Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 23:33, реферат
Готфрид Вильгельм Лейбниц начинает немецкую идеалистическую традицию XVII века, традицию, своеобразие которой заключалось в определении души как неразложимой мирообразующей сущности, первичной по отношению к телу и отличной от материального начала. Временем начала этой традиции является период острых конфликтов и значительных расхождений в науке и политике XVII века.
Министерство образования и науки
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ И ГАЗА ИМ. И.М. Губкина
Кафедра философии и социально-политических технологий
Реферат
по курсу «Философия и методология науки»
на тему:
«Философские и научные воззрения Г.В. Лейбница».
Москва, 2013г.
Оглавление
Готфрид Вильгельм Лейбниц начинает немецкую идеалистическую традицию XVII века, традицию, своеобразие которой заключалось в определении души как неразложимой мирообразующей сущности, первичной по отношению к телу и отличной от материального начала. Временем начала этой традиции является период острых конфликтов и значительных расхождений в науке и политике XVII века.
Лейбниц был одним из тех всеобъемлющих гениев, с которым мало кто в истории науки смог бы соперничать по широте теоретических обобщений, силе мысли, научной универсальности и прозорливости. Во многих отраслях знаний этот Великий философ оставил свой неизгладимый след. При нем практически не существовало науки, которую он не изучал бы, и в которую его мысль не внесла бы что-нибудь новое. Французский писатель и философ-просветитель XVIII века Дени Дидро сказал о Лейбнице: «один этот человек доставил столько чести Германии, сколько Платон, Аристотель и Архимед, вместе взятые, доставили Греции».
Будучи сыном профессора Лейпцигского Университета Лейбниц еще с юношеских лет начал интересоваться наукой, а в особенности логикой. В университете он закончил юридический факультет, защитив докторскую диссертацию. Однако параллельно с этим он изучал логику и математику и впоследствии разработал идеи этих наук, в частности математической логики, став ее основоположником.
Окончив университет и поступив на службу к министру Майнцского курфюрства, Лейбниц продолжил заниматься математикой, разработал идеи механики. Появился у него интерес и к богословию: Лейбниц мечтал объединить все христианские конфессии. Об этой идее он высказался в одной из своих работ.
Изучив работы Паскаля, Лейбниц развил его логические и математические идеи, усовершенствовал его знаменитую счетную машину.
Независимо от Ньютона, Лейбниц является создателем математического анализа – дифференциального и интегрального исчисления. Вообще, несмотря на то, что основные положения современной математики разработал Декарт, вклад Лейбница в математику был велик. Ему также принадлежат многое нововведения: понятия дифференциала, функции, алгоритма, координат. С цифрами 0 и 1 Лейбниц описал двоичную систему счисления, на которой основана современная компьютерная техника.
Философия Готфрида Лейбница во многом обогнала свое время, впитав в себя достижения предшественников и современников. Лейбниц критиковал идеи Томаса Гоббса, Рене Декарта, Джона Локка и Бенедикта Спинозы, а затем переработал и синтезировал их в собственную систему понятий и принципов.
Все свои философские идеи и взгляды он изложил в основных сочинениях: «Рассуждение о метафизике» (1685), «Новая система природы» (1695), «Новые опыты о человеческом разуме» (1704), «Теодицея» (1710), «Монадология» (1714).
Лейбниц был разносторонне развитым человеком, интересовавшимся такими науками как философия, математика, физика, механика, богословие, геология.
Что касается философии Готфрида Лейбница, она является синтезом идей ведущих философских школ XVII века. Более того, в ней нашли отражение почти все философские идеи, накопленные к тому времени европейской философией.
Система Лейбница – многовековой результат труда по переработке основных принципов и концепций философии с древности до его времени. Теоретическими источниками философии Лейбница явились учения Спинозы, Платона, Гоббса, Августина, Декарта, а также многих других. Лейбниц - завершитель европейского рационализма. К философским концепциям предыдущих философов он подходил с позиции сохранения всего того, что представляет в них значительную ценность. Однако, внимательно изучив философские концепции прошлого, Лейбниц был не согласен со многими из них.
В учении Спинозы Лейбница не удовлетворяло противопоставление психического и физического, духа и материи, и он создает учение, дабы восстановить их единство, позволяющее объяснить многообразие мира исходя из основы, единой по природе и происхождению, но разнокачественной по своим состояниям.
Положение о безусловной зависимости всех модусов перед диктатом субстанции, фатализм также оказались для Лейбница неприемлемыми. Но в противостоянии с Локком относительно роли разума и опыта в познании Лейбниц становится на сторону Спинозы.
Он соглашался с Локком в том, что познание начинается с чувств, и говорил о том, что чувственный источник познания не ведет к адекватному знанию. Только с разумом и интуицией могут устанавливаться ясные идеи и истины, причем истоки этих идей и истин начинаются из опыта, и они не выводимы. В качестве возражения Локку, который сказал, что в интеллекте нет ничего, что не прошло бы через чувства и опыт, Лейбниц пишет: «Нет ничего в разуме, чего не было раньше в ощущениях, за исключением самого разума». Лейбниц пытался установить связь рационального и чувственного. В его учении единство опыта и разума выступает как наложение рационального на чувственный опыт, а не как восхождение от чувственных форм к идеям. Поэтому именно из-за слабости самого разума и его основных функций - внимания как стремления к ясности, и памяти, а не по вине чувств возникают ошибки в познании.
Лейбниц отвергает математическое учение Томаса Гоббса из-за его крайней метафизичности и механицизма. Гоббс смотрел на мир через призму механического агрегата мертвых статических тел. Лейбниц же противопоставил свое представление о действительности как о беспрерывном потоке изменений реальности и сознания.
Целый ряд методологических законов и принципов составляют философскою систему Лейбница. Они являются стержнем этой системы, связывая при этом все ее части. Из всех принципов можно выделить самые главные по своему значению:
Принцип всеобщих различий говорит о качественном многообразии мира, отрицая повторимость состояний одной и той же вещи во времени. Также этот принцип гласит, что не бывает абсолютного сходства вещей друг с другом. Этим принципом Лейбниц пытался утвердить всеобщую изменчивость в мире физических явлений и сознания.
Принцип тождественности неразличимых вещей обеспечивает первый принцип философской системы Лейбница и в значительной степени дополняет его. Суть принципа: не следует различать вещи, если на самом деле они являются одной и той же вещью и, наоборот, отождествлять вещи, различающиеся по своим качествам.
Принцип непрерывности утверждает о существовании различий между вещами. Этот закон указывает, что в мире есть некие переходы в восхождении вещей по степеням совершенства. Все вещи составляют своеобразный континуум, где степень близости или отдаленности двух соседних по качеству вещей определяет меру их сходства или различия, несводимых при этом никогда к нулю. Из принципа непрерывности вытекали и другие следствия. Одно из них указывало на преемственность различных состояний в одной и той же вещи, т.е. обусловленность текущих состояний вещи историей ее развития и влияние их на ее будущее; другое - на взаимосвязь различных свойств одной и той же вещи.
Однако существуют противоположные принципу непрерывности законы. Например, закон дискретности, с помощью которого объясняется многообразие и уникальность состояний сознания и различных вещей. Этот закон гласит, что частные объекты и их качественная уникальность порождается из малых разрывов и скачков, из которых и слагается сама непрерывность и постепенность.
Таким образом, Лейбниц разрабатывает систему взглядов, исходя из вышеизложенных принципов. Она представляет собой своеобразное идеалистическое перевоплощение атомистической картины мира и во многом построена на основе психологических особенностей человека.
Одна из главных философских идей Лейбница базируется на афоризме: «философия, если отведать ее слегка, уводит от Бога, если же глубоко зачерпнуть ее - приводит к нему». Эта его идея говорит о том, что необходимо согласовывать прошлые представления о боге с новыми достижениями естествознания в различных сферах деятельности человека. В одном из главных своих трудов «Теодицея» Лейбниц излагает теорию оптимизма. Наш мир наилучший и совершеннейший из всех возможных миров, несмотря на то, что в нем присутствует много зла.
Лейбниц исходит из того, что божественное всеведение должно было знать этот лучший из миров, божественная благодать должна была желать его осуществления, тогда как божественное всемогущество должно было быть способным его произвести.
Бог созерцал бесконечное количество миров прежде, чем сотворил действительный мир. Если бы Бог сотворил мир, где нет зла, то он не был бы так хоpош, как действительно существующий миp. Это все не противоречит законам логики, поэтому и имеет место быть. Но самая главная истина состоит в том, что Наш сотворенный действительный мир включает в себя больше добра, нежели зла. Поэтому Наш мир и является совершенным. Лейбниц утверждает: Бог - источник всех сущностей и возможностей, которые только можно мыслить. Богом определена всеобщая гармония мира. Сущности и возможности - это нечто идеальное, рациональное, но соединенное с существованием, чувственностью.
Существование является действующим, динамическим, действительным бытием, хотя бытие присуще и всему, что мыслимо, при условии внутренней непротиворечивости мысли. Природа, которую сотворил Бог, - совершенна. А в нашем совершенном мире - мире, где живет человек, действует принцип минимакса. Он гласит: максимум результатов достигается с помощью минимальных средств.
По Лейбницу, основой всего на земле является монада - изменяющаяся и развивающаяся, активная, частная субстанция духовного порядка. Человеческое «Я» с его познанием - аналог этой субстанции. Некая «предустановленная гармония» объединяет же эти замкнутые единицы. В ней заложено соответствие познания и бытия. Существовала проблема противоположности познаваемого объекта и познающего субъекта. Однако эта проблема заменялась проблемой соответствия и согласованности, решаемой в оптимистическом духе. То есть она ставилась в онтологическом плане - в более широком, нежели гносеологическом.
Предустановленная гармония гарантирует частным субстанциям возможность действовать в соответствии с обстоятельствами, в согласии с конечными целями Бога. А врожденность принципов познания - одно из главных положений философии Лейбница. При творении мира Творец выбрал план наилучший, который соединил в себе великое разнообразие вместе с величайшим порядком. Это следует из совершенства Бога. Поскольку все возможности в разумении Бога по мере своих совершенств стремятся к осуществлению, то конечным результатом всех этих стремлений должен быть наиболее совершенный действительный мир. По-другому нельзя никак объяснить, почему вещи сотворены именно так, а не иначе.
На протяжении всей своей жизни Готфрит Лейбниц стремился соединить теорию с практикой. Независимо от Ньютона он создал математический анализ, открыв дифференциальное и интегральное исчисления. Также в стремлении придумать механизм, способный производить операции над большими числами, Лейбниц создал счетную машину. С большим интересом выдающийся философ занимался экономикой, инженерной деятельностью. Вообще говоря, практически не существовало той отрасли знаний, которую не изучал бы Лейбниц и не привнес бы в нее что-то новое, ранее неизвестное человечеству.
Что касается физики, здесь Лейбниц был первым, кто сформулировал закон сохранения энергии – закон «живых сил». «Живая сила», по-другому кинетическая энергия, по Лейбницу - установленная им в качестве количественной меры движения единица. Она исчислялась как произведение массы тела на квадрат скорости. Тем самым он отвергал формулировку данного закона Декартом (произведение массы тела на скорость), назвав ее «мертвой силой».
Еще одним новшеством в физике была его формулировка основного вариационного принципа, «принципа наименьшего действия». Позднее данный принцип назвали принципом Мопертюи. Лейбниц сделал ряд открытий в специальных разделах физики: теории колебаний, теории упругости, и других. Он вывел неразрывную, универсальную связь всего со всем из божественного попечительства над всем миром.
По Лейбницу, «во всех неорганических телах скрываются органические, так что вся масса, на вид бесструктурная и сплошь однородная, внутри неоднородна, а дифференцирована, притом не бесформенно, а упорядоченно». При этом упорядоченность и структуризация разных тел индивидуальны. В то же время Лейбниц утверждал, что жизненность универсальна и всеобща, она присутствует на всех уровнях бытия.
Лейбницу принадлежит тезис: в мире нет абсолютно одинаковых тел, даже две капли воды различны. С ним связано другое положение его философии - закон непрерывности. Динамизм Лейбница дополняется законом непрерывности. Закон непрерывности привел Лейбница к выводу о родстве всех живых существ и их связь с неорганической природой.
Все уже сотворено в принципе. То, что иногда называют «творческой эволюцией» - лишь иллюзия. Развиваться, или эволюционировать можно только исходя из того, что уже заложено изначально, т.е. так сказать «виться из» и не более того. Причем процесс этот компенсируется процессом инволюции, «свертывания развившегося».
Считая недостаточным картезианский критерий ясности и отчетливости, Лейбниц предлагал опираться в познании на законы тождества (или противоречия) и достаточного основания. Закон тождества является, по Лейбницу, общей формулой так называемых «истин разума», примером которых является сам закон тождества, геометрические аксиомы и т. д.
Информация о работе Философские и научные воззрения Г.В. Лейбница