Научная деятельность В.В Виноградова

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 21:48, реферат

Краткое описание

Получил первую известность благодаря литературоведческим публикациям (о стиле писателей-классиков и современников:А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова, А. А. Ахматовой и др.; выступал также с чисто историко-литературными работами, публикациями неизданных произведений и т. п.) Первый доклад о Гоголе был сделан им осенью 1920 г. в «Русском библиологическом обществе», членом которого Виноградов состоял, принимая активное участие в его работе и его изданиях, опубликовав там несколько рецензий - на книги В. Жирмунского, Ю. Тынянова, Р. Якобсона.

Оглавление

Содержание………………………………………………………………1
Введение………………………………………………………………….2
Краткая биографияВ.В.Виноградова…………………………………..3
Ранние труды В.В.Виноградова………………………………………..4
Научные труды В.В.Виноградова..............................................................5
Заключение………………………………………………………………13
Список используемой литературы……………………………………..14

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 41.78 Кб (Скачать)

Языковед, глубоко преданный  науке, В.В.Виноградов представляет собой  образец ученого редкой последовательности взглядов, оригинального и независимого научного мышления, не допускающего ни подражательности, ни увлечения лингвистической  модой. Не раз в прошлом осторожничающие  издатели и воинствующие пропагандисты  «нового учения о языке» призывали  «талантливого ученого» не упорствовать и обратиться к социологической (а по существу — вульгарно-социологической) постановке лингвистических проблем. Но В.В.Виноградов никогда не изменял  методу объективного изучения, синтезирующего исследования внешнего и внутреннего  в языке.

Историю литературного языка  и художественной речи В.В.Виноградов рассматривает как органическую часть культуры русского народа. Изучая язык XVIII—XIXвв., он прекрасно знает  эпоху, вводит в свои исследования массу  новых сведений из области социальной жизни, быта, культуры; его работы по истории литературного языка, о  стиле писателей изобилуют свидетельствами  современников, материалами, извлеченными из писем, мемуаров, из малоизвестных  или забытых источников. Тезис  о необходимости глубокого знания не только языка эпохи и индивидуальных стилей, но и истории общественной мысли, просвещения, культуры ложится  в основу разрабатываемых В.В.Виноградовым методов текстологических и эвристических  исследований.

С большой творческой интуицией  В.В.Виноградова связана та характерная  черта его работ, докладов, просто бесед с учениками, которую можно  назвать научной щедростью: он постоянно  открывает перспективы поисков, подсказывает новые пути, — и  пути эти оказываются верными. Отдельные  его предположения, мысли, гипотезы, высказанные иногда вскользь, мимоходом, становятся отправной точкой новых исследований. Формулировке задач, раскрытию перспектив языковедческой работы В.В.Виноградов часто посвящает специальные статьи, в которых формулируются не только общие проблемы, но и конкретная тематика будущих работ. В этом проявляется живая забота о будущем науки, о разумной расстановке исследовательских сил.

В.В.Виноградов является создателем новых отраслей филологии — истории  литературного языка, науки о  языке художественной литературы, об индивидуальных стилях. В предисловии  к книге «Эволюция русского натурализма» (1929) он писал о «трудном пути, которым  шел лингвист, принужденный внутренним развитием своей науки обратиться к истории литературы за новым  материалом для исследований вопросов слова». Младограмматики исключали  индивидуальную стилистику из области  языкознания. В.В.Виноградов ввел ее в  эту область и сформулировал  ее языковедческую проблематику. Он обосновал  необходимость существования особой филологической дисциплины — науки  об индивидуальных стилях и о языке  художественной литературы, имеющей  свои специфические задачи и методы, не отождествляющиеся с задачами и методами литературоведения. Он показывает, что лингвистические исследования индивидуальных стилей и языка художественной литературы представляют огромную методологическую ценность для теории и истории  языка. Последовательно, всей направленностью  своих работ В.В.Виноградов ратует против обособления науки об индивидуальных стилях и о языке художественной литературы от истории литературного  языка.

Выступив первоначально  как исследователь «микрокосма» индивидуального стиля, поэтической  символики писателя как выражения  его индивидуального мышления, В.В.Виноградов очень рано переходит к изучению отношения индивидуальных стилистических систем к предшествующей литературной традиции, места этих систем «в ряду явлений однородных, но различных». От отдельного литературного произведения как целостного эстетического объекта  он обращается к истории стилей, к созданию исторической поэтики  и истории русского литературного  языка. Работы этого направления  объединены мыслью о том, что познание языковой системы в ее движении углубляется  и совершенствуется путем познания индивидуальных речевых систем, что  эти два типа систем взаимосвязаны  и взаимообусловлены в своем  развитии. Этот тезис оказался чрезвычайно  плодотворен. Так, например, исходя из него, В.В.Виноградов убедительно показал  связь формирования реализма как  целостного метода словесно-художественного  выражения с образованием национального  языка, с осознанием многообразия социально-речевых  стилей.

Серия монографий 1959—1963гг. явилась новым этапом в постановке и решении тех проблем, которым  В.В.Виноградов посвятил многие свои предшествующие работы. Эти книги объединены общей  задачей определения предмета, понятий, категорий и методов науки о стилях художественной литературы как особой филологической дисциплины.

Своеобразная цикличность  исследований — вообще характерное  свойство научной работы В.В.Виноградова. Изучая те или иные вопросы и публикуя результаты своих разысканий, он как  бы вступает лишь в первую стадию проникновения  в соответствующую проблематику. Он еще возвратится к этим вопросам, углубив и расширив и сам материал, и его теоретическое осмысление, поднимется на новую ступень научного обобщения. Так, начав с исследования стилистических систем отдельных писателей, В.В.Виноградов пришел к созданию науки  о языке художественной литературы. В этом пути были свои этапы: исследователь  не сразу подошел к изучению вершины  индивидуального художественного  мастерства — к языку и стилю  Пушкина; и сами работы о языке  Пушкина тоже стали ступенью к  трудам собственного теоретического, обобщающего характера.

В 1927г. в Ленинградском  лингвистическом обществе В.В.Виноградов прочитал доклад, в котором изложил  свою концепцию частей речи. Это  было началом работ «грамматического цикла». Через десять лет появляется двухтомный «Современный русский язык», где эта концепция углубляется  и конкретизируется. Однако и это  — лишь один из этапов в разработке грамматической проблематики. В.В.Виноградов обращается к вопросам о формах слова, о грамматической омонимии, к системе  синтаксиса. В 1947г. выходит его книга  «Русский язык», где излагается стройная и законченная система — «грамматическое  учение о слове». В этой книге  воплотились все те особенности  исследовательского метода В.В.Виноградова, о которых говорилось выше. Но и  она не была завершающим трудом. В последующие годы появляется серия  работ, посвященных центральным  вопросам грамматической теории —  проблемам словообразования в его  отношении к грамматике и словарю, синтаксиса предложения и словосочетания, теории модальности и предикативности. Обобщенное и систематизированное  изложение все эти вопросы, так  же как и вопросы морфологии, получили во введении к академической «Грамматике  русского языка».

Уже с конца 20-х годов  В.В.Виноградов обращается к проблемам  лексикологии и фразеологии, семасиологии, лексикографии. Начинают печататься его  многочисленные статьи по исторической лексикологии. Эти мастерски выполненные  работы по существу представляют собой  главы большой монографии. Во второй половине 30-х годов В.В.Виноградов занят работой над «Толковым  словарем русского языка»; позднее  он редактирует многие лексикографические труды, в том числе «Словарь языка  Пушкина». Здесь так же, как в  других областях своей исследовательской  работы, В.В.Виноградов идет от изучения отдельных проблем к постановке общетеоретических вопросов. В 1945г. на научной сессии Ленинградского университета он читает доклад «Слово и значение как предмет историко-лексикологического изучения». Позднее появляются блестящие  работы о русской фразеологии, о задачах семасиологии и лексикологии, об основных типах лексических значений слов.

В.В.Виноградов — крупнейший историк науки о русском языке. И в этой области он верен своим  интересам. С 1920г. — со статьи о Шахматове  — он начинает историографию русского языкознания, привлекая внимание русистов не только к корифеям отечественной  науки, но и к именам недостаточно известным или несправедливо  забытым. Он любовно и тщательно  воссоздает лингвистические системы  Ломоносова, Востокова, Добиаша, Потебни, Щербы, пишет о Пешковском, Чернышеве, Селищеве, Якубинском, М. Покровском, Обнорском  и других лингвистах. Многие из тех  старых трудов, которые сейчас хорошо знает каждый русист, стали известны благодаря работам В.В.Виноградова, им разысканы, оценены, введены в  правильный «исторический контекст». И снова — обобщающие труды, целые  историографические курсы: «Русская наука  о русском литературном языке» (1946), «Изучение русского литературного  языка в СССР» (1955), «Из истории  изучения русского синтаксиса» (1958), периодические  общие обзоры.

В последнее время В.В.Виноградов обратился к изучению закономерностей  развития славянских литературных языков в донациональную и национальную эпохи, к вопросам образования и  развития древнерусского литературного  языка и национального русского литературного языка. Им установлена  новая периодизация, новое понимание  древнерусской языковой системы  как системы разных типов языка. От других недавно предложенных типологий  и периодизаций эта новая типология  выгодно отличается отказом от упрощений, глубоким проникновением в сложные  процессы развития языка.

Виктор Владимирович Виноградов полон творческих сил, энергии, замыслов. Завидна судьба ученого, так живущего в науке и для науки, и завидна  судьба тех, кому выпало счастье работать с ним рядом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В заключении хотелось бы сказать, что жизнь и деятельность академика  Виноградова - это пример усердия, трудолюбия, упорства и невероятной жажды  знаний.

Первое, что удивляет всех, кому случится познакомиться с наследием  Виктора Владимировича Виноградова  в достаточной полноте, — небывлое разнообразие его филологических интересов. Филологических — даже не совсем точно, ибо начал он с серьезного труда  по истории раскола, над которым  работал еще на последнем курсе  рязанской духовной семинарии; и  в дальнейшем исторический культурный и бытовой фон составлял непременную  подстилающую поверхность всех его  работ — будь то грамматика, поэтика  или историческая лексикология.

Многие зарубежные академии наук избирали учёного своим членом: Болгарская, Польская, Французская, Румынская, Датская и другие.

Он являлся членом-корреспондентом  общества ЮНЕСКО «История культуры и  науки человечества», почётным доктором Карлова и Будапештского университетов, президентом Международной ассоциации преподавания русского языка и литературы.

В.В.Виноградов награждён медалью «За заслуги перед наукой и человечеством»

Будучи профессором Ленинградского и Московского университетов, Московского  педагогического университета, В.В.Виноградов воспитал целое поколение русских  лингвистов, которое продолжает развивать  идеи своего учителя.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.Ю.Л.Бельчиков. «Научная работа как способ существования.» Виноградов Виктор Владимирович.(http://www.pahra.ru/chosen-people/vinogradov/index.htm)

2.О. Г. Ревзина. «Язык и литература: учение академика В. В. Виноградова в свете современного гуманитарного знания.»Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 1995. № 6. С. 83—89.(http://danefae.org/lib/ogrevzina/vinogra.htm)

3.В.И.Кодухов. «Общее языкознание. »М.,1974.

4.Составитель Ф.М. Березин. «Хрестоматия по истории русского языкознания.» М., 1973.

5.Конрад Н.И. О работах академика В.В. Виноградова // Русская литература. 1964. № 4.

 


Информация о работе Научная деятельность В.В Виноградова