Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 12:14, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных направлений государственного регулирования инвестиционной деятельности в РФ в части иностранных инвестиций. Достижение данной цели потребовало решения ряда исследовательских задач, а именно:
определить инвестиционную деятельность как объект государственного регулирования;
сформулировать стратегические интересы России в сфере инвестиционной деятельности касательно привлечения иностранных инвестиций;
Введение………………………………………………………………………...…4
1 Инвестиционная деятельность как объект государственного регулирования……………………………………………………………………..7
1.1 Стратегические интересы государства в сфере инвестиционной деятельности…………………………………………………………………..…..7
1.2 Правовые основы государственного регулирования инвестиционной деятельности в РФ……………………………………………………………….12
1.3 Экономические инструменты воздействия на инвестиционную сферу……………………………………………………………………………...24
2 Анализ применения инструментов государственного регулирования иностранных инвестиций в условиях современной российской экономики………………………………………………………………………...31
2.1 Специфика регулирования иностранных инвестиций на региональном уровне……………………………………………………………31
2.2 Совершенствование механизма привлечения прямых иностранных инвестиций в высокотехнологичных отраслях……………………………..…40
Заключение…………………………………………………………………..…..47
Список источников………………………………………………………...…….49
В политическом плане такой подход к привлечению иностранных инвестиций представляет собой третий путь между неограниченной открытостью российской экономики (к чему нас принуждает вступление в ВТО) и протекционизмом. Этот путь, основанный на признании специфических национальных интересов России и необходимости их отстаивать в условиях глобализации, но в то же время предполагающий сотрудничество с иностранными инвесторами на базе понятных и прагматичных принципов, может оказаться наиболее приемлемым.
1.2 Правовые основы
Защита экономических
интересов государства в
Поставленная в инвестиционном
законодательстве в начале экономических
реформ задача привлечения инвестиций
была основана на противопоставлении
личных (частных) интересов интересам
общества, на признании за государством
права осуществлять инвестиции, на
неограниченном вмешательстве государства
в частноправовые отношения. Сложившееся
сознание того, что все государственное
должно иметь приоритет над частным,
в какой-то мере объясняет, почему нормативные
акты об инвестициях были разделены
на акты, регулирующие иностранные
инвестиции (им предоставлялась международно-
Меняющаяся в условиях
рынка концепция правового
Частные, или гражданско-правовые,
отношения в сфере
Будучи иностранным инвестором, фирма может воспользоваться возможностью защищать свои нарушенные права путем обращения к международно-правовым способам защиты. Например, в специализированный арбитраж для разрешения инвестиционных споров - Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), созданный на основании Вашингтонской конвенции (1965 г.) "О порядке разрешения инвестиционных споров между государством и лицом другого государства"1 Обращение в специализированный арбитраж обеспечивается действием двусторонних международных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений.[12,14]
Ненадлежащий уровень
правового регулирования
Под инвестицией следует понимать передачу денежных средств или иного имущества в денежной оценке одним лицом, именуемым инвестором, другому лицу - реципиенту инвестиций с целью извлечения прибыли. В гражданско-правовых отношениях передача имущества одним лицом другому осуществляется на основе договора. Однако в том случае, если основанием для передачи имущества является получение инвестором прибыли, извлеченной в результате превращения его имущества в капитал, заключенный договор будет носить характер инвестиционного. Инвестиции связаны с осуществлением инвестором своего вещного права. Одной из форм защиты вещного права является его регистрация. С регистрацией инвестиций связано признание статуса того или иного лица как инвестора. Российское законодательство не содержит четких указаний, какие юридические действия лежат в основании признания у того или иного лица статуса инвестора и с какого момента можно говорить о праве на защиту лица как инвестора. Нельзя отрицать, что по российскому законодательству защита вещных прав в рамках инвестиционных отношений обладает определенной спецификой.[13,8]
Когда речь идет о прямых
иностранных инвестициях, для иностранных
инвесторов прямо оговаривается
их право на возмещение убытков, причиненных
им в результате незаконных действий
(бездействия) государственных органов,
органов местного самоуправления или
должностных лиц этих органов, в
соответствии с гражданским
Механизм защиты прав иностранного
лица, предусмотренный в
Особое значение для защиты
отечественных инвесторов как на
национальном, так и на международном
рынке приобретает деление
а) Прямые инвестиции
Выделение прямых инвестиций
в отдельную категорию
По нашему мнению, прямые инвестиции характеризует в первую очередь требование определенного контроля со стороны государства, государственных органов с целью защиты как частных интересов (инвестора), так и интересов всего общества. К прямым инвестициям применяют также термин «регулируемые инвестиции», имея в виду непосредственное участие государства в решении вопроса о их целесообразности. Законодательство об инвестициях и инвестиционной деятельности предусматривает это для инвестиций, осуществляемых в рамках инвестиционного проекта (приоритетного инвестиционного проекта), связывая принятие соответствующего решения с предоставлением инвестору определенных гарантий.
б) Портфельные инвестиции
К портфельным относятся те инвестиции, которые не являются прямыми. Как правило, к числу портфельных инвестиций относят операции, совершаемые на рынке ценных бумаг. Такое лаконичное определение является не вполне корректным. Приобретение пакета акций с целью установления контроля за акционерным обществом будет скорее прямым инвестированием, поскольку в результате такой операции инвестор получает возможность осуществлять контроль за предприятием. При этом нельзя не заметить, что непосредственная трансформация денежных средств в производственный капитал происходит только на стадии первичного размещения эмиссионных ценных бумаг. По существу, последующее обращение ценных бумаг на рынке не связано с собственно инвестированием средств.
Большое разнообразие сделок, заключаемых на рынке ценных бумаг, связанных и не связанных с движением капитала, требует выделения общих критериев отнесения тех или иных юридических действий, совершаемых на рынке ценных бумаг, к категории инвестиций вообще и, соответственно, к их разновидности - портфельным инвестициям. В литературе выделяется критерий наличия «инвестиционных услуг» в действиях, совершаемых на рынке финансовых услуг. Определение инвестиционной услуги содержится в Директиве ЕС об инвестиционных услугах. В основе определения инвестиционной услуги лежит разграничение инвестиционных и банковских услуг, а также участие профессиональных инвесторов на рынке ценных бумаг. Зарубежный опыт показывает, что обе категории «инвестиционные услуги» и «финансовые услуги» в настоящее время применяются в качестве общего понятия для описания различных правовых форм, опосредующих движение (размещения) денежного капитала.[14] Предметом регулирования в данном случае являются портфельные инвестиции.
Основную роль в регулировании
инвестиций играет национальное законодательство.
При этом для российского
В начале 90-х гг. наряду с
действующими Законами РСФСР об иностранных
инвестициях и инвестиционной деятельности
получила распространение практика
принятия субъектами Федерации законов
о внешнеэкономической
Регулирование иностранных
инвестиций на уровне субъектов Федерации,
в частности регистрация
Другим общим принципом
правового регулирования
Так, например, ст. 18 Закона РСФСР
от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции
и ограничении