Анализ применения инструментов государственного регулирования иностранных инвестиций в условиях современной российской экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 12:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных направлений государственного регулирования инвестиционной деятельности в РФ в части иностранных инвестиций. Достижение данной цели потребовало решения ряда исследовательских задач, а именно:
определить инвестиционную деятельность как объект государственного регулирования;
сформулировать стратегические интересы России в сфере инвестиционной деятельности касательно привлечения иностранных инвестиций;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…4
1 Инвестиционная деятельность как объект государственного регулирования……………………………………………………………………..7
1.1 Стратегические интересы государства в сфере инвестиционной деятельности…………………………………………………………………..…..7
1.2 Правовые основы государственного регулирования инвестиционной деятельности в РФ……………………………………………………………….12
1.3 Экономические инструменты воздействия на инвестиционную сферу……………………………………………………………………………...24
2 Анализ применения инструментов государственного регулирования иностранных инвестиций в условиях современной российской экономики………………………………………………………………………...31
2.1 Специфика регулирования иностранных инвестиций на региональном уровне……………………………………………………………31
2.2 Совершенствование механизма привлечения прямых иностранных инвестиций в высокотехнологичных отраслях……………………………..…40
Заключение…………………………………………………………………..…..47
Список источников………………………………………………………...…….49

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 233.54 Кб (Скачать)

- распределение риска между участниками проекта (передача части риска соисполнителям);

- страхование;

- резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов.

Обычная практика распределения  риска заключается в том, чтобы  сделать ответственным за риск того участника проекта, который в  состоянии лучше всех рассчитывать и контролировать риски. Однако в  жизни часто бывает так, что именно этот партнер недостаточно крепок в  финансовом отношении, чтобы преодолеть последствия от действия рисков.

Фирмы-консультанты, поставщики оборудования и даже большинство  подрядчиков имеют ограниченные средства для компенсации риска, которые они могут использовать, не подвергая опасности свое существование.

Проводимые в России социально-экономические  реформы – это прежде всего реформы управления, в процессе осуществления которых изменяются формы, методы, организация воздействия субъектов управления на управляемые ими объекты. В основе этих реформ лежит переход от централизованного, планово-распорядительного, командного управления хозяйством к децентрализованному, либеральному управлению.

Для советского периода российской истории характерным было то, что  управление экономикой базировалось на отраслевом подходе по схеме «государство - отрасль – предприятие». В этой схеме региональным органам принадлежало второстепенное место, они были в основном выведены за рамки экономического управления, сохраняя определенную роль в управлении социальной сферой, коммунальным хозяйством, местной промышленностью.

Переход к рыночным методам  управления в значительной степени  изменил сложившийся порядок. Предприятия  получили экономическую свободу  и перестали нуждаться в министерском управлении сверху. Государственное  управление теперь не носит форму  директивных заданий, а осуществляется посредством законодательно устанавливаемых  правил хозяйственной деятельности, реализации мер денежно-кредитной, бюджетно-налоговой и инвестиционной политики. Одновременно с этим происходят процессы усиления позиций регионального  управления экономикой. Чтобы сохранить  страну как единый хозяйственный  комплекс, целостную экономическую  систему, центральным органам государственной  власти приходится опираться на регионы, передавая им многие функции управления соответствующим территориальным  образованием. В результате этого  возросла зависимость предприятий  от территориальных органов управления в вопросах землепользования, налогообложения, осуществления инвестиционной деятельности, финансовой поддержки, создания новых  предприятий и многих других. Таким  образом, региональные органы управления обрели значительные возможности самостоятельного проведения социально-экономических  преобразований на своей территории, в том числе и регулирования инвестиционной активности.

Инвестиционный кризис и  отсутствие достаточных для его  преодоления средств федерального бюджета побуждают российские регионы  к усиленному поиску собственных  путей решения возникающих в  данной связи проблем, что выражается в активной работе региональных властей  по привлечению отечественных и  иностранных инвестиций. Содержанием  этой работы является формирование региональной инвестиционной политики, включающей в себя систему мер и действий региональных органов государственной  власти, направленных на изыскание  инвестиционных ресурсов и эффективное  их использование с целью достижения положительной экономической и/или  социальной эффективности.

Очевидно, что цели и задачи инвестиционной политики каждого региона  имеют свою специфику, определяемую совокупностью как внешних, так  и внутренних факторов. В то же время  в инвестиционной политике регионов можно выделить общие черты, к  числу которых следует отнести:

- приоритетное развитие объектов и направлений деятельности, имеющих особо важное значение для данного региона;

- максимальное использование и развитие имеющегося производственного, природно-ресурсного потенциала и культурно-демографических особенностей;

- выравнивание социально-экономических условий всей территории региона, создание и укрепление в его рамках одного экономического пространства .

В соответствии с установленными региональными задачами создаются  соответствующие экономические  механизмы, от эффективности которых  в значительной степени зависит  достижение поставленных целей в  организации инвестиционных процессов. Существующие в настоящее время  исследования не содержат единого подхода  к определению элементов формирующейся  в регионах инвестиционной политики.

Так, по данной проблеме выделяют следующие группы мероприятий, воздействующие на инвестиционную активность в регионе:

- государственная поддержка прямых инвестиций на региональном уровне;

- создание особых (специальных) зон экономического и технологического развития;

- финансовая поддержка и содействие инвестиционной деятельности;

- создание регионального агентства по инвестиционной политике;

- создание дополнительных побудительных механизмов для потенциальных инвесторов, конкурентных по отношению к другим регионам;

- создание эффективной информационной системы для инвесторов;

- мероприятия по созданию благоприятного имиджа региона в глазах потенциальных инвесторов.

В частности, первая группа мер – «Государственное регулирование инвестиций на региональном уровне» - включает в себя следующие элементы:

- предоставление бюджетных гарантий;

- страхование зарубежных инвестиций;

- урегулирование инвестиционных споров;

- административная и консультативная поддержка.

Вопрос о том, в каком направлении использовать инвестиции, является наиболее важным и должен решаться в процессе формирования региональной инвестиционной политики. В данном смысле выделяются активные и пассивные методы государственного воздействия на инвестиционный процесс.[13,11] Использование пассивных методов связано с информированием участников воспроизводственной деятельности об условиях производства, реализации и потребления продукции в народном хозяйстве страны. Кроме этого, пассивные методы включают:

- обоснование перспектив социально-экономического развития страны;

- определение приоритетных направлений инвестирования, которым будет отдано предпочтение и оказана поддержка со стороны государства;

- разработку индикативного плана развития экономики и инвестиционного плана как его составной части.

В соответствии с разработанным  инвестиционным планом реализуются  активные методы стимулирования инвестиций. Эти методы связаны с использованием таких рычагов государственного воздействия на экономические процессы, как:

- прямые государственные инвестиции в развитие наиболее значимых секторов экономики;

- формирование благоприятной инвестиционной среды для деятельности частных предпринимателей, действующих в приоритетных отраслях экономики;

- участие государства в создании необходимой инфраструктуры как основы эффективного инвестиционного процесса.

В пользу такого подхода  при формировании инвестиционной политики свидетельствует опыт многих развитых стран, где государственное прогнозирование  и планирование инвестиций, нацеленное на выбор приоритетных отраслей и  производств, определение количественных и качественных параметров их развития, а также формирование необходимых  для этого финансовых ресурсов оказало  положительное воздействие на количественные и качественные параметры инвестиционного  процесса.

Изложенное дает возможность  обозначить основные элементы и этапы  формирования региональной инвестиционной политики. Так, для реализации стоящих  перед регионом целей и задач  его инвестиционная политика должна включать в себя следующие основные элементы:

- инвестиционную стратегию;

- инвестиционную программу;

- меры непосредственного воздействия на инвестиционный процесс:

- прямые государственные инвестиции за счет средств бюджета развития;

- систему мероприятий по созданию благоприятного инвестиционного климата.

Таким образом, в первую очередь  должна быть сформирована региональная инвестиционная стратегия, которая  заключается в выборе приоритетных направлений развития исходя из специализации  регионального хозяйства и характера  накопленных структурных деформаций. На ее основе разрабатывается конкретная экономическая программа и как  ее составная часть - инвестиционная программа. На следующем этапе определяется потребность региона в инвестициях. Далее, на основании определенных приоритетов  развития, реализуются меры непосредственного  воздействия на инвестиционный процесс.

 

2.2 Совершенствование механизма привлечения прямых иностранных инвестиций в высокотехнологичных отраслях

 

В настоящее время основными  проблемами развития высокотехнологичного сектора, препятствующими привлечению  в него иностранных инвестиций, являются:

1) Ограничения на допуск иностранных инвесторов в большинство отраслей высокотехнологичного сегмента.

Необходимость согласования сделок с органами власти повышает организационные и временные  издержки для инвесторов, увеличивает  риски государственного вмешательства  в деятельность предприятий, снижает  инвестиционную привлекательность  сектора.

2) Невысокая конкурентоспособность российской высокотехнологичной продукции на мировом рынке.

Уровень и динамика развития высокотехнологичных секторов не способствуют повышению их инвестиционной привлекательности  для иностранных инвесторов. Так, например, доля высокотехнологичной продукции в российском экспорте за 2000-2009 гг. снизилась почти в 2 раза, а доля России в мировом высокотехнологичном  экспорте снизилась с 0,34 до 0,29%, что  значительно ниже, чем у Китая, Малайзии, Индии.[18]

3) Отсутствие эффективной системы мер, стимулирующих приток иностранных инвестиций в российскую экономику.

Для России долгое время  была характерна высокая доля портфельных  инвестиций, являющихся более спекулятивными и в меньшей степени ориентированными на долгосрочные вложения с целью  модернизации российских компаний. Объем прямых иностранных инвестиций  в Россию так и не достиг докризисных  уровней (сейчас 56% от уровня 2008 г.), их доля в ВВП также снижается (менее 3%). При этом приходящие в Россию иностранные инвестиции в значительной мере не выполняют своей функции по переносу новых технологий, опыта, интеллектуальных ресурсов, что связано с их природой – возвратом российских капиталов, выведенных в оффшоры (53% прямых инвестиций приходятся на страны – «налоговые гавани»).[18]

4) Ограниченная эффективность государственных мер по поддержке высокотехнологичных отраслей.

Роль государства в  поддержке развития высокотехнологичных  отраслей сконцентрирована в космической и авиационных отраслях, в меньшей степени – в отраслях, производящих продукцию гражданского назначения. Кроме того, в деятельности институтов развития практически отсутствуют  целевые программы и проекты, ориентированные на привлечение  инвестиций именно в высокотехнологичный сегмент.

Таким образом, предложения  по стимулированию привлечения иностранных  инвестиций в высокотехнологичный сегмент включают:

1) предложения по пересмотру ограничений на допуск иностранных инвесторов в высокотехнологичные отрасли - упрощение, ускорение и повышение информационной прозрачности процедур согласования сделок.

2) меры налогового стимулирования иностранных инвестиции;

3) меры по развитию инфраструктуры привлечения иностранных инвестиций;

4) меры, направленные на развитие высокотехнологичного сектора в целом.

Одной из ключевых мер, способствующих привлечению иностранных инвестиций  в экономику России, в том числе  в высокотехнологичный сегмент, является введение системы налоговых стимулов для прямых инвестиций.

В настоящее время большинство  методов налогового стимулирования инвестиций, которые широко применяются  в международной практике, в России не используются.

Действующая в России практика налогообложения нерезидентов- инвесторов представлена следующим  образом:

1) в отношении юридических  лиц – нерезидентов:

− повышенная в сравнении  с резидентами ставка налога на прибыль  в виде дивидендов - 15% (для резидентов – 9%).

− в большинстве случаев  положительные курсовые разницы  по ценным бумагам облагаются налогом на прибыль по ставке в 20%. Исключения:

– установлена ставка налога в 0% в отношении доходов от операций  по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) долей участия в уставном капитале (акций) российских организаций, если налогоплательщик владел ими не менее 5 лет, а также при соблюдении одного из условий: акции не обращались на организованном рынке или являлись акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики (в настоящее время порядок отнесения акций к такому сектору еще не определен). Льгота действует в отношении акций (долей), приобретенных после 1.01.2011 г.;

- не облагаются налогом  на прибыль доходы от реализации  акций российских организаций (признаваемых обращающимися на  организованном рынке ценных  бумаг), более 50 процентов активов  которых состоит из недвижимого  имущества, находящегося на территории  Российской Федерации, а также  финансовых инструментов, производных  от таких акций.  2) в отношении физических лиц-нерезидентов:

Информация о работе Анализ применения инструментов государственного регулирования иностранных инвестиций в условиях современной российской экономики