Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 12:14, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных направлений государственного регулирования инвестиционной деятельности в РФ в части иностранных инвестиций. Достижение данной цели потребовало решения ряда исследовательских задач, а именно:
определить инвестиционную деятельность как объект государственного регулирования;
сформулировать стратегические интересы России в сфере инвестиционной деятельности касательно привлечения иностранных инвестиций;
Введение………………………………………………………………………...…4
1 Инвестиционная деятельность как объект государственного регулирования……………………………………………………………………..7
1.1 Стратегические интересы государства в сфере инвестиционной деятельности…………………………………………………………………..…..7
1.2 Правовые основы государственного регулирования инвестиционной деятельности в РФ……………………………………………………………….12
1.3 Экономические инструменты воздействия на инвестиционную сферу……………………………………………………………………………...24
2 Анализ применения инструментов государственного регулирования иностранных инвестиций в условиях современной российской экономики………………………………………………………………………...31
2.1 Специфика регулирования иностранных инвестиций на региональном уровне……………………………………………………………31
2.2 Совершенствование механизма привлечения прямых иностранных инвестиций в высокотехнологичных отраслях……………………………..…40
Заключение…………………………………………………………………..…..47
Список источников………………………………………………………...…….49
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Инвестиционная деятельность
как объект государственного
регулирования……………………………………………
1.1 Стратегические интересы
государства в сфере инвестиционной
деятельности………………………………………………
1.2 Правовые основы
1.3 Экономические инструменты
воздействия на инвестиционную
сферу…………………………………………………………………
2 Анализ применения
2.1 Специфика регулирования
иностранных инвестиций на
2.2 Совершенствование механизма
привлечения прямых
Заключение……………………………………………………
Список источников…………………………………
Введение
Еще до мирового экономического кризиса 2008 года, и тем более после него, одной из важнейших проблем повышения эффективности российской экономики явился острый инвестиционный кризис. О невозможности простого воспроизводства основного капитала уже на протяжении нескольких лет открыто заявляют многие видные отечественные экономисты. Эффективная деятельность и развитие российских предприятий невозможны без постоянной подпитки инвестиционными средствами. Собственных средства предприятий в виде амортизационных фондов, фондов накопления и развития недостаточно. Фондовый рынок и рынок капиталов в России развиты слабо: интересы держателей финансового капитала (банков, инвестиционных и страховых компаний, прочих финансовых институтов) не совпадают с интересами потенциальных потребителей этого капитала – добывающих и перерабатывающих предприятий. Внимание первых ограничено краткосрочными вложениями в относительно быстроликвидные малорискованные проекты и активы, интересы вторых сосредоточены в привлечении средств для реализации долгосрочных, достаточно рискованных, не всегда высокодоходных инвестиционных проектов. В результате такого несовпадения в производственной сфере народного хозяйства России возник и продолжает нарастать (как снежный ком) дефицит инвестиционных ресурсов.
Либерализация российской экономики позволила, с одной стороны, осуществлять привлечение отечественными предприятиями недостающих средств из-за рубежа, а с другой – способствовать приходу иностранных агентов на российские рынки. Иностранные инвестиции из случайных и малозаметных постепенно превращаются в важный и постоянно действующий фактор общероссийского и регионального экономического развития. Однако в основе сегодняшней ситуации экономического развития регионов России, с учетом иностранных капиталовложений, лежит стихийное переплетение организации и самоорганизации процессов вложения и использования иностранных инвестиций. Подавляющее большинство экономистов основной причиной тому видят в отсутствии благополучного инвестиционного климата и в непоследовательности государственной экономической политики России.
Диалектика соотношения развития регионального производственного комплекса и иностранных инвестиций такова, что любые сколько-нибудь значимые иностранные инвестиции изменяют равновесие всех элементов регионального производственного комплекса. В условиях радикальных экономических перемен такое соотношение способно как содействовать нарастанию производственного потенциала, так и серьезно сдерживать его, направлять его в русло неблагоприятных, с точки зрения общероссийских и региональных интересов, изменений экономического развития регионального производственного комплекса.
В связи с вышесказанным,
особенно актуальным представляется совершенствование
мер государственного регулирования
в сфере иностранных
Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных направлений государственного регулирования инвестиционной деятельности в РФ в части иностранных инвестиций. Достижение данной цели потребовало решения ряда исследовательских задач, а именно:
Объектом исследования явилось государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ. В качестве предмета исследования были выбраны меры правового и экономического регулирования деятельности иностранных инвесторов на территории России.
1 Инвестиционная деятельность как объект государственного регулирования
1.1 Стратегические интересы
государства в сфере
Растущий приток прямых иностранных
инвестиций в российскую экономику
и усиливающаяся интеграция нашей
страны в мировое хозяйство, которую
ускорит вступление России в ВТО,
ставят перед отечественными исследователями
и политиками новые проблемы. До
сих пор они в основном уделяли
внимание вопросам привлечения (либо,
в зависимости от политической позиции,
допуска) иностранных инвестиций в
Россию. Между тем в стране уже
сложился и продолжает увеличиваться
довольно значимый сектор иностранных
по структуре собственности
Рисунок 1 – Чистые иностранные инвестиции в России в 2011 г. [20]
В настоящее время накопленные ПИИ в России составляют 18-20% от ВВП, что выше, чем в Китае (14%) и в США (13%). Повышение роли в национальной экономике сектора, контролируемого иностранными собственниками, указывает на формирование в настоящее время двухканальной модели интеграции российской экономики в мировую. [11,43] Функционирование первого канала касается так называемых стратегических отраслей - прежде всего ТЭКа, но также металлургии, телекоммуникаций, оборонной промышленности. Здесь активно осуществляется и поддерживается государством экспорт капитала с целью укрупнения компаний и/или достройки оптимальных производственных цепочек, носящих глобальный характер, а доступ иностранцев к российским активам явным образом сдерживается. Налицо попытка вырастить транснациональные корпорации (ТНК), имеющие российскую прописку, часто с большой долей государственной собственности.[11,45]
Стоит отметить, что стратегические отрасли являются для иностранных инвесторов наиболее предпочтительными (рисунок 2).
Рисунок 2 – Отраслевые предпочтения иностранных инвесторов в России [20]
Интеграция в мировую экономику нестратегических отраслей, прежде всего работающих на потребительские рынки, пока преимущественно связана с импортом капитала. Российские собственники предприятий в этих отраслях настроены на продажу своих активов глобальным игрокам. Наиболее значительна доля ПИИ в инвестициях в основной капитал в финансовой деятельности (71%), обработке древесины (56%), производстве резиновых и пластмассовых изделий (30%), производстве автомобилей (19%).[20] В то же время НИОКР профинансированы за счет ПИИ лишь на 1, 4%.
В 2007 г. произошел резкий приток ПИИ в пищевую промышленность, в которой по итогам года доля иностранного капитала в инвестициях превысила половину их общего объема. В России практически все производство пива, сигарет, синтетических моющих средств, с недавних пор - соков, существенная часть - шоколада и др. уже находится под контролем иностранного капитала.[19,190]
Существует теория, согласно
которой глобализация, повысив мобильность
факторов производства, резко ухудшила
переговорные позиции стран в
их диалоге с ТНК. Страны якобы
вынуждены постоянно
Практика не подтверждает
справедливости этой теории, по крайней
мере для больших стран. Во-первых,
ТНК тоже конкурируют между собой.
Новые игроки входят на рынок и
тем самым увеличивают
Политику стимулирования иностранных компаний к размещению на российских биржах акций своих филиалов технически проще проводить в высокорегулируемых отраслях, где сложились традиции восприимчивости к формальным и неформальным требованиям регулятора, - в банковской, страховой, фармацевтической, транспортной и некоторых других отраслях.[10,160]
Наряду с локализацией
основных функций на территории страны,
вывод на российские биржи акций
иностранных дочерних структур позволяет
достичь и других целей. Как показывает
восточно-европейский опыт, это будет
способствовать диверсификации портфелей
российских инвесторов и развитию национального
фондового рынка. Поскольку контролируемые
иностранным капиталом компании
в подавляющем большинстве не
принадлежат к отраслям топливно-энергетического
комплекса, можно надеяться на преодоление
явного перекоса отраслевой структуры
фондового рынка страны в пользу
нефтегазового сектора. Кроме того,
в цене таких акций будет отражаться
как перспективность бурно
Отношение к стремлению ТНК повышать свою роль в российской экономике должно определяться тем местом, которое та или иная компания готова отводить России в своей цепочке создания стоимости. В частности, речь идет о готовности сохранять в России максимально возможный объем высокотехнологичных и высокорентабельных функций. Именно это, наряду с готовностью разместить в России региональный корпоративный центр, охватывающий своими операциями как минимум страны СНГ, должно стать основным критерием для оценки российскими регулирующими органами планов иностранной компании по приобретению российских активов.[13,9]
Полигоном для обкатки
мер по побуждению ТНК к локализации
бизнеса могут стать