Анализ применения инструментов государственного регулирования иностранных инвестиций в условиях современной российской экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 12:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных направлений государственного регулирования инвестиционной деятельности в РФ в части иностранных инвестиций. Достижение данной цели потребовало решения ряда исследовательских задач, а именно:
определить инвестиционную деятельность как объект государственного регулирования;
сформулировать стратегические интересы России в сфере инвестиционной деятельности касательно привлечения иностранных инвестиций;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…4
1 Инвестиционная деятельность как объект государственного регулирования……………………………………………………………………..7
1.1 Стратегические интересы государства в сфере инвестиционной деятельности…………………………………………………………………..…..7
1.2 Правовые основы государственного регулирования инвестиционной деятельности в РФ……………………………………………………………….12
1.3 Экономические инструменты воздействия на инвестиционную сферу……………………………………………………………………………...24
2 Анализ применения инструментов государственного регулирования иностранных инвестиций в условиях современной российской экономики………………………………………………………………………...31
2.1 Специфика регулирования иностранных инвестиций на региональном уровне……………………………………………………………31
2.2 Совершенствование механизма привлечения прямых иностранных инвестиций в высокотехнологичных отраслях……………………………..…40
Заключение…………………………………………………………………..…..47
Список источников………………………………………………………...…….49

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 233.54 Кб (Скачать)

Третьим принципом правового  регулирования инвестиций является участие норм международных договоров  в правовом регулировании инвестиций на национальном рынке. Нормы международных  договоров воздействуют на национальное законодательство об инвестициях, и  оно меняется. А нормы международных  соглашений, как правило, на уровне органов исполнительной власти, становятся частью национально-правового регулирования.

Нормы международных договоров  применяются независимо от национальной принадлежности инвестиций, то есть независимо от того, идет ли речь о национальных или об иностранных инвестициях. Так, инвестиции в условиях рыночных отношений подчиняются действию норм соглашений ГАТТ/ВТО. Указанные  соглашения обязывают государства-участники  законодательным путем обеспечивать равные условия конкуренции на национальном рынке (включая рынок капиталов  или рынок финансовых услуг), воздерживаться от принятия мер ограничительного характера  не только для иностранных, но также  и для национальных предпринимателей. Под воздействием международных  договоров одним из условий эффективного регулирования инвестиций становится использование метода антимонопольного регулирования инвестиций.

Ключевым положением законодательства об особых экономических зонах (ОЭЗ), определяющим специфику инвестирования иностранного капитала в ОЭЗ, является требование о регистрации коммерческой организации в соответствии с законодательством России.

Требование государственной  регистрации юридического лица содержится в ст. 51 ГК РФ.[2] В ней установлено, что юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК РФ).

Таким образом, чтобы стать  резидентом ОЭЗ, коммерческая организация  должна иметь место нахождения на территории особой экономической зоны, на которой будет осуществлять деятельность в качестве ее резидента. Поэтому  иностранные юридические лица не могут быть непосредственно резидентами  особых экономических зон.[2]

Данное ограничение относится  и к филиалам и представительствам иностранной коммерческой организации. Это обусловлено самим понятием резидента ОЭЗ как коммерческой организации. Филиал, представительство  являются не юридическим лицом, а  обособленными его подразделениями, расположенными вне места его  нахождения (ст. 55 ГК РФ), а следовательно, не являются коммерческими организациями  и не могут стать резидентами  особой экономической зоны.

Таким образом, иностранным  организациям предоставляется два  способа инвестирования в коммерческие организации, действующие в качестве резидентов особых экономических зон.

Первый путь - это создание коммерческих организаций с иностранными инвестициями, т.е. российской коммерческой организации, в состав участников которой входит иностранный инвестор путем вложения иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны, как в виде денежных средств, так и в виде имущества.[15,94]

Второй путь – приобретение доли участия в уже созданном  хозяйственном обществе, обладающем статусом резидента особой экономической  зоны.[15,95]

Рассмотрим первый способ. В законодательстве об особых экономических зонах порядок создания на территории России коммерческой организации с иностранным участием не рассматривается. В данном случае необходимо обращаться к Федеральным законам «Об иностранных инвестициях в РФ», «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений».

В п. 2 ст. 20 Закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" установлено, что «юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц».[4]

Российское инвестиционное законодательство подходит к правовому  статусу иностранных инвестиций на основе принципа национального режима.

В соответствии с Законом  «Об иностранных инвестициях  в Российской Федерации» от 09.07.1999 (ст. 4) допуск иностранных инвестиций должен осуществляться на общих основаниях с российскими физическими и  юридическими лицами. [4] По крайней мере, данные основания не могут быть для иностранного инвестора, иностранных инвестиций менее благоприятными. Как правило, иностранный инвестор должен иметь те же правила и нести те же обязанности, что и национальный инвестор.[15,97]

Национальный режим, распространяющийся на иностранные инвестиции, исключает  дискриминацию иностранного инвестора  в зависимости от гражданства  или государства происхождения  иностранных инвестиций.

В этом заключается генеральное  направление развития правового  регулирования экономических отношений, с участием иностранного элемента.

В принципе, инвестиционные гарантии обеспечиваются в рамках внутреннего  правового порядка.

В частности положение п. 5 ст. 4 Закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», устанавливает, что «иностранный инвестор, коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная на территории Российской Федерации, в которой иностранный инвестор (иностранные инвесторы) владеет (владеют) не менее чем 10 процентами доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале указанной организации, при осуществлении ими реинвестирования пользуются в полном объеме правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральным законом».[4]

Однако данный правовой режим  распространяется на иностранного инвестора  в случае осуществления капитальных  вложений в объекты предпринимательской  деятельности на территории Российской Федерации за счет доходов или  прибыли иностранного инвестора  или коммерческой организации с  иностранными инвестициями, которые  получены ими от иностранных инвестиций.

Необходимо заметить, что  дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями не пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными Законом  об иностранных инвестициях, при  осуществлении ими предпринимательской  деятельности на территории России (п. 4 ст. 4 Закона «Об иностранных инвестициях  в Российской Федерации»).[4]

Необходимо признать большое  значение в регулировании инвестиций международных договоров, разработанных  Международным банком реконструкции  и развития (Мировым банком) и  направленных на защиту прямых иностранных  инвестиций. Это Вашингтонская конвенция 1965 г. о порядке разрешения инвестиционных споров между государством и лицом  другого государства и Сеульская  конвенция 1985 г. об учреждении Многостороннего  агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ).[14] Обе Конвенции формируют единую систему международно-правовой защиты частных инвестиций. Однако отношение России к указанным Конвенциям сложилось неодинаковое.

Вашингтонская конвенция, в  которой участвует более ста  государств, как экспортеров, так  и импортеров капитала, не только обеспечивает защитой иностранных инвесторов в их спорах с государством - реципиентом  инвестиций; нормы этой Конвенции  содержат единообразно понимаемые категории  инвестиционного права, в частности  категории инвестиционных споров. Кроме  того, Вашингтонская конвенция определяет способ решения конфликтов между  инвестором и принимающим государством тогда, когда эти конфликты не могут быть погашены путем выплаты  страховой премии Агентством, специализирующимся на страховании иностранных инвестиций.

Участие России в Конвенции  об учреждении Многостороннего агентства  по гарантиям инвестиций (ратифицирована Российской Федерацией в декабре 1992 г.) не обеспечивает иностранному инвестору  возможность воспользоваться услугами международной системы страхования  иностранных инвестиций, хотя именно эта система позволяет с наибольшей прогнозируемостью и точностью  определить сумму компенсации при  наступлении некоммерческих рисков, то есть рисков, связанных с действиями государства (национализация, отказ  в регистрации предприятия при  уже вложенных средствах и  т.п.). Участие Российской Федерации  в МАГИ не дало желаемых результатов  по привлечению иностранных инвестиций в силу неадекватности механизма  регулирования требованию Конвенции  о признании (одобрении) государством, принимающим инвестиции, прав иностранного инвестора.[14]

Таким образом, решение проблемы защиты прав иностранного инвестора  и защита прав инвесторов на российском рынке полностью зависят от двух факторов: от состояния национально-правового  регулирования и от точности исполнения Россией своих международных  обязательств. Государство должно создать  условия для развития собственных  инвестиций и систему защиты прав национальных инвесторов, чтобы участвовать  в международных конвенциях, защищающих иностранных инвесторов.

 

1.3 Экономические инструменты  воздействия на инвестиционную  сферу

 

Особенностью последних  лет, посвященных восстановлению экономики  России после мирового кризиса 2008 года, в сфере иностранных инвестиций стало усиление влияния такого элемента экономического регулирования, как таможенное регулирование.

Таможенное регулирование  – установление порядка и правил, при соблюдении которых юридические  и физические лица реализуют право  на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенное регулирование  инвестиций в экономику России осуществляется по следующим направлениям:

  • таможенное регулирование ввоза товаров в уставной капитал коммерческих организаций с иностранными инвестициями (КОИИ);
  • таможенное регулирование ввоза товаров, являющихся предметом международного лизинга;
  • таможенное регулирование ввоза товаров и транспортных средств в особые экономические зоны (ОЭЗ) при реализации соглашений о разделе продукции и договоров концессий.[16,44]

Исходя из этого, таможенное регулирование иностранных инвестиций в России можно определить как деятельность таможенных органов по соблюдению установленных нормами таможенного и инвестиционного законодательства общеобязательных требований и процедур для лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу в качестве инвестиций в целях обеспечения прав и свобод граждан, безопасности государства.

Законодательство об особых экономических зонах в силу своей  специфической задачи определяет очередной  механизм осуществления инвестиций. По сути, основной целью ОЭЗ является осуществление инвестиций в ограниченную площадку для осуществления коммерческой деятельности определенного характера.

В числе признаков, относящих ОЭЗ к механизмам инвестиционной деятельности можно отнести:

- создание ОЭЗ на площадке, не подготовленной к осуществлению деятельности, предусмотренной статусом ОЭЗ. Конечно, при выборе площадки учитывается наличие объектов инфраструктуры, однако данных объектов, как правило, совершенно недостаточно для осуществления предпринимательской деятельности, что требует дополнительных инвестиций в инженерную подготовку участка.

- наличие обязательств со стороны государства по осуществлению инвестиций в подготовку данной площадки к соответствующей деятельности. Причем данные обязательства принимаются как на федеральном, так и на региональном уровнях, и касаются прежде всего инвестиций в объекты капитального строительства. 

- наличие обязательств со стороны коммерческих организаций по осуществлению инвестиций в подготовку площадки. Причем это касается не только обязательных требований к сумме капиталовложений в портовых и промышленно-производственных ОЭЗ. Оценка планируемых инвестиций является обязательным элементом допуска коммерческой организации к осуществлению соответствующей деятельности на территории ОЭЗ.[7]

Определив в предыдущем параграфе законодательство об ОЭЗ как механизм регулирования инвестиционной деятельности, обратимся к определению статуса частного инвестора в рамках этого механизма.

Статус частного инвестора  можно определить через преференции  предоставляемые данным механизмом. И список этих преференций достаточно значителен.

Он охватывает три ключевые для бизнеса направления:

- льготы в сфере таможенного и налогового регулирования,

- государственное финансирование инфраструктуры,

- снижение административных барьеров.[15,95]

Наиболее подробно проработан законодательством именно блок налоговых  и таможенных преференций. Хотя, по мнению многих частных инвесторов, роль этого блока в повышении  привлекательности данного инвестиционного  механизма наименее значительна.

В частности, можно выделить два направления таможенного  и налогового регулирования иностранных  инвестиций в особые экономические  зоны.

Первое из них касается льгот, распространяющихся на процесс  осуществления иностранных инвестиций.

В частности, это обусловлено  положениями ст. 16 Закона «Об иностранных  инвестициях в Российской Федерации», предусматривающими, что «льготы  по уплате таможенных платежей предоставляются  иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного  инвестиционного проекта в соответствии с таможенным законодательством  Российской Федерации и законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах».[4]

Более подробно эти льготы рассмотрены в Законе от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе», а именно в ст. 37. Согласно ей, допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении товаров ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий.[8]

Информация о работе Анализ применения инструментов государственного регулирования иностранных инвестиций в условиях современной российской экономики