Анализ применения инструментов государственного регулирования иностранных инвестиций в условиях современной российской экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 12:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных направлений государственного регулирования инвестиционной деятельности в РФ в части иностранных инвестиций. Достижение данной цели потребовало решения ряда исследовательских задач, а именно:
определить инвестиционную деятельность как объект государственного регулирования;
сформулировать стратегические интересы России в сфере инвестиционной деятельности касательно привлечения иностранных инвестиций;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…4
1 Инвестиционная деятельность как объект государственного регулирования……………………………………………………………………..7
1.1 Стратегические интересы государства в сфере инвестиционной деятельности…………………………………………………………………..…..7
1.2 Правовые основы государственного регулирования инвестиционной деятельности в РФ……………………………………………………………….12
1.3 Экономические инструменты воздействия на инвестиционную сферу……………………………………………………………………………...24
2 Анализ применения инструментов государственного регулирования иностранных инвестиций в условиях современной российской экономики………………………………………………………………………...31
2.1 Специфика регулирования иностранных инвестиций на региональном уровне……………………………………………………………31
2.2 Совершенствование механизма привлечения прямых иностранных инвестиций в высокотехнологичных отраслях……………………………..…40
Заключение…………………………………………………………………..…..47
Список источников………………………………………………………...…….49

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 233.54 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...…4

1 Инвестиционная деятельность  как объект государственного  регулирования……………………………………………………………………..7

1.1 Стратегические интересы  государства в сфере инвестиционной деятельности…………………………………………………………………..…..7

1.2 Правовые основы государственного  регулирования инвестиционной деятельности  в РФ……………………………………………………………….12

1.3 Экономические инструменты  воздействия на инвестиционную  сферу……………………………………………………………………………...24

2 Анализ применения инструментов  государственного регулирования  иностранных инвестиций в условиях  современной российской экономики………………………………………………………………………...31

2.1 Специфика регулирования  иностранных инвестиций на региональном  уровне……………………………………………………………31

2.2 Совершенствование механизма  привлечения прямых иностранных  инвестиций в высокотехнологичных  отраслях……………………………..…40

Заключение…………………………………………………………………..…..47

Список источников………………………………………………………...…….49

 

Введение

 

Еще до мирового экономического кризиса 2008 года, и тем более после  него, одной из важнейших проблем повышения эффективности российской экономики явился острый инвестиционный кризис. О невозможности простого воспроизводства основного капитала уже на протяжении нескольких лет открыто заявляют многие видные отечественные экономисты. Эффективная деятельность и развитие российских предприятий невозможны без постоянной подпитки инвестиционными средствами. Собственных средства предприятий в виде амортизационных фондов, фондов накопления и развития недостаточно. Фондовый рынок и рынок капиталов в России развиты слабо: интересы держателей финансового капитала (банков, инвестиционных и страховых компаний, прочих финансовых институтов) не совпадают с интересами потенциальных потребителей этого капитала – добывающих и перерабатывающих предприятий. Внимание первых ограничено краткосрочными вложениями в относительно быстроликвидные малорискованные проекты и активы, интересы вторых сосредоточены в привлечении средств для реализации долгосрочных, достаточно рискованных, не всегда высокодоходных инвестиционных проектов. В результате такого несовпадения в производственной сфере народного хозяйства России возник и продолжает нарастать (как снежный ком) дефицит инвестиционных ресурсов.

Либерализация российской экономики позволила, с одной стороны, осуществлять привлечение отечественными предприятиями недостающих средств из-за рубежа, а с другой – способствовать приходу иностранных агентов на российские рынки. Иностранные инвестиции из случайных и малозаметных постепенно превращаются в важный и постоянно действующий фактор общероссийского и регионального экономического развития. Однако в основе сегодняшней ситуации экономического развития регионов России, с учетом иностранных капиталовложений, лежит стихийное переплетение организации и самоорганизации процессов вложения и использования иностранных инвестиций. Подавляющее большинство экономистов основной причиной тому видят в отсутствии благополучного инвестиционного климата и в непоследовательности государственной экономической политики России.

Диалектика соотношения развития регионального производственного комплекса и иностранных инвестиций такова, что любые сколько-нибудь значимые иностранные инвестиции изменяют равновесие всех элементов регионального производственного комплекса. В условиях радикальных экономических перемен такое соотношение способно как содействовать нарастанию производственного потенциала, так и серьезно сдерживать его, направлять его в русло неблагоприятных, с точки зрения общероссийских и региональных интересов, изменений экономического развития регионального производственного комплекса.

В связи с вышесказанным, особенно актуальным представляется совершенствование  мер государственного регулирования  в сфере иностранных инвестиций, выбор оптимального пути между протекционистским  и либерально-экономическим в целях соблюдения разнонаправленных интересов внешнеэкономической деятельности России.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных направлений  государственного регулирования инвестиционной деятельности в РФ в части иностранных  инвестиций. Достижение данной цели потребовало  решения ряда исследовательских  задач, а именно:

    • определить инвестиционную деятельность как объект государственного регулирования;
    • сформулировать стратегические интересы России в сфере инвестиционной деятельности касательно привлечения иностранных инвестиций;
    • перечислить основные документы, определяющие правовые основы государственного регулирования деятельности иностранных инвесторов в РФ;
    • выявить экономические инструменты воздействия на инвестиционную сферу в части притока иностранных инвестиций;
    • проанализировать особенности регуляторов инвестиционной деятельности, существующих на региональном уровне;
    • сформулировать меры, способствующие привлечению прямых иностранных инвестиций в высокотехнологичных отраслях.

Объектом исследования явилось  государственное регулирование  инвестиционной деятельности в РФ. В качестве предмета исследования были выбраны меры правового и экономического регулирования деятельности иностранных  инвесторов на территории России.

 

 

 

1 Инвестиционная деятельность как объект государственного регулирования

 

1.1 Стратегические интересы  государства в сфере инвестиционной  деятельности 

 

Растущий приток прямых иностранных  инвестиций в российскую экономику  и усиливающаяся интеграция нашей  страны в мировое хозяйство, которую  ускорит вступление России в ВТО, ставят перед отечественными исследователями  и политиками новые проблемы. До сих пор они в основном уделяли  внимание вопросам привлечения (либо, в зависимости от политической позиции, допуска) иностранных инвестиций в  Россию. Между тем в стране уже  сложился и продолжает увеличиваться  довольно значимый сектор иностранных  по структуре собственности предприятий - филиалов, дочерних компаний, акционерных  обществ, доминирующий пакет акций  которых принадлежит нерезидентам. Быстрое развитие данного сектора, стимулируемое ростом прямых иностранных  инвестиций (ПИИ) в Россию, происходит на фоне глобализации и связанных  с ней процессов интенсивных  внутренних преобразований самих компаний-инвесторов (рисунок 1). Изменяется традиционное, сложившееся во второй половине XX в. представление о сущности филиалов и дочерних компаний.

Рисунок 1 – Чистые иностранные  инвестиции в России в 2011 г. [20]

В настоящее время накопленные  ПИИ в России составляют 18-20% от ВВП, что выше, чем в Китае (14%) и в  США (13%). Повышение роли в национальной экономике сектора, контролируемого  иностранными собственниками, указывает на формирование в настоящее время двухканальной модели интеграции российской экономики в мировую. [11,43] Функционирование первого канала касается так называемых стратегических отраслей - прежде всего ТЭКа, но также металлургии, телекоммуникаций, оборонной промышленности. Здесь активно осуществляется и поддерживается государством экспорт капитала с целью укрупнения компаний и/или достройки оптимальных производственных цепочек, носящих глобальный характер, а доступ иностранцев к российским активам явным образом сдерживается. Налицо попытка вырастить транснациональные корпорации (ТНК), имеющие российскую прописку, часто с большой долей государственной собственности.[11,45]

Стоит отметить, что стратегические отрасли являются для иностранных  инвесторов наиболее предпочтительными (рисунок 2).

Рисунок 2 – Отраслевые предпочтения иностранных инвесторов в России [20]

Интеграция в мировую экономику нестратегических отраслей, прежде всего работающих на потребительские рынки, пока преимущественно связана с импортом капитала. Российские собственники предприятий в этих отраслях настроены на продажу своих активов глобальным игрокам. Наиболее значительна доля ПИИ в инвестициях в основной капитал в финансовой деятельности (71%), обработке древесины (56%), производстве резиновых и пластмассовых изделий (30%), производстве автомобилей (19%).[20] В то же время НИОКР профинансированы за счет ПИИ лишь на 1, 4%.

В 2007 г. произошел резкий приток ПИИ в пищевую промышленность, в которой по итогам года доля иностранного капитала в инвестициях превысила  половину их общего объема. В России практически все производство пива, сигарет, синтетических моющих средств, с недавних пор - соков, существенная часть - шоколада и др. уже находится  под контролем иностранного капитала.[19,190]

Существует теория, согласно которой глобализация, повысив мобильность  факторов производства, резко ухудшила переговорные позиции стран в  их диалоге с ТНК. Страны якобы  вынуждены постоянно конкурировать  между собой за инвестиции ТНК, снижая уровень налогов и государственных  расходов, смягчая трудовое и экологическое  законодательство, инвестируя в специальную  инфраструктуру, делающую условия для  ТНК максимально благоприятными.[11,50] Такой подход получил в литературе название “race to the bottom” (“гонка до дна”). В своей крайней форме эта теория рассматривает страны как однородные биржевые товары (commodities), между владельцами которых возможна только ценовая конкуренция. В результате налоги и различные регуляторные ограничители экономической деятельности стремятся к минимуму (“ко дну”), а правительства, независимо от электоральных предпочтений граждан страны, вынуждены подчиняться экономической необходимости.

Практика не подтверждает справедливости этой теории, по крайней  мере для больших стран. Во-первых, ТНК тоже конкурируют между собой. Новые игроки входят на рынок и  тем самым увеличивают относительную  силу правительств в переговорах со “старыми” игроками. Во-вторых, с точки зрения инвесторов страны не являются однородными биржевыми товарами, а столь совершенных рынков капитала не бывает. Природные и человеческие ресурсы, местоположение и особенно масштабы рынка играют очень большую роль в выборе страны для осуществления инвестиций.

Политику стимулирования иностранных компаний к размещению на российских биржах акций своих филиалов технически проще проводить в высокорегулируемых отраслях, где сложились традиции восприимчивости к формальным и неформальным требованиям регулятора, - в банковской, страховой, фармацевтической, транспортной и некоторых других отраслях.[10,160]

Наряду с локализацией основных функций на территории страны, вывод на российские биржи акций  иностранных дочерних структур позволяет  достичь и других целей. Как показывает восточно-европейский опыт, это будет  способствовать диверсификации портфелей  российских инвесторов и развитию национального  фондового рынка. Поскольку контролируемые иностранным капиталом компании в подавляющем большинстве не принадлежат к отраслям топливно-энергетического  комплекса, можно надеяться на преодоление  явного перекоса отраслевой структуры  фондового рынка страны в пользу нефтегазового сектора. Кроме того, в цене таких акций будет отражаться как перспективность бурно развивающегося российского рынка, так и доказанная приверженность их материнских структур принципам корпоративного управления. Эти акции могут стать хорошим  объектом вложений для консервативных инвесторов, в частности пенсионных фондов. За счет привлечения средств  потенциальных акционеров - физических лиц можно рассчитывать и на значимый антиинфляционный эффект предлагаемой меры.[10,165]

Отношение к стремлению ТНК повышать свою роль в российской экономике должно определяться тем местом, которое та или иная компания готова отводить России в своей цепочке создания стоимости. В частности, речь идет о готовности сохранять в России максимально возможный объем высокотехнологичных и высокорентабельных функций. Именно это, наряду с готовностью разместить в России региональный корпоративный центр, охватывающий своими операциями как минимум страны СНГ, должно стать основным критерием для оценки российскими регулирующими органами планов иностранной компании по приобретению российских активов.[13,9]

Полигоном для обкатки  мер по побуждению ТНК к локализации  бизнеса могут стать регулируемые отрасли в силу существования  международных традиций выдвижения регуляторами формальных и неформальных поведенческих требований к потенциальным  инвесторам. Одновременно следует обозначить на высоком уровне принцип максимальной локализации как общее направление  политики привлечения иностранных  инвестиций в страну, что обеспечит  ту самую ясность в намерениях российской власти, о крайней желательности  которой неоднократно говорили руководители крупнейших международных компаний. Кроме того, предложенные выше механизмы  побуждения к локализации могут  оказаться успешными лишь в сочетании со стандартными мерами по повышению инвестиционной привлекательности страны: улучшением инвестиционного климата; борьбой с коррупцией; обеспечением защиты прав собственности; осуществлением инвестиций в инфраструктуру и образование.

Информация о работе Анализ применения инструментов государственного регулирования иностранных инвестиций в условиях современной российской экономики