Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 12:14, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных направлений  государственного регулирования инвестиционной деятельности в РФ в части иностранных  инвестиций. Достижение данной цели потребовало  решения ряда исследовательских  задач, а именно:
определить инвестиционную деятельность как объект государственного регулирования;
сформулировать стратегические интересы России в сфере инвестиционной деятельности касательно привлечения иностранных инвестиций;
Введение………………………………………………………………………...…4
1 Инвестиционная деятельность  как объект государственного  регулирования……………………………………………………………………..7
1.1 Стратегические интересы  государства в сфере инвестиционной деятельности…………………………………………………………………..…..7
1.2 Правовые основы государственного  регулирования инвестиционной деятельности  в РФ……………………………………………………………….12
1.3 Экономические инструменты  воздействия на инвестиционную  сферу……………………………………………………………………………...24
2 Анализ применения инструментов  государственного регулирования  иностранных инвестиций в условиях  современной российской экономики………………………………………………………………………...31
2.1 Специфика регулирования  иностранных инвестиций на региональном  уровне……………………………………………………………31
2.2 Совершенствование механизма  привлечения прямых иностранных  инвестиций в высокотехнологичных  отраслях……………………………..…40
Заключение…………………………………………………………………..…..47
Список источников………………………………………………………...…….49
В политическом плане такой подход к привлечению иностранных инвестиций представляет собой третий путь между неограниченной открытостью российской экономики (к чему нас принуждает вступление в ВТО) и протекционизмом. Этот путь, основанный на признании специфических национальных интересов России и необходимости их отстаивать в условиях глобализации, но в то же время предполагающий сотрудничество с иностранными инвесторами на базе понятных и прагматичных принципов, может оказаться наиболее приемлемым.
1.2 Правовые основы 
Защита экономических 
интересов государства в 
Поставленная в инвестиционном 
законодательстве в начале экономических 
реформ задача привлечения инвестиций 
была основана на противопоставлении 
личных (частных) интересов интересам 
общества, на признании за государством 
права осуществлять инвестиции, на 
неограниченном вмешательстве государства 
в частноправовые отношения. Сложившееся 
сознание того, что все государственное 
должно иметь приоритет над частным, 
в какой-то мере объясняет, почему нормативные 
акты об инвестициях были разделены 
на акты, регулирующие иностранные 
инвестиции (им предоставлялась международно-
Меняющаяся в условиях 
рынка концепция правового 
Частные, или гражданско-правовые, 
отношения в сфере 
Будучи иностранным инвестором, фирма может воспользоваться возможностью защищать свои нарушенные права путем обращения к международно-правовым способам защиты. Например, в специализированный арбитраж для разрешения инвестиционных споров - Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), созданный на основании Вашингтонской конвенции (1965 г.) "О порядке разрешения инвестиционных споров между государством и лицом другого государства"1 Обращение в специализированный арбитраж обеспечивается действием двусторонних международных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений.[12,14]
Ненадлежащий уровень 
правового регулирования 
Под инвестицией следует понимать передачу денежных средств или иного имущества в денежной оценке одним лицом, именуемым инвестором, другому лицу - реципиенту инвестиций с целью извлечения прибыли. В гражданско-правовых отношениях передача имущества одним лицом другому осуществляется на основе договора. Однако в том случае, если основанием для передачи имущества является получение инвестором прибыли, извлеченной в результате превращения его имущества в капитал, заключенный договор будет носить характер инвестиционного. Инвестиции связаны с осуществлением инвестором своего вещного права. Одной из форм защиты вещного права является его регистрация. С регистрацией инвестиций связано признание статуса того или иного лица как инвестора. Российское законодательство не содержит четких указаний, какие юридические действия лежат в основании признания у того или иного лица статуса инвестора и с какого момента можно говорить о праве на защиту лица как инвестора. Нельзя отрицать, что по российскому законодательству защита вещных прав в рамках инвестиционных отношений обладает определенной спецификой.[13,8]
Когда речь идет о прямых 
иностранных инвестициях, для иностранных 
инвесторов прямо оговаривается 
их право на возмещение убытков, причиненных 
им в результате незаконных действий 
(бездействия) государственных органов, 
органов местного самоуправления или 
должностных лиц этих органов, в 
соответствии с гражданским 
Механизм защиты прав иностранного 
лица, предусмотренный в 
Особое значение для защиты 
отечественных инвесторов как на 
национальном, так и на международном 
рынке приобретает деление 
а) Прямые инвестиции
Выделение прямых инвестиций 
в отдельную категорию 
По нашему мнению, прямые инвестиции характеризует в первую очередь требование определенного контроля со стороны государства, государственных органов с целью защиты как частных интересов (инвестора), так и интересов всего общества. К прямым инвестициям применяют также термин «регулируемые инвестиции», имея в виду непосредственное участие государства в решении вопроса о их целесообразности. Законодательство об инвестициях и инвестиционной деятельности предусматривает это для инвестиций, осуществляемых в рамках инвестиционного проекта (приоритетного инвестиционного проекта), связывая принятие соответствующего решения с предоставлением инвестору определенных гарантий.
б) Портфельные инвестиции
К портфельным относятся те инвестиции, которые не являются прямыми. Как правило, к числу портфельных инвестиций относят операции, совершаемые на рынке ценных бумаг. Такое лаконичное определение является не вполне корректным. Приобретение пакета акций с целью установления контроля за акционерным обществом будет скорее прямым инвестированием, поскольку в результате такой операции инвестор получает возможность осуществлять контроль за предприятием. При этом нельзя не заметить, что непосредственная трансформация денежных средств в производственный капитал происходит только на стадии первичного размещения эмиссионных ценных бумаг. По существу, последующее обращение ценных бумаг на рынке не связано с собственно инвестированием средств.
Большое разнообразие сделок, заключаемых на рынке ценных бумаг, связанных и не связанных с движением капитала, требует выделения общих критериев отнесения тех или иных юридических действий, совершаемых на рынке ценных бумаг, к категории инвестиций вообще и, соответственно, к их разновидности - портфельным инвестициям. В литературе выделяется критерий наличия «инвестиционных услуг» в действиях, совершаемых на рынке финансовых услуг. Определение инвестиционной услуги содержится в Директиве ЕС об инвестиционных услугах. В основе определения инвестиционной услуги лежит разграничение инвестиционных и банковских услуг, а также участие профессиональных инвесторов на рынке ценных бумаг. Зарубежный опыт показывает, что обе категории «инвестиционные услуги» и «финансовые услуги» в настоящее время применяются в качестве общего понятия для описания различных правовых форм, опосредующих движение (размещения) денежного капитала.[14] Предметом регулирования в данном случае являются портфельные инвестиции.
Основную роль в регулировании 
инвестиций играет национальное законодательство. 
При этом для российского 
В начале 90-х гг. наряду с 
действующими Законами РСФСР об иностранных 
инвестициях и инвестиционной деятельности 
получила распространение практика 
принятия субъектами Федерации законов 
о внешнеэкономической 
Регулирование иностранных 
инвестиций на уровне субъектов Федерации, 
в частности регистрация 
Другим общим принципом 
правового регулирования 
Так, например, ст. 18 Закона РСФСР 
от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции 
и ограничении