Анализ применения инструментов государственного регулирования иностранных инвестиций в условиях современной российской экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 12:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных направлений государственного регулирования инвестиционной деятельности в РФ в части иностранных инвестиций. Достижение данной цели потребовало решения ряда исследовательских задач, а именно:
определить инвестиционную деятельность как объект государственного регулирования;
сформулировать стратегические интересы России в сфере инвестиционной деятельности касательно привлечения иностранных инвестиций;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…4
1 Инвестиционная деятельность как объект государственного регулирования……………………………………………………………………..7
1.1 Стратегические интересы государства в сфере инвестиционной деятельности…………………………………………………………………..…..7
1.2 Правовые основы государственного регулирования инвестиционной деятельности в РФ……………………………………………………………….12
1.3 Экономические инструменты воздействия на инвестиционную сферу……………………………………………………………………………...24
2 Анализ применения инструментов государственного регулирования иностранных инвестиций в условиях современной российской экономики………………………………………………………………………...31
2.1 Специфика регулирования иностранных инвестиций на региональном уровне……………………………………………………………31
2.2 Совершенствование механизма привлечения прямых иностранных инвестиций в высокотехнологичных отраслях……………………………..…40
Заключение…………………………………………………………………..…..47
Список источников………………………………………………………...…….49

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 233.54 Кб (Скачать)

- используется пониженная  ставка налога на доходы физических  лиц в отношении дивидендов (15% по сравнению со стандартной  в 30%), которая выше, чем для  резидентов (6%). В отношении доходов  от долевого участия, полученных  от российских организаций, действует  стандартная ставка в 30% (для  резидентов – 9%).

- в отношении доходов  в виде положительных курсовых  разниц по ценным бумагам действует  стандартная ставка в 30%.[18][3]

Меры по налоговому стимулированию прямых инвестиций должны быть направлены на создание (в соответствие с международной практикой) режима налогообложения для нерезидентов, стимулирующего долгосрочные вложения средств в выскотехнологичные и приоритетные отрасли, а именно: полное или частичное освобождение (сниженные ставки) от налогообложения доходов от акций (дивиденды, прирост курсовой стоимости), предоставление налогового кредита на уплату налогов на указанные доходы в целях устранения двойного налогообложения (у компании – с прибыли, у акционера – при получении дохода).

Для реализации данных мер  целесообразно введение ряда условий для налоговых льгот, направленных на поощрение:

- долгосрочных инвестиций  в акции (в отношении дивидендов - соблюдение минимальных сроков  владения акциями – например, не менее 1-3 лет), неспекулятивных  прямых инвестиций (при установлении  нижней доли владения бизнесом  – например, не менее 10% капитала);

- инвестиций в обозначенные  в законодательстве акции (компании  высокотехнологичного сектора, в  т.ч. компании малой капитализации,  организации определенных приоритетных  отраслей, венчурных компаний,  быстрорастущих компаний, компаний,  реализующих инфраструктурные проекты,  если данные ценные бумаги  имеют рыночную котировку на  внутренних организованных рынках);

- вывода акций на организованные  биржевые рынки (например, освобождение  от налогообложения либо снижение  налоговых ставок по доходам  от акций, если они имеют рыночную  котировку на внутренних организованных  рынках - в целях развития биржевой  торговли акциями высокотехнологичных  компаний).

- создание равного налогового  режима в части инвестиций  в ценные бумаги для физических  лиц – резидентов и нерезидентов  или поощрение прямых вложений  иностранных инвесторов в ценные  бумаги путем предоставления  им национального режима налогообложения,  снижения повышенных налоговых ставок при условии держания ценных бумаг не менее определенного срока (например, 3 года).

- создание режимов льготного  налогообложения в свободных  экономических зонах, аналогичных  режимам в офшорных зонах (в  большинстве оффшоров отсутствуют  налоги на прибыль, на прирост  капитала, на имущество, налоги  на оплату труда; на Каймановых  островах также действуют гарантии  сохранения налоговых условий  в течение определенного срока)

Ключевыми участниками инфраструктуры привлечения иностранных инвестиций  являются федеральные и региональные агентства по привлечению иностранных  инвестиций и корпорации развития.

Корпорации развития выступают  в роли агента правительства региона  по работе со значимыми инвесторами  и повышению инвестиционной  привлекательности субъекта РФ. Действуя  в организационно-правовой форме  открытого акционерного общества со значимым или даже со стопроцентным  участием регионального правительства, такие корпорации развития облегчают  порядок взаимодействия частных  инвесторов с администрацией. Корпорации развития также осуществляют привлечение  ресурсов из различных источников для  реализации инвестиционных проектов, поиск стратегических частных инвесторов и взаимодействие с федеральными институтами развития. Агентства  по привлечению инвестиций выполняют  более узкие, чем корпорации развития, задачи по оказанию содействия и  консультационной помощи инвесторам, решившим реализовать проект на территории конкретного региона.

Другим направлением деятельности государства по развитию инфраструктуры для иностранных инвестиций, в  том числе в рамках деятельности агентств по инвестициям и корпорациям  развития, может стать создание и  тиражирование в регионах комплексной системы мер организационной и  информационной поддержки инвестиционных проектов в

высокотехнологичных отраслях (например, ведение специализированных информационных порталов, PR-поддержка проектов с участием иностранных инвесторов на различных международных и национальных конференциях, форумах и выставках и др.).

Поддержка и стимулирование развития высокотехнологичных секторов являются важными факторами для  привлечения иностранных инвестиций  и должны включать:

1) Налоговое стимулирование  развития инноваций в высокотехнологичных  секторах;

2) Меры, направленные на  упрощение визового режима для  привлечения высококвалифицированных  иностранных специалистов;

3) Совершенствование системы  государственной поддержки высокотехнологичных  отраслей:

- создание более пропорциональной  структуры финансирования высокотехнологичных  отраслей за счет выравнивания  объемов бюджетного финансирования  отраслей, ориентированных на  гражданские нужды, и космической  промышленности;

- развитие механизмов  финансирования высокотехнологичного  сегмента, основанных на инструментах  частно-государственного партнерства  и более активном привлечении  иностранных инвесторов к софинансированию  проектов – например, через создание  институтами развития отраслевых  фондов прямых инвестиций в  авиационной, радиоэлектронной, энергетической, IT – отраслях с участием иностранных  инвесторов;

- реализация институтами  развития целевых программ и  проектов кредитования высокотехнологичных  отраслей;

4) Меры, направленные на  совершенствование таможенного  регулирования импорта и экспорта  высокотехнологичных товаров.

Иностранный капитал может  привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. При этом необходимо иметь  в виду, что интересы российского  общества, с одной стороны, и иностранных  инвесторов – с другой, непосредственно  не совпадают. Россия заинтересована в  восстановлении, обновлении своего производственного  потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и  недорогими товарами, в развитии и  структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении  в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы, естественно, заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и даже ее экологической «беспечности».

Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации  в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые  льготы, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически  не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к  возникновению на месте бывших отечественных  производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.

 

 

Заключение

 

Иностранные инвестиции, по сравнению с национальными, требуют повышенного внимания региональных органов управления в связи с неоднозначностью последствий их воздействия на региональную экономику. Именно на уровне регионов необходимо предать инвестиционным процессам с участием иностранного капитала характер селективного (избирательного) и направленного воздействия на экономическое развитие в соответствие с приоритетами развития региона и общероссийскими интересами.

В работе были изучены основные направления государственного регулирования  инвестиционной деятельности в РФ, в результате чего выявлены некоторые  противоречия.

Во-первых, уровень правового регулирования инвестиций в Российской Федерации все еще можно считать ненадлежащим. Не прояснено представление о том, что же следует считать инвестицией, инвестиционным договором и в каких случаях гражданско-правовые отношения можно квалифицировать как инвестиционные. Неразработанность законодательства, регулирующего приток иностранных инвестиций, служит источником многочисленных споров, разрешаемых, за редким исключением, не в пользу зарубежного инвестора.

Во-вторых, улучшению инвестиционного  климата в России мешает правовая нестабильность, сопровождающаяся постоянным принятием новых законодательных актов, непрогнозируемость таможенного режима, слабое информационное обеспечение иностранных инвесторов о возможных объемах, отраслевых и региональных направлениях инвестирования, бюрократические и криминальные барьеры, к сожалению, по-прежнему сопутствующие некоторым аспектам государственного регулирования.

Важным шагом в свете  приоритетности модернизации и инновационного развития регионов РФ являются меры по совершенствованию механизмов финансирования высокотехнологичного сегмента, основанных на инструментах частно-государственного партнерства и более активном привлечении иностранных инвесторов к софинансированию проектов – например, через создание институтами развития отраслевых фондов прямых инвестиций в авиационной, радиоэлектронной, энергетической, IT-отраслях с участием иностранных инвесторов.

Представляется, что вступление России в ВТО приведет в ближайшем  времени к созданию благоприятных условий для увеличения присутствия в России иностранных банков, что, в свою очередь, не замедлит сказаться на потоках иностранного инвестиционного капитала из-за рубежа.

Дальнейшие структурные  реформы потребуют существенного  совершенствования законодательного обеспечения. На сегодняшний день законопослушное  поведение для инвестора, в том числе и иностранного, часто нерационально, поэтому, несмотря на очевидные достижения в области права, законодательство необходимо продолжать модернизировать.

Следует устранить противоречивость и дублирование трех основных законов  – «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации», «Об иностранных  инвестициях в Российской Федерации», «Об осуществлении инвестиций в  форме капитальных вложений», регламентирующих инвестиции, для чего, может быть, следует принять единый закон  об инвестициях. Также необходимо устранить противоречия между законодательными актами, регламентирующими различные аспекты хозяйственной деятельности. Деятельность РФ в рамках ВТО также, скорее всего, потребует дальнейшего снижения пошлин для иностранных инвесторов в приоритетных отраслях, в частности, предоставления льгот в области научно-технического сотрудничества.

 

 

 

 

Список источников

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994  N 51-ФЗ (редакция от 30.11.2011)
  3. Таможенный кодекс Российской Федерации (утв. ВС РФ 18.06.1993 N 5221-1) (ред. от 26.06.2008)
  4. Федеральный закон от 9.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
  5. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»
  6. Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»
  7. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 7.11.2011) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»
  8. Федеральный закон от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 8.12.2010) «О таможенном тарифе»
  9. Федеральный закон от 05.03.1999 N 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»
  10. Аветисян, Л. А. Значение эффективных правовых мер в области защиты международных инвестиций / Л. А. Аветисян // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2010. - № 4. – С. 158 – 166.
  11. Борисова, Е. Н. Дуализм в привлечении транснационального капитала в экономику принимающей страны / Е. Н. Борисова, О. Д. Фальченко // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2009. – № 3. – Т. 29. – С. 43 – 52.
  12. Головастова, Т. И. Методы регулирования иностранных инвестиций в национальную экономику / Т. И. Головастова // Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики. – 2010. - № 1. – С. 13 – 16.
  13. Горностаева, Л. А. Некоторые аспекты государственного регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации / Л. А. Горностаева // Социально-экономические явления и процессы. – 2009. – № 3. – С. 7 – 12.
  14. Доронина, Н. Г. Регулирование инвестиций как форма защиты экономических интересов государства [Электронный источник] / Н. Г. Доронина, Н. Г. Семилютина // Режим доступа: http://www.lawmix.ru/comm/8838/.
  15. Лисица, С. В. Допуск иностранных лиц к осуществлению инвестиционной деятельности / С. В. Лисица // Гуманитарные науки в Сибири. – 2009. - № 1. – С. 94-97.
  16. Павлов, А. П. Особенности таможенно-правового регулирования инвестиций в экономику России в условиях мирового финансового кризиса / А. П. Павлов // Вестник Уральского института экономики, управления и права. – 2009. - № 3. – Т. 8. – С. 44 – 46.
  17. Пушкин, А. В. Иностранные инвестиции в особые экономические зоны как наиболее перспективный механизм ГЧП [Электронный источник] / А. В. Пушкин // Tenzor Consulting Group. – 2010. -  Режим доступа: http://www.tencon.ru/article/188.
  18. Стратегия развития финансовой системы России: блок «Обеспечение инновационного потенциала экономики (управление стоимостью, государственные финансы)»: аналитический доклад [Электронный источник] / Коллектив авторов под рук. Миркина Я. М. – 2011. – Режим доступа: http://www.mirkin.ru/images/stories/finsystem.pdf.
  19. Трепецева, С. В. Иностранные инвестиции в России -  за и против / С. В. Трепецева // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. - № 8. – С. 290 – 291.
  20. Федеральная служба государственной статистики [Электронный источник]. – Режим доступа: www.gks.ru.

Информация о работе Анализ применения инструментов государственного регулирования иностранных инвестиций в условиях современной российской экономики