Научная деятельность Вернадского

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 19:32, реферат

Краткое описание

Жизнь и творчество Вернадского. Центральной идеей, проходящей через все творчество Вернадского является единство биосферы и человечества. Вернадский рассматривал биосферу как особое геологическое тело, строение и функции которого определяются особенностями Земли (планеты Солнечной системы) и космоса. Появление в творчестве Вернадского идей о ноосфере – сфере разума вполне закономерно. Становление этапа ноосферы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….1
1. Философские подходы к естествознанию…………………….....4
2. Основные положения учения о ноосфере …………………….12
2.1 Единство биосферы и человека……………………………..12
2.2 Наука как основной фактор ноосферы……………………..17
2.3 Задачи по созиданию ноосферы…………………………….21
3. Переход биосферы в ноосферу: прогноз и реальность………...23
Заключение ……………………………………………………………..31
Список использованной литературы…………………………………..

Файлы: 1 файл

вернадский.docx

— 60.31 Кб (Скачать)
 
 

Содержание 

Введение………………………………………………………………….1

  1. Философские подходы к естествознанию…………………….....4
  2. Основные положения учения о ноосфере …………………….12
    1. Единство биосферы и человека……………………………..12
    2. Наука как основной фактор ноосферы……………………..17
    3. Задачи по созиданию ноосферы…………………………….21
  3. Переход биосферы в ноосферу: прогноз и реальность………...23

Заключение ……………………………………………………………..31

Список использованной литературы…………………………………..33  

 

 

Введение 

  Истинное  величие Вернадского выясняется только теперь. Оно – в его  глубоких философских идеях, заглядывающих  в будущее, вплотную затрагивающих  судьбы всего человечества.

  Он родился  в Петербурге в 1863 году, всего через  два года после отмены крепостного  права в России, в семье профессора политической экономии, яркого представителя  русской либеральной интеллигенции  прошлого века. Через пять лет семья  Вернадских переехала в Харьков, где на формирование личности Вернадского  повлиял его двоюродный дядя –  Е. М. Короленко, офицер в отставке, увлекающийся научно-философскими изысканиями. Более  всего его интересовали проблемы, связанные с жизнью каждого человека и человечества в целом. Вполне вероятно, что некоторые мысли Е. М. Короленко, некоторые из вопросов, поставленные им, сохранились в памяти Вернадского  и осознанно или бессознательно повлияли на его научное творчество.

  Петербургская классическая гимназия, где с третьего класса учился Вернадский, была одна из лучших в России. Здесь хорошо преподавались  иностранные языки, история, философия. В дальнейшем Вернадский самостоятельно изучил несколько европейских языков. Он читал литературу, преимущественно  научную, на пятнадцати языках, а некоторые  свои статьи писал по-французски, по-английски  и по-немецки. Интерес к истории  и философии ученый сохранил на всю  жизнь.

  Затем Вернадский поступил на физико-математический факультет  Петербургского университета, где среди  профессоров находились светила  русской науки: Менделеев, Бекетов, Сеченов, Бутлеров. Однако большее влияние  на Вернадского несомненно оказал Докучаев, преподававший в университете минералогию. Молодой ученый неоднократно принимал участие в экспедициях по изучению почв Нижегородской губернии под руководством Докучаева. Но сфера научных интересов Вернадского в то время не ограничивалась минералогией. Он занимался и достиг некоторых результатов также в геологии, кристаллографии, истории.

  В то же время  Вернадский искренне увлекся учением  Толстого и разделял многие его сомнения. Однако Толстой не верил в то, что наука способна удовлетворить  стремление человека найти “смысл жизни” , примириться с неизбежностью смерти, обосновать высокие моральные принципы. Вряд ли подобные идеи были близки Вернадскому. В отличие от Толстого он всю свою жизнь сохранял веру в научное знание и стремился найти ответ на множество вопросов бытия на основе логического анализа фактов, достоверных сведений о мире и человеке.

  В 1885 году Вернадский был оставлен хранителем Минералогического кабинета Московского  университета. Работая на этом месте, ученый много ездит, работает в химических и кристаллографических лабораториях, совершает геологические экспедиции. В 1897 году Вернадский защищает докторскую диссертацию и становится профессором  Московского университета. В 1906 году его избирают членом Государственного совета от Московского университета. Два года спустя он делается экстраординарным академиком. По инициативе и под  председательством Вернадского  в 1915 году создается комиссия по изучению естественных производительных сил  России при Академии наук. В конце 1921 года Вернадский основал в Москве Радиевый институт и был назначен его директором. В 1926 году выходит  его знаменитая работа “Биосфера” , после чего он пишет массу исследований о природных водах, круговороте веществ и газах Земли, о космической пыли, геометрии проблеме времени в современной науке. Но главной для него остается тема биосферы – области жизни и геохимической деятельности живого вещества.

  Дожив до глубокой старости, Вернадский скончался  в Москве всего за несколько месяцев  до победоносного завершения Великой  Отечественной войны. Ему пришлось пережить три революции в России и две мировые войны. Но на его век выпали и не менее революционные открытия в науке.

  Но самое  важное: для Вернадского наука  была средством познания природы. Он не был специалистом в какой-то одной  науке или даже в нескольких науках. Он блестяще знал добрый десяток наук, но изучал природу, которая неизмеримо сложнее всех наук, вместе взятых. Он размышлял и над природными объектами, и над их взаимосвязями.

  Как и  многие естествоиспытатели, добившиеся выдающихся успехов в специальных  областях, Вернадский пришел к своим  философским построениям на склоне лет, видя в них естественное обобщение  фундаментальных принципов, лежащих  в основе мироздания. Но даже среди  корифеев естествознания он выделяется не только новаторством и глубиной идей, но и их поразительной современностью.

  И в центре этого новаторства — возрождение  древней идеи о центральной роли человека, его разума во всей Вселенной. Значимость ее для нашей цивилизации  долгое время недооценивалась. И  главная причина этого, как ни парадоксально, состояла, по-видимому, в самих успехах классической науки, увенчавшихся созданием А. Эйнштейном в 1916 г. общей теории относительности, Опьяненные невиданными достижениями, большинство ученых традиционно  видели в человеке всего лишь талантливого созерцателя природы, способного раскрыть ее тайны и вдоволь удовлетворить  жажду познания. А Вернадский пророчески увидел в человеке умелого творца природы, призванного в конце концов занять место у самого штурвала эволюции.

  Вернадскому при всей его гениальности и невероятной  работоспособности потребовались  десятилетия, чтобы перебросить  надежный мост над пропастью, отделяющей естествознание от истории, творимой самими людьми. И мост этот состоял в  ключевой идее, что переход возникшей  на Земле биосферы в ноосферу, то есть царство разума, не локальный эпизод на задворках бескрайней Вселенной, а закономерный и неизбежный этап развития материи, этап естественноисторический. “Мы только начинаем сознавать непреодолимую мощь свободной научной мысли, величайшей творческой силы Homo sapiens, человеческой свободной личности, величайшего нам известного проявления ее космической силы, царство которой впереди” , — вдохновенно писал Вернадский.

 

  

  1. Философские подходы к естествознанию.

  Центральной идеей, проходящей через все творчество Вернадского является единство биосферы и человечества. Вернадский в своих работах по естествознанию раскрывает корни этого единства, значение организованности биосферы в развитии человечества. Широк круг вопросов, затрагиваемых Вернадским в своих работах. Но везде он пытался найти то главное, что, по его мнению, имеет отношение к устройству окружающего пространства в глобальном масштабе. Из всего частного он пытался выделить то общее, что проясняло бы картину мира, в центре которого находится человеческий разум.

  Рассмотрим, какие философские мысли встречаются  в естественнонаучных работах ученого.

  При изучении Вернадским “мертвого вещества” , кристаллов и минералов, он сумел уловить цельность, но неоднородность мира (пространства) . Он исходил не из общих рассуждений, а осмысливал конкретные научные данные кристаллографии. Вернадский считал, что кристалл – это особая активная среда, особая форма пространства. Другими словами: нет однородного пространства мира (всеобщего эфира) , а есть множество его форм, состояний. Кристалл – одно из состояний, для которого характерна неоднородность физических свойств в разных направлениях. Точно также Вернадский пытался увидеть историческую роль минералов. Он считал минералы остатками тех химических реакций, которые происходили в разных точках земного шара; эти реакции идут согласно известным законам, и которые, скорее всего, находятся в тесной связи с общими изменениями, какие претерпевает Земля как планета. Вернадский пытался связать эти разные фазисы Земли с общими законами небесной механики. На основании этих скупых данных в виде осколков различных элементов он пробует понять развитие планеты и космоса.

  Взгляд  натуралиста проникал в глубины  вещества, обнаруживал в явлениях видимого мира скрытые соответствия, вызванные взаимодействием атомов. Радиоактивные элементы, сила атомной  энергии, по мнению Вернадского, определяют особенности поведения вещества земной коры в глубоких горизонтах. А на поверхности планеты решающую роль в геохимических процессах  играют живые организмы и энергия  Солнца, Земная кора, каменный покров планеты, имеет сравнительно небольшую мощность — в среднем около тридцати километров (что это в сравнении  с диаметром Земли — более двенадцати тысяч километров) . Однако именно здесь, в земной коре, осуществляются могучие круговороты вещества, направляемые и движимые, с одной стороны (с поверхности планеты) , лучистой энергией Солнца, с другой (из глубин) — энергией радиоактивного распада атомов. Живые существа задерживают часть солнечной энергии, достигающей поверхности планеты. Земные растения как бы впитывают солнечные лучи, переводя в процессе фотосинтеза лучистую энергию в энергию синтеза сложных органических соединений. Для Вернадского живые организмы предстали в новом свете — как особая геохимическая сила. Мыслители прошлого порой сравнивали живые существа с пленкой, покрывающей земной шар, подобно плесени, обволакивающей круглый плод. Подчеркивалась “паразитическая” роль жизни, которая питается соками великолепного космического плода, называемого Землей. В действительности роль жизни на Земле иная, утверждал Вернадский. Некоторая часть химических элементов планеты находится в состоянии рассеяния. Для них фактически не имеет значения энергия связи, молекулярная. На первое место у них выходит атомная энергия. Но главная масса элементов земной коры концентрируется в виде месторождений полезных ископаемых, мощных пластов и рудных тел. Значит, существуют какие-то силы, определяющие накопление химических элементов и противодействующие их рассеиванию. Одна из главных сил такого рода, по мнению Вернадского — живые существа.

  Вакуум  при жизни Вернадского понимался  преимущественно как отсутствие в данном объеме каких-либо частиц (атомов, молекул, ионов газа) . Однако Вернадский считал, что вакуум не есть пустота с температурой абсолютного нуля, а есть активная область максимальной энергии нам доступного Космоса. То есть пустоты нет. Под эти размышления подходит гипотеза, предполагающая самопроизвольное рождение атомов в космическом вакууме. Она хорошо объясняет некоторые природные явления, но требует отказа от закона сохранения энергии (точнее, ничтожных по величине отклонений от закона) . Однако никто не мешает предположить, что эта энергия, сосредоточенная в вакууме, имеет принципиально другую природу. С этих позиций очень своевременно звучат слова Вернадского: “Об этих пространствах с рассеянными атомами и молекулами правильнее мыслить не как о материальной пустоте “вакуума” , но как о концентрации своеобразной энергии, в рассеянном виде содержащей колоссальные запасы материи и энергии...” С начала XX века стали преобладать понятие о едином и неразделимом пространстве-времени. Но если пространство и время — части единого целого, то нельзя делать научные выводы о времени, не обращая внимания на пространство. Все особенности пространства отражаются так или иначе во времени. Наконец, возникает вопрос: охватывает ли пространство-время всю научную реальность? Есть ли явления вне пространства-времени? По мнению Вернадского, такими объектами могут быть кванты — мельчайшие неделимые порции энергии. Натуралист наблюдает реальные объекты, подвластные времени, изменяющиеся непременно, как ни медленно проходили бы подобные изменения. Эти превращения чаще всего не сводимы к механическому перемещению. Это “внутренние” преобразования, которые остаются вне внимания физиков, вырабатывающих свое представление о пространстве-времени на основе теории относительности. Вернадский придавал особое значение принципу единства пространства-времени. Геологические объекты обладают разнообразными свойствами, структурными особенностями. Одно из проявлений такой разнородности — различные реальные кристаллические пространства. В их пределах по-разному организована материя (атомы, молекулы) , по-разному проявляется симметрия. Реальное пространство планеты крайне неоднородно, мозаично... Такая формулировка по старинке предполагает разделение пространства и времени. А если научно доказано их единство, то следует говорить о мозаичности пространства-времени. Когда мы исследуем структуру различных видов реального пространства, как утверждает Вернадский, надо иметь в виду возможность структурных особенностей времени для каждого такого вида.

  Время —  всеобъемлющая категория. Нет ни одного реального объекта вне  времени, как, впрочем, нет времени  вне реальных объектов. Исследуя кристаллы  и минералы, Вернадский осуществлял прежде всего научный анализ, рассматривал и группировал отдельные объекты своеобразной структуры и химического состава. Проблема времени требовала преимущественно синтеза знаний. И, не прерывая аналитических исследований, Вернадский переходил к обобщениям. В отличие от большинства геологов Вернадский сочетая научный анализ и синтез, рассматривал судьбу кристаллов и минералов в связи с жизнью земной коры, атмосферы, природных вод. Он рассматривал минералы как подвижные, динамичные структуры, подвластные, как и все в природе, времени (тогда как минералы и кристаллы по старой традиции представлялись ученым неподвижными геометрическими фигурами, не имеющими истории, то есть находящимися “вне времени” ) . Поэтому он не мог не отметить роль жизни на Земле: “Органический мир как целое является тем своеобразным фактором, который разрушает минеральные тела Земли и использует их энергию...” Таким образом Вернадский ставил в один ряд живую и неживую природу, как участников единого геологического процесса, то есть он раскрывал глубинные взаимосвязи органического и неорганического миров.

  В частности, Вернадский рассматривал биосферу как  особое геологическое тело, строение и функции которого определяются особенностями Земли (планеты Солнечной системы) и космоса. А живые организмы, популяции, виды и все живое вещество — это формы, уровни организации биосферы. Развивая учение о биосфере, Вернадский пришел к следующим выводам (биогеохимическим принципам) : “Биогенная миграция химических элементов в биосфере стремится к максимальному своему проявлению” . Вовлекая неорганическое вещество в “вихрь жизни” , в биологический круговорот, жизнь способна со временем проникать в ранее недоступные ей области планеты и увеличивать свою геологическую активность. Этот биогеохимический принцип Вернадского утверждает высокую приспосабливаемость живого вещества, пластичность, изменчивость во времени. И еще. Вернадский связал учение о биосфере с деятельностью человека не только геологической, но и вообще с многообразными проявлениями бытия личности и жизни человеческого общества: “В сущности, человек, являясь частью биосферы, только по сравнению с наблюдаемыми на ней явлениями может судить о мироздании. Он висит в тонкой пленке биосферы и лишь мыслью проникает вверх и вниз” . Все мы, люди — неразрывная часть живого вещества, приобщенная к его бессмертию, необходимая часть планеты и космоса, продолжатели деятельности жизни, дети Солнца. Но в идеях о космическом “управлении” земными процессами или о разумных силах во Вселенной (тем более о Мировом Разуме) ничего оригинального для Вернадского не было. Он писал: “... область человеческой культуры и проявление человеческой мысли — вся ноосфера — лежит вне космических просторов, где она теряется как бесконечно малое...” . То есть, по Вернадскому, мы (человечество) – не придаток Вселенского Разума, мы – часть его.

Информация о работе Научная деятельность Вернадского