляет контроль за
соблюдением кредитными организациями банковского законодательства. В
случаях выявления нарушения он вправе применять установленные законом
санкции вплоть до назначения временной администрации. Банк России может
осуществлять все виды банковских операций.
Часть прибыли Банка России поступает в доход федерального бюджета.
Порядок распределения прибыли устанавливается Советом директоров банка.
Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции
с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации, местными
бюджетами, а также операции по обслуживанию государственного долга и
операции с золотовалютными резервами.
Российская двухуровневая
система коммерческих банков) начала формироваться с 1991 г. с образованием
Российской Федерации как самостоятельного государства. В становлении
системы коммерческих банков можно выделить шесть этапов.
На первом этапе (он продолжался до конца 1993 г.) наблюдалась
значительная концентрация ресурсов банковской системы в руках крупнейших
кредитных учреждений, образованных на базе прежних государственных
спецбанков, таких, как «Сбербанк», «Промстройбанк», «Мосбизнесбанк» (бывший
«Жилсоцбанк»), и ряда других.
Второй этап (1994 г. — середина 1995 г.) развития банковской системы
характеризовался появлением значительного числа вновь образованных
коммерческих банков. Концентрация банковского капитала в этот период
достигла наименьшего значения.
Развитию кредитных учреждений способствовала высокая инфляция, что
позволяло банкам получать значительные прибыли без реального развития
квалифицированного управления. Для банков этого периода было характерно
инфляционное основание расширенного воспроизводства капитала.
Банки на данном этапе
кредитованием предприятий, так как проценты по кредитам фактически не
компенсировали инфляции.
Кризис рынка межбанковских
к банкротству большого числа мелких и средних банков, перевели развитие
системы на новую ступень через процессы разорения, концентрации и
централизации банковского капитала. Наступил третий этап (с середины 1995
по 1997 г.), знаменовавшийся чередой кризисных явлений.
На 1 января 1997 г. совокупные активы 100 крупнейших коммерческих
банков России составляли 433 946,4 млрд. руб. При этом на долю
Сберегательного банка приходилось 38,87%, первых пяти банков—51,8%, первых
20 банков—77,3% совокупных активов 100 крупнейших коммерческих банков
[Сажин, Смирнова, с. 270]. Для данного периода характерно снижение доли
валютных обязательств по сравнению с предыдущим этапом (с 20 до 10—12%),
снижение доли кредитов с 60 до 55% и одновременный рост государственных
обязательств с 3—5 до 20%. Это было связано с развитием рынка
государственных ценных бумаг. Появление государственных долговых
обязательств имело целью осуществить безынфляционный переход к
финансированию дефицита бюджета. Государство стало выступать в качестве
главного заемщика финансовых ресурсов у коммерческих банков.
Важно отметить следующее. Крупнейшими операторами на рынке
государственных долговых обязательств выступали банки, которые одновременно
являлись и главными агентами по обслуживанию бюджетных счетов. Остатки
бюджетных средств на счетах этих банков активно использовались для покупки
государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций
федерального займа с переменным купоном (ГКО — ОФЗ). Рынок ГКО — ОФЗ
обладал весьма высокой ликвидностью, не уступавшей ликвидности валютных
счетов.
Снижение доходности ГКО, ужесточение денежной политики во второй
половине 1997 г. повлекло ухудшение финансовых показателей деятельности
банков. Балансовая прибыль по итогам 1997 г. в целом по коммерческим банкам
сократилась в абсолютном выражении почти вдвое по сравнению с 1996 г., не
достигнув даже уровня 1995 г.[1]
В 1997 г. активизировались слияния банков, создание различных
конгломератов, альянсов, банковских группировок, холдингов и т. п. Эти
процессы характеризуют четвертый этап (с начала 1997 по август 1998 г.) в
становлении банковской системы России, который связан также и с началом
переориентации многих банков (прежде всего немосковских) на работу с
реальным сектором экономики. В 1997 г. была переломлена тенденция к
абсолютному и относительному сокращению кредитной активности. За девять
месяцев 1997 г. московские банки, без учета Сбербанка, получили за счет
кредитования от конечных заемщиков 37 % своих доходов, региональные
коммерческие банки — 48 %[2].
Этот период связан и с
сектор страховых компаний. Использовались различные формы — от соглашений о
стратегическом партнерстве до перекрестного владения неконтрольными
пакетами акций. Для данного этапа характерна активизация в деятельности
региональных банков, связанная со структуризацией банковского бизнеса путем
создания региональных банков развития, различных альянсов местных
коммерческих банков с целью защиты экономических, политических и
электоральных интересов местных властей. Наиболее активно указанные
процессы проходили в Москве, Санкт-Петербурге и Башкортостане.
Август 1998 г. знаменует начало пятого этапа развития банковской
системы, сопровождавшегося самым крупным банковским кризисом в современной
России. Отказ Правительства отвечать по своим финансовым обязательствам по
ГКО — ОФЗ наиболее разрушительно сказался на крупнейших системообразующих
банках, основных держателях государственных ценных бумаг. По имеющимся
оценкам, в ГКО — ОФЗ оказалось заморожено порядка 40—50 млрд руб.
собственно банковских средств, что составляло 90% суммарного уставного
фонда российских банков и около четверти док-ризисного объема их
совокупного уставного капитала[3].
Отток ресурсной базы и, прежде всего, изъятие валютных вкладов
сберегателями практически на месяц парализовали банковскую систему.
Относительным оплотом надежности оказались малые и средние банки, не
имевшие валютных вкладов и имевшие в активах небольшие доли ГКО — ОФЗ,
неизбежность поглощения которых не вызывала сомнений у руководства
Центрального банка[4]. Банковский кризис, быстро трансформировавшийся в
валютный и далее в финансовый кризис, привел к глубокому социально-
экономическому кризису общества. По мнению многих ведущих специалистов
мира, можно было сгладить вхождение в кризис, избежав существенных
социальных и финансовых потрясений в обществе и ограничив его структурным
кризисом банковской сферы, не затрагивая основных сфер экономики.
Кризисный этап банковской
1999 г., когда начались активные действия по реструктуризации, санации
проблемных банков.
С середины 1999 г. банковская система России перешла к новому, шестому
этапу, который характеризуется законодательным обеспечением
реструктуризации банков и их внешней задолженности, ликвидацией банков-
банкротов. С середины 1999 г. обозначился постепенный рост капиталов
иностранных банков, а с 2000 г. начали расти капиталы и российских банков.
Так, если суммарный зарегистрированный уставный капитал действующих
кредитных организаций на начало 1999 г. составлял 52,5 млрд. руб., то на
начало 2000 г. он уже достиг 111,1 млрд. руб.[5]
Среди небанковских кредитных организаций в России наибольшее
распространение получили расчетные центры (палаты), главная функция которых
заключается в проведении расчетов между участниками отдельных сегментов
финансового рынка. Свою деятельность они осуществляют на основании
выдаваемых после
государственной регистрации
кредитные организации не имеют права на привлечение вкладов средств
физических лиц; круг разрешенных банковских операций для них ограничен.
Кредитные организации в сфере потребительского кредита в России не
получили должного развития. Среди причин — слабая правовая защищенность
ввиду отсутствия надлежащей законодательной базы. Зарегистрированные
кредитные союзы действуют на основании Закона РФ от 19 июня 1992 г. №3085-1
«О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в
Российской Федерации», который регламентирует порядок функционирования
кооперативных структур в иных сферах народного хозяйства.
Рынок ценных бумаг во всех странах является одним из наиболее
регулируемых рынков, что обусловлено необходимостью обеспечения
безопасности его участников, высокими финансовыми рисками, масштабностью
операций. Такое регулирование осуществляется государственными органами и
саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных
бумаг. В России органом государственного регулирования выступает