Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 12:14, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных направлений государственного регулирования инвестиционной деятельности в РФ в части иностранных инвестиций. Достижение данной цели потребовало решения ряда исследовательских задач, а именно:
определить инвестиционную деятельность как объект государственного регулирования;
сформулировать стратегические интересы России в сфере инвестиционной деятельности касательно привлечения иностранных инвестиций;
Введение………………………………………………………………………...…4
1 Инвестиционная деятельность как объект государственного регулирования……………………………………………………………………..7
1.1 Стратегические интересы государства в сфере инвестиционной деятельности…………………………………………………………………..…..7
1.2 Правовые основы государственного регулирования инвестиционной деятельности в РФ……………………………………………………………….12
1.3 Экономические инструменты воздействия на инвестиционную сферу……………………………………………………………………………...24
2 Анализ применения инструментов государственного регулирования иностранных инвестиций в условиях современной российской экономики………………………………………………………………………...31
2.1 Специфика регулирования иностранных инвестиций на региональном уровне……………………………………………………………31
2.2 Совершенствование механизма привлечения прямых иностранных инвестиций в высокотехнологичных отраслях……………………………..…40
Заключение…………………………………………………………………..…..47
Список источников………………………………………………………...…….49
Третьим принципом правового
регулирования инвестиций является
участие норм международных договоров
в правовом регулировании инвестиций
на национальном рынке. Нормы международных
договоров воздействуют на национальное
законодательство об инвестициях, и
оно меняется. А нормы международных
соглашений, как правило, на уровне
органов исполнительной власти, становятся
частью национально-правового
Нормы международных договоров
применяются независимо от национальной
принадлежности инвестиций, то есть независимо
от того, идет ли речь о национальных
или об иностранных инвестициях.
Так, инвестиции в условиях рыночных
отношений подчиняются действию
норм соглашений ГАТТ/ВТО. Указанные
соглашения обязывают государства-
Ключевым положением законодательства об особых экономических зонах (ОЭЗ), определяющим специфику инвестирования иностранного капитала в ОЭЗ, является требование о регистрации коммерческой организации в соответствии с законодательством России.
Требование государственной регистрации юридического лица содержится в ст. 51 ГК РФ.[2] В ней установлено, что юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК РФ).
Таким образом, чтобы стать резидентом ОЭЗ, коммерческая организация должна иметь место нахождения на территории особой экономической зоны, на которой будет осуществлять деятельность в качестве ее резидента. Поэтому иностранные юридические лица не могут быть непосредственно резидентами особых экономических зон.[2]
Данное ограничение относится
и к филиалам и представительствам
иностранной коммерческой организации.
Это обусловлено самим понятием
резидента ОЭЗ как коммерческой
организации. Филиал, представительство
являются не юридическим лицом, а
обособленными его
Таким образом, иностранным организациям предоставляется два способа инвестирования в коммерческие организации, действующие в качестве резидентов особых экономических зон.
Первый путь - это создание коммерческих организаций с иностранными инвестициями, т.е. российской коммерческой организации, в состав участников которой входит иностранный инвестор путем вложения иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны, как в виде денежных средств, так и в виде имущества.[15,94]
Второй путь – приобретение доли участия в уже созданном хозяйственном обществе, обладающем статусом резидента особой экономической зоны.[15,95]
Рассмотрим первый способ. В законодательстве об особых экономических зонах порядок создания на территории России коммерческой организации с иностранным участием не рассматривается. В данном случае необходимо обращаться к Федеральным законам «Об иностранных инвестициях в РФ», «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений».
В п. 2 ст. 20 Закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" установлено, что «юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц».[4]
Российское инвестиционное законодательство подходит к правовому статусу иностранных инвестиций на основе принципа национального режима.
В соответствии с Законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 (ст. 4) допуск иностранных инвестиций должен осуществляться на общих основаниях с российскими физическими и юридическими лицами. [4] По крайней мере, данные основания не могут быть для иностранного инвестора, иностранных инвестиций менее благоприятными. Как правило, иностранный инвестор должен иметь те же правила и нести те же обязанности, что и национальный инвестор.[15,97]
Национальный режим, распространяющийся на иностранные инвестиции, исключает дискриминацию иностранного инвестора в зависимости от гражданства или государства происхождения иностранных инвестиций.
В этом заключается генеральное
направление развития правового
регулирования экономических
В принципе, инвестиционные гарантии обеспечиваются в рамках внутреннего правового порядка.
В частности положение п. 5 ст. 4 Закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», устанавливает, что «иностранный инвестор, коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная на территории Российской Федерации, в которой иностранный инвестор (иностранные инвесторы) владеет (владеют) не менее чем 10 процентами доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале указанной организации, при осуществлении ими реинвестирования пользуются в полном объеме правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральным законом».[4]
Однако данный правовой режим распространяется на иностранного инвестора в случае осуществления капитальных вложений в объекты предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации за счет доходов или прибыли иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями, которые получены ими от иностранных инвестиций.
Необходимо заметить, что
дочерние и зависимые общества коммерческой
организации с иностранными инвестициями
не пользуются правовой защитой, гарантиями
и льготами, установленными Законом
об иностранных инвестициях, при
осуществлении ими
Необходимо признать большое
значение в регулировании инвестиций
международных договоров, разработанных
Международным банком реконструкции
и развития (Мировым банком) и
направленных на защиту прямых иностранных
инвестиций. Это Вашингтонская конвенция
1965 г. о порядке разрешения инвестиционных
споров между государством и лицом
другого государства и
Вашингтонская конвенция, в
которой участвует более ста
государств, как экспортеров, так
и импортеров капитала, не только обеспечивает
защитой иностранных инвесторов
в их спорах с государством - реципиентом
инвестиций; нормы этой Конвенции
содержат единообразно понимаемые категории
инвестиционного права, в частности
категории инвестиционных споров. Кроме
того, Вашингтонская конвенция
Участие России в Конвенции
об учреждении Многостороннего агентства
по гарантиям инвестиций (ратифицирована
Российской Федерацией в декабре 1992
г.) не обеспечивает иностранному инвестору
возможность воспользоваться
Таким образом, решение проблемы
защиты прав иностранного инвестора
и защита прав инвесторов на российском
рынке полностью зависят от двух
факторов: от состояния национально-
1.3 Экономические инструменты воздействия на инвестиционную сферу
Особенностью последних лет, посвященных восстановлению экономики России после мирового кризиса 2008 года, в сфере иностранных инвестиций стало усиление влияния такого элемента экономического регулирования, как таможенное регулирование.
Таможенное регулирование
– установление порядка и правил,
при соблюдении которых юридические
и физические лица реализуют право
на перемещение товаров и
Таможенное регулирование инвестиций в экономику России осуществляется по следующим направлениям:
Исходя из этого, таможенное
регулирование иностранных
Законодательство об особых экономических зонах в силу своей специфической задачи определяет очередной механизм осуществления инвестиций. По сути, основной целью ОЭЗ является осуществление инвестиций в ограниченную площадку для осуществления коммерческой деятельности определенного характера.
В числе признаков, относящих ОЭЗ к механизмам инвестиционной деятельности можно отнести:
- создание ОЭЗ на площадке, не подготовленной к осуществлению деятельности, предусмотренной статусом ОЭЗ. Конечно, при выборе площадки учитывается наличие объектов инфраструктуры, однако данных объектов, как правило, совершенно недостаточно для осуществления предпринимательской деятельности, что требует дополнительных инвестиций в инженерную подготовку участка.
- наличие обязательств со стороны государства по осуществлению инвестиций в подготовку данной площадки к соответствующей деятельности. Причем данные обязательства принимаются как на федеральном, так и на региональном уровнях, и касаются прежде всего инвестиций в объекты капитального строительства.
- наличие обязательств со стороны коммерческих организаций по осуществлению инвестиций в подготовку площадки. Причем это касается не только обязательных требований к сумме капиталовложений в портовых и промышленно-производственных ОЭЗ. Оценка планируемых инвестиций является обязательным элементом допуска коммерческой организации к осуществлению соответствующей деятельности на территории ОЭЗ.[7]
Определив в предыдущем параграфе законодательство об ОЭЗ как механизм регулирования инвестиционной деятельности, обратимся к определению статуса частного инвестора в рамках этого механизма.
Статус частного инвестора можно определить через преференции предоставляемые данным механизмом. И список этих преференций достаточно значителен.
Он охватывает три ключевые для бизнеса направления:
- льготы в сфере таможенного и налогового регулирования,
- государственное финансирование инфраструктуры,
- снижение административных барьеров.[15,95]
Наиболее подробно проработан
законодательством именно блок налоговых
и таможенных преференций. Хотя, по
мнению многих частных инвесторов,
роль этого блока в повышении
привлекательности данного
В частности, можно выделить два направления таможенного и налогового регулирования иностранных инвестиций в особые экономические зоны.
Первое из них касается
льгот, распространяющихся на процесс
осуществления иностранных
В частности, это обусловлено
положениями ст. 16 Закона «Об иностранных
инвестициях в Российской Федерации»,
предусматривающими, что «льготы
по уплате таможенных платежей предоставляются
иностранным инвесторам и коммерческим
организациям с иностранными инвестициями
при осуществлении ими
Более подробно эти льготы рассмотрены в Законе от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе», а именно в ст. 37. Согласно ей, допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении товаров ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий.[8]