Нелинейные модели словообразования в современном английском языке (на материале общего сленга)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 02:25, курсовая работа

Краткое описание

В основе тематики данной курсовой работы лежит класс словообразовательных моделей английского языка, определяемых учеными-лингвистами как нелинейные. Процесс словообразования по праву можно назвать одним из основополагающих в языкознании, так как именно он стоит за появлением в жизни современных людей слов, способных по-новому передать их состояние и стать ответом на события внешнего мира.

Оглавление

Введение 3
Актуальность темы. 3
Объект и предмет исследования. 3
Цели и задачи. 3
Основная часть 5
1 глава - Теоретическая часть 5
Общий сленг английского языка 5
Конверсия 7
Реверсия 13
Сокращение 16
Словослияние (телескопия) 24
2 глава - Практическая часть 29
Конверсия 29
Реверсия 33
Сокращение 37
Словослияние (телескопия) 39
Заключение 44
Список литературы 45

Файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 97.96 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

сАНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

     ФАКУЛЬТЕТ ЛИНГВИСТИКИ 
 

     Курсовая  работа

     Дисциплина: Лексикология

     Тема: Нелинейные модели словообразования в современном английском языке (на материале общего сленга) 

     Выполнил: студент группы Л-206

     Шевчук  Никита

     Проверил: к.ф.н., доц. кафедры

       ТЯиП Татаринова Е.С.

 
 
 

     Санкт-Петербург, 2010 

     Оглавление

     Оглавление 2

     Введение 3

     Актуальность темы. 3

     Объект и предмет исследования. 3

     Цели и задачи. 3

     Основная часть 5

     1 глава - Теоретическая часть 5

         Общий сленг английского языка 5

         Конверсия 7

         Реверсия 13

         Сокращение 16

         Словослияние (телескопия) 24

     2 глава - Практическая часть 29

         Конверсия 29

         Реверсия 33

         Сокращение 37

         Словослияние (телескопия) 39

     Заключение 44

     Список литературы 45 

 

     Введение

     Актуальность  темы.

     В основе тематики данной курсовой работы лежит класс словообразовательных моделей английского языка, определяемых учеными-лингвистами как нелинейные. Процесс словообразования по праву  можно назвать одним из основополагающих в языкознании, так как именно он стоит за появлением в жизни  современных людей слов, способных  по-новому передать их состояние и  стать ответом на события внешнего мира. Современный язык ежедневно  трансформируется, пополняется новыми словами, многие из которых оказываются  образованными нелинейными методами. Характерным примером этому являются используемые в разговорной речи сокращения, такие как ASAP или IMHO,  которые возникают в процессе нелинейного словообразования. Именно поэтому данная тема является столь актуальной для лингвистики.

     Объект  и предмет исследования.

     Объектом  исследования в данной работе является современный английский язык. При  этом особое внимание  будет уделяться  его разговорной составляющей, или  общему сленгу, так как именно он является наиболее динамично развивающимся  в нынешнее время. Предметом исследования станут нелинейные модели словообразования. Они оказывают немалое влияние  на современный язык, способствуя  его пополнению и обогащению.

     Цели  и задачи.

     Основной  целью данной работы является анализ нелинейных моделей словообразования в современном английском языке. Это позволит осветить данные модели с разных сторон на основе различных  точек зрения ученых-лингвистов, а  также определить степень их влияния  на развитие языка.

     Круг  поставленных задач:

  • описание нелинейных моделей словообразования
  • анализ современного английского языка с целью выявления наиболее актуальных примеров описываемых моделей
  • исследование примеров с точки зрения их соотнесения с нелинейными моделями
  • формирование основных выводов относительно нелинейных моделей

     Работа  разделена на две части: теоретическую  и практическую, в каждой из которых  описаны те или иные этапы исследования.

     Таким образом, данная курсовая работа представляет собой исследование английского  языка, направленное на изучение и описание нелинейных моделей словообразования.

 

     

     Основная  часть

     1 глава  - Теоретическая часть

     Разные  способы словообразования можно  распределить по двум общим моделям  исходя из того, какие манипуляции  производятся над основой нулевой  степени деривации. Так, аффиксация, словосложение, удвоение и разные типы повторов представляют собой развертывание  исходной единицы, добавление к производящей основе аффиксальной морфемы либо другой основы; напротив, конверсия, реверсия и сокращение по сути являются свертыванием исходной единицы. Модели первого типа (развертывание исходной единицы) называются линейными, второго (свертывание исходной единицы) — нелинейными.1

     В данной курсовой работе будут исследоваться  именно нелинейные методы словообразования. Ученые выделяют всего четыре типа моделей:

  • Конверсия
  • Реверсия
  • Сокращение
  • Словослияние (также известное как телескопия)

     Изучение  нелинейных моделей словообразования будет проводиться на материале  общего сленга английского языка.

     Общий сленг английского  языка

     Исследование  в данной курсовой работе ведется  на материале общего сленга английского  языка. Общий сленг – это особый пласт разговорной речи в языке, который наиболее сильно подвержен  изменениям, происходящим со временем в любом из них. Лингвистика в  последнее время также переключилась  на изучение живого разговорного языка, так как «непосредственное устное языковое общение продолжает оставаться важнейшей сферой функционирования языка», потому что «разговорный язык - это в некотором смысле минимальная система национального языка, филогенетически и онтогенетически первичная система, важнейшая по диапазону общественной и индивидуальной значимости»2.

     Почему же именно разговорный язык так легко поддается изменениям? В отличие от консервативного литературного языка, где традиции и правила сохраняются веками, претерпевая очень малые изменения с течением времени, разговорный язык имеет гораздо более лояльную систему правил и предписаний. Неологизмы, которые появляются в разговорном языке с невероятной скоростью, чаще всего остаются там, переходя в разряд привычных слов. Лингвист Л.В. Щерба однажды сказал, что «литературный язык меньше сам создает, чем берет созданное жизнью, а языковая жизнь бьется и кипит главным образом в разговорном языке отдельных человеческих группировок»3.

     Исследование  в данной курсовой работе будет производиться  на основе выборки материалов из данных словарей:

    • The Oxford Dictionary of Modern Slang
    • Dictionary of Contemporary Slang, автор Tony Thorne

     Нелинейные  модели словообразования очень неоднозначны по своей природе. Неоднозначность  их заключается в том, что основы, которые подвергаются изменениям при  данном типе словообразования, изменяются часто очень непредсказуемо и  неологизмы, которые оказываются  результатом данных преобразований, из-за своей необычности и порой  даже курьезности могут прижиться  только в разговорном пласте языка. Так  например, именно в разговорной  речи очень ярко выражается закон  экономии языковых средств, что приводит к появлению огромного количества сокращений, телескопических слов, реверсий и прочих единиц-продуктов  словообразования именно по нелинейным моделям.

     Рассмотрим  данные нелинейные модели по их особенностям, от наиболее продуктивных к менее  продуктивным.

     Конверсия

     Конверсия наряду с аффиксацией является одной  из самых продуктивных моделей словообразования в английском языке. Характерность  конверсии именно для английского  языка происходит из-за аналитического характера строя этого языка. Так, в английском языке отсутствуют морфологические показатели части речи, что делает именно эту модель словообразования очень продуктивной. Конверсией называется функциональный сдвиг из одной частеречной категории в другую без каких-либо изменений самой формы слова. Примером конверсии может стать переход существительного skin n. (кожа) в глагол to skin v. (снимать кожу).

     Термин  «конверсия» в настоящее время  считается не слишком удачно подобранным, равно как и другие ранее использовавшиеся термины: безаффиксальное словообразование, корневое словообразование, так как  последние неправильно трактуют процессы, происходящие при образовании, а первый имеет схожие термины  в других системах.

     В основном продуктами конверсии становятся простые слова, однако в последнее  время появились и сложные  слова, характерные для технической  и научной терминологии, например wireless a. – to wireless v.

     При конверсии происходит не только грамматический (переход из одной части речи в  другую), но и семантический сдвиг. Так, производная основа является уже  по разнообразию своих семантических  значений, что обуславливает одно из правил конверсии: объем значений производящей основы всегда должен быть шире объема значения производной основы. Так например, значение глагола  to tree v. включает в себя небольшое количество схожих значений – загнать на дерево, взбираться на дерево, в то время как значений слова tree n. гораздо больше. Происходит это из-за того, что продуктами конверсии зачастую становятся специфические семантические значения производящих слов. Более подробно об этом будет рассказано далее.

     Ученые  лингвисты придерживаются разных взглядов относительно природы конверсии. Так, некоторые лингвисты считают, что конверсия является безаффиксальным способом образования слов, то есть только корень слова используется для образования другой части речи, без добавления словообразующего аффикса. Данный подход вызывает широкой критицизм, так как он не может объяснить специфические пути безаффиксального образования, например, глагола от существительного. Кроме того, данный подход не может разграничить случаи конверсии и чередования звуков в словах, например food n. – to feed v.

     Кроме того, существует другой подход к объяснению конверсии – словообразование с  использованием нулевой морфемы. Ученые, придерживающиеся данной теории указывают  на сходства при образовании слов при помощи аффиксации и конверсии. Так, например, если рассматривать такую  категорию как «совершитель действия», то можно заметить сходство:

     run v. (бежать) – runner n. (бегун) – аффиксация;

     help v. (помогать) – help n. (помощник) – конверсия.

     Однако, подход, которого придерживаются большинство  лингвистов, в том числе и А.И. Смирницкий, заключается в том, что  конверсия – это переход слова  из одной части речи в другую путем  изменения его парадигмы. Так, рассматривая пример аффиксации: to track v. (отслеживать) – tracker n. (прибор, осуществляющий отслеживание), мы видим, что переход в другую часть речи осуществился не только из-за добавления суффикса –er, но и путем изменения парадигмы слова. То есть конверсия, ввиду отсутствия добавляемого суффикса является методом образования слов только путем изменения его парадигмы. Так, рассмотрим слова to break v. (ломать) и break n. (разлом): парадигма слова to break v. типично глагольная (break, breaks, broke), в то время как парадигма слова break n. является именной (break, some breaks, break’s).

     Кроме того, некоторые лексикологи Великобритании и США рассматривают чисто  синтаксический подход к объяснению конверсии. Они трактуют конверсию  как функциональный сдвиг, объясняя это тем, что в современном  английском языке слова могут  принадлежать к двум частям речи в  одно и то же время. Данный подход порождает  заключение, что в современном  английском языке больше нет разграничения  между различными частями речи. Однако, слова все же подразделяются на классы, в зависимости от их формальных и семантических свойств; кроме того, разница в словоизменительной парадигме также подсказывает разделение на части речи. Таким образом, данный подход может быть опущен в дальнейшем обсуждении.4

Информация о работе Нелинейные модели словообразования в современном английском языке (на материале общего сленга)