Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 12:14, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных направлений государственного регулирования инвестиционной деятельности в РФ в части иностранных инвестиций. Достижение данной цели потребовало решения ряда исследовательских задач, а именно:
определить инвестиционную деятельность как объект государственного регулирования;
сформулировать стратегические интересы России в сфере инвестиционной деятельности касательно привлечения иностранных инвестиций;
Введение………………………………………………………………………...…4
1 Инвестиционная деятельность как объект государственного регулирования……………………………………………………………………..7
1.1 Стратегические интересы государства в сфере инвестиционной деятельности…………………………………………………………………..…..7
1.2 Правовые основы государственного регулирования инвестиционной деятельности в РФ……………………………………………………………….12
1.3 Экономические инструменты воздействия на инвестиционную сферу……………………………………………………………………………...24
2 Анализ применения инструментов государственного регулирования иностранных инвестиций в условиях современной российской экономики………………………………………………………………………...31
2.1 Специфика регулирования иностранных инвестиций на региональном уровне……………………………………………………………31
2.2 Совершенствование механизма привлечения прямых иностранных инвестиций в высокотехнологичных отраслях……………………………..…40
Заключение…………………………………………………………………..…..47
Список источников………………………………………………………...…….49
- распределение риска между участниками проекта (передача части риска соисполнителям);
- страхование;
- резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов.
Обычная практика распределения риска заключается в том, чтобы сделать ответственным за риск того участника проекта, который в состоянии лучше всех рассчитывать и контролировать риски. Однако в жизни часто бывает так, что именно этот партнер недостаточно крепок в финансовом отношении, чтобы преодолеть последствия от действия рисков.
Фирмы-консультанты, поставщики
оборудования и даже большинство
подрядчиков имеют ограниченные
средства для компенсации риска,
которые они могут
Проводимые в России социально-экономические реформы – это прежде всего реформы управления, в процессе осуществления которых изменяются формы, методы, организация воздействия субъектов управления на управляемые ими объекты. В основе этих реформ лежит переход от централизованного, планово-распорядительного, командного управления хозяйством к децентрализованному, либеральному управлению.
Для советского периода российской истории характерным было то, что управление экономикой базировалось на отраслевом подходе по схеме «государство - отрасль – предприятие». В этой схеме региональным органам принадлежало второстепенное место, они были в основном выведены за рамки экономического управления, сохраняя определенную роль в управлении социальной сферой, коммунальным хозяйством, местной промышленностью.
Переход к рыночным методам
управления в значительной степени
изменил сложившийся порядок. Предприятия
получили экономическую свободу
и перестали нуждаться в
Инвестиционный кризис и
отсутствие достаточных для его
преодоления средств
Очевидно, что цели и задачи инвестиционной политики каждого региона имеют свою специфику, определяемую совокупностью как внешних, так и внутренних факторов. В то же время в инвестиционной политике регионов можно выделить общие черты, к числу которых следует отнести:
- приоритетное развитие объектов и направлений деятельности, имеющих особо важное значение для данного региона;
- максимальное использование и развитие имеющегося производственного, природно-ресурсного потенциала и культурно-демографических особенностей;
- выравнивание социально-экономических условий всей территории региона, создание и укрепление в его рамках одного экономического пространства .
В соответствии с установленными
региональными задачами создаются
соответствующие экономические
механизмы, от эффективности которых
в значительной степени зависит
достижение поставленных целей в
организации инвестиционных процессов.
Существующие в настоящее время
исследования не содержат единого подхода
к определению элементов
Так, по данной проблеме выделяют следующие группы мероприятий, воздействующие на инвестиционную активность в регионе:
- государственная поддержка прямых инвестиций на региональном уровне;
- создание особых (специальных) зон экономического и технологического развития;
- финансовая поддержка и содействие инвестиционной деятельности;
- создание регионального агентства по инвестиционной политике;
- создание дополнительных побудительных механизмов для потенциальных инвесторов, конкурентных по отношению к другим регионам;
- создание эффективной информационной системы для инвесторов;
- мероприятия по созданию благоприятного имиджа региона в глазах потенциальных инвесторов.
В частности, первая группа мер – «Государственное регулирование инвестиций на региональном уровне» - включает в себя следующие элементы:
- предоставление бюджетных гарантий;
- страхование зарубежных инвестиций;
- урегулирование инвестиционных споров;
- административная и консультативная поддержка.
Вопрос о том, в каком направлении использовать инвестиции, является наиболее важным и должен решаться в процессе формирования региональной инвестиционной политики. В данном смысле выделяются активные и пассивные методы государственного воздействия на инвестиционный процесс.[13,11] Использование пассивных методов связано с информированием участников воспроизводственной деятельности об условиях производства, реализации и потребления продукции в народном хозяйстве страны. Кроме этого, пассивные методы включают:
- обоснование перспектив социально-экономического развития страны;
- определение приоритетных направлений инвестирования, которым будет отдано предпочтение и оказана поддержка со стороны государства;
- разработку индикативного плана развития экономики и инвестиционного плана как его составной части.
В соответствии с разработанным инвестиционным планом реализуются активные методы стимулирования инвестиций. Эти методы связаны с использованием таких рычагов государственного воздействия на экономические процессы, как:
- прямые государственные инвестиции в развитие наиболее значимых секторов экономики;
- формирование благоприятной инвестиционной среды для деятельности частных предпринимателей, действующих в приоритетных отраслях экономики;
- участие государства в создании необходимой инфраструктуры как основы эффективного инвестиционного процесса.
В пользу такого подхода
при формировании инвестиционной политики
свидетельствует опыт многих развитых
стран, где государственное
Изложенное дает возможность обозначить основные элементы и этапы формирования региональной инвестиционной политики. Так, для реализации стоящих перед регионом целей и задач его инвестиционная политика должна включать в себя следующие основные элементы:
- инвестиционную стратегию;
- инвестиционную программу;
- меры непосредственного воздействия на инвестиционный процесс:
- прямые государственные инвестиции за счет средств бюджета развития;
- систему мероприятий по созданию благоприятного инвестиционного климата.
Таким образом, в первую очередь
должна быть сформирована региональная
инвестиционная стратегия, которая
заключается в выборе приоритетных
направлений развития исходя из специализации
регионального хозяйства и
2.2 Совершенствование механизма привлечения прямых иностранных инвестиций в высокотехнологичных отраслях
В настоящее время основными проблемами развития высокотехнологичного сектора, препятствующими привлечению в него иностранных инвестиций, являются:
1) Ограничения на допуск иностранных инвесторов в большинство отраслей высокотехнологичного сегмента.
Необходимость согласования сделок с органами власти повышает организационные и временные издержки для инвесторов, увеличивает риски государственного вмешательства в деятельность предприятий, снижает инвестиционную привлекательность сектора.
2) Невысокая конкурентоспособность российской высокотехнологичной продукции на мировом рынке.
Уровень и динамика развития
высокотехнологичных секторов не способствуют
повышению их инвестиционной
3) Отсутствие эффективной системы мер, стимулирующих приток иностранных инвестиций в российскую экономику.
Для России долгое время была характерна высокая доля портфельных инвестиций, являющихся более спекулятивными и в меньшей степени ориентированными на долгосрочные вложения с целью модернизации российских компаний. Объем прямых иностранных инвестиций в Россию так и не достиг докризисных уровней (сейчас 56% от уровня 2008 г.), их доля в ВВП также снижается (менее 3%). При этом приходящие в Россию иностранные инвестиции в значительной мере не выполняют своей функции по переносу новых технологий, опыта, интеллектуальных ресурсов, что связано с их природой – возвратом российских капиталов, выведенных в оффшоры (53% прямых инвестиций приходятся на страны – «налоговые гавани»).[18]
4) Ограниченная эффективность государственных мер по поддержке высокотехнологичных отраслей.
Роль государства в поддержке развития высокотехнологичных отраслей сконцентрирована в космической и авиационных отраслях, в меньшей степени – в отраслях, производящих продукцию гражданского назначения. Кроме того, в деятельности институтов развития практически отсутствуют целевые программы и проекты, ориентированные на привлечение инвестиций именно в высокотехнологичный сегмент.
Таким образом, предложения
по стимулированию привлечения иностранных
инвестиций в
1) предложения по пересмотру ограничений на допуск иностранных инвесторов в высокотехнологичные отрасли - упрощение, ускорение и повышение информационной прозрачности процедур согласования сделок.
2) меры налогового стимулирования иностранных инвестиции;
3) меры по развитию инфраструктуры привлечения иностранных инвестиций;
4) меры, направленные на развитие высокотехнологичного сектора в целом.
Одной из ключевых мер, способствующих
привлечению иностранных
В настоящее время большинство методов налогового стимулирования инвестиций, которые широко применяются в международной практике, в России не используются.
Действующая в России практика налогообложения нерезидентов- инвесторов представлена следующим образом:
1) в отношении юридических лиц – нерезидентов:
− повышенная в сравнении с резидентами ставка налога на прибыль в виде дивидендов - 15% (для резидентов – 9%).
− в большинстве случаев положительные курсовые разницы по ценным бумагам облагаются налогом на прибыль по ставке в 20%. Исключения:
– установлена ставка налога в 0% в отношении доходов от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) долей участия в уставном капитале (акций) российских организаций, если налогоплательщик владел ими не менее 5 лет, а также при соблюдении одного из условий: акции не обращались на организованном рынке или являлись акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики (в настоящее время порядок отнесения акций к такому сектору еще не определен). Льгота действует в отношении акций (долей), приобретенных после 1.01.2011 г.;
- не облагаются налогом
на прибыль доходы от