Философские и научные воззрения Г.В. Лейбница

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 23:33, реферат

Краткое описание

Готфрид Вильгельм Лейбниц начинает немецкую идеалистическую традицию XVII века, традицию, своеобразие которой заключалось в определении души как неразложимой мирообразующей сущности, первичной по отношению к телу и отличной от материального начала. Временем начала этой традиции является период острых конфликтов и значительных расхождений в науке и политике XVII века.

Файлы: 1 файл

Философские и научные воззрения Г.В. Лейбница (1).docx

— 49.45 Кб (Скачать)

Готфрид сформулировал понятие «необходимость». Согласно Лейбницу, «необходимость» - это то, что должно быть обязательно. Метафизическая, абсолютная, геометрическая и логическая необходимости выступают самой первой необходимостью. Лейбниц допускает единственную возможность событий, поскольку самая первая необходимость основана, как он говорил, на законах равенства и противоречия.

Необходимость Лейбниц противопоставляет случайности, понимая ее не как субъективную видимость, а как такую объективную связь явлений, которая зависит от свободных решений и от хода процессов во Вселенной, т.е. он понимал ее как относительную случайность, которая носит объективный характер и возникает на пересечении определенных необходимых процессов, он подчеркивал, что причинность присуща как необходимым, так и случайным процессам.

Проблема исономии – основание философских представлений Лейбница. Ведь показать, почему мир устроен именно так, а не как-то по-другому, кто и как это определил, являлось главной целью Лейбница.

В работе Лейбница, написанной для австрийского принца Евгения Савойского можно прочитать о том, что люди всегда используют принцип достаточного основания. Суть этого принципа: ничего не существует без достаточного основания, то есть ничто не может происходить такого, для чего нельзя было бы указать основания, достаточного для понимания того, почему происходит именно так, а не иначе. Раз такое допущено, то можно задать вопрос: почему существует нечто, а не ничто, ибо ничто более просто и более легко, чем нечто?

Далее, если предположить, что вещи должны существовать, то должна быть возможность указать, почему они должны существовать так, а не иначе.

Таким образом, для решения различных проблем в философии Лейбниц использовал этот самый закон достаточного основания. Например, с помощью этого закона Лейбниц доказывает бытие Бога, обосновывает невозможность существования двух абсолютно одинаковых вещей в мире, объясняет утверждения наличного мира в качестве наилучшего и т. д.

  1. «Монадология» Лейбница.

«Монадология» Лейбница – основная его философская концепция. Лейбниц выступал за единство духовного и телесного. И основой этого единства, он считал, является именно духовное начало. Тем самым Лейбниц - сторонник идеалистического направления, отличное от идей и взглядов Спинозы. Именно учение о монадах раскрывает его идею целостности мира и человека.

Как утверждал Лейбниц, все мироздание состоит из бесконечного множества неделимых субстанций – монад. Монада является мирообразующим началом. Монады – душеподобные единицы, элементы всего на земле, которые он называл «истинными атомами природы».

Описывая монаду, Лейбниц раскрывает свои психологические представления. Он утверждал, что монада способна воспринимать все, что происходит во Вселенной, то есть эта неделимая субстанция психична. Она является аналогом психической деятельности: как и разум, монада богата по содержанию, едина и включает разные представления.

Монады является простыми субстанциями, то есть не имеющими частей. Кроме монад в мире ничего нет. Монады являются элементами всех вещей, она неделимы. Они могут получить начало только естественным путем, через творение, но никак не образоваться путем сложения. Погибнуть же монады могут только через уничтожение.

Главными свойствами монады являются активность и деятельность восприятия. Монады всю свою жизнь бесконечно стремятся переходить от смутных к более явным представлениям. Таким образом, каждая монада индивидуальна и неповторима в зависимости от степени своего восприятия и активности.

Каждая монада принимает такую форму, которая соответствует определенной стадии развития монады. Выделяет четыре формы монад:

    1. «Чистые монады» - самая первая форма монад.

Данной форме характерно наличие активности, но отсутствие каких-либо представлений. Данная материя неживая, но вечно движущаяся (так сказать сон без сновидений).

    1. «Монады-души».

Они обладают смутными представлениями из-за низкого стремления к ясности (растения и животные).

    1. «Монады-духи».

Обладают наибольшей ясностью и четкостью восприятий. Они более совершенные и свойственны человеку.

    1. «Монады бога и ангела».

Эта форма свободна от телесной оболочки, обладающая полнотой знаний и ясностью самосознания.

Таким образом, эволюцию души Лейбниц рассматривает как движение от смутных представлений к более четким и ясным. Смутные состояния он назвал перцепции, а четкие – апперцепции. Общие представления свойственны всем монадам, а апперцепции – только особым, относящимся к разуму и душе.

Такая иерархическая лестница монад по Лейбницу – это новая трактовка учения Аристотеля об уровнях души, согласно которому из низших форм души возникают высшие формы. Аналогично и у Лейбница: из перцепций – бесконечно малых форм, образуются апперцепции – высшие состояния монад.

Однако следует отметить, что несмотря на то, что апперцепции свойственны особым монадам, у них присутствует большое число бессознательных представлений или восприятий. Так человек, являясь разумным существом, многое может воспринимать неправильно или просто не осознавать. Эти идеи Лейбница перечеркнули декартовское представление о том, что сознание и психика тождественны. Идеи Лейбница о перцепциях и апперцепциях, о бессознательной психике вошли в курс предмета психологии.

Неосознанные или «мелкие» восприятия представляют особый интерес в повседневной жизни человека. Можно говорить о том, что в нас существует множество восприятий, но без обдумывания и апперцепции. Проще говоря, в нашей душе происходят изменения, которых мы не замечем в силу незначительности наших впечатлений, либо в силу их многочисленности. Однако мы ощущаем действия наших впечатлений. Таким образом, мы не ощущаем шум воды, не воспринимаем ход стрелки настенных часов, если проводим какое-то время рядом, и в конце концов привыкаем к ним. Это происходит из-за потери новизны ощущений.

Также Лейбниц говорил о том, что человек как «микромир» связан со Вселенной – «макромиром». Человек – вершина мироздания, и он включен в законы развития мира, которые определены Богом.

5.Теория познания Лейбница.

Готфрид Лейбниц был приверженец рационализма в вопросах познания. Однако его рационализм был не такой прямолинейный как у Декарта. Он пытался определить свой путь, критикуя идеи Локка, отвергавшего врожденные идеи, и в тоже время не соглашаясь с теорией врожденных идей Декарта. Тем самым он стремился преодолеть недостатки как эмпиризма, так и рационализма.

Лейбниц соглашался с  Декартом в том, что главную роль играют рациональное познание и опыт. Джон Локк же говорил, что все знание исходит только из опыта, что только чувства являются необходимым условием познания. Отчасти Лейбниц соглашался с Локком, но при этом полагал, что чувственное знание является неточным или ошибочным. В одном из своих главных трудов «Новый опыт о человеческом разуме» Лейбниц критикует эмпирический подход или сенсуализм Локка и его утверждение: «В уме нет ничего, чего бы перед этим не было в чувствах». Затем он соглашается, видоизменяя выводы Локка: «нет ничего в разуме, чего бы раньше не было в чувстве, кроме самого разума». Этот вывод означает, что сам разум, его деятельность предшествуют опыту или чувствам. Лейбниц говорил о том, что душа врожденна сама по себе, она включает в себя «единство, бытие, причину, рассуждение, тождество», а также другие понятия, которые нельзя получить из опыта.

То есть, он признает наличие априорных, врожденных способностей к знанию и мышлению. Тем самым, он отвергал теорию Декарта о существовании врожденных идей, полагая, что идеи находятся в разуме лишь в зачаточном состоянии, они выступают лишь как природные способности и наклонности человека.

Лейбниц отказался от индуктивной стратегии, устанавливая связь рационального и эмпирического. Чувственный опыт – низшая ступень познания, поскольку чувственное познание не может объяснить необходимость в познании истины. По Лейбницу, рациональное – основа чувственного опыта. Только рациональное может показать всю полноту Нашего мира, дать картину необходимости и всеобщности мира. Соответственно, причины многих ошибок в познании стоит искать в самом разуме. 

Лейбниц выделял две области истины:

    • истины факта;
    • истины разума.

Истины факта говорят о самом факте. Это истины, которые получаются в результате чувственного познания, то есть выводятся индукцией из опыта, индукцией фактов. Истины факта относятся лишь с какими-то единичными конкретными вещами, выводятся из опыта и не доказываются определенными логическими выводами. Именно поэтому они недостоверны, то есть не исключают наличие противоположных истин.

Истины факта – случайные истины. Для такого типа истин действует закон достаточного основания, который сформулировал сам Лейбниц. На основании этого закона мы делаем выводы о существовании одного факта относительно другого. Другими словами, здесь существует лишь причинная связь явлений.

Истины разума – необходимые истины, они раскрывают сущность и причины явлений. Такие метафизические, другими словами вечные истины, обнаруживаются посредством разума, выводятся дедукцией из «врожденных идей». Для того, чтобы их признать, не требуется оправдания в опыте. Только лишь наличие положения, не противоречащего истинам разума, утверждает их истинность.

По Лейбницу, область истин разума - математика и логика. Логика у Лейбница – наука о всех возможных мирах, и он многое сделал для развития данной науки.

Лейбниц выдвинул идею о применении в логике математической символики и построении логических исчислений, превзошел в чем-то современную математическую логику. Также он поставил задачу логического обоснования математики. Длительное время занимался формальной логикой.

В частности, Лейбниц сформулировал закон тождества, который применяется в современной логике. Также ему принадлежит формулировка закона достаточного основания. Он развил учения об анализе и синтезе.

Таким образом, теория познания по Лейбницу и его классификация истин разумна, но не очень подробная по тем временам. Однако следует отметить, что все идеи Лейбница активно обсуждались в научной мысли 18 века, и оказали непосредственное влияние на формирование идей последующих мыслителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Таким образом, завершителем философии XVII века и в то же время предшественником немецкой классической философии явился Готфрид Лейбниц.

Лейбниц – один и тех великих мыслителей, кто положил начало ускорявшемуся тогда процессу приращения знания. Во многих областях Лейбниц оставил свой неизгладимый след. При нем практически не существовало науки, которую он не изучал бы, и в которую не внес что-то новое. Он был создателем различных методов исследования. В частности, развитие математики не осталось без его внимания. Явившись создателем дифференциального исчисления, он внес большой вклад в развитие данной науки. Он обогатил такие науки как физика (предвосхитил закон сохранения энергии), биология, геология, история и другие науки. Более того, Лейбниц – родоначальник математической логики.

Философская система Лейбница - классический пример тесной связи теории познания с методологией наук, философии в целом - с потребностями естествознания. Лейбниц понимал мир как гармоничное целое. То есть в отличие от Декарта, у которого мир являлся структурой, у Лейбница он был именно системой. Системное единство мира дополняется у Лейбница системным единством науки. Система Лейбница породила впечатляющую картину мира как единого и восходящего движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Штракс, М.Г. Философские взгляды Готфрида Лейбница. - М., 2011. – 137 с.
  2. Майоров Г.Г. Теоретические основания философии Г. В. Лейбница : учебное пособие / Г. Г. Майоров .- Москва : Университет. Книжный дом, 2007. - 311 с.
  3. Подберезная, Л.И.; Семенова, В.Г. Проблема тождества в философии и языке и закон Г.В. Лейбница. - Ростов-на -Дону, 2009. – 111 с.
  4. Философия Лейбница на фоне эпохи : [монография] / Л. А. Петрушенко. - Москва : Альфа-М, 2009. – 510 с.
  5. Проблема всеобщей науки в ранней и зрелой философии Г.В. Лейбница: диссертация кандидата философских наук: Осминская Н.А.; [Место защиты: Нац. исслед. ун-т "Высш. шк. экономики"]. - Москва, 2012. - 227 с.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Философские и научные воззрения Г.В. Лейбница