Анализ применения инструментов государственного регулирования иностранных инвестиций в условиях современной российской экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 12:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных направлений государственного регулирования инвестиционной деятельности в РФ в части иностранных инвестиций. Достижение данной цели потребовало решения ряда исследовательских задач, а именно:
определить инвестиционную деятельность как объект государственного регулирования;
сформулировать стратегические интересы России в сфере инвестиционной деятельности касательно привлечения иностранных инвестиций;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…4
1 Инвестиционная деятельность как объект государственного регулирования……………………………………………………………………..7
1.1 Стратегические интересы государства в сфере инвестиционной деятельности…………………………………………………………………..…..7
1.2 Правовые основы государственного регулирования инвестиционной деятельности в РФ……………………………………………………………….12
1.3 Экономические инструменты воздействия на инвестиционную сферу……………………………………………………………………………...24
2 Анализ применения инструментов государственного регулирования иностранных инвестиций в условиях современной российской экономики………………………………………………………………………...31
2.1 Специфика регулирования иностранных инвестиций на региональном уровне……………………………………………………………31
2.2 Совершенствование механизма привлечения прямых иностранных инвестиций в высокотехнологичных отраслях……………………………..…40
Заключение…………………………………………………………………..…..47
Список источников………………………………………………………...…….49

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 233.54 Кб (Скачать)

В силу ст. 34 Закона «О таможенном тарифе» тарифные льготы предоставляются исключительно по решению правительства Российской Федерации.

При этом под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая  на условиях взаимности или в одностороннем  порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого  через таможенную границу Российской Федерации в виде возврата ранее  уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

При осуществлении торговой политики Российской Федерации в  пределах ее таможенной территории допускается  предоставление тарифных льгот в  виде возврата уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в  исключительных случаях от пошлины  в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации  в качестве вклада в уставные фонды  предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий (ст. 37 Закона о таможенном тарифе).[8]

Условное освобождение от уплаты таможенных пошлин предусмотрено  и п. 2 ст.319 ТК РФ.[3]

Согласно п. 1 постановления  правительства РФ № 883 товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, освобождаются от обложения  таможенными пошлинами при следующем  условии. А именно:

- что товары не являются подакцизными;

- относятся к основным производственным фондам;

- ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.[3]

Вторым направлением является регулирование хозяйственной деятельности в рамках особой экономической зоны.

Исходя из анализа норм таможенного регулирования деятельности на территории ОЭЗ, можно сделать следующий вывод: основной задачей особых зон является активизация внешнеторговой деятельности организаций, находящихся на территории России.[7]

В частности, законодательством  об ОЭЗ предусмотрено использование  специального таможенного режима, действующего на территории особой экономической  зоны - режима свободной таможенной зоны.

Согласно ст. 37 Закона «Об  особых экономических зонах в  Российской Федерации» при использовании  режима свободной таможенной зоны иностранные  товары размещаются и используются в пределах территории особой экономической  зоны:

- без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость,

- без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера.[7]

Российские же товары размещаются  на территории ОЭЗ и используются на условиях, применяемых:

- к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта,

- с уплатой акциза,

- без уплаты вывозных таможенных пошлин.

Под таможенный режим свободной  таможенной зоны могут помещаться:

1) иностранные товары, ввозимые  на таможенную территорию РФ  с территорий иностранных государств;

2) российские и иностранные  товары, ввозимые на территорию  особой экономической зоны с  остальной части таможенной территории  РФ;

3) российские и иностранные  товары, находящиеся на территории  особой экономической зоны и  приобретаемые у лиц, не являющихся  резидентами особой экономической  зоны.

При этом при помещении  резидентами ОЭЗ под таможенный режим свободной таможенной зоны иностранных товаров, ввозимых на территорию особой экономической зоны с остальной  части таможенной территории Российской Федерации либо приобретаемых у  лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны, суммы ввозных  таможенных пошлин и НДС возвращаются таможенными органами. Основанием для этого служит освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и НДС или их возврат при фактическом вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством

В соответствии с ч. 5 ст. 37 Закона «Об иностранных инвестициях  в Российской Федерации» с товарами, помещенными под таможенный режим  свободной таможенной зоны, допускается  совершение любых операций. Оговорка - если такие операции соответствуют  условиям соглашений о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

При этом правительство РФ при принятии решения о создании ОЭЗ вправе установить перечень запрещенных  операций, совершаемых с товарами, помещенными под таможенный режим  свободной таможенной зоны.

В результате складывается ситуация когда на территории ОЭЗ  наибольшую выгоду приносит переработка  товаров ввозимых из-за рубежа, а  не с территории России, что дает некоторые преимущества организациям обладающим обширными внешнеэкономическими связями.

В международной практике сложилась ситуация когда главной  движущей силой развития ОЭЗ в  промышленно развитых странах являются не иностранные инвестиции, а национальный частный капитал. А в развивающихся  странах и странах с переходной экономикой, наоборот, основным источником выступают иностранные инвестиции и займы международных кредитных  организаций.

Режим свободной таможенной зоны, предусмотренный для ОЭЗ  в российском законодательстве, ориентирован на экспортные производства. Он позволяет  завозить комплектующие и сырье  из-за рубежа без уплаты НДС и  таможенной пошлины. А после переработки - вывозить либо на территорию России в  режиме экспорта, т.е. с уплатой НДС  и экспортной пошлины, либо за пределы  России, но без уплаты НДС и таможенной пошлины.

Данный режим позволяет  достаточно эффективно стимулировать  экспорт. Таким образом, современная политика российского правительства в сфере регулирования инвестиционной деятельности в ОЭЗ направлена именно на привлечение зарубежных инвесторов.[17]

 

2 Анализ применения инструментов  государственного регулирования  иностранных инвестиций в условиях  современной российской экономики

 

2.1 Специфика регулирования  иностранных инвестиций на региональном  уровне

 

Совершенно очевидно, что  во многих регионах России существует комплекс проблем, сдерживающих эффективное  использование имеющегося инвестиционного  потенциала. К ним прежде всего  относится неразработанность в  регионах стратегии использования  инвестиционного потенциала, конкретной программы реализации этой стратегии, законов, регулирующих инвестиционную деятельность, а также отсутствие банка инвестиционных проектов для  зарубежных инвесторов с необходимыми экономическими обоснованиями.

Повышение роли регионов в  активизации инвестиционной деятельности осуществляется в разных регионах по-разному, однако можно выделить наиболее результативные действия из общего числа:

- развитие регионального инвестиционного законодательства;

- поддержка инвестиций со стороны местных властей путем предоставления льгот;

- формирование инвестиционной открытости и привлекательности регионов, их инвестиционного имиджа, в том числе посредством грамотного составления каталогов предприятий, каталогов инвестиционных проектов и т.п.).

- проведение активной деятельности по привлечению иностранных инвестиций ;

- формирование инвестиционной инфраструктуры (например, залоговых фондов, деятельность которых открывает возможность предоставления государственных гарантий со стороны субъектов Федерации, перестраховочных компаний, бизнеc-центров и т.д.).[17]

Представляется необходимым  в долговременном плане разработать  систему взаимоувязанных экономических, организационных и правовых мер, направленных на создание привлекательного инвестиционного климата региона  и оживление инвестиционной активности, что, в свою очередь, снижает уровень  инвестиционного риска, который  может выступать в самых различных  формах.

В межгосударственном сопоставлении  законодательство является важной определяющей инвестиционного риска. Оно, как  правило, влияет не только на степень  инвестиционного риска, но и регулирует возможности инвестирования в те или иные сферы или отрасли, определяет порядок использования отдельных  составляющих инвестиционного потенциала региона. При региональном подходе  специфика состоит в том, что  на территории регионов в России действует  единый общефедеральный законодательный  фон, который подвержен лишь легкому  изменению в отдельных субъектах  Федерации под воздействием региональных законодательных норм, регулирующих инвестиционную деятельность только в  пределах своих полномочий.

Организационно-экономический  механизм привлечения иностранных  инвестиций в экономику промышленности региона должен обязательно включать элементы, позволяющие минимизировать риск и уменьшать, связанные с  ним неблагоприятные последствия  для инвестора, региона, отрасли, предприятия.

Для этого необходимо заранее  в региональной программе разработать  правила поведения участников в  «нештатных ситуациях», осуществлять синхронизацию действий участников из одного координационного центра при  изменениях условий реализации инвестиционных проектов.

В последнее время в  экономической литературе анализируются  различные подходы к исследованию внутреннего и внешнего состояния  региона и проведению рейтинговой  оценки.[17] Однако в основном это западные методики, использование которых для российских территорий может быть спорным, как с точки зрения методологии, так и результатов.

Перечень инвестиционных проектов, представленных предприятиями  края, какой бы полный он не был, не позволяет  закрыть все узловые моменты  по разрешению проблем региона. Поэтому  по каждой проблеме необходимо разработать  возможные варианты (сценарии) разрешения проблемы, т.е. перечень необходимых  инвестиционных проектов, включаемых в единый инвестиционный пакет.

Инвестиционный пакет  включает в себя набор инвестиционных проектов, способных привести к разрешению конкретной проблемы региона и составить  программу распределения экономических, технических, финансовых ресурсов и  рисков между исполнителями по временным  интервалам (срокам капиталовложений и срокам окупаемости).

Организация работы по формированию инвестиционных пакетов должна проходить  по следующим этапам:

1 этап - определение перечня  проблем региона, выделение приоритетов;

2 этап - определение перечня  инвестиционных проектов, способных  разрешить проблемы региона;

3 этап - формирование инвестиционных  проектов на основе использования  научно-технического потенциала  субъектов инвестиционной деятельности;

4 этап - отбор инвестиционных  проектов, способных разрешить проблемы региона.

На основании результатов  анализа должны быть выделены:

- инвестиционные проекты, которые можно включить в программы на федеральном, краевом уровнях;

- инвестиционные проекты, которые не могут быть включены в вышеперечисленные программы, но могут быть включены в программы поддержки на краевом уровне для организации помощи в поиске потенциальных инвесторов для предприятий, в т.ч. иностранных;

- инвестиционные проекты, которые необходимы для разрешения проблем региона, но не были представлены ни одним субъектом инвестиционной деятельности. Для этой группы проектов формируется заказ региона на их разработку на конкурсной основе.

Для работы с инвестиционным пакетом необходимо определить:

- объем ресурсов, необходимых для выполнения проектов (сырьевых, производственных, трудовых, финансовых) по отдельным этапам реализации;

- сроки реализации пакета.

Наиболее сложной задачей  является распределение рисков между  всеми участниками инвестиционного  пакета. Работа по распределению рисков должна предусматривать следующие  этапы:

1) Оценка вклада каждого участника (знание, контакты, деньги, оборудование) в стоимостном выражении (объективное сопоставление ценности этих вкладов).

2) Оценка вида риска.

2.1) Проектный риск - невыполнение условий производства, заложенных в инвестиционный проект, из-за невыполнения обязательств по контракту.

2.2) Экономический риск - рост ставок на кредит; девальвация валюты; изменение в цикле бизнеса.

2.3) Организационный риск - несоответствие управленческой структуры поставленным целям; плохой менеджмент; уход инвестора из бизнеса.

2.4) Политический риск - изменения в налоговом законодательстве; изменения в порядке репатриации доходов; экспроприация собственности; отмена контракта Правительством или отказ от его выполнения; аннулирование долга Правительством; введение или приведение в исполнение валютного контроля.

3) Распределение рисков между: инвестором — субъектом инвестирования — регионом.

В практике управления проектами  существуют три способа снижения риска:

Информация о работе Анализ применения инструментов государственного регулирования иностранных инвестиций в условиях современной российской экономики