Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 12:14, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных направлений  государственного регулирования инвестиционной деятельности в РФ в части иностранных  инвестиций. Достижение данной цели потребовало  решения ряда исследовательских  задач, а именно:
определить инвестиционную деятельность как объект государственного регулирования;
сформулировать стратегические интересы России в сфере инвестиционной деятельности касательно привлечения иностранных инвестиций;
Введение………………………………………………………………………...…4
1 Инвестиционная деятельность  как объект государственного  регулирования……………………………………………………………………..7
1.1 Стратегические интересы  государства в сфере инвестиционной деятельности…………………………………………………………………..…..7
1.2 Правовые основы государственного  регулирования инвестиционной деятельности  в РФ……………………………………………………………….12
1.3 Экономические инструменты  воздействия на инвестиционную  сферу……………………………………………………………………………...24
2 Анализ применения инструментов  государственного регулирования  иностранных инвестиций в условиях  современной российской экономики………………………………………………………………………...31
2.1 Специфика регулирования  иностранных инвестиций на региональном  уровне……………………………………………………………31
2.2 Совершенствование механизма  привлечения прямых иностранных  инвестиций в высокотехнологичных  отраслях……………………………..…40
Заключение…………………………………………………………………..…..47
Список источников………………………………………………………...…….49
Третьим принципом правового 
регулирования инвестиций является 
участие норм международных договоров 
в правовом регулировании инвестиций 
на национальном рынке. Нормы международных 
договоров воздействуют на национальное 
законодательство об инвестициях, и 
оно меняется. А нормы международных 
соглашений, как правило, на уровне 
органов исполнительной власти, становятся 
частью национально-правового 
Нормы международных договоров 
применяются независимо от национальной 
принадлежности инвестиций, то есть независимо 
от того, идет ли речь о национальных 
или об иностранных инвестициях. 
Так, инвестиции в условиях рыночных 
отношений подчиняются действию 
норм соглашений ГАТТ/ВТО. Указанные 
соглашения обязывают государства-
Ключевым положением законодательства об особых экономических зонах (ОЭЗ), определяющим специфику инвестирования иностранного капитала в ОЭЗ, является требование о регистрации коммерческой организации в соответствии с законодательством России.
Требование государственной регистрации юридического лица содержится в ст. 51 ГК РФ.[2] В ней установлено, что юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК РФ).
Таким образом, чтобы стать резидентом ОЭЗ, коммерческая организация должна иметь место нахождения на территории особой экономической зоны, на которой будет осуществлять деятельность в качестве ее резидента. Поэтому иностранные юридические лица не могут быть непосредственно резидентами особых экономических зон.[2]
Данное ограничение относится 
и к филиалам и представительствам 
иностранной коммерческой организации. 
Это обусловлено самим понятием 
резидента ОЭЗ как коммерческой 
организации. Филиал, представительство 
являются не юридическим лицом, а 
обособленными его 
Таким образом, иностранным организациям предоставляется два способа инвестирования в коммерческие организации, действующие в качестве резидентов особых экономических зон.
Первый путь - это создание коммерческих организаций с иностранными инвестициями, т.е. российской коммерческой организации, в состав участников которой входит иностранный инвестор путем вложения иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны, как в виде денежных средств, так и в виде имущества.[15,94]
Второй путь – приобретение доли участия в уже созданном хозяйственном обществе, обладающем статусом резидента особой экономической зоны.[15,95]
Рассмотрим первый способ. В законодательстве об особых экономических зонах порядок создания на территории России коммерческой организации с иностранным участием не рассматривается. В данном случае необходимо обращаться к Федеральным законам «Об иностранных инвестициях в РФ», «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений».
В п. 2 ст. 20 Закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" установлено, что «юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц».[4]
Российское инвестиционное законодательство подходит к правовому статусу иностранных инвестиций на основе принципа национального режима.
В соответствии с Законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 (ст. 4) допуск иностранных инвестиций должен осуществляться на общих основаниях с российскими физическими и юридическими лицами. [4] По крайней мере, данные основания не могут быть для иностранного инвестора, иностранных инвестиций менее благоприятными. Как правило, иностранный инвестор должен иметь те же правила и нести те же обязанности, что и национальный инвестор.[15,97]
Национальный режим, распространяющийся на иностранные инвестиции, исключает дискриминацию иностранного инвестора в зависимости от гражданства или государства происхождения иностранных инвестиций.
В этом заключается генеральное 
направление развития правового 
регулирования экономических 
В принципе, инвестиционные гарантии обеспечиваются в рамках внутреннего правового порядка.
В частности положение п. 5 ст. 4 Закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», устанавливает, что «иностранный инвестор, коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная на территории Российской Федерации, в которой иностранный инвестор (иностранные инвесторы) владеет (владеют) не менее чем 10 процентами доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале указанной организации, при осуществлении ими реинвестирования пользуются в полном объеме правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральным законом».[4]
Однако данный правовой режим распространяется на иностранного инвестора в случае осуществления капитальных вложений в объекты предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации за счет доходов или прибыли иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями, которые получены ими от иностранных инвестиций.
Необходимо заметить, что 
дочерние и зависимые общества коммерческой 
организации с иностранными инвестициями 
не пользуются правовой защитой, гарантиями 
и льготами, установленными Законом 
об иностранных инвестициях, при 
осуществлении ими 
Необходимо признать большое 
значение в регулировании инвестиций 
международных договоров, разработанных 
Международным банком реконструкции 
и развития (Мировым банком) и 
направленных на защиту прямых иностранных 
инвестиций. Это Вашингтонская конвенция 
1965 г. о порядке разрешения инвестиционных 
споров между государством и лицом 
другого государства и 
Вашингтонская конвенция, в 
которой участвует более ста 
государств, как экспортеров, так 
и импортеров капитала, не только обеспечивает 
защитой иностранных инвесторов 
в их спорах с государством - реципиентом 
инвестиций; нормы этой Конвенции 
содержат единообразно понимаемые категории 
инвестиционного права, в частности 
категории инвестиционных споров. Кроме 
того, Вашингтонская конвенция 
Участие России в Конвенции 
об учреждении Многостороннего агентства 
по гарантиям инвестиций (ратифицирована 
Российской Федерацией в декабре 1992 
г.) не обеспечивает иностранному инвестору 
возможность воспользоваться 
Таким образом, решение проблемы 
защиты прав иностранного инвестора 
и защита прав инвесторов на российском 
рынке полностью зависят от двух 
факторов: от состояния национально-
1.3 Экономические инструменты воздействия на инвестиционную сферу
Особенностью последних лет, посвященных восстановлению экономики России после мирового кризиса 2008 года, в сфере иностранных инвестиций стало усиление влияния такого элемента экономического регулирования, как таможенное регулирование.
Таможенное регулирование 
– установление порядка и правил, 
при соблюдении которых юридические 
и физические лица реализуют право 
на перемещение товаров и 
Таможенное регулирование инвестиций в экономику России осуществляется по следующим направлениям:
Исходя из этого, таможенное 
регулирование иностранных 
Законодательство об особых экономических зонах в силу своей специфической задачи определяет очередной механизм осуществления инвестиций. По сути, основной целью ОЭЗ является осуществление инвестиций в ограниченную площадку для осуществления коммерческой деятельности определенного характера.
В числе признаков, относящих ОЭЗ к механизмам инвестиционной деятельности можно отнести:
- создание ОЭЗ на площадке, не подготовленной к осуществлению деятельности, предусмотренной статусом ОЭЗ. Конечно, при выборе площадки учитывается наличие объектов инфраструктуры, однако данных объектов, как правило, совершенно недостаточно для осуществления предпринимательской деятельности, что требует дополнительных инвестиций в инженерную подготовку участка.
- наличие обязательств со стороны государства по осуществлению инвестиций в подготовку данной площадки к соответствующей деятельности. Причем данные обязательства принимаются как на федеральном, так и на региональном уровнях, и касаются прежде всего инвестиций в объекты капитального строительства.
- наличие обязательств со стороны коммерческих организаций по осуществлению инвестиций в подготовку площадки. Причем это касается не только обязательных требований к сумме капиталовложений в портовых и промышленно-производственных ОЭЗ. Оценка планируемых инвестиций является обязательным элементом допуска коммерческой организации к осуществлению соответствующей деятельности на территории ОЭЗ.[7]
Определив в предыдущем параграфе законодательство об ОЭЗ как механизм регулирования инвестиционной деятельности, обратимся к определению статуса частного инвестора в рамках этого механизма.
Статус частного инвестора можно определить через преференции предоставляемые данным механизмом. И список этих преференций достаточно значителен.
Он охватывает три ключевые для бизнеса направления:
- льготы в сфере таможенного и налогового регулирования,
- государственное финансирование инфраструктуры,
- снижение административных барьеров.[15,95]
Наиболее подробно проработан 
законодательством именно блок налоговых 
и таможенных преференций. Хотя, по 
мнению многих частных инвесторов, 
роль этого блока в повышении 
привлекательности данного 
В частности, можно выделить два направления таможенного и налогового регулирования иностранных инвестиций в особые экономические зоны.
Первое из них касается 
льгот, распространяющихся на процесс 
осуществления иностранных 
В частности, это обусловлено 
положениями ст. 16 Закона «Об иностранных 
инвестициях в Российской Федерации», 
предусматривающими, что «льготы 
по уплате таможенных платежей предоставляются 
иностранным инвесторам и коммерческим 
организациям с иностранными инвестициями 
при осуществлении ими 
Более подробно эти льготы рассмотрены в Законе от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе», а именно в ст. 37. Согласно ей, допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении товаров ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий.[8]